Технологическая карта с дидактической структурой урока по теме «Химический состав клетки» (Биология 5 класс)
1. Ф.И.О. учителя: Микушева Тамара Николаевна
2. Класс: _5_ Дата: 12.10.2016г № урока по п/п:_6_№ урока в теме:_6_№ урока по расписанию: по расписанию УКП "ДРБ"
3. Тема урока: "Химический состав клетки"
4. Место - текущий и значение - какие вещества входят в состав живых организмов, роль органических и неорганических веществ в организме.
5. Цель урока:
5.1. На уровне учителя:
1.Образовательные: формировать у учащихся знания о неорганических и органических веществах: белках, жирах, углеводах; минеральных солях.
2. Развивающие: научить сравнивать, развивать самостоятельно определять органические и неорганические вещества в клетках растений с помощью опытов и на основе анализа полученных результатов делать выводы, уметь выражать свои мысли.
3. Воспитательные: формировать познавательную самостоятельность и мотивацию на изучение веществ, входящих в состав живых организмов; воспитывать положительное отношение к совместному труду.
5.2. Предметные результаты обучения (таблица 1). Таблица 1
Предметные результаты обучения
Урок «Химический состав клетки» (_5_ класс)
Основные теоретические знания |
Умения, связанные со знаниями (в виде конкретных действий учеников) |
Неорганические вещества, органические: белки, жиры, углеводы; микроэлементы, минеральные соли |
- Использовать методы биологической науки (наблюдать и описывать биологические объекты; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты): уметь обнаружить неорганические вещества: воду и минеральные вещества с помощью опыта при прокаливании кости в пробирке; уметь обнаружить органическое вещество: (белок) с помощью опыта: промывание кусочка теста в сосуде с водой; уметь обнаружить органическое вещество (углевод) с помощью опыта с кусочком картофеля, капнув 2-3 капли йода; уметь обнаружить органическое вещество (жир) с помощью опыта раздавлением семян подсолнуха на листе бумаги; делать выводы на основе сравнения; заполнить в рабочей тетради таблицу "Роль неорганических и органических веществ в клетке", используя учебник; выполняет правила техники безопасности при проведении опытов. |
5.3.Метапредметные результаты обучения (таблица 2)
Таблица 2
Целеполагание на уровне метапредметных результатов обучения
Урок «Химический состав клетки» (__5__ класс)
Личностные |
Регулятивные |
Познавательные УУД |
Коммуника- тивные |
|||
общеучебные |
логические |
постановка и решение проблемы |
||||
Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника ( рисунки, таблицы). Умение извлекать информацию из различных источников (учебник, опыт), анализировать её, делать выводы. |
Уметь организовать собственную деятельность. Самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели. Создание положительной мотивации учения |
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации. Анализировать, сравнивать и обобщать факты, устанавливать причинно-следственные связи. Приобретать элементарные навыки работы с приборами. |
Анализ объектов с целью выделения признаков. |
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
Уметь организовать учебное взаимодействия в группе и с учителем, уметь строить совместную работу на единый результат в группе.
|
6. Дидактические задачи урока:
1. Продемонстрировать ряд лабораторных опытов (обнаружение воды, неорганических и органических веществ: белка, углевода, жира).
2.Объяснить роль органических и неорганических веществ в клетке. Различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли; объяснять их значение для организма.
3.Наблюдать демонстрацию опытов и понимать объяснение учителя. Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию о результатах опытов.
7. Тип урока: Урок усвоения новых знаний..
8. Дидактическая структура урока:
- Организационный.
- Этап подготовки обучающихся к активному усвоению знаний.
- Исследовательская деятельность.
- Результаты.
9. План изучения нового материала:
- Организационный (настроить учащихся на работу, т.е. способствовать формированию положительной учебной мотивации).
- Проверка домашнего задания(тестовое задание с выбором правильного ответа).
- Изучение нового материала (Вещества клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетки - с демонстрацией опытов).
10. Физкультминутка.
"Закройте глаза, расслабьте тело,
Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!
Теперь в океане дельфином плывёте,
Теперь в саду яблоки спелые рвёте.
Налево, направо, вокруг посмотрели,
Открыли глаза, и снова за дело!"
11. Рефлексия.
- Обобщение и закрепление нового материала. (1.Просмотр видеофильма "Химический состав клетки". 2. Биологический диктант).
- Организация домашнего задания. (§6, задание на выбор в тетради. Ответить на вопросы: 1.Объясните, почему клетку сравнивают с миниатюрной лабораторией? 2. Выскажите мнение: что указывает на единство организмов, входящих в основные царства живой природы).
8. Учебно – методический комплекс:
Наглядные средства обучения: Рельефная таблица "Клетка"
Лабораторное оборудование (или оборудование для практической работы):
1.Микроскоп, микропрепараты.
2. Лабораторное оборудование для обнаружения органических веществ.
Оборудование, требующее специальной подготовки: микроскоп
Технические (или электронные) средства обучения: компьютер (просмотр видеофильма).
Вспомогательное оборудование: -
Дидактическое сопровождение: Инструктаж по выполнению лабораторных опытов.
Литература для учителя (в т.ч. сайты Интернет):
Я иду на урок биологии" - http://www.uchportal.ru/dir/10-1-0-3065
"Методсовет" - http://metodsovet.su/
Сайт Палитра знаний http://www.uchportal.ru/dir/13679
Литература для учащихся (в т.ч. сайты Интернет): Сайт для школьников" Готовим домашнее задание" http://www.uchportal.ru/dir/10-1-0-3065
Программное обеспечение (образовательные электронные ресурсы на CD-ROM):
https://www.youtube.com/watch?v=zCEVzbr6ZHA
https://www.youtube.com/watch?v=Jszwxc1_qqw
9. Образовательные педагогические технологии: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.
10. Межпредметные связи: предмет (понятия, умения): Связь с химией (неорганические вещества, органические: белки, жиры, углеводы; микроэлементы, минеральные соли). Умения: проводить лабораторные опыты, работать с учебником, заполнять схему, таблицу.
11. Внутрипредметные связи: понятия и умения, сформированные ранее. Живые организмы, клетка. Умения: наблюдать, описать, ставить опыты, сравнивать
ХОД УРОКА
Этап урока (мин) |
Планируемые результаты обучения |
Компоненты УМК |
Деятельность |
||||||||||||||
предметные |
метапред- метные (Р,К,П) |
лично- стные |
учителя |
обучающихся |
|||||||||||||
Организованное начало урока (1 мин) |
|||||||||||||||||
1 мин. |
Умение по формулировать цель и задачи урока. |
К - учатся культуре общения. Р- умение самостоятельно определять цель и задачи учебной деятельности, |
Л - сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение веществ, входящих в состав живых организмов. |
Рельефная таблица "Клетка", |
Проверяет присутствующих, готовит к работе на уроке, проверяет подготовленность рабочего места учащихся к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся. |
Готовят рабочее место к уроку. Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность. |
|||||||||||
Проверка домашнего задания |
|||||||||||||||||
1. Строение клетки. 4 мин. |
Умение устанавливать причинно-следственные связи между различными функциями и особенностями клеток, входящих в состав тканей. |
К - умение грамотно формулировать высказывания в письменной форме. |
Л - Сформировать познавательный интерес к изучению клетки. |
Рельефная таблица "Клетка" |
Наблюдаю. |
Выполняют тестовое задание с выбором правильного ответа. |
|||||||||||
2.Ткани. 4 мин. |
К -умение организовать учебное взаимодействия в группе и с учителем. |
Л - Сформировать познавательный интерес к изучению различных тканей. |
Микроскопы, микропрепараты. |
Координирую, советую. |
По микропрепаратам определяют ткани животных и растений. |
||||||||||||
Изучение нового материала (содержание) |
|||||||||||||||||
1. Актуализация знаний. На прошлом уроке, рассматривая под лупой мякоть плодов томата, яблока, арбуза узнали, что она состоит из маленьких крупинок – клеток. 3 мин. |
Умение понимать взаимосвязи объектов живой и неживой природы на основе знаний о строении клеток, знать химический состав клетки. |
П - умение работать с различной информацией. К- умение слушать, понимать речь других и уметь с достаточной полнотой точностью выражать свои мысли. |
Л - обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению. |
1.Учебник. 2.Рабочая тетрадь. 3. Рельефная таблица "Клетка" |
Предлагаю идеи. |
Вырабатывают план действий. Самостоятельно определяют темы урока. |
|||||||||||
2. Постановка проблемы. А из чего состоят все клетки? Так какова же тема сегодняшнего урока? 3 мин. |
Умение понимать о важности органических и неорганических веществ для нормальной жизнедеятельности клетки. |
К - умение выражать свои мысли. П - умение строить высказывания; анализировать, сравнивать. Р - умение сформулировать цель, действовать согласно поставленной задаче. |
