Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 9 классе (подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему)
Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 9 классе
(подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему)
ФИО учителя/преподавателя: Кирсанова Марина Ивановна
Класс: 9
Дата: …
Предмет: русский язык
Сочинение-рассуждение «Что такое милосердие?».
Тип урока: урок рефлексии, вид – комбинированный
Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные).
Предметные: закрепить представление о строении и назначении текста-рассуждения посредством моделирования собственного текста, умение составлять план сочинения-рассуждения, приводить литературные аргументы в работе
Метапредметные:
познавательные: умение извлекать информацию из разных источников, отбирать нужный материал для аргументации, подтверждающий заявленный тезис, строить рассуждение, делать выводы;
коммуникативные: умение строить связное монологическое высказывание в соответствии с типом речи (рассуждение), умение записать составленный текст в соответствии с нормами русского литературного языка; умение проверять и совершенствовать написанное;
регулятивные: целеполагание, анализ проблемной ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.
Личностные: умение создавать внутреннюю мотивацию к учению, умение использовать приобретенные знания и умения в учебной деятельности и повседневной жизни, умение выражать свое отношение к поставленной проблеме, умение понимать нравственные идеи текста, умение понимать значимость приобретенных знаний и умений.
Средства обучения: компьютер, проектор, фрагменты «Адажио из концерта для гобоя с оркестром» Алессандро Марчелло, фрагмент «Your Eyes» Владимира Косма, мини-презентация, школьный словарь антонимов и словарь синонимов, толковый словарь, карточки с заданиями.
Формы работы на уроке: групповая, парная, фронтальная, индивидуальная
Характеристика этапов урока:
Название, содержание и цель этапа урока | Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
1.Организаци-онный момент Цель: Проверка готовности учащихся, создание определенной психологичес-кой атмосферы (1мин.) | Организует внимание учащихся, включая фрагмент «Адажио из концерта для гобоя с оркестром» Алессандро Марчелло, жестом приветствует учащихся и приглашает их сесть. Устанавливается тишина, в классе – особая атмосфера. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. |
2.Мотивацион-ный этап (с проверкой индивидуального домашнего задания) Цель: включить обучающихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. (2 мин.) | Учитель использует приём ассоциации. Он даёт слово уч-ся, подготовившим чтение наизусть стихотворения Натальи Шолоховой «Как часто мы делаем больно другим» и предлагает учащимся рассказать об ассоциациях, вызванных стихотворением. - Какие чувства, мысли вызвало у вас это стихотворение? - Как вы думаете, ребята, о чём будет наш сегодняшний урок? - Чем мы будем заниматься на нём? - Для чего нужен этот разговор? | Слушают одноклассников, отвечают на вопросы учителя. - Мне было грустно. - Мне было немного не по себе… - Это стихи о том, как не хватает милосердия в мире - А я вспомнил девочку из рассказа Е.Габовой. - О том, как страшно, что мы не замечаем своей жестокости, редко бываем милосердны. - На уроке мы будем говорить о жестокости и милосердии, верно? - Нужен потому, что мы бы не хотели к себе жестокого обращения. Мы бы хотели изменить это, остановить это. |
3.Актуализация субъективного опыта учеников, фиксация затруднений в индивидуаль-ной деятельности (5 мин.) Цель: организовать повторение теоретического материала по теме «сочинение», проверку домашнего задания, поиск оптимальной формы творческой работы самими учащимися через обнаружение проблемы. | - Как же нