Технологическая карта по русскому языку

3
0
Материал опубликован 10 July

Выполнила: Ступник Вероника Артёмовна

Технологическая карта урока

Название предмета

Русский язык

Класс

2

Дата


Тема урока

Состав слова

Тип урока

Открытие нового знания

Цель урока:

актуализировать знания учащихся о родственных словах, учить наблюдать за единым написанием корней при сопоставлении звучания и написания корней в родственных словах;

Задачи урока:

 


-отрабатывать навыки образования новых слов с помощью  приставки и суффикса;

-формировать положительную мотивацию учения;


-развивать мышление, внимание, речь.

Основные термины и понятия

Корень, суффикс, приставка

Межпредметные связи


Наглядность

Наглядный материал, рпезентация

Оборудование

Раздаточный материал



Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Содержание, виды деятельности

Дидактические средства,

интерактивное оборудование. Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Результаты (формируемые УУД: Л-личностные, Пр-предметные, Р-регулятивные, К-коммуникативные, П-познавательные)

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Организационный этап




Здравствуй, великий,

здравствуй, могучий,

здравствуй, любимый русский язык!


Приветствуют учителя

Ф

Л- Формирование учебно-познавательного интереса к предмету.

Постановка целей и задач урока. Мотивация к учебной деятельности учащихся

Создание проблемной ситуации.


- Вы любите преодолевать трудности?

- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

- А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?  

- Подчеркните в словарике, какое у вас сегодня настроение.

- Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности  на нашем уроке русского языка?

















-Отвечают

Ф

Р - Умение самостоятельно определять цели своего обучения

Актуализация знаний

Фиксация новой учебной задачи.


-Прежде, чем мы начнем работать, давайте повторим памятку:

    Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Кто, угадай-ка, седая хозяйка, тряхнет перинки – по миру пушинки?

-Посмотрите на доску

- Постарайтесь написать красиво и правильно соединяя буквы.

         З з  зи  ам  ма  зз

            зима

Ребята, назовите зимние месяцы.

Запишите  эти слова с комментированием, поставьте знак ударения и укажите орфограмму.


















Зима








Декабрь, январь, февраль

Ф

П - Умение наблюдать, читать, слушать ПР- Формирование знаний о составе слова

Сообщение темы

Поиск решения учебной задачи


На уроке мы будем собирать родственников зимы и верных её слуг, образуя новые слова.  А также будем строить дворец для зимы с нашими знаниями  о составе слова.

- Но сначала давайте вспомним, что такое корень слова и  какие слова называются родственными.  Для этого  поработайте  в группах и  выберите верное утверждение.

1 группа

Выберите  верное утверждение, обведите его в кружок, приведите примеры родственных слов:

У родственных слов есть:   одинаковое значение

                                               общая часть и общее значение

                                                общая часть

2 группа

Выберите  верное утверждение, обведите его в кружок, приведите примеры  родственных слов:

Корень – это:    главная часть предложения

                           главная значимая часть слова, в которой заключено общее  

                           значение всех родственных слов                                                                

                           общая часть родственных слов

(Дети зачитывают верные утверждения)

-Первая группа - согласны?  Вторая группа –  согласны?

-Нам предстоит большая работа, давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Как в народе ласково называют зиму?

День во время зимы – … (какой?)

Всё, что происходит во время зимы, – …(когда?)

Проводить где-то зиму, жить зимой – …

Место, помещение, где зимой живут охотники, геологи, полярники, – … 

В каких словах в корне есть орфограммы, а в каких – нет? Почему?









 -Вспомним правило о правописании корней родственных слов: «Корни родственных слов пишутся одинаково»

Ребята,  мы собрали родственников слова «зима». А вот если заглянуть на страницы «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля, то можно познакомиться и сдругими родственниками слова  «зима». Он записал в своём словаре: зимказимочка,  зимонька. А если она суровая, долгая? То – зимища. А если теплая, слякотная – то зимишка.

Можно ли эти слова назвать родственными?







Игра «Да – Нет»

-А теперь поиграем со словами.    Если слова являются однокоренными родственными, надо хлопнуть в ладоши (да),  если не является потопать ногами (нет)

Зима, зимний, зимушка, зимовка. (Да)

Борьба, борец, бороться, воевать. (Нет)

Час, часовщик, часики, часовая (Да)

Больница, боль, больной, большой (Нет)

Вода, водный, водитель, водяной (Нет)

Соль, солонка, солить, соленый (Да)

2.Работа над образованием слов с помощью суффиксов и приставок.

