Технологическая карта по русскому языку на тему «Корень слова с чередованием согласных» (2 класс)
Класс: 2 класс. 15.11.2021г
Учебный предмет: Русский язык.
Автор учебника, учебных пособий: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова
Тема урока: Корень слова с чередованием согласных
Цели урока:
- Способствовать формированию представления о чередовании согласных в корне слова, развитию умения использовать в активном словаре и познавательной деятельности учащимися формулировку «чередование согласных в корне слова»;
- Совершенствовать умения распознавать согласные буквы, требующие проверки.
- Закрепление знаний о проверке слов с глухими и звонкими согласными в корне, о связи слов в предложении.
- Воспитывать прилежание и аккуратность.
Тип урока: урок формирования и закрепления знаний.
Оборудование урока: Учебники: С.В. Иванов «Русский язык» 2 класс, тетради учащихся; плакаты с изображением Осени, осеннего леса, старичка Лесовичка, грибов с загадками, печатные тексты, учебники, рабочие тетради, веера гласных букв, презентация к уроку.
Планируемые результаты
Предметные : находить , находить, сравнивать изученные части слова; научатся находить проверочные слова; применять алгоритм проверки глухих и звонких согласных в корне; способность контролировать свои действия, проверять написанное;
решать учебные и практические задачи; получат возможность научиться соблюдать орфоэпические нормы речевого этикета.
Метапредметные: ПУУД умение использовать язык с целью поиска необходимой информации; освоение умения выделять корень в однокоренных словах; уяснение правила правописания глухих и звонких согласных в корне слова РУУД опираться на выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность; развивать интерес к исследовательской деятельности;
КУУД излагать мысли точно, ясно и просто, осознавать цели и ситуации общения.
Личностные: осознание языка как основного средства человеческого общения; проявляют учебно-познавательный интерес; владеют элементарными приёмами самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и заданному алгоритму работы.
Этапы урока | Деятельность учителя | Планируемые результаты УУД | |||||||||
Организация начала занятия | Психологическая подготовка учащихся к общению. - Ребята, сегодня на уроке нам предстоит очень интересная и серьезная работа. И поэтому вспомним наш девиз: Не говори - не умею, | РУУД Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). | |||||||||
Актуализация субъектного опыта учащихся | Выяснение степени усвоения учащимися пройденного учебного материала. Устранение в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях и способах деятельности. Объясните, что значит «глухо и звонкий согласный» ? - Назовите парные звонкие согласные - Назовите парные глухие согласные - Как называются согласные, которые я показываю [л],[м],[н],[р],[й] - Почему глухой и согласный звук нуждаются в проверке? - Как проверить написание глухого и согласного звука в корне? | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). | |||||||||
Постановка проблемы | - Для того чтобы узнать тему нашего урока, посмотрите на рисунок (1 слайд с изображением заячьей семьи). - Кого вы видите? - Назовите всех членов этой семьи. (Заяц, зайчиха, зайчонок) - Что объединяет эти слова? (имена существительные, одушевленные, родственные или однокоренные) - Назовите два признака родственных слов. (сходны по значению, имеют общую часть - корень) - Назовите корни в этих словах? - Почему возникло разногласие? - Может быть слова не родственные? (в корне слова согласный чередуется, меняется) в этих словах, повторим и закрепим орфограммы корня: безударную гласную и парные согласные) | ПУУД Сотрудничество учителя и детей | |||||||||
Определение темы и целей урока | - Сформулируйте тему урока: "Корень слова с чередованием согласных" - Какие цели мы поставим перед собой? Чему мы должны научиться? (Будем учиться писать слова с чередованием в корне, правильно выделять корень Шаги деятельности на уроке Нам нужно вывести алгоритм действия, способа проверки глухих и звонких согласных в корне слова. И научиться его применять. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). | |||||||||
