Технологическая карта по теме «Предельные одноатомные спирты» (Химия, 10 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЫКОПАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Составила: учитель химии
Коняхина Ирина Сергеевна
г.о. Луховицы
2020 г.
Цель урока: углубление знаний о строении молекул органических веществ на примере предельных одноатомных спиртов. Формирование понятия о функциональной группе спиртов. Расширение знания о гомологии, изомерии и номенклатуре.
Задачи урока:
Образовательные: изучить состав, физические и химические свойства, номенклатуру и изомерию спиртов; выявить причины токсичности этилового спирта; обеспечить в ходе урока повторение основных терминов и понятий по теме; применить полученные знания и умения для безопасного использования веществ в быту, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;
Развивающие: создавать условия для развития логического мышления учащихся, умения анализировать, сравнивать, обоснованно высказывать свою точку зрения, делать выводы; развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
Воспитательные: воспитывать убеждённость в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
Основные понятия: кислородсодержащие органические соединения, предельные одноатомные спирты, функциональная группа спиртов, первичный, вторичный и третичный атомы углерода, водородная связь.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: знать состав и строение предельных одноатомных спиртов, их определение, функциональную группу спиртов, общую формулу одноатомных спиртов. Уметь составлять структурные формулы спиртов и их изомеров, называть спирты по международной номенклатуре.
Метапредметные: уметь на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, объяснения, прогнозирования.
Личностные: формировать научное мировоззрение на основе
представлений о зависимости свойств кислородсодержащих органических соединений от положения в молекуле атома кислорода
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: словесный, наглядный, практический,
Оборудование и реактивы: технологические карты, учебники, проектор, экран, компьютер, презентация.
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Организационный момент | Приветствует ребят. путь размышления – самый благородный, путь подражания – самый легкий, и путь опыта – это самый трудный.» | Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. | Личностные | |
Актуализация знаний | Проверка изученного материала. Задание 1. Тест волна. 1. Углеводороды - органические соединения, состоящие их атомов углерода и водорода? (да) 2. Алкены в своих названиях имеют суффикс –ан? (нет) 3. У Алкинов в молекулах имеется одна двойная связь? (нет) 4. Диены являются обладателями двух двойных связей? (да) 5. В молекуле метана атомы углерода имеют sp3 гибридизацию? (да) 6. Из бутина-1 можно получить синтетический каучук? (нет) 7. Арены – ароматические углеводороды? (да) 8. Арены представляют собой правильный пятиугольник? (нет) 9. Алканы способны к реакциям замещения? (да) 10. Общая формула алканов СnH2n-2? (нет) Задание 2. Распределить данные вещества по классам органических соединений. Распределить данные вещества по уже изученным классам органических соединений: СH4,C3H6,C5H12,C4H6,C6H6,C3H8, C2H4,C5H10,C2H2,C2H5OH,C2H4(OH)2 А) Какие соединения вам незнакомы? Прочитайте их формулы. Б) Чем отличаются формулы незнакомых соединений от ранее изученных? | Выполняют задания, отвечают на вопросы, делают вывод о том, что незнакомые соединения содержат –OH группу и в их составе присутствует кислород. | Познавательные, регулятивные, коммуникативные. | |
Формулировка наименования изучаемого раздела органической химии, темы и цели занятия. | Подводит обучающихся к самостоятельной формулировке наименования изучаемого раздела органической химии (кислородсодержащие органические соединения). Тему урока они сформулируют, выполняя познавательную задачу в виде загадки: Вещества мы не простые Учитель объявляет тему и план урока: Итак, тема нашего урока сегодня – “ Предельные одноатомные спирты”. Сегодня мы с вами познакомимся с составом, строением, изомерией, номенклатурой и свойствами этих соединений. А также узнаем, какие бывают спирты, какие опасности могут быть скрыты в их свойствах. Эти вещества известны человеку с глубокой древности. Название одного из них (этанола) означает в переводе с арабского языка “одурманивающий”. Он широко применяется в различных производствах и синтезах. Обладает дезинфицирующими свойствами . | Формулируют наименование изучаемого раздела орг. химии и тему урока. Знакомятся с планом урока. | Познавательные. | |
