Урок окружающего мира во 2 классе на тему «Формы земной поверхности»
Арсентьева Наталья Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ «Берёзовская ООШ»
Технологическая карта по учебному предмету «Окружающий мир» во 2 классе
на тему «Формы земной поверхности» (УМК «Школа России»)
Учебный предмет | Окружающий мир |
Класс | 2 |
Тема урока | «Формы земной поверхности» |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Цель урока | формирование представлений о формах земной поверхности |
Задачи урока | -познакомить с основными формами земной поверхности; со строением холмов и гор; различать формы земной поверхности; моделировать земную поверхность -создать условия для развития внимательности, наблюдательности, умения сравнивать, обобщать и делать выводы; обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли; -создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде |
Планируемые материалы | Предметные: -усвоение представлений о формах земной поверхности; -умение наблюдать, исследовать (сравнивать, получать информацию), выделять характер, особенности земной поверхности; Личностные: -создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу; -осознавать значение учебной деятельности; -принимать ценности мира. Метапредметные: регулятивные УУД: -понимать, принимать, ставить и сохранять учебную задачу; -выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после её завершения; вносить необходимые коррективы; -оценивать свои действия и полученный результат; сравнивать свою оценку и оценку учителя; адекватно воспринимать оценку учителя познавательные УУД: -овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам; -формулировать выводы, создавать опорные схемы по теме урока; -самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; -извлекать необходимую информацию из разных источников. коммуникативные УУД: -участвовать в коллективной поисковой деятельности, соблюдать правила общения, речевого этикета, умение слушать и вступать в диалог; -высказывать по обсуждаемым вопросам свою точку зрения, слушать мнения других, стараться понимать их |
Основные понятия | Равнина, гора, холм, овраг |
Методы и приёмы обучения | Частично – поисковый |
Формы работы | фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, самоконтроль, взаимоконтроль. |
Образовательные ресурсы | 1. Учебник «Окружающий мир», 2 класс (2 часть) А.А.Плешаков, рабочая тетрадь по окружающему , 2 ч. М.: Просвещение- 2016. 2.Мультимедийные средства: компьютер, проектор, экран. 3.Презентация «Горы». 4.Раздаточный материал: фотографии с изображением Ибресинского района, карточки с заданиями для индивидуальной и групповой работы. 5. Плакат «Формы земной поверхности», компас, физическая карта России. 6.Цветные восковые мелки. |
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
I. Организационный момент | Мотивация, настрой на урок Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Интересные вопросы Ожидают смельчаков. Пожелаем всем удачи! | Слушают, настраиваются на работу. | Регулятивные: принимают учебную задачу. |
II.Актуализация опорных знаний. Наблюдение за погодой. 2.Проверка домашнего задания 3.Практическая ( графическая работа) | Организует наблюдение учащихся за погодой и проверку домашнего задания. В начале урока я попрошу дежурного синоптика рассказать о состоянии погоды на сегодняшний день.
А сейчас мы проверим домашнее задание
Карточка 1 Объясни, что такое горизонт? Что такое линия горизонта? Покажи на рисунке линию горизонта. Допиши на рисунке-схеме названия сторон горизонта. Объясни, как стороны горизонта располагаются относительно друг друга.
Карточка 2 К карточке прилагается компас. Как называется прибор для определения сторон горизонта? Назови и покажи, из каких частей он состоит. Объясни и покажи, как им пользоваться.
Карточка 3 Расскажи, как можно определить стороны горизонта без компаса по местным признакам "Ориентирования на местности". Пока учащиеся готовятся по индивидуальным карточкам, организует графическую работу с остальными учащимися. Остальные дети выполняют задания учителя на листочках. Начертите маршрут путешественника, если 1 клетка - это путь, который путешественник проходит за 1 час: "Путешественник вышел из точки А и два часа шел на север, затем 2 часа - на запад, 2 часа на север и 2 часа на восток. Затем он сделал привал (точка В на схеме) и отправился дальше: 1 час шел на север, 1 час - на восток, 2 часа на юг и 3 часа на восток. Здесь он переночевал (точка С). Утром отправился дальше: 1 час шел на север, 1 час - на восток, 4 часа на юг и 2 часа на запад. Путешественник устал и сделал привал (точка D). Затем он отправился дальше: 2 часа шел на север, 1 час - на запад, 2 часа на юг, 2 часа на запад... И вернулся домой. | Ученик-синоптик использует знаково-символические средства (карточки с условными обозначениями) для определения погоды и выставляет их в таблице. Выполняют задание по карточкам, осуществляют самоконтроль. Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. Осуществляют работу по выполнению отдельных операций | Коммуникативные: -включаются в диалог со сверстниками; -оценивают качество подготовки д/з. Познавательные: осуществляют работу по выполнению отдельных операций. Регулятивные: осуществляют самоконтроль. Регулятивные: осуществляют взаимопроверку выполнения графической работы. |
III.Самоопределение к деятельности | Организует погружение в проблему. Я буду зачитывать определения из толкового словаря С.И.Ожегова, а вы догадайтесь, о чём идёт речь. 1.Значительная возвышенность, поднимающая над окружающей местностью. 2.Ровная земная поверхность - Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. - Кто видел горы? А равнины? - Как можно назвать горы и равнины? - Какова же тема сегодняшнего урока? Откройте учебник и прочитайте тему на с.78 - Какие задачи мы поставим перед собой? | Пытаются отгадать слова, доказывают своё мнение, определяют тему урока, ставят учебные задачи. ( Гора, холм) (Равнина) Ответы детей Предположения детей | Познавательные: -высказывают свои; предположения, -фиксируют проблему. Коммуникативные: -строят понятные для собеседника высказывания. Регулятивные: -определяют тему урока; -самостоятельно ставят новые учебные задачи. |
