Технологическая карта занятия с методической структурой занятия
Технологическая карта занятия с методической структурой занятия
Ф.И.О. преподавателя: _Куделькина Инга Юрьевна
Ф.И.О. учащегося: Ярыгин Родион
Класс: профильный класс, седьмой год обучения Дата: 21.03.2020 Предмет: Специальность в классе фортепиано.
Тема занятия: Работа над средствами музыкальной выразительности в пьесе В.Азарашвили «Ностальгия»
Тип занятия: комбинированный
Цели занятия:
Содержательные: расширение понятийной базы учащегося за счёт включения нового понятия.
Предметные: формирование у учащегося навыков кантиленой игры, основ анализа средств музыкальной выразительности.
Воспитательные: развитие самостоятельности и творческого мышления.
Задачи:
1).Образовательные задачи:
дать представление о музыкально-интонационных особенностях пьес кантиленного характера.;
расширить музыкально-теоретические представления учащегося;
дать понятие о разных тембровых красках и градациях звука;
передать содержание музыки.
2).Развивающие задачи:
работа над выразительным интонированием мелодической линии;
развитие эмоционального отношения к исполнению изучаемого музыкального произведения с тщательным слуховым контролем;
работа над развитием мелодического слуха;
развитие навыка координации движений и поиск нужного звукового соотношения мелодии и аккомпанемента в их одновременном звучании;
развитие ритмической устойчивости и ладогармонического слуха.
3).Воспитательные задачи:
-воспитывать чувство необходимости совершенствования культуры исполнения;
-воспитывать потребность в ассоциативном мышлении;
-активизировать интерес к занятиям на инструменте.
Планируемые результаты:
Предметные: учащийся умеет хорошо слушать себя, оценивать качество извлекаемого звука, работать над произведениями кантиленного плана;
Личностные: развитие познавательной деятельности, креативного мышления;
Метапредметные: формирование у учащегося умения добывать знания из различных ресурсов, комплексного подхода к творческой работе.
Используемые методы:
словесный;
наглядно - слуховой;
практический, показа;
анализа, обобщения;
эмоционально – познавательный;
Используемые технологии:
здоровьесберегающие.
Используемые ресурсы:
1. Методическая литература:
Крюкова.В.В., Музыкальная педагогика.- Ростов-на-Дону, "Феникс", 2002;
Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юного музыканта – С.Пб., Диамант, Золотой век, 1997;
Подвала В. «Давайте сочинять музыку!»- Киев: Музична Украина, 1988
Рокитянская.Т.А. "Воспитание звуком" - Ярославль: Академия развития. 2002;
Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. К.,2001г.
Оснащение занятия:
музыкальный инструмент (фортепиано);
персональный компьютер;
нотный материал;
дидактический материал (карточки), справочная литература.
2. Вид используемых на занятии средств ИКТ:
видео с сайта YouTube:
http://www.youtube.com/watch?v=mxHicyCHbtM
http://www.youtube.com/watch?v=tHAg3I7sYlI
3. Необходимое аппаратное и программное обеспечение: мультимедийный компьютер,
Технологическая карта учебного занятия
Основные этапы занятия, продолжительность | Задачи | Планируемый результат | Деятельность педагога | Деятельность учащейся | Музыкальный материал | Оборудование | |
Организационный 1 минута | Создание условий для включения учащегося в активную познавательную деятельность | Готовность учащегося к занятию | Проверяет настрой учащегося к занятию, посадку за инструментом | Приветствие, правильная посадка за инструмент. | | Фортепиано | |
Проверка домашнего задания Технический тренинг 5 минут | Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания; выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные неточности. Разыгрывание пианистического аппарата. Закрепление навыка игры гаммы. Мобилизация воли, включение слухового контроля, концентрация внимания. | Игровой аппарат готов к игре; учащийся запомнил аппликатуру одноимённых гамм. | Просит сыграть гаммы Си мажор и си минор. Проверяет пройденный материал: Задание: играть гаммы с различной нюансировкой, тембровыми и динамическими красками. | Играет две одноимённые гаммы, контролирует аппликатуру, сравнивает их звучание, аппликатуру, звукоряд. | Одноименные гаммы Си мажор и си минор | Фортепиано. | |