Демонстрация технологической карты. | Объясняет порядок работы с технологической картой (Приложение 1) и презентацией. Оглашает требование - составить краткий конспект, выполняя задания. | Узнают порядок работы с технологической картой и презентацией. Задают вопросы по организации работы. | Познавательные, коммуникативные | |
Работа по технологической карте. | 1. Учитель на примере этилового спирта подводит обучающихся к определению и общей формуле предельных одноатомных спиртов. C2H5OH ↙ ↘ у/в радикал гидроксогруппа Предельными одноатомными спиртами называются органические вещества, молекулы которых содержат одну гидроксогруппу (-ОН), соединенную с углеводородным радикалом. 2. Учитель рассматривает классификацию спиртов Классификация спиртов: 1. По характеру углеродного радикала 2. По количеству гидроксильных групп 3.По характеру атома с которым связана гидроксильная группа 3. Учитель объясняет что такое гомологический ряд, и номенклатура и рассматривает виды изомерии. CH3-OH – метанол С2H5-OH – этанол C3H7- OH – … … Задание 3. Приведите в соответствие структурные формулы и наименования предельных одноатомных спиртов. 3 – метилпентанол – 1 Пропанол – 1 Бутанол – 2 2 – метилпропанол – 2 Какие виды изомерии вы знаете? Назовите их. (Изомерия углеродной цепи (углеродного скелета), валентная изомерия, изомерия функциональной группы (межклассовая изомерия), изомерия положения). 4. Самостоятельная работа: изучите физические свойства предельных одноатомных спиртов и выполните задание. Н I H – C – O I \ H H Спирты – летучие соединения, являются бесцветными жидкостями или кристаллическими веществами с характерным неприятным запахом. Высшие спирты имеют приятный ароматный запах. Растворимы в воде. В молекулах спиртов связи С – О и О – Н находятся под углом 1100. Связь О – Н получается полярной. Поэтому между молекулами спиртов, а так же молекулами спиртов и воды возникает водородная связь. Атом кислорода одной молекулы может взаимодействовать с атомом водорода гидроксогруппы другой молекулы. Прочность водородной связи в 10 раз меньше ковалентной, обозначается она многоточием. Задание 4. Вставьте пропущенные слова Спирты от метанола до деканола являются ________ . Они ________ в воде. ______ соединения с _______ запахами. Их температуры кипения ______, чем у углеводородов. Очень ядовиты. Относятся к _________ веществам. летучие – нелетучие газы - жидкости нерастворимые – растворимые наркотические – лекарственные выше - ниже неприятными – приятными 5. Учитель объясняет химические свойства предельных одноатомных спиртов. Спирты горят, реагируют с активными металлами, галогеноводородными кислотами, легко окисляются и подвергаются дегидротации (отщеплению воды). C2H5 – OH + 3O2 → 3CO2 + 3H2O 2 С2Н5 – ОН + 2Na → 2 C2H5 – ONa + H2 этилат натрия C2H5 – OH + HCl → C2H5Cl + H2O t C2H5 – OH + CuO → CH3 – COH + Cu + H2O этаналь t>1400C, H2SO4(конц.) C2H5 – OH____________________________→ С2Н4 + Н2О t<1400C, H2SO4(конц.) 2 C2H5 – OH________________________→ C2H5 – O – C2H5 + Н2О диэтиловый эфир | Рассматривают формулу этилового спирта, формулируют определение и составляют общую формулу предельных одноатомных спиртов, знакомятся с классификацией. Заполняют технологические карты. Слушают объяснение учителя, про гомологический ряд, номенклатуру, виды изомерии. Выполняют задание в технологических картах, задание 3 устно. Отвечают на вопросы. Изучают физические свойства предельных одноатомных спиртов и выполняют задание в технологических картах. Слушают объяснения учителя, заполняют технологические карты. | Регулятивные, познавательные. Познавательные, регулятивные, коммуникативные. Познавательные, регулятивные. Познавательные, регулятивные. | |
Закрепление | Задание 5. Выберете верные утверждения. Гидроксогруппа является функциональной группой спиртов. Вещество с формулой СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – ОН называется бутанол – 2. Пентанол является гомологом этанола. Для спиртов не характерна водородная связь. Спирты – жидкости с неприятными запахами. Этанол не реагирует с активными металлами. В перечне наркотических веществ находится этанол. Метиловый спирт не вызывает поражения зрительного нерва. Спирт разрушает структуру белковой молекулы. | Самостоятельно работают в технологические картах, выполняют задания. | Регулятивные | |
Рефлексия | Учитель подводит итоги: Прочитайте внимательно цели урока. Достигли вы целей? В какой степени? Оцените свою работу на уроке. Отметьте своё состояние смайликом | Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу на уроке. | Коммуникативные, личностные. | |
