Технологическая карта по теме:"Состав вещества. Закон постоянства состава. Химические формулы".
Технологическая карта
Ф.И.О. Акимова Е.В. | |||
Предмет: Химия | |||
Класс: 8 | |||
Тип урока: комбинированный урок | |||
Тема: «Состав вещества. Закон постоянства состава. Химические формулы» 1/7 | |||
Цели урока: 1) обучения – дать понятие о коэффициентах и индексах, сформировать представление о качественном и количественном составах веществ; познакомить с законом постоянства состава веществ, познакомить с основными положениями атомно-молекулярного учения; 2) развития – сформировать навыки частично-поисковой деятельности, умение видеть вещи в их целостности, умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, умение пользоваться справочными материалами; 3) воспитания – показать роль М.В. Ломоносова и Д. Дальтона в создании АМУ, воспитать гордость за отечественную науку, ведь у истоков мировой научной химии стоял выдающийся русский учёный М.В. Ломоносов. | |||
Термины и понятия: качественный состав, количественный состав, химическая формула, индекс, коэффициент, закон постоянства состава | |||
Ресурсы: Учебник «Химия»; Н.Е. Кузнецова, ПСХЭ Д.И.Менделеева, шаростержневые модели молекул воды, инструктивная карта, карточки с заданиями, портрет М.В.Ломоносова, портрет Дж.Дальтона | |||
Межпредметные связи: физика, литература | |||
Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные: | УУД | ||
Знать: определения понятий: «химическая формула», «качественный состав», «количественный состав», «индекс», «коэффициент»; основной закон химии – закон постоянства состава веществ Уметь: определять состав веществ по химической формуле, записывать химические формулы веществ, извлекать информацию о веществе из формулы соединения; объяснять сущность химических явлений с точки зрения АМУ. | Познавательные – использовать знаковое моделирование, осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию, формулировать ответы на вопросы учителя. Регулятивные – формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; управлять познавательной деятельностью на уроке, планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; работать в соответствии с изученными алгоритмами действий, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Коммуникативные - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить речевые высказывания в устной и письменной форме; вести диалог и участвовать в дискуссии для выявления разных точек зрения на рассматриваемую информацию; выражать и аргументировать свою точку зрения. Личностные - формирование ответственного отношения к учёбе, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, самостоятельности в приобретении новых знаний и умений, навыков самоконтроля и самооценки. | ||
Организация пространства | |||
Этап урока, цель деятельности | Совместная деятельность | ||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | ||
1. Организационный момент. Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе. | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к началу урока. | Приветствуют учителя. Осуществляют самопроверку готовности к уроку. | |
2. Актуализация опорных знаний урока. Проверка опорных знаний, необходимых обучающимся для изучения нового материала. | Активизирует знания, необходимые обучающимся для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль. Что такое химический элемент? В каких формах он может существовать? Какие вещества называются простыми? Приведите примеры. Чем отличаются понятия: «химический элемент», «простое вещество», «атом»? Почему нельзя отождествлять эти понятия? На какие две группы делятся химические элементы? (На металлы и неметаллы) Приведите примеры металлов и неметаллов. Каковы внешние признаки простых веществ, образованных элементами этих групп? Какие вещества называются сложными? Приведите примеры. Как можно доказать, что вода – сложное вещество? А кислород и водород – простые? Приведите примеры веществ с молекулярным и немолекулярным строением. Как эти вещества отличаются по свойствам? Один из оксидов углерода (известный вам углекислый газ) переходит в твёрдое состояние при температуре около – 78 0С, а один из оксидов кремния плавится при температуре около 1610 0С. какие выводы о строении этих веществ в твёрдом состоянии можно сделать? Чем отличаются понятия «химический элемент» и «простое вещество»? Поднимите руку, если в предложении будет говориться о меди как о химическом элементе: 1) медь входит в состав оксида меди; 2) проволока сделана из меди; 3) в состав медного купороса входит медь; 4) медь хорошо проводит электрический ток; 5) медная монета; 6) для изготовления химических ёмкостей применяют листовую медь. (ЭВЭВВВ) 12. Какие неточности допущены в выражениях: «Людям, страдающим малокровием, рекомендуется пить железо» или «В соке антоновских яблок много железа»? В каком виде находится железо в соке яблок и лекарстве, рекомендуемом при малокровии? | Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя.