Адаптационный этап. Открытие темы урока, постановка цели и задач занятия. 7минут | Создание проблемной ситуации. Принятие учащейся цели и задач занятия. Развитие навыка чтения с листа. | Понимание и принятие цели учебного занятия, наличие мотивации. | Предлагает учащемуся прочитать с листа М.Тарапатова «Багамский бриз» Включает учащегося в определение цели и задачи. Вопросы: Что ты себе представляешь, что хочешь передать своим исполнением? Поэты для создания образа пользуются… (словом), художники – (красками), а музыканты... (музыкальными звуками) Вопрос: Что означает термин «музыкальный образ»? Озвучивает тему занятия, цели и задачи. | Учащийся исполняет с листа М.Тарапатова «Багамский бриз»; отвечает на вопросы педагога; анализирует средства выразительности для создания музыкального образа; совместно с преподавателем формулирует цель учебного занятия. | М.Тарапатова «Багамский бриз» | Создание проблемной ситуации. Принятие учащимся цели и задач занятия. Развитие навыка чтения с листа. | |
Совместное исследование проблемы. 7 минут | Выведение понятия «музыкальный образ», определение и систематизация средств выразительности, необходимых для его создания. | Учащийся понимает отличительные свойства различных видов искусств, применяемых для воплощения данного образа. Учащийся пользуется знаниями на практике. | Демонстрирует рисунки, видео и музыкальные произведения на заданную тему. | Читает стихотворение, просматривает рисунки, видео, слушает фрагменты музыкальных произведений. Выявляет общие черты при воплощении образа. | | Фортепиано, карточка, компьютер, Презентация, тематические рисунки, фрагменты видео. | |
Физкультпауза 1 минута | Создать условия для переключения видов учебной деятельности в режиме здоровьесбережения. | Эмоционально- физическая разрядка. | Педагог предлагает выполнить физические упражнения под музыку; аккомпанирует учащемуся. | Ребёнок активно включается в мышечную гимнастику (упражнения для расслабления мышц спины, шеи, плечевого пояса, | Ритмичные произведения И.Штрауса С.Цфасмана | | |
Этап усвоения новых знаний и способов действий 7 минут | Усвоение способов, средств, которые привели к определённому выбору. Систематизация музыкальных средств выразительности, необходимых для создания нужного образа. Более осознанное исполнение пьесы Н.Тороповой «Баба Яга» | Учащийся исполняет пьесу более характерно и артистично, пользуясь необходимыми средствами выразительности, такими, как лад, ритм, темп, оттенки, регистры, штрихи, интонации. | Подводит учащегося к выводам о применении необходимых средств музыкальной выразительности, организует вопросно-ответное общение, беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний, побуждает к высказыванию своего мнения. | Исполняет пьесу анализирует своё исполнение, обозначает и характеризует применённые средства музыкальной выразительности: лад, ритм, темп, оттенки, регистры, штрихи, интонации. | Пьеса В.Азарашвили «Ностальгия» | Фортепиано, Компьютер, Презентация | |
Заключительный этап работы над произведением 5 минут | Расширять кругозор, эмоционально- чувственное восприятие; отработать приобретённые на занятии навыки; обеспечить закрепление учащимся знаний и способов действий, которые ему необходимы для самостоятельной работы; обеспечить в ходе закрепления; повышение уровня осмысления учащимся изученного материала, глубины его усвоения; создать условие для выявления индивидуальных способов закрепления учебного материала. | Учащийся учится анализировать свою и чужую игру, умеет эмоционально откликаться на информацию, исполнение более осмысленно, эмоционально. Учащийся, имеет краткое представление о творчестве композитора В.Азарашвили. Умеет исполнять фрагмент пьесы (мелодию) с применением новых навыков. | Педагог предлагает просмотреть видеозапись и кратко проанализировать выступление, побуждает к высказыванию своего мнения; акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащегося на уроке; стимулирует учащегося на достижение положительного результата, создаёт ситуацию успеха. Предлагает создать визуальную презентацию о жизни и творчестве В.Азарашвили выделяя самые яркие моменты, которые учащийся запомнил в процессе сбора материалов о композиторе. Оказывает помощь в создании презентации, даёт рекомендации. | Учащийся смотрит видео с исполнением пьесы В.Азарашвили «Ностальгия», высказывает своё мнение об игре учащегося; исполняет фрагмент данной пьесы, оценивает свою игру, что получилось, что нет, добивается положительных результатов. Участвует в беседе о создании презентации, посвящённой композитору В.Азарашвили | Пьеса В.Азарашвили «Ностальгия» | Фортепиано, мультимедиа (видео с сайта YouTube), компьютер, цветные иллюстрации с Интернет-сайтов, примерная презентация о творчестве В.Азарашвили Видео-файлы для вставки в презентацию В.Азарашвили | |
Этап накопления впечатлений. 5 минут | Расширять возможности учащегося по воплощению музыкального образа в программной пьесе; развивать познавательную деятельность; расширять кругозор, эмоционально- чувственное восприятие; обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях | Учащийся проявляет интерес и мотивацию на работу над новым произведением, умеет применять новые знания и приобретённые навыки в новом музыкальном материале. | Исполняет новую пьесу, разбор которой задаёт на дом: Вальс «Под небом Парижа» (обр.В. Дмитриева), нацеливает на преодоление трудностей, объясняет ритмические группировки мелодии. | Участвует в беседе-инструктажу домашнего задания. Слушает исполнение учителем Вальса «Под небом Парижа» с целью пополнения своего слухового багажа, эмоционально реагирует, выявляет интерес. | Вальс «Под небом Парижа», автор неизвестен, обр.В.Дмитриева | Фортепиано, видео с сайта YouTube | |
Рефлексия 1 минута | Самооценка, осознание учащимся значимости учебной деятельности, ситуация успеха. | Создать условия для оценки собственной познавательной деятельности; обеспечить усвоение учащимся принципов саморегуляции и самоконтроля. | Педагог проводит беседу с учащимся: -что нового ты узнал на сегодняшнем занятии? - какое задание тебе понравилось выполнять больше всего? -легко ли было выполнять задания? - доволен ли ты собой? | Учащийся отвечает на вопросы, формулирует конечный результат своей работы на занятии, осуществляет самооценку, самопроверку; дает свою предварительную оценку. | | Показатели эмоциональной оценки результатов учебного занятия (Картинки со смайликами) | |
Подведение итогов 1 минута | Качественная оценка работы учащегося. Домашнее задание: мотивация деятельности учащихся по выполнению домашнего задания; инструктаж; Проверка понимания и способов выполнения домашнего задания. | Создание ситуации успеха. Преподаватель организует беседу по уточнению и конкретизации плана самостоятельной домашней работы. | Положительно оценивает деятельность учащегося. Намечает план самостоятельной домашней работы учащегося. Систематизирует совместно с учащимся направления домашней работы над пьесами В.Азарашвили «Ностальгия», «Под небом Парижа». | Слушает, дополняет учителя, демонстрирует понимание целей и задач домашней работы. | | Запись в дневнике учащегося. |
Итог занятия:
Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Отмечая выразительное значение тех или иных средств, целостное восприятие музыки учащимся становится полноценнее, осознаннее. Важную функцию при изучении выполняют изображение и слово, они помогают проникнуться необходимым эмоциональным настроем. Активное переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки и положительно сказывается на исполнении.
Преподаватель: Родион, я хочу предложить тебе поимпровизировать. Посмотри на эти рисунки. (Предлагает рисунок из пособия Подвала В. «Давайте сочинять музыку!») Что на нём изображено?
Учащийся: На нём изображена юла.
Преподаватель: Как ты думаешь, какой признак юлы можно показать в придуманной импровизации?
Учащийся: Думаю, движение юлы. Сначала она двигается быстро, потом замедляется и останавливается.
Преподаватель: Молодец! А ещё я предлагаю тебе включить в своё сочинение элементы хроматической гаммы и применить при необходимости подтекстовку, т. е. придумать слова.
Учащийся: сочиняет упражнение по рисунку «Юла» с элементами хроматической гаммы и ritenutо.
