Технологическая карта по русскому языку

3
0
Материал опубликован 10 July







Конспект урока русского языка


на тему «Единственное и множественное число глаголов»












Технологическую карту разработала: Ступник Вероника Артёмовна


Технологическая карта урока

Название предмета

Русский язык

Класс

Дата

06.04.2021

Тема урока

Единственное и множественное число глаголов

Тип урока

Открытие нового знания

Цель урока:

Сформировать представление о глаголах в единственном и множественном числе


Задачи урока:

-закрепить знания о глаголе;
-познакомить с понятием единственное и множественное число глаголов;
-воспитывать интерес к языку, слову;

-формировать навыки самоконтроля и самопроверки

Основные термины и понятия

Число глаголов: единственное и множественное

Межпредметные связи

Литература

Наглядность

Презентация, учебники

Оборудование

Компьютер, проектор

Этапы урока/ Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы С словесные, Н – наглядные, П – практические)

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Ф-фронтальная,

И-индивидуальная, П-парная,

Г-групповая

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные,

Р - регулятивные,

К- коммуникативные)

Личностные

Организационный этап

Словесные

Прозвенел звонок и смолк –

Начинается урок.

Все за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно



Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке русского языка, я помогу вам приобрести новые знания. Я очень надеюсь, что у нас всё получится.


Проверяют готовность и садятся за парты

Ф








Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).



Актуализация знаний / Фиксация новой учебной задачи / Поиск решения учебной задачи











Постановка целей и задач урока. Создание проблемной ситуации

Словесные

















































-Какую тему вы изучали на прошлом уроке русского языка?

- Что вы знаете по данной теме? Какие понятия вам уже знакомы? Давайте вспомним понятия по данной теме, которые нам сегодня будут нужны.



-Совершенно верно! Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, игра называется «Да – нет». Я буду говорить вам утверждение и если вы согласны с моим утверждением, то вы хлопаете в ладоши. Если не согласны, то не хлопаете.


-Глагол это часть речи (да)

- Глагол отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?(да)

- Глагол обозначает предмет? (нет)

-А что обозначает глагол?

-Верно. Посмотрите на доску, перед вами ряд слов:
Рисует, смотрят, смех, весёлый, писал, шустрый.

-Ваша задача выбрать глаголы и определить их число.

-Давайте все вместе, какие глаголы вы нашли?
-А какое число у этих глаголов?

- Почему вы не смогли определить число глагола?

- Что мы должны будем научиться делать?

-Что нам в этом может помочь?

Составим план урока(план дублируется на слайде).

1.Минутка чистописания
2.Словарный диктант
3.Работа по теме урока (в парах, самостоятельно)
4.Оценивание
5.подведение итогов
6.Рефлексия

-Глагол



Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета, и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать?












Хлопают

Хлопают

Не хлопают



Действие предмета







-Рисует, смотрят, писал

-Не знаем


-Мы не умеем определять число

-Определять число глагола

-План урока








Ф
































Презентация






Презентация





















Самоконтроль


Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).





Уметь ориентироваться в своей системе знаний

отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).



Первичное усвоение новых знаний













Практические

























































Словесные

1.Минутка чистописания. Откройте свои тетради и запишите число и классная работа
(учитель записывает на доске и диктует).

Пропишите заглавную и строчную букву О, пропишите всю строку.

2.Словарная работа. На доске записаны слова с пропущенными буквами, я вам буду диктовать слова, а вы будете записывать их в тетрадь и вставлять нужную букву, по окончанию работы мы с вами вместе проверим.

Земл_ника, мес_ц, м_лина, х_роший, ур_жай, ул_ца.

-Давайте проверим слова


3.Давайте начнем работать по нашей новой теме.
- Внимательно прочитайте стихотворение. Найдите в нём глаголы.
Я страшное дело, какой деловой:
В любые дела ухожу с головой.
Задачи решаю, на скрипке играю, Сынишку соседки в коляске катаю.

-Запишите эти глаголы в тетрадь в столбик. Как вы думаете, почему мальчик в стихотворении скучает?

-А если у мальчика появятся друзья и они будут делать всё вместе, то как изменится форма глагола? Давайте зададим вопрос к каждой группе глагола.

Ухожу –
Решаю-
Играю-
Катаю-

-Какие вопросы мы задаем к каждому столбику глаголов?

- Что обозначает каждая группа глаголов?



-Итак, давайте сделаем вывод.
Глагол в единственном числе обозначает действие скольких предметов?

Глагол во множественном числе обозначает действие скольких предметов?

