12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чарыева Татьяна Владимировна25
6

Технологическая карта по русскому языку. Тема: "Корень слова с чередованием согласных"



Класс: 2 класс. 15.11.2021г


Учебный предмет: Русский язык.

Автор учебника, учебных пособий: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова

Тема урока: Корень слова с чередованием согласных

Цели урока:

- Способствовать формированию представления о чередовании согласных в корне слова, развитию умения использовать в активном словаре и познавательной деятельности учащимися формулировку «чередование согласных в корне слова»;

- Совершенствовать умения распознавать согласные буквы, требующие проверки.

- Закрепление знаний о проверке слов с глухими и звонкими согласными в корне, о связи слов в предложении.

- Воспитывать прилежание и аккуратность.

Тип урока: урок формирования и закрепления знаний.


Оборудование урока: Учебники: С.В. Иванов «Русский язык» 2 класс, тетради учащихся; плакаты с изображением Осени, осеннего леса, старичка Лесовичка, грибов с загадками, печатные тексты, учебники, рабочие тетради, веера гласных букв, презентация к уроку.

Планируемые результаты


Предметные : находить , находить, сравнивать изученные части слова; научатся находить проверочные слова; применять алгоритм проверки глухих и звонких согласных в корне; способность контролировать свои действия, проверять написанное;

решать учебные и практические задачи; получат возможность научиться соблюдать орфоэпические нормы речевого этикета.

Метапредметные: ПУУД умение использовать язык с целью поиска необходимой информации; освоение умения выделять корень в однокоренных словах; уяснение правила правописания глухих и звонких согласных в корне слова РУУД опираться на выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность; развивать интерес к исследовательской деятельности;

КУУД излагать мысли точно, ясно и просто, осознавать цели и ситуации общения.

Личностные: осознание языка как основного средства человеческого общения; проявляют учебно-познавательный интерес; владеют элементарными приёмами самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и заданному алгоритму работы.





Этапы урока

Деятельность учителя

Планируемые результаты

УУД

Организация

начала

занятия

Психологическая подготовка учащихся к общению.


Ребята, сегодня на уроке нам предстоит очень интересная и серьезная работа.

И поэтому вспомним наш девиз:

Не говори - не умею, 
А говори - научусь!


РУУД

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Актуализация субъектного опыта учащихся

Выяснение степени усвоения учащимися пройденного учебного материала. Устранение в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях и способах деятельности.

Объясните, что значит «глухо и звонкий согласный» ?

- Назовите парные звонкие согласные

- Назовите парные глухие согласные

- Как называются согласные, которые я показываю [л],[м],[н],[р],[й]

- Почему глухой и согласный звук нуждаются в проверке?

- Как проверить написание глухого и согласного звука в корне?

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).


Постановка проблемы

- Для того чтобы узнать тему нашего урока, посмотрите на рисунок (1 слайд с изображением заячьей семьи).

- Кого вы видите?

- Назовите всех членов этой семьи. (Заяц, зайчиха, зайчонок)

- Что объединяет эти слова? (имена существительные, одушевленные, родственные или однокоренные)

- Назовите два признака родственных слов. (сходны по значению, имеют общую часть - корень)

- Назовите корни в этих словах?

- Почему возникло разногласие?

- Может быть слова не родственные? (в корне слова согласный чередуется, меняется)

в этих словах, повторим и закрепим орфограммы корня: безударную гласную и парные согласные)


ПУУД

Сотрудничество учителя и детей

Определение темы и целей урока

- Сформулируйте тему урока: "Корень слова с чередованием согласных"

- Какие цели мы поставим перед собой? Чему мы должны научиться?

(Будем учиться писать слова с чередованием в корне, правильно выделять корень


Шаги деятельности на уроке

Нам нужно вывести алгоритм действия, способа проверки глухих и звонких согласных в корне слова. И научиться его применять.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Закрепление изученного материала

лес лесок лесной

- Что объединяет эти слова? (они родственные) Почему? Объясните.

Выделите в словах корень и обозначьте в них ударение. В каком слове есть безударный гласный в корне? (лесной)

- Как называются слова, в которых гласный в корне под ударением? (проверочные)

- Перед работой в тетради выполним пальчиковую гимнастику.

1) разогреем каждый пальчик;

2) пальчики "здороваются" (Дети выполняют пальчиковую гимнастику под музыку)

КУУД

Сотрудничество учителя и учащихся

Упражнение в правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне слова

Словарная работа.

