Технологическая карта по теме «Предельные одноатомные спирты» (Химия, 10 класс)

0
0
Материал опубликован 8 December 2020 в группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВЫКОПАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

t1607420721aa.jpg




t1607420721ab.gif

t1607420721ac.jpg



Составила: учитель химии

Коняхина Ирина Сергеевна

г.о. Луховицы

2020 г.

Цель урока: углубление знаний о строении молекул органических веществ на примере предельных одноатомных спиртов. Формирование понятия о функциональной группе спиртов. Расширение знания о гомологии, изомерии и номенклатуре.

Задачи урока:

Образовательные: изучить состав, физические и химические свойства, номенклатуру и изомерию спиртов; выявить причины токсичности этилового спирта; обеспечить в ходе урока повторение основных терминов и понятий по теме; применить полученные знания и умения для безопасного использования веществ в быту, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;

Развивающие: создавать условия для развития логического мышления учащихся, умения анализировать, сравнивать, обоснованно высказывать свою точку зрения, делать выводы; развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

Воспитательные: воспитывать убеждённость в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.

Основные понятия: кислородсодержащие органические соединения, предельные одноатомные спирты, функциональная группа спиртов, первичный, вторичный и третичный атомы углерода, водородная связь.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: знать состав и строение предельных одноатомных спиртов, их определение, функциональную группу спиртов, общую формулу одноатомных спиртов. Уметь составлять структурные формулы спиртов и их изомеров, называть спирты по международной номенклатуре.

Метапредметные: уметь на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, объяснения, прогнозирования.

Личностные: формировать научное мировоззрение на основе

представлений о зависимости свойств кислородсодержащих органических соединений от положения в молекуле атома кислорода

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: словесный, наглядный, практический,

Оборудование и реактивы: технологические карты, учебники, проектор, экран, компьютер, презентация.




t1607420721ad.gif

п/п


Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность обучающихся


УУД

Организационный момент

Приветствует ребят.
Зачитывает эпиграф:

«Три пути ведут к знанию:

путь размышления – самый благородный,

путь подражания – самый легкий, и путь опыта – это самый трудный.»

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

Личностные

Актуализация знаний

Проверка изученного материала.

Задание 1. Тест волна.

1. Углеводороды - органические соединения, состоящие их атомов углерода и водорода? (да)

2. Алкены в своих названиях имеют суффикс –ан? (нет)

3. У Алкинов в молекулах имеется одна двойная связь? (нет)

4. Диены являются обладателями двух двойных связей? (да)

5. В молекуле метана атомы углерода имеют sp3 гибридизацию? (да)

6. Из бутина-1 можно получить синтетический каучук? (нет)

7. Арены – ароматические углеводороды? (да)

8. Арены представляют собой правильный пятиугольник? (нет)

9. Алканы способны к реакциям замещения? (да)

10. Общая формула алканов СnH2n-2? (нет)

Задание 2. Распределить данные вещества по классам органических соединений.

Распределить данные вещества по уже изученным классам органических соединений:

СH4,C3H6,C5H12,C4H6,C6H6,C3H8, C2H4,C5H10,C2H2,C2H5OH,C2H4(OH)2

А) Какие соединения вам незнакомы? Прочитайте их формулы.

Б) Чем отличаются формулы незнакомых соединений от ранее изученных?


Выполняют задания, отвечают на вопросы, делают вывод о том, что незнакомые соединения содержат –OH группу и в их составе присутствует кислород.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Формулировка наименования изучаемого раздела органической химии, темы и цели занятия.


Подводит обучающихся к самостоятельной формулировке наименования изучаемого раздела органической химии (кислородсодержащие органические соединения). Тему урока они сформулируют, выполняя познавательную задачу в виде загадки:

Вещества мы не простые
И известны с древних пор.
В медицине применимы:
Дать инфекции отпор.
По свойствам мы не так просты,
А называемся … (спирты).

Учитель объявляет тему и план урока:

Итак, тема нашего урока сегодня – “ Предельные одноатомные спирты”.

Сегодня мы с вами познакомимся с составом, строением, изомерией, номенклатурой и свойствами этих соединений. А также узнаем, какие бывают спирты, какие опасности могут быть скрыты в их свойствах. Эти вещества известны человеку с глубокой древности. Название одного из них (этанола) означает в переводе с арабского языка “одурманивающий”. Он широко применяется в различных производствах и синтезах. Обладает дезинфицирующими свойствами .



Формулируют наименование изучаемого раздела орг. химии и тему урока. Знакомятся с планом урока.

Познавательные.

Демонстрация технологической карты.

Объясняет порядок работы с технологической картой (Приложение 1) и презентацией. Оглашает требование - составить краткий конспект, выполняя задания.

Узнают порядок работы с технологической картой и презентацией. Задают вопросы по организации работы.

Познавательные, коммуникативные

Работа по технологической карте.

