Технологическая карта с дидактической структурой урока по теме «Химический состав клетки» (Биология 5 класс)

2
1
Материал опубликован 27 February 2017 в группе

1. Ф.И.О. учителя: Микушева Тамара Николаевна

2. Класс: _5_ Дата: 12.10.2016г № урока по п/п:_6_№ урока в теме:_6_№ урока по расписанию: по расписанию УКП "ДРБ"

3. Тема урока: "Химический состав клетки"

4. Место - текущий и значение - какие вещества входят в состав живых организмов, роль органических и неорганических веществ в организме.

5. Цель урока:

5.1. На уровне учителя:

1.Образовательные: формировать у учащихся знания о неорганических и органических веществах: белках, жирах, углеводах; минеральных солях.

2. Развивающие: научить сравнивать, развивать самостоятельно определять органические и неорганические вещества в клетках растений с помощью опытов и на основе анализа полученных результатов делать выводы, уметь выражать свои мысли.

3. Воспитательные: формировать познавательную самостоятельность и мотивацию на изучение веществ, входящих в состав живых организмов; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

5.2. Предметные результаты обучения (таблица 1). Таблица 1

Предметные результаты обучения

Урок «Химический состав клетки» (_5_ класс)

Основные теоретические знания

Умения, связанные со знаниями (в виде конкретных действий учеников)

Неорганические вещества, органические: белки, жиры, углеводы; микроэлементы, минеральные соли

- Использовать методы биологической науки (наблюдать и описывать биологические объекты; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты):

уметь обнаружить неорганические вещества: воду и минеральные вещества с помощью опыта при прокаливании кости в пробирке;

уметь обнаружить органическое вещество: (белок) с помощью опыта: промывание кусочка теста в сосуде с водой;

уметь обнаружить органическое вещество (углевод) с помощью опыта с кусочком картофеля, капнув 2-3 капли йода;

уметь обнаружить органическое вещество (жир) с помощью опыта раздавлением семян подсолнуха на листе бумаги;

делать выводы на основе сравнения;

заполнить в рабочей тетради таблицу "Роль неорганических и органических веществ в клетке", используя учебник;

выполняет правила техники безопасности при проведении опытов.

5.3.Метапредметные результаты обучения (таблица 2)

Таблица 2

Целеполагание на уровне метапредметных результатов обучения

Урок «Химический состав клетки» (__5__ класс)

Личностные

Регулятивные

Познавательные УУД

Коммуника-

тивные

общеучебные

логические

постановка

и решение

проблемы

 

Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника

( рисунки, таблицы).

Умение извлекать информацию из различных источников (учебник, опыт), анализировать её, делать выводы.

Уметь организовать собственную деятельность. Самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели. Создание положительной мотивации учения

Самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации.

Анализировать, сравнивать и обобщать факты, устанавливать причинно-следственные связи. Приобретать элементарные навыки работы с приборами.

Анализ объектов с целью выделения признаков.
Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 Уметь организовать учебное взаимодействия в группе и с учителем,

уметь строить совместную работу на единый результат в группе.


 

6. Дидактические задачи урока:

1. Продемонстрировать ряд лабораторных опытов (обнаружение воды, неорганических и органических веществ: белка, углевода, жира).

2.Объяснить роль органических и неорганических веществ в клетке. Различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли; объяснять их значение для организма.

3.Наблюдать демонстрацию опытов и понимать объяснение учителя. Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию о результатах опытов.

7. Тип урока: Урок усвоения новых знаний..

8. Дидактическая структура урока:

- Организационный.

- Этап подготовки обучающихся к активному усвоению знаний.

- Исследовательская деятельность.

- Результаты.

9. План изучения нового материала:

- Организационный (настроить учащихся на работу, т.е. способствовать формированию положительной учебной мотивации).

- Проверка домашнего задания(тестовое задание с выбором правильного ответа).

- Изучение нового материала (Вещества клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетки - с демонстрацией опытов).

 

10. Физкультминутка.

"Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывёте,

Теперь в саду яблоки спелые рвёте.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!"

11. Рефлексия.

- Обобщение и закрепление нового материала. (1.Просмотр видеофильма "Химический состав клетки". 2. Биологический диктант).