Приводят примеры Осуществляют анализ ответов одноклассников. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя | |
3. Мотивация учебной деятельности. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока. | Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока: - Подобно тому, как 33 буквы русского алфавита образуют десятки тысяч слов, так и химические элементы в различных сочетаниях создают более 27 миллионов различных веществ. Мы выучили «буквы» - химические символы. Теперь пришло время составлять «слова». - Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему: - Какие знания необходимы для того, чтобы составлять формулы химических элементов? | Выдвигают предположения. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Слушают мнения одноклассников. | |
4.Формирование новых знаний и способов действия Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний. Развитие умения находить ответы на проблемные вопросы. Подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действий с информацией Физкультминутка | Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. - Что должно быть отражено в письменной записи о веществе? Какая характеристика вещества позволяет не путать одно вещество с другим? (Состав, строение) - Химические формулы отображают состав вещества. Выразим с помощью символов состав самого распространённого вещества на Земле – воды. Осуществляет работу в группах. Задание группам: рассмотрите модель молекулы воды, посоветуйтесь и изобразите химическую формулу данного вещества. Подводит к формулированию понятия «химическая формула», «индекс». - Какие элементы входят в состав молекулы воды? - Как обозначаются эти элементы? - Сколько атомов кислорода в молекуле воды? - Сколько атомов водорода в молекуле воды? - Как вы думаете, как показать, что в состав молекулы воды входит один атом кислорода и два атома водорода? - Число атомов элемента принято обозначать с помощью индексов – цифр, которые ставятся внизу справа от химического знака. Индекс «1» в химических формулах не пишется. Если возле химического знака нет никаких индексов, это означает, что в состав молекулы входит один такой атом. Н2О – химическая формула воды. Читается: «Аш-два-о». Химическая формула – условная запись состава вещества при помощи химических знаков и индексов. Индекс – цифра, показывающая число атомов каждого химического элемента в молекуле. - Знаки отражают качественный состав вещества, а индексы – количественный состав. Т.е. химическая формула показывает, какие элементы и в каком количестве входят в состав вещества. Предлагает обучающимся записать три молекулы воды и на основании обсуждения различных вариантов записи подводит их к пониманию отличия коэффициента от индекса. - 3Н2О - три молекулы сложного вещества воды, каждая из которых состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Читается: «три-аш-два-о» Коэффициент – число перед формулой, означающее число молекул данного вещества. - Чем отличается индекс от коэффициента? (Индекс показывает число атомов данного элемента в составе молекулы, а коэффициент показывает число молекул) - Аналогично записывают число свободных атомов: 5О – пять атомов кислорода. - Изучение состава веществ привело в начале XIX века к открытию закона, который дал толчок дальнейшему развитию химии как науки. В результате почти десятилетнего спора двух французских учёных Клода Луи Бертолле и Жозефа Луи Пруста химики пришли к выводу, что состав вещества постоянен и не зависит от способа его получения и нахождения в природе. Состав любого сложного вещества один и тот же независимо от способа его получения. - Формулировка закона Ж.Прустом в 1808 г: «От одного полюса Земли до другого соединения имеют одинаковый состав и одинаковые свойства. Никакой разницы нет между оксидом железа из Южного полушария и Северного. Малахит из Сибири имеет тот же состав, как и малахит из Испании». Практическое значение данного закона: на его основании мы можем утверждать, что каждому веществу соответствует только одна химическая формула. Закон постоянства состава справедлив только для веществ молекулярного строения. - Первые представления об атомах возникли в древности, но античная атомистика была на долгие годы забыта. Возрождение атомистического учения связано с именем русского ученого М.В. Ломоносова. Согласно его представлениям все вещества состоят из физически неделимых частичек, обладающих способностью взаимного сцепления. Свойства веществ обусловлены свойствами этих частиц. Ломоносов различал два вида таких частиц: более мелкие – «элементы» (в современном понимании атомы) и более крупные – «корпускулы» (сейчас их называют молекулы). Каждая корпускула имеет тот же состав, что и все вещества. Различные химические свойства имеют и различные по составу корпускулы. Учение об атомах получило дальнейшее развитие в трудах известного английского учёного Джона Дальтона. - Молекулярная теория объясняет физические явления, происходящие с веществами. Учение об атомах приходит на помощь молекулярной теории при объяснении химических явлений. Обе эти теории объединяются в атомно-молекулярное учение (АМУ). Сущность этого учения можно сформулировать в виде нескольких положений. - Найдите в учебнике на с.39 основные положения АМУ. Проводит релаксационные упражнения для обучающихся. | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Выдвигают свои мнения. Работают в группах. Различают качественный состав вещества (какие химические элементы входят в состав молекулы) и количественный (сколько атомов химических элементов входит в состав молекулы). Делают вывод, что вещества целесообразно обозначать с помощью знаков химических элементов и цифр, которые отражают и качественный и количественный состав, формулируют определение понятий «химическая формула», «индекс» и записывают в тетрадях. Выдвигают свои предположения. Формулируют определение «коэффициент» и записывают в тетрадях Высказывают свои мнения Находят в тексте нужную информацию. По очереди зачитывают положения АМУ Выполняют упражнения | |
5. Первичное закрепление изученного материала Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности. | Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение. Подводит обучающихся к выводу о необходимости знаний химических формул. Атомы элементов соединяются, образуя химическое соединение, только в определённых массовых соотношениях. Формулирует задание. Запишите: а) 3 молекулы серной кислоты, если известно, что в состав молекулы входят 2 атома водорода, 1 атом серы и 4 атома кислорода; б) 5 молекул мела, если известно, что в состав молекулы входят 1 атом кальция, 1 атом углерода и 3 атома кислорода; в) 2 молекулы аммиака, если известно, что в состав молекулы входят 1 атом азота и 3 атома водорода. - Что означают записи: 3CuCl2, 2Al2O3, FeCl3, 3CuO, O2, H2, 7H2, 2CO2, H? Прочитайте записи. - Какие явления подтверждают: а) движение молекул; б) наличие между молекулами промежутков? (а) распространение запахов, диффузия, испарение; б) диффузия) Организует коллективную проверку. Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на творчество одноклассников. | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Записывают формулы Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух Осуществляют контроль по эталону | |
6. Закрепление и самопроверка знаний. Организовать деятельность по применению новых знаний | Распределяет задания и организует самостоятельную (индивидуальную) работу учащихся с тренажёром. (См. Ресурсный материал к уроку). - На столе инструктивная карта. Выполните задание №1,2. Контролирует выполнение работы. | Выполняют задания и по просьбе учителя выражают свои ответы. | |
7. Подведение итогов. Рефлексия. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции | Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке. -Что нового узнали вы на уроке? - Узнали ли вы сегодня на уроке то, что вызывало у вас затруднения при работе с таблицей? - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки. Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на уроке. Учитель благодарит за урок. | Осуществляют самоанализ деятельности Слушают учителя | |
8.Домашнее задание Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з | Проводится подробный инструктаж о выполнении домашнего задания: §7,8, упр.2, с.38 Доделать те задания в инструктивной карте, которые не успели на уроке. | Слушают учителя, задают уточняющие вопросы, фиксируют информацию в дневник. |