1. Учитель на примере этилового спирта подводит обучающихся к определению и общей формуле предельных одноатомных спиртов.

C2H5OH

↙ ↘

у/в радикал гидроксогруппа


Предельными одноатомными спиртами называются органические вещества, молекулы которых содержат одну гидроксогруппу (-ОН), соединенную с углеводородным радикалом.


2. Учитель рассматривает классификацию спиртов

Классификация спиртов:

1. По характеру углеродного радикала

2. По количеству гидроксильных групп

3.По характеру атома с которым связана гидроксильная группа


3. Учитель объясняет что такое гомологический ряд, и номенклатура и рассматривает виды изомерии.


CH3-OH – метанол

С2H5-OH – этанол

C3H7- OH – …






Задание 3. Приведите в соответствие структурные формулы и наименования предельных одноатомных спиртов.


t1607420721ae.png


3 – метилпентанол – 1

Пропанол – 1

Бутанол – 2

2 – метилпропанол – 2

Какие виды изомерии вы знаете? Назовите их.

(Изомерия углеродной цепи (углеродного скелета),

валентная изомерия, изомерия функциональной группы (межклассовая изомерия), изомерия положения).


4. Самостоятельная работа: изучите физические свойства предельных одноатомных спиртов и выполните задание.

Н

I

HCO

I \

H H

Спирты – летучие соединения, являются бесцветными жидкостями или кристаллическими веществами с характерным неприятным запахом. Высшие спирты имеют приятный ароматный запах. Растворимы в воде.

В молекулах спиртов связи С – О и О – Н находятся под углом 1100. Связь О – Н получается полярной. Поэтому между молекулами спиртов, а так же молекулами спиртов и воды возникает водородная связь. Атом кислорода одной молекулы может взаимодействовать с атомом водорода гидроксогруппы другой молекулы. Прочность водородной связи в 10 раз меньше ковалентной, обозначается она многоточием.

Задание 4. Вставьте пропущенные слова

Спирты от метанола до деканола являются ________ .

Они ________ в воде. ______ соединения с _______ запахами. Их температуры кипения ______, чем у углеводородов. Очень ядовиты. Относятся к _________ веществам.

летучие – нелетучие

газы - жидкости

нерастворимые – растворимые

наркотические – лекарственные

выше - ниже

неприятными – приятными

5. Учитель объясняет химические свойства предельных одноатомных спиртов.

Спирты горят, реагируют с активными металлами, галогеноводородными кислотами, легко окисляются и подвергаются дегидротации (отщеплению воды).

C2H5OH + 3O2 → 3CO2 + 3H2O


2 С2Н5 – ОН + 2Na → 2 C2H5ONa + H2

этилат натрия


C2H5 – OH + HCl → C2H5Cl + H2O

t

C2H5 – OH + CuO → CH3 – COH + Cu + H2O

этаналь


t>1400C, H2SO4(конц.)

C2H5OH____________________________→ С2Н4 + Н2О


t<1400C, H2SO4(конц.)

2 C2H5OH________________________→ C2H5OC2H5 + Н2О

диэтиловый эфир

Рассматривают формулу этилового спирта, формулируют определение и составляют общую формулу предельных одноатомных спиртов, знакомятся с классификацией. Заполняют технологические карты.













Слушают объяснение учителя, про гомологический ряд, номенклатуру, виды изомерии. Выполняют задание в технологических картах, задание 3 устно. Отвечают на вопросы.































Изучают физические свойства предельных одноатомных спиртов и выполняют задание в технологических картах.



























Слушают объяснения учителя, заполняют технологические карты.

Регулятивные, познавательные.

















Познавательные,

регулятивные, коммуникативные.

































Познавательные,

регулятивные.



























Познавательные,

регулятивные.

Закрепление

Задание 5. Выберете верные утверждения.

Гидроксогруппа является функциональной группой спиртов.

Вещество с формулой СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – ОН называется бутанол – 2.

Пентанол является гомологом этанола.

Для спиртов не характерна водородная связь.

Спирты – жидкости с неприятными запахами.

Этанол не реагирует с активными металлами.

В перечне наркотических веществ находится этанол.

Метиловый спирт не вызывает поражения зрительного нерва.

Спирт разрушает структуру белковой молекулы.

Самостоятельно работают в технологические картах, выполняют задания.

Регулятивные

Рефлексия

Учитель подводит итоги:

Прочитайте внимательно цели урока. Достигли вы целей? В какой степени? Оцените свою работу на уроке. Отметьте своё состояние смайликом

Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу на уроке.

Коммуникативные,

личностные.

Домашнее

задание

Д/з: п.20 учить.

Сделать мини – плакат или презентацию

«Алкоголь и здоровье»

Записывают домашнее задание.






Приложение 1

t1607420721af.gif


п/п

Содержание учебного материала

Рекомендации по изучению материала

1. Цель: формулировка определения спиртов.

Классификация .