- Организация домашнего задания. (§6, задание на выбор в тетради. Ответить на вопросы: 1.Объясните, почему клетку сравнивают с миниатюрной лабораторией? 2. Выскажите мнение: что указывает на единство организмов, входящих в основные царства живой природы).

8. Учебно – методический комплекс:

Наглядные средства обучения: Рельефная таблица "Клетка"

Лабораторное оборудование (или оборудование для практической работы):

1.Микроскоп, микропрепараты.

2. Лабораторное оборудование для обнаружения органических веществ.

Оборудование, требующее специальной подготовки: микроскоп

Технические (или электронные) средства обучения: компьютер (просмотр видеофильма).

Вспомогательное оборудование: -

Дидактическое сопровождение: Инструктаж по выполнению лабораторных опытов.

Литература для учителя (в т.ч. сайты Интернет):

Я иду на урок биологии" - http://www.uchportal.ru/dir/10-1-0-3065

"Методсовет" - http://metodsovet.su/

Сайт Палитра знаний http://www.uchportal.ru/dir/13679

Литература для учащихся (в т.ч. сайты Интернет): Сайт для школьников" Готовим домашнее задание" http://www.uchportal.ru/dir/10-1-0-3065

Программное обеспечение (образовательные электронные ресурсы на CD-ROM):

https://www.youtube.com/watch?v=zCEVzbr6ZHA

https://www.youtube.com/watch?v=Jszwxc1_qqw

9. Образовательные педагогические технологии: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.

10. Межпредметные связи: предмет (понятия, умения): Связь с химией (неорганические вещества, органические: белки, жиры, углеводы; микроэлементы, минеральные соли). Умения: проводить лабораторные опыты, работать с учебником, заполнять схему, таблицу.

11. Внутрипредметные связи: понятия и умения, сформированные ранее. Живые организмы, клетка. Умения: наблюдать, описать, ставить опыты, сравнивать

ХОД УРОКА

Этап урока

(мин)

Планируемые результаты обучения

Компоненты

УМК

Деятельность

предметные

метапред-

метные

(Р,К,П)

лично-

стные

учителя

обучающихся

Организованное начало урока (1 мин)

1 мин.

Умение по формулировать цель и задачи

урока.

К - учатся культуре общения.

Р- умение

самостоятельно определять цель  и задачи

учебной деятельности,

Л - сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение веществ, входящих в состав живых организмов.

Рельефная таблица "Клетка",

Проверяет присутствующих, готовит к работе на уроке,

проверяет подготовленность рабочего места учащихся к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм,

создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся.

Готовят рабочее место к уроку. Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.

Проверка домашнего задания

1. Строение клетки.

4 мин.

Умение устанавливать причинно-следственные связи между различными функциями и особенностями клеток, входящих в состав тканей.

К - умение грамотно

формулировать высказывания в письменной форме.

Л - Сформировать познавательный интерес к изучению клетки.

Рельефная таблица "Клетка"

Наблюдаю.

Выполняют тестовое задание с выбором правильного ответа.

2.Ткани.

4 мин.

К -умение организовать учебное взаимодействия в группе и с учителем.

Л - Сформировать познавательный интерес к изучению различных тканей.

Микроскопы, микропрепараты.

Координирую, советую.

По микропрепаратам определяют ткани животных и растений.

Изучение нового материала (содержание)

1. Актуализация знаний.

На прошлом уроке, рассматривая под лупой мякоть плодов томата, яблока, арбуза узнали, что она состоит из маленьких крупинок – клеток.

3 мин.

Умение понимать взаимосвязи объектов живой и неживой природы на основе знаний о строении клеток, знать химический состав клетки.

П - умение работать с различной информацией.

К- умение слушать, понимать речь других и

уметь с достаточной полнотой точностью выражать свои мысли.

Л - обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

1.Учебник.

2.Рабочая тетрадь.

3. Рельефная таблица "Клетка"

Предлагаю идеи.

Вырабатывают план действий. Самостоятельно определяют темы урока.

2. Постановка проблемы.

А из чего состоят все клетки?

Так какова же тема сегодняшнего урока?

3 мин.

Умение понимать о важности органических и неорганических веществ для нормальной жизнедеятельности клетки.

К - умение выражать свои мысли.

П - умение строить

высказывания; анализировать, сравнивать.