Преподаватель: Отлично! Напомню тебе, что замедление в нотах обозначается итальянским термином ritenutо (показывает обозначение в «Музыкальном словарике») Предлагаю подставить сюда слова, чтобы получилась песенка. (Сочиняет на ходу слова)Преподаватель: Родион, дома ты должен был поработать над пьесой В.Азарашвили «Ностальгия» которая находится в предконцертной стадии подготовки.
Преподаватель: предлагает исполнить пьесу, заданную на дом.Учащийся: исполняет пьесу В.Азарашвили «Ностальгия»
Преподаватель: Спасибо, Родион, Эта пьеса небесной чистоты и океанской глубины, «Ноктюрн» завораживает своей мелодикой, надолго оставляет в сердечной памяти след блаженства. Родион, что ты можешь рассказать о композиторе и об этом произведении?
Учащийся: Ва́жа Ша́лвович Азарашви́ли, Родился 13 июля 1936, в Тбилиси, грузинский композитор и педагог. Стилистический спектр музыки Важи Азарашвили многокрасочен – от городских романсов до утончённого интеллектуального инструментализма, а его лучшие произведения характеризует глубина мелодического мышления и эмоциональная выразительность в сочетании с современной композиторской техникой, остротой и проницательностью музыкального языка.
Преподаватель: Как ты понимаешь название этой пьесы: «Ностальгия»?
Учащийся: «Ностальгия» – это тоска по родине, по родному дому или прошлому.
Преподаватель: Как ты считаешь, как мы можем передать в своём исполнении настроение мелодии?
Учащийся: Звук должен быть особенно мягким и певучим.
Преподаватель: Правильно, молодец! Такие певучие и нежные произведения у музыкантов имеют специальное название: Кантилена.
Учащийся: дает определение слова «кантилена».
Преподаватель: Итак, «Кантилена»- широкая, свободно льющаяся напевная мелодия как вокальная, так и инструментальная. Термин так же обозначает напевность самой музыки или манеры ее исполнения. Слово происходит от итальянского слова «канта» - пение. «Пение» – это главный закон музыкального исполнения, жизненная основа музыки”, - сказал великий педагог Константин Игумнов.
На нашем « фортепианном языке» это означает умение «петь» на инструменте. Работа над кантиленными произведениями играют огромную роль в музыкальном воспитании. Музыкальные способности - слух, музыкальное мышление, профессионализм - ярко проявляется в игре кантилены.
Преподаватель: Родион, сколько частей в пьесе?
Учащийся: В пьесе 3 части, учащийся исполняет первую часть пьесы «Ностальгия»
Преподаватель: «Ностальгия» поэтичная пьеса - как бы исповедь души. Пьеса звучит спокойно, задумчиво, повествуя о чем-то сокровенном. Речевая выразительность заложена в ритмической структуре мелодии (восьмые ноты), а также в разнообразных приемах артикуляции. Это и плавные связные линии, и мягкое non legato, и глубокое звучание нот, подчеркнутых акцентами, черточками tenuto, придающими каждому звуку особую значимость.
Родион, ты должен найти выразительную и, в то же время, естественную искреннюю интонацию, неяркий проникновенный тембр звука, создающий настроение грусти, чередуя распевные, длинные звуки и легкие гибкие линии восьмых, спадающие или поднимающиеся к опорным точкам фразы, необходимо ловко распределить вес руки, объединяя одним движением кисти группы восьмых с устремлением руки «в рояль» или «от рояля» (в зависимости от направления мелодической линии). Умение переносить вес руки на те или иные пальцы становится необходимым в тактах, где фактура обогащается подголосками и особенно при наличии двухголосия в партии одной руки. Слушая, как тянется звук «под пальцами», добиваемся пальцевого legato, филировки звука, гибкой фразировки, используя минимальную педаль (без педальных призвуков). Сопровождающие мелодию аккорды бережно «прощупываем» чуткими пальцами, почти не отрывая их от клавиатуры.
Преподаватель: Наверное, ты обратил внимание на то, что две части похожи. Покажи, какие.
Учащийся: показывает схожие части.
Преподаватель: А в чём они отличаются?
Учащийся: Они либо поднимаются по ступенькам, либо спускаются.
Преподаватель: Как мы называем такой приём мелодического развития?
Учащийся: Секвенция.
Преподаватель: Правильно!