- А вот и сам хозяин леса встречает нас - Старичок - Лесовичок.

Поможем Лесовичку собрать грибы и отгадать загадки.

Клейкие почки,

Жёлтые листочки,
С белой корой

Стоит под горой. (Берёза)

Что за дерево стоит:

Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

Неживая, а идёт,

Неподвижна, а ведёт. (Дорога)

Летит без крыльев и поёт,

Прохожих задирает.

Одним проходу не даёт,

Других он подгоняет. (Ветер)

Поле чёрно-белым стало

Падает то дождь, то снег.

А ещё похолодало – 

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи? (ноябрь)

- Что объединяет эти слова? (они словарные)

- Почему их так называют? Для чего мы проводим словарную работу?

КУУД

Знакомство с новыми упражнениями по нахождению проверочных слов

Коллективное выполнение с комментированием, по алгоритму.


-Работа в группах

б.рёза

I группа записывает слова самостоятельно, располагая в алфавитном порядке.

вет.р

.сина

II группа работает с учителем.

д.рога

Работу I группы проверяю с помощью вееров гласных букв,


II группа обозначает ударение и подчеркивает безударные гласные.

н.ябрь


- Что объединяет эти слова? (имена существительные, неодушевленные, нарицательные) На какие группы и по какому признаку можно их разделить?

Задание для самостоятельной работы:

- Составьте предложение с одним из слов, выполним синтаксический разбор.

Например: Берёзки надели золотые платья.

- Назовите слова, в которых безударный гласный требует проверки.

Повторение изученной темы:

- Ребята, помогите мне. Был сильный ветер и пропали в предложениях некоторые буквы. Помогите их вставить на место.

- Ребята, прочитайте, пожалуйста, текст и скажите, с какой целью мы будем выполнять данное задание?

Текст:

Тихо в . сеннем л.су. Птицы ул.тели в тёплые кр.я. В л.стве уснул ё . (ж//ш). Под н.гами шуршат сухие листья, нарушая т.шину.


- Ребята, найдите в тексте слова с чередованием согласных в корне, выделите корень, подчеркните чередующиеся согласные. (тихо - тишина)

КУУД

Коллективный разбор задания

Сотрудничество учителя и ученика

Физкультминутка


Мы пришли сегодня в лес, 

Полный сказок и чудес, 

Чтобы быть в порядке, 

Проведём зарядку.

Руки поднимем и покачаем-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем-

К югу летят журавли.

И на носочки поднимемся выше-

Солнышко видим вдали.

Также тихо приседаем

И работу продолжаем.

.

Обобщение и систематизация знаний

Работа по учебнику

- Пожалуйста, ребята, поднимите сначала правую руку, а теперь левую (меняем несколько раз)

- Что мы делали с руками?

- Можно ли сказать, что мы меняли положение рук?

- Можно менять каждый день платья?

- Когда вы играете в какие-то игры, вы весь день играете в одну игру или меняете их?

- Каким словом мы можем обобщить эти действия (чередование)

- Найдите в толковом словаре лексическое значение слова «чередование»

Уч-к: В словаре русского языка записано, что смена одного другим называется чередованием.

Слайд: Чередование - последовательная смена одного другим.

- Давайте откроем учебник и посмотрим, как чередуются согласные в корне.

Упр.№1, стр.102 – устно, самостоятельное чтение правила, рассматривание таблицы. Дети делают вывод.

- Закрепим правило упражнением

Упр.№ 2, стр. 103, списать, подчеркните чередование

- Рубрика «Давай-подумаем», упр.№ 3, стр.104, обсуждение задания

- Коллективное выполнение упр. №4, стр.104

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).


Информация о домашнем задании.

Упр. № 5, стр. 104

(объяснение заданий)

Запись в дневники.

Подведение итогов учебного занятия,

рефлексия.

- Ребята, старичок Лесовичок прощается с вами, благодарит за работу и дарит каждому на память 3 кленовых листочка (красного, оранжевого и зелёного цвета). И он, и я хотим узнать, довольны ли вы своей работой на уроке?

На доске:

Я очень доволен своей работой на уроке, так как:.(красный листочек)

Я хорошо работал, но:.(оранжевый листочек)

Я не доволен, потому что:.(зелёный листочек)

- высказывания учащихся.

- Спасибо всем за работу. (Оценивание работы учащихся)


РУУД


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.