Р - умение сформулировать цель, действовать согласно поставленной задаче.

Л - личностное самоопределение.

Учебник.

Рабочая тетрадь.

Рельефная таблица "Клетка"

Высказываю предложения.

Постановка цели и задачи урока через проблемную ситуацию.

3.

Вещества клетки.

13 мин.

Уметь классифицировать вещества, входящие в состав клетки.

Р- умение анализировать полученные результаты и при необходимости вносить коррективы.

П - умение работать с учебником.

Л- обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

Лабораторное оборудование для обнаружения органических веществ.

Учебник.

Рабочая тетрадь.

Наблюдаю, советую.

Провожу инструктаж по проведению опытов.

Под руководством учителя выполняют опыты:

обнаружение воды; неорганических и органических веществ; обнаружение белка,

углевода, жира.

Наблюдают демонстрацию опытов учителем, делают записи в тетрадях. В дальнейшем учащиеся самостоятельно проводят опыты, используя учебник и рабочую тетрадь.

Роль неорганических и органических веществ в клетке.

4 мин.

Уметь отличать органические вещества от неорганических.

П- умение осуществлять анализ между объектами и функциями, которые они выполняют

К - умение работать в группе и устанавливать рабочие отношения; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Л - формирование ответственного отношения к обучению.

Учебник.

Рабочая тетрадь.

Наблюдаю, советую.

 

Обсуждают результаты опытов, делают выводы.


 

Обобщение и закрепление нового материала

1. Закрепляют знания о химическом составе клетки, о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки.

5 мин.

Соотносить вещества с функциями,  которые они выполняют в клетке.

К - умение работать в группе: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.

Р - умение

самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

П - умение работать с информацией: (составлять таблицу, используя текст и рисунки учебника, видеофрагмент)

Л - умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

ИКТ - https://www.youtube.com/watch?v=Jszwxc1_qqw

1.Просмотр видеофильма.

"Химический состав клетки".

2.Провожу биологический диктант.

Учащиеся отвечают на вопросы, делают выводы о проделанной работе. Осуществляют взаимопроверку выполнения задания.

Диагностика результатов обучения

1. Формулировка выводов.

4 мин.

В клетках содержатся органические и неорганические вещества.

Они используются для построения клеток организма и участвуют во всех процессах жизнедеятельности клетки.

К - умение выражать свои мысли и идеи.

Л - уметь строить совместную работу на единый результат в группе.


 

1.Учебник.

2.Рабочая тетрадь.

3. Рельефная таблица "Клетка

Слушаю,задаю вопросы в роли участник.

Подведение итогов с помощью стихотворения: "Из элементов химических состоят вещества. И в клетках различных творят чудеса. Кипит там работа. Идут

Превращения".

 

Отчитываются, отстаивают свою точку зрения,т.е, участвуют в оценке путём коллективного обсуждения. Делают вывод по данной теме.

2. оформление результата.

       

Советую.

Учащиеся делают записи в тетради.

Рефлексия

2 мин.

 ?

 П - умение строить

высказывания.

К -умение выражать свои мысли.

Л - формирование личностного самоопределения.

 Учебник.

Рабочая тетрадь.

Рельефная таблица "Клетка

Учитель предлагает оценить результат усвоения знаний учащимися. - Все ли вам было понятно в течение урока? -Какая часть урока показалась самой интересной? - Какая часть урока  вызвала затруднение?

- Оправдались ли ваши ожидания от урока?- Что вы взяли с сегодняшнего урока - Над чем заставил задуматься урок?

 Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся.

Организация домашнего задания (3 мин)

1. Информация о домашнем задании.

1 мин.

?

Р - ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотношения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

Л - формирование личностного самоопределения.

Учебник.

Рабочая тетрадь. Рельефная таблица "Клетка

§6, задание на выбор в тетради. Ответить на вопросы: 1.Объясните, почему клетку сравнивают с миниатюрной лабораторией? 2. Выскажите мнение, что указывает на единство организмов, входящих в основные царства живой природы.

Учащиеся записывают

домашнее задание.

Организованный конец урока

1 мин.

 

 

 

 

 Учитель благодарит учащихся за работу на уроке, выставляет оценки.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Уважаемая Тамара Николаевна, большое спасибо Вам за урок!

22 March 2017