Л - личностное самоопределение. |
Учебник. Рабочая тетрадь. Рельефная таблица "Клетка" |
Высказываю предложения. |
Постановка цели и задачи урока через проблемную ситуацию. |
|||||||||||
3. Вещества клетки. 13 мин. |
Уметь классифицировать вещества, входящие в состав клетки. |
Р- умение анализировать полученные результаты и при необходимости вносить коррективы. П - умение работать с учебником. |
Л- обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению. |
Лабораторное оборудование для обнаружения органических веществ. Учебник. Рабочая тетрадь. |
Наблюдаю, советую. Провожу инструктаж по проведению опытов. Под руководством учителя выполняют опыты: обнаружение воды; неорганических и органических веществ; обнаружение белка, углевода, жира. |
Наблюдают демонстрацию опытов учителем, делают записи в тетрадях. В дальнейшем учащиеся самостоятельно проводят опыты, используя учебник и рабочую тетрадь. |
|||||||||||
Роль неорганических и органических веществ в клетке. 4 мин. |
Уметь отличать органические вещества от неорганических. |
П- умение осуществлять анализ между объектами и функциями, которые они выполняют К - умение работать в группе и устанавливать рабочие отношения; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. |
Л - формирование ответственного отношения к обучению. |
Учебник. Рабочая тетрадь. |
Наблюдаю, советую.
|
Обсуждают результаты опытов, делают выводы.
|
|||||||||||
Обобщение и закрепление нового материала |
|||||||||||||||||
1. Закрепляют знания о химическом составе клетки, о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки. 5 мин. |
Соотносить вещества с функциями, которые они выполняют в клетке. |
К - умение работать в группе: — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать. Р - умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им. П - умение работать с информацией: (составлять таблицу, используя текст и рисунки учебника, видеофрагмент) |
Л - умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. |
1.Просмотр видеофильма. "Химический состав клетки". 2.Провожу биологический диктант. |
Учащиеся отвечают на вопросы, делают выводы о проделанной работе. Осуществляют взаимопроверку выполнения задания. |
||||||||||||
Диагностика результатов обучения |
|||||||||||||||||
1. Формулировка выводов. 4 мин. |
В клетках содержатся органические и неорганические вещества. Они используются для построения клеток организма и участвуют во всех процессах жизнедеятельности клетки. |
К - умение выражать свои мысли и идеи. |
Л - уметь строить совместную работу на единый результат в группе.
|
1.Учебник. 2.Рабочая тетрадь. 3. Рельефная таблица "Клетка |
Слушаю,задаю вопросы в роли участник. Подведение итогов с помощью стихотворения: "Из элементов химических состоят вещества. И в клетках различных творят чудеса. Кипит там работа. Идут Превращения".
|
Отчитываются, отстаивают свою точку зрения,т.е, участвуют в оценке путём коллективного обсуждения. Делают вывод по данной теме. |
|||||||||||
2. оформление результата. |
Советую. |
Учащиеся делают записи в тетради. |
|||||||||||||||
Рефлексия 2 мин. |
? |
П - умение строить высказывания. К -умение выражать свои мысли. |
Л - формирование личностного самоопределения. |
Учебник. Рабочая тетрадь. Рельефная таблица "Клетка |
Учитель предлагает оценить результат усвоения знаний учащимися. - Все ли вам было понятно в течение урока? -Какая часть урока показалась самой интересной? - Какая часть урока вызвала затруднение? - Оправдались ли ваши ожидания от урока?- Что вы взяли с сегодняшнего урока - Над чем заставил задуматься урок? |
Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся. |
|||||||||||
Организация домашнего задания (3 мин) |
|||||||||||||||||
1. Информация о домашнем задании. 1 мин. |
? |
Р - ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотношения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. |
Л - формирование личностного самоопределения. |
Учебник. Рабочая тетрадь. Рельефная таблица "Клетка |
§6, задание на выбор в тетради. Ответить на вопросы: 1.Объясните, почему клетку сравнивают с миниатюрной лабораторией? 2. Выскажите мнение, что указывает на единство организмов, входящих в основные царства живой природы. |
Учащиеся записывают домашнее задание. |
|||||||||||
Организованный конец урока 1 мин. |
|
|
|
Учитель благодарит учащихся за работу на уроке, выставляет оценки. |
|
Екатерина Николаевна