Задание: предлагаю сочинить маленькое упражнение с элементами секвенции с кантиленными мотивами.
Учащийся: играет упражнение, сочинённое на ходу. Педагог организует обсуждение исполнения учащегося.
Преподаватель: Следующее задание: сыграть с более выразительным интонированием. В исполнении кантилены основное – это использование веса руки, опоры на клавиатуру.
Переступающие пальцы ведут руку, которая, перемещая опору, подкрепляет каждый из них и в то же время сохраняет плавное движение, как бы очерчивая контуры мелодии. Взаимодействие пальцев и руки придает звукам глубину, а мелодии - ясность. Можно сказать, что звук рождается и расцветает всеми красками в кончике пальца, как цветок на конце растения.
Мелодия - основа художественного образа пьесы, ее можно сравнить с пением или человеческой речью. У мелодии есть свои законы развития. Интересное высказывание из книги Н.А.Царевой "Уроки госпожи Мелодии": «В чем секрет госпожи Мелодии? Главное - она живая. У нее есть дыхание, пульс, движения, жесты, походка, интонация. Она может расти, "толстеть", "худеть", может стать прозрачной и твердой, как скала; и даже может "растаять", "умереть, чтобы вновь родиться и расцвести".
Красивая интонация - смысл музыки, без нее мелодия превращается в набор звуков. Три четверти работы над произведением - это работа над звуком, который выражает художественную сущность образа, чем тоньше слышит музыкант переливы нюансов в звуковом спектре, тем совершеннее его игра.
Для активизации пальцев важно усилить слуховой контроль за качеством звучания - направить внимание на то, чтобы каждый звук был ясным, округлым, достаточно насыщенным, «полным».
Итак, ты должен научиться «петь» на фортепиано, искренне и задушевно, глубоко передавая смысл произведения. При этом нужно стараться слушать себя «со стороны». Важно добиться «слияния пальцев» с клавиатурой, но, ни в коем случае не давить на неё.
Учащийся исполняет вторую часть пьесы кульминацию «Ностальгия» Преподаватель организует обсуждение исполнения учащегося.
Преподаватель: В средней части пьесы выразительность более открытая, взволнованность более непосредственная. Педализировать можно смелее брать педаль более глубокую на каждую четверть такта, отдельно на бас и на верхнюю часть гармонии (лучше, если на 2-й и 4-й четверти будет полупедаль). Певучесть звука достигается на фортепиано особым способом нажима клавиши. Суть его состоит в том, чтобы не толкать клавишу, не ударять по ней, а сперва «нащупать» ее поверхность, «прижаться» как бы «приклеиться» к ней, и затем «не отлипая», непрерывно ощущая, «держа» её на кончике (точнее, на «подушечке»), «длинного», словно от локтя или даже от плеча тянущегося пальца, постепенно усиливая давление, пока рука не «погрузится» в клавиатуру до отказа, до «дна» - таким движением, каким опираются на стол.
При исполнении кантилены пальцы следует держать как можно ближе к клавишам и стараться по возможности больше играть «подушечкой», мясистой частью пальца, т.е. стремиться к максимальному слиянию пальцев с клавиатурой. Нужно слиться с ней, «примкнуть к ней». Необходимо следить за тем, чтобы рука была освобождена от всякой скованности, особенно в запястье. Ладонь должна находиться над нажимаемой клавишей, а не сбоку от нее; этим в значительной мере определяется и характер движений руки при переходе с клавиши на клавишу. Пальцы по возможности нужно держать собранными вместе, а не растопыренными. Закругленность пальцев должна быть минимальной, чтобы опора была не на кончик пальца, а на его «подушечку».
Учащийся исполняет третью часть пьесы «Ностальгия». Преподаватель организует обсуждение исполнения учащегося.
Преподаватель: 3-я часть возвращает нас к первоначальному настроению и колориту звучания. Можно предложить иной, по сравнению с 1-й частью, вариант динамики в тактах 5-м и 6-м diminuendo вместо crescendo: это придаст повторному проведению фразы еще большую проникновенность.
Последние семь тактов музыки построены на непрерывном чередовании интонаций «вдоха» и «выдоха» (субдоминантовые и тонические гармонии) в постепенно затихающей звучности. При исполнении решающим фактором будет чувство меры в поисках тончайших эмоциональных и динамических нюансов.