Закрепление изученного материала | лес лесок лесной - Что объединяет эти слова? (они родственные) Почему? Объясните. Выделите в словах корень и обозначьте в них ударение. В каком слове есть безударный гласный в корне? (лесной) - Как называются слова, в которых гласный в корне под ударением? (проверочные) - Перед работой в тетради выполним пальчиковую гимнастику. 1) разогреем каждый пальчик; 2) пальчики "здороваются" (Дети выполняют пальчиковую гимнастику под музыку) | КУУД Сотрудничество учителя и учащихся | |||||||||
Упражнение в правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне слова | Словарная работа. - А вот и сам хозяин леса встречает нас - Старичок - Лесовичок. Поможем Лесовичку собрать грибы и отгадать загадки. Клейкие почки, Жёлтые листочки, Стоит под горой. (Берёза) Что за дерево стоит: Ветра нет, а лист дрожит? (Осина) Неживая, а идёт, Неподвижна, а ведёт. (Дорога) Летит без крыльев и поёт, Прохожих задирает. Одним проходу не даёт, Других он подгоняет. (Ветер) Поле чёрно-белым стало Падает то дождь, то снег. А ещё похолодало – Льдом сковало воды рек. Мёрзнет в поле озимь ржи. Что за месяц, подскажи? (ноябрь) - Что объединяет эти слова? (они словарные) - Почему их так называют? Для чего мы проводим словарную работу? | КУУД Знакомство с новыми упражнениями по нахождению проверочных слов | |||||||||
Коллективное выполнение с комментированием, по алгоритму. | -Работа в группах
- Что объединяет эти слова? (имена существительные, неодушевленные, нарицательные) На какие группы и по какому признаку можно их разделить? Задание для самостоятельной работы: - Составьте предложение с одним из слов, выполним синтаксический разбор. Например: Берёзки надели золотые платья. - Назовите слова, в которых безударный гласный требует проверки. Повторение изученной темы: - Ребята, помогите мне. Был сильный ветер и пропали в предложениях некоторые буквы. Помогите их вставить на место. - Ребята, прочитайте, пожалуйста, текст и скажите, с какой целью мы будем выполнять данное задание? Текст: Тихо в . сеннем л.су. Птицы ул.тели в тёплые кр.я. В л.стве уснул ё . (ж//ш). Под н.гами шуршат сухие листья, нарушая т.шину. - Ребята, найдите в тексте слова с чередованием согласных в корне, выделите корень, подчеркните чередующиеся согласные. (тихо - тишина) | КУУД Коллективный разбор задания Сотрудничество учителя и ученика | |||||||||
Физкультминутка | Мы пришли сегодня в лес, Полный сказок и чудес, Чтобы быть в порядке, Проведём зарядку. Руки поднимем и покачаем- Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули- Ветер сбивает росу. В сторону руки, плавно помашем- К югу летят журавли. И на носочки поднимемся выше- Солнышко видим вдали. Также тихо приседаем И работу продолжаем. | . | |||||||||
Обобщение и систематизация знаний Работа по учебнику | - Пожалуйста, ребята, поднимите сначала правую руку, а теперь левую (меняем несколько раз) - Что мы делали с руками? - Можно ли сказать, что мы меняли положение рук? - Можно менять каждый день платья? - Когда вы играете в какие-то игры, вы весь день играете в одну игру или меняете их? - Каким словом мы можем обобщить эти действия (чередование) - Найдите в толковом словаре лексическое значение слова «чередование» Уч-к: В словаре русского языка записано, что смена одного другим называется чередованием. Слайд: Чередование - последовательная смена одного другим. - Давайте откроем учебник и посмотрим, как чередуются согласные в корне. Упр.№1, стр.102 – устно, самостоятельное чтение правила, рассматривание таблицы. Дети делают вывод. - Закрепим правило упражнением Упр.№ 2, стр. 103, списать, подчеркните чередование - Рубрика «Давай-подумаем», упр.№ 3, стр.104, обсуждение задания - Коллективное выполнение упр. №4, стр.104 | Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). | |||||||||
Информация о домашнем задании. | Упр. № 5, стр. 104 (объяснение заданий) | Запись в дневники. | |||||||||
Подведение итогов учебного занятия, рефлексия. | - Ребята, старичок Лесовичок прощается с вами, благодарит за работу и дарит каждому на память 3 кленовых листочка (красного, оранжевого и зелёного цвета). И он, и я хотим узнать, довольны ли вы своей работой на уроке? На доске: Я очень доволен своей работой на уроке, так как:.(красный листочек) Я хорошо работал, но:.(оранжевый листочек) Я не доволен, потому что:.(зелёный листочек) - высказывания учащихся. - Спасибо всем за работу. (Оценивание работы учащихся) | РУУД |