- Зимушка предлагает  нам еще одно задание. Поработайте в группах и найдите в текстах родственные слова, подчеркните их.

 Дети самостоятельно выполняют задания разного уровня сложности по вариантам. Варианты текстов:

Вариант 1        

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут лёд снегурки.

                               С. Погореловский

Вариант 2

Слой за слоем падает снег на землю. Каждый слой сначала бывает рыхлый. Снежинки ложатся не плотно друг к другу. Идёт зима. Растут сугробы. Снежный покров становится плотным. А иногда затянется твёрдой ледяной корочкой – настом. Но как приятно в солнечный зимний денёк лепить снеговика!    

-Какие родственные слова вам встретились? (Дети называют слова)

Снежные, снегири, снежинки, снеговик, подснежник, заснеженный, снегурки, снежки. (на карточках)

- Какой корень у этих слов? (снег-, снеж-)

- А почему  на конце корня разный согласный?

- Это такой случай , когда происходит чередование согласного.

-А теперь представьте, что вы садовники, и вы посадили  корень «снег-(ж-) и вырастили  много  однокоренных слов на нашей ёлочке.(учитель показывает ёлочку со словами)

- С помощью чего образовались новые слова? (приставки и суффикса)

-Запишите эти слова в тетрадь через запятую, выделите суффиксы и приставки.

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте задания.

- Что такое суффикс?

- Что такое приставка?

- Пристройка впереди дома -это приставка, а с другой стороны- это суффикс. (крепим приставку и суффикс)

2.Работа над образованием слов с помощью суффиксов и приставок.

- Зимушка предлагает  нам еще одно задание. Поработайте в группах и найдите в текстах родственные слова, подчеркните их.

 Дети самостоятельно выполняют задания разного уровня сложности по вариантам. Варианты текстов:

Вариант 1        

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут лёд снегурки.

                               С. Погореловский

Вариант 2

Слой за слоем падает снег на землю. Каждый слой сначала бывает рыхлый. Снежинки ложатся не плотно друг к другу. Идёт зима. Растут сугробы. Снежный покров становится плотным. А иногда затянется твёрдой ледяной корочкой – настом. Но как приятно в солнечный зимний денёк лепить снеговика!    

-Какие родственные слова вам встретились? (Дети называют слова)

Снежные, снегири, снежинки, снеговик, подснежник, заснеженный, снегурки, снежки. (на карточках)

- Какой корень у этих слов? (снег-, снеж-)

- А почему  на конце корня разный согласный?

- Это такой случай , когда происходит чередование согласного.

-А теперь представьте, что вы садовники, и вы посадили  корень «снег-(ж-) и вырастили  много  однокоренных слов на нашей ёлочке.(учитель показывает ёлочку со словами)

- С помощью чего образовались новые слова? (приставки и суффикса)

-Запишите эти слова в тетрадь через запятую, выделите суффиксы и приставки.

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте задания.

- Что такое суффикс?

- Что такое приставка?

- Пристройка впереди дома -это приставка, а с другой стороны- это суффикс. (крепим приставку и суффикс)


































































Зимушка

Зимний


Зимой



Зимовать


Зимовье


В словах зимушка и зимний буква гласного в корне ударная, значит в корне этих слов нет орфограммы. В словах зимой, зимовать, зимовье в корне буквы гласных находятся в безударной «слабой» позиции, в корнях этих слов орфограммы есть.
















Эти слова можно назвать родственными, потому что они объясняются словом «зима», значит в корнях слов и безопасные, и  опасные места нужно обозначать буквой «и».

И

Ф

К- Готовность слушать собеседника и вести диалог Умение работать индивидуально

Рефлексия

(подведение итогов)



А теперь подведем итоги сегодняшнего урока.  Я думаю, что Зимушке- зиме понравилось, как вы сегодня работали на уроке, и я тоже вас хочу похвалить- вы молодцы.

- Что понравилось вам на уроке?

Какой приближается зимний праздник- ваш самый любимый? (Новый год).

- А какой же Новый год без ёлки?

- А что это наша ёлочка не нарядная?

- Украсим нашу ёлочку шарами. Если вы считаете, что на уроке у вас все получилос ь - повесьте красный шарик,  если немного что-то не получилось -синий шарик,  а у кого возникли трудности – желтый шарик.



Ф




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.