-Разберём ещё одно стихотворение.


Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три - нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Сколько бабочек было в стихотворении? А если много? Давайте повторим, но уже для нескольких бабочек.

Утром бабочкИ проснулИсь,

ПотянулИсь, улыбнулИсь,

Раз – росой онИ умылИсь,

Два – изящно покружилИсь.

Три - нагнулИсь и приселИ,

На четыре – улетели.

-Давайте запишем первую строчку в тетрадь сначала в единственном числе, потом во множественном числе
Учитель диктует



Вывод: глагол стоит в том же числе, что и существительное, связанное с ним по смыслу.

Записывают число и классную работу в тетрадь под диктовку учителя




Записывают словарные слова в тетрадь






ЗемлЯника,месЯц, мАлина,хОроший, урОжай, улИца.






-Ухожу, решаю, играю, катаю







-потому что он один








Уходим
Решаем
Играем
Катаем
Что делаю? Что делаем?

Действие одного или нескольких предметов



Действие одного предмета


Действие нескольких предметов














-Одна



-Вместе с учителем проговаривают стихотворение










Записывают первую строчку



И
















Ф






















































Ф














Презентация























Самоконтроль
























Самоконтроль



Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).


Первичное закрепление / Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия

Практические













































Словесные

Работа по учебнику.
-Открываем учебники на странице 74. Выполняем вместе упражнение 128.

Мокнут листья и цветы,
Мокнут лужи и зонты,
Мокнут парки и поля,
Мокнет мокрая земля.

-Что означает слово мокнуть?



-Почему в одних предложениях употреблён глагол мокнут, а в других – мокнет? Действие одного или многих предметов обозначает глагол мокнет? А глагол мокнут?
-В каком числе употреблены эти глаголы? А имена существительные?

-Прочитайте правило в оранжевой рамочке.

-Переходим на следующую страницу 75, упражнение 129 под цифрой 1и 2 выполняем самостоятельно в тетради. Вам нужно изменить число глаголов. Записать пары слов в тетрадь и указать над ними число. Как пример у вас показано первое словосочетание: Читает – читают.

-Проверим что у вас получилось.


-Хорошо, аналогично выполняем следующие слова и проверяем.
Глаголы меняются по числам: читает- читают, играет- играют. При изменении числа глагола изменяется его форма.

-На странице 76 упражнение 131. Кто прочитает стихотворение выразительно?

Опять – весна.
Весна
пришла!
Творятся дивные дела:
То по реке
помчится лёд,
То где-то снег трава
пробьёт,
То золотистые веснушки
Усеют щёки и носы,
То классу шустрые пичужки
Дадут в учебные часы концерт бесплатный
-Найдём глаголы

-Вы правильно нашли глаголы. Следующие упражнение 132. Прочитайте правильно. Вам нужно изменить форму глаголов начать и взять по вопросам. Поставить ударение на те же слоги, что и в формах слова понять.

(что сделать?) понять, начать, взять
(Что сделал?) понял, начал, взял
(Что сделала?) поняла, начала, взяла
(Что сделали?) поняли, начали, взяли
-Давайте придумаем предложение с одним из слов.

-Упражнение 133. Прочитайте.
(Кто?) надевает (что?)…
(Кто?) одевает (кого?)…
(Кто?) одевается (сам, сама)…
Когда употребляются в речи глагол одевают, а когда - надевает?









Отвечают на вопросы











Один ученик читает в слух правило










Читают в слух по очереди: звонит- звонят, летит- летят, жужжит- жужжат.

Говорил- говорили,

Гремело- гремели.






Ученик читает выразительно


Пришла (что сделала?)
Творятся (что делают?)
Помчится (что сделает?)
Пробьёт (что сделает?)
Усеют (что сделают?)
Дадут (что сделают?




Устно выполняют предложение всем классом вместе с учителем










Устно говорят предложения


И




















Ф



























Учебники





















Самоконтроль




Рефлексия

(подведение итогов)

Словесные

-Давайте вспомним с вами слова, о которых мы говорили в начале урока, когда мы ещё не могли определить число глагола.
Рисует, смотрят, писал
-скажите какое число у этих глаголов?

-Давайте вспомним какую цель мы ставили в начале урока?

-Мы достигли цель?

Итак, наш урок подошёл к концу. Вы очень хорошо поработали! Благодарю вас за активную работу..






Рисует – ед.ч.
Смотрят – мн.ч.
Писал – ед.ч.


-научиться определять число глаголов

-да

Ф

Презентация



Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).











10


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.