IV. Подходы к открытию новых знаний | Организует устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы (вопросы), организует их обсуждение. Самоопределение к деятельности. Беседа -Рассмотрите фотографии на с.78 учебника. -Объясните, чем различаются формы земной поверхности. -Проверьте свои ответы. Прочитайте текст под фотографиями. -Сформулируйте вопросы к выделенным словам. Задайте их классу. | Работают с учебником. Рассматривают фотографии на с.78 учебника. Строят свои предположения о формах земной поверхности, различают их вид. Задают вопросы своим одноклассникам. | Регулятивные: -самостоятельно вносят необходимые коррективы в учебное действие; -осуществляют контроль. Познавательные: -анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения, -строят рассуждения на основе полученной информации; -работают с книгой. Коммуникативные: -осознанно строят речевые высказывания; -задают вопросы для получения от партнёра необходимых сведений. |
V. Физминутка | Организует деятельность обучающихся. Мы сейчас все дружно встанем, Отдохнём мы на привале… Вправо, влево повернись! Руки вверх и руки в бок, И на месте прыг да скок! А теперь бежим вприпыжку, Молодцы вы, ребятишки! | Участвуют в разминке | Личностные: -формирование личного, эмоционального отношения к себе, своему здоровью |
VI. Совместное исследование проблемы | Организация работы групп по исследованию учебных задач. Работа в группах. 1 группа - «Аналитики»: - Сравнение по схеме строения холма и горы. Рассмотреть схему и сделать вывод. Р.т. с.49 № 2,3 2 группа - «Исследователи»: - По фотографиям и тексту указать причино - следственные связи образования оврагов (схемы оврагов, фото) 3 группа «Краеведы»: - По фотографиям дать характеристику поверхности Ибресинского района. | 1 группа работает со схемой в рабочей тетради, сравнивают строение холма и горы и делают вывод. 2 группа по фотографиям и тексту исследует причину образования оврагов. Образование оврага начинается с маленькой рытвины. Талые и дождевые воды размывают ее, и овраг постепенно увеличивается. Овраги могут быть мелкими, в несколько метров глубиной, и глубокими - в несколько десятков метров. Дно оврага всегда уже его верхней части. По дну оврага часто течет речка или ручей. Если по краям оврага разрастается много трав и кустарников, то он превращается в болото. Овраги приносят человеку вред, так как разрушают верхний, плодородный слой почвы. Чтобы бороться с разрастанием оврагов, люди высаживают по их краям деревья и кустарники. Корни растений не дают разрушаться почве. 3 группа по фотографиям пытается дать характеристику поверхности Ибресинского района | Познавательные: -анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения; -обобщают текстовую информацию и относят её содержание к известным понятиям; -выявляют причинно-следственные связи при исследовании заданной поверхности. Коммуникативные: -участвуют в обсуждении; -строят осознанно речевые высказывания Регулятивные: -исследуют условия учебной задачи; - обсуждают предметные способы решения; -осуществляют самоконтроль и оценивают работу товарищей. |
VII. Работа по физической карте России | Мой край - моя земля, Родимые просторы! Мой край, как ты велик! С границы до границы. И скорый поезд напрямик В неделю не домчится. (Россия) - О чём говорится в этом стихотворении? -Рассмотрите карту России. Какие цвета преобладают на ней? -Что обозначает синий, зелёный, коричневый цвета на карте? -Показывает на физической карте России равнины и горы. Загадывает загадку: «В жарком лете я стою, Шапкой зиму достаю» (гора) Показ презентации «Горы» | Подготовленный ученик читает стихотворение Отгадывают загадку. Находят на карте Кавказ, Уральские горы, Восточно-Европейскую равнину, Западно-Сибирскую равнину. Ответы детей | Коммуникативные: -слушают учителя, строят высказывания, участвуют в обсуждении. Познавательные: работают с картой, показывают горы и равнины. Регулятивные: -принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
VIII. Моделирование модели земной поверхности (Закрепление изученного материала) | - А сейчас выполним творческое задание. -Используя мелки трёх цветов нанести на картон земную поверхность. Организует учебное взаимодействие учеников и обсуждение составленной модели. | Работают в паре | Регулятивные: -планируют последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей; -осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль. Познавательные: -фиксируют на модели определённую окраску земной поверхности; -осуществляют работу по выполнению отдельных операций. Коммуникативные: -строят рассуждения, учатся формулировать собственное мнение, работать сообща. |
IX. Подведение итогов урока | - С какими формами земной поверхности вы познакомились сегодня на уроке? - Какие бывают равнины? -Какая форма земной поверхности называется холмом? Какая форма земной поверхности называется оврагом? Какие горы нашей страны вы можете назвать? Какие равнины вы знаете? Организует контрольно-оценивающую деятельность | Слушают учителя, отвечают на вопросы. (Горы и равнины) (Плоские и холмистые). Ответы детей | Личностные: -выражать положительное отношение к процессу познания. |
Х.Рефлексия | Благодарит обучающихся за хорошую работу на уроке и просит составить панно своего настроения. -Оцените свою работу на уроке. На доске солнце и облако. Если вам всё понятно и комфортно было на уроке, то прикрепите лучик к солнцу. Если что-то было не понятно, то прикрепите капельку воды к облачку. Если было трудно – прикрепите снежинку. Луч Капля воды Снежинка | Осуществляют оценку своей собственной учебной деятельности на уроке. | Личностные: -оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. |
XI. Домашнее задание | 1)творческое: составить рассказ «Красота гор» 2)конструктивное; Р.т.с.50 № 4,5 3)репродуктивное; ответы на вопросы Уч.с.81. | | |