Слайд (6-11).

С2Н5ОН

↙ ↘

углеводородный радикал гидроксогруппа(-ОН)


Спиртами называются органические вещества, молекулы которых содержат одну или несколько гидроксогрупп (-ОН), соединенных с углеводородным радикалом.

Предельные одноатомные спирты – органические вещества, молекулы которых содержат одну гидроксогруппу, соединенную с углеводородным радикалом.

Классификация спиртов:

1. По характеру углеродного радикала

2. По количеству гидроксильных групп

3.По характеру атома с которым связана гидроксильная группа



Проанализируйте схему и вспомните задание 2.


Согласны ли вы с приведенными формулировками?


Запишите определение в технологическую карту.

2. Цель:

составить гомологический ряд, изучить номенклатуру и виды изомерии. (Слайд 13-17).


CH3-OH – метанол

С2H5-OH – этанол

C3H7- OH – …

C4H9-OH - …

C5H11-OH - …

C6H13-OH - …





Задание 3. Приведите в соответствие структурные формулы и наименования предельных одноатомных спиртов.


t1607420721ae.png


3 – метилпентанол - 1

Пропанол – 1

Бутанол – 2

2 – метилпропанол – 2



Какие виды изомерии вы знаете? Назовите их.

(Изомерия углеродной цепи (углеродного скелета),

валентная изомерия, изомерия функциональной группы (межклассовая изомерия), изомерия положения).

Для спиртов характерны два вида изомерии:

1. Изомерия положения гидроксильной группы в углеродной цепи.

2. Изомерия углеродного скелета.


Составьте гомологический ряд добавив соответствующие наименования.








Задания 3 выполнять устно.


Дополнительная информация.

Основные принципы номенклатуры спиртов:

Выбирают самую длинную углеродную цепь и нумеруют с того конца цепи, к которому ближе находится гидроксогруппа.

Называют радикалы в основной углеродной цепи и цифрами указывают их положения.

Называют основную цепь как алкан и добавляют суффикс –ол.

Цифрой указывают положение ОН-.

3. Цель:

установить особенность строения молекул предельных одноатомных спиртов.

(Слайд 18-21).

Н

I

HCO

I \

H H

Спирты – летучие соединения, являются бесцветными жидкостями или кристаллическими веществами с характерным неприятным запахом. Высшие спирты имеют приятный ароматный запах. Растворимы в воде.

В молекулах спиртов связи С – О и О – Н находятся под углом 1100. Связь -ОН получается полярной. Поэтому между молекулами спиртов, а так же молекулами спиртов и воды возникает водородная связь. Атом кислорода одной молекулы может взаимодействовать с атомом водорода гидроксогруппы другой молекулы. Прочность водородной связи в 10 раз меньше ковалентной, обозначается она многоточием.

Изучите материал.



4. Цель:

сделать вывод о физических свойствах.

(Слайд 22,23).

Спирты от метанола до деканола являются ________ .

Они ________ в воде. ______ соединения с _______ запахами. Их температуры кипения ______, чем у углеводородов. Очень ядовиты. Относятся к _________ веществам.

летучие - нелетучие

газы - жидкости

нерастворимые - растворимые

наркотические - лекарственные

выше - ниже

неприятными - приятными


Вставьте пропущенные слова и осуществите проверку по слайду.


5. Цель:

рассмотреть химические свойства предельных одноатомных спиртов.

Слайд (24-32).

Спирты горят, реагируют с активными металлами, галогеноводородными кислотами, легко окисляются и подвергаются дегидротации (отщеплению воды).

C2H5 – OH + 3O2 → 3CO2 + 3H2O


2 С2Н5 ОН + 2Na → 2 C2H5 – ONa + H2

этилат натрия


C2H5 – OH + HCl → C2H5Cl + H2O

t

C2H5 – OH + CuO → CH3 – COH + Cu + H2O

этаналь


t>1400C, H2SO4(конц.)

C2H5OH____________________________→ С2Н4 + Н2О


t<1400C, H2SO4(конц.)

2 C2H5OH________________________→ C2H5O - C2H5 + Н2О

диэтиловый эфир

Спишите уравнения реакции.


6. Цель: закрепление изученного материала.

(Слайд 33,34).

Гидроксогруппа является функциональной группой спиртов.

Вещество с формулой СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – ОН называется бутанол – 2.

Пентанол является гомологом этанола.

Для спиртов не характерна водородная связь.

Спирты – жидкости с неприятными запахами.

Этанол не реагирует с активными металлами.

В перечне наркотических веществ находится этанол.

Метиловый спирт не вызывает поражения зрительного нерва.

Спирт разрушает структуру белковой молекулы.


Выберите верные утверждения.





Список использованной литературы:

1. http://lib- 5.ru/urok4/urok-365959.php

2. https://100- bal.ru/himiya/27169/index.html

3.  https://pandia.ru/text/79/021/1386.php


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.