Домашнее задание | Д/з: п.20 учить. Сделать мини – плакат или презентацию «Алкоголь и здоровье» | Записывают домашнее задание. | |
Приложение 1
№ п/п | Содержание учебного материала | Рекомендации по изучению материала |
1. Цель: формулировка определения спиртов. Классификация . Слайд (6-11). | С2Н5ОН ↙ ↘ углеводородный радикал гидроксогруппа(-ОН) Спиртами называются органические вещества, молекулы которых содержат одну или несколько гидроксогрупп (-ОН), соединенных с углеводородным радикалом. Предельные одноатомные спирты – органические вещества, молекулы которых содержат одну гидроксогруппу, соединенную с углеводородным радикалом. Классификация спиртов: 1. По характеру углеродного радикала 2. По количеству гидроксильных групп 3.По характеру атома с которым связана гидроксильная группа | Проанализируйте схему и вспомните задание 2. Согласны ли вы с приведенными формулировками? Запишите определение в технологическую карту. |
2. Цель: составить гомологический ряд, изучить номенклатуру и виды изомерии. (Слайд 13-17). | CH3-OH – метанол С2H5-OH – этанол C3H7- OH – … C4H9-OH - … C5H11-OH - … C6H13-OH - … Задание 3. Приведите в соответствие структурные формулы и наименования предельных одноатомных спиртов. 3 – метилпентанол - 1 Пропанол – 1 Бутанол – 2 2 – метилпропанол – 2 Какие виды изомерии вы знаете? Назовите их. (Изомерия углеродной цепи (углеродного скелета), валентная изомерия, изомерия функциональной группы (межклассовая изомерия), изомерия положения). Для спиртов характерны два вида изомерии: 1. Изомерия положения гидроксильной группы в углеродной цепи. 2. Изомерия углеродного скелета. | Составьте гомологический ряд добавив соответствующие наименования. Задания 3 выполнять устно. Дополнительная информация. Основные принципы номенклатуры спиртов: Выбирают самую длинную углеродную цепь и нумеруют с того конца цепи, к которому ближе находится гидроксогруппа. Называют радикалы в основной углеродной цепи и цифрами указывают их положения. Называют основную цепь как алкан и добавляют суффикс –ол. Цифрой указывают положение ОН-. |
3. Цель: установить особенность строения молекул предельных одноатомных спиртов. (Слайд 18-21). | Н I H – C – O I \ H H Спирты – летучие соединения, являются бесцветными жидкостями или кристаллическими веществами с характерным неприятным запахом. Высшие спирты имеют приятный ароматный запах. Растворимы в воде. В молекулах спиртов связи С – О и О – Н находятся под углом 1100. Связь -ОН получается полярной. Поэтому между молекулами спиртов, а так же молекулами спиртов и воды возникает водородная связь. Атом кислорода одной молекулы может взаимодействовать с атомом водорода гидроксогруппы другой молекулы. Прочность водородной связи в 10 раз меньше ковалентной, обозначается она многоточием. | Изучите материал. |
4. Цель: сделать вывод о физических свойствах. (Слайд 22,23). | Спирты от метанола до деканола являются ________ . Они ________ в воде. ______ соединения с _______ запахами. Их температуры кипения ______, чем у углеводородов. Очень ядовиты. Относятся к _________ веществам. летучие - нелетучие газы - жидкости нерастворимые - растворимые наркотические - лекарственные выше - ниже неприятными - приятными | Вставьте пропущенные слова и осуществите проверку по слайду. |
5. Цель: рассмотреть химические свойства предельных одноатомных спиртов. Слайд (24-32). | Спирты горят, реагируют с активными металлами, галогеноводородными кислотами, легко окисляются и подвергаются дегидротации (отщеплению воды). C2H5 – OH + 3O2 → 3CO2 + 3H2O 2 С2Н5 – ОН + 2Na → 2 C2H5 – ONa + H2 этилат натрия C2H5 – OH + HCl → C2H5Cl + H2O t C2H5 – OH + CuO → CH3 – COH + Cu + H2O этаналь t>1400C, H2SO4(конц.) C2H5 – OH____________________________→ С2Н4 + Н2О t<1400C, H2SO4(конц.) 2 C2H5 – OH________________________→ C2H5 – O - C2H5 + Н2О диэтиловый эфир | Спишите уравнения реакции. |
6. Цель: закрепление изученного материала. (Слайд 33,34). | Гидроксогруппа является функциональной группой спиртов. Вещество с формулой СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – ОН называется бутанол – 2. Пентанол является гомологом этанола. Для спиртов не характерна водородная связь. Спирты – жидкости с неприятными запахами. Этанол не реагирует с активными металлами. В перечне наркотических веществ находится этанол. Метиловый спирт не вызывает поражения зрительного нерва. Спирт разрушает структуру белковой молекулы. | Выберите верные утверждения. |
Список использованной литературы:
1. http://lib- 5.ru/urok4/urok-365959.php
2. https://100- bal.ru/himiya/27169/index.html
3. https://pandia.ru/text/79/021/1386.php