Преподаватель: Предлагаю тебе послушать и посмотреть видео с различными вариантами исполнения твоей пьесы. Л.Азарашвили. «Ностальгия» Исполняет ученик Багиров Али. Педагог Багирова Диляра.
Просмотр фрагментов видео с фортепианным (с видео-рядом)
Преподаватель: организует обсуждение полученных впечатлений учащегося, учащийся высказывает своё мнение, сравнивая два варианта.
Преподаватель: Фортепиано - инструмент богатейшего тембро-динамического потенциала. Колоссальные ресурсы динамики, огромный диапазон, педали - все это даёт возможность создавать разнообразные живописно - колористические эффекты. Известны слова А.Г.Рубинштейна: "Вы думаете, что рояль - это один инструмент, а это сто инструментов, ему дано имитировать голос любого музыкального инструмента, подражать любой звучности". Давай попробуем придать нашей мелодии черты скрипичного звучания. Разумеется, это можно сделать, если только предслышать каждую фразу внутренним слухом.
- Как ты думаешь, как должна звучать левая рука?
- Тихо, мягко, напевно.
- Правильно, левая рука вторит мелодии правой, поёт свою мелодию вторым голосом. Здесь мы имеем полифонию, т.е. многоголосие. Полифония – лучшее средство для достижения разнообразия звука. Подумай, какому инструменту мы могли бы поручить второй, нижний голос? (Виолончели) Интересно то, что в партии левой руки мы слышим не только мелодию кантиленного склада, но и ритмическую пульсацию, что создаёт дополнительную сложность. Давай поделим партии правой и левой рук. Я буду исполнять мелодию правой руки, а ты левой, тогда ты услышишь должный уровень звучания и добьешься его, играя двумя руками вместе. Ритмическую пульсацию пока исключим. Старайся направить внимание на то, чтобы каждый звук был ясным, округлым, достаточно насыщенным, «полным».
Преподаватель и учащийся играют два голоса в ансамбле.
Преподаватель: Пришло время немного отдохнуть и встряхнуться, время для физминутки.
Преподаватель: играет ритмичную музыку, учащийся делает физические упражнения на расслабления различных групп мышц:
«Вытряхивание», «Дерево на ветру», «Мельница»
Преподаватель: Родион, в завершение сегодняшней работы над пьесой «Ностальгия» хочу предложить тебе выполнить дома творческую работу, которая систематизирует твои знания о П.И.Чайковском: презентацию о великом композиторе и об этом цикле пьес для детей - «Детский альбом». На рабочем столе моего компьютера находятся рисунки для вставки в презентацию, видео-файлы, фрагменты которых мы смотрели сегодня, также можно встроить в неё. Мне кажется, что эта работа будет тебе интересна. Ты можешь также дополнить презентацию своими вариантами рисунков и фактов из творческой биографии композитора.
Преподаватель: показывает на примере одного слайда оформление презентации.
Преподаватель: Родион, я хочу предложить тебе ещё одно новое произведение для разбора. Возможно, оно нам понадобится для отчётного концерта. Это очень известная музыка лёгкого, танцевального жанра.
Преподаватель: исполняет на фортепиано Вальс «Под небом Парижа»
Преподаватель: Как ты считаешь, пригодятся ли здесь тебе навыки, о которых сегодня мы так подробно говорили?
- Мелодия не только танцевальная, но и певучая.
- Как называется исполнение такой приём игры певучим звуком?
- Кантилена.
- Молодец, правильно.
- Послушай, пожалуйста, оригинальное исполнение этой пьесы, инструмент назови сам.
Преподаватель и учащийся смотрят видео «Под небом Парижа» со звучанием аккордеона.
http://www.youtube.com/watch?v=fpXtOboGE1w&list=RDfpXtOboGE1w#t=3
Преподаватель объясняет ритмические группировки мелодии, просит исполнить первый мотив, применяя приобретённые навыки.
Преподаватель: Молодец, Родион! Всё же предлагаю тебе немного поразмышлять о сегодняшнем занятии. Что получилось, что нет? Давай наметим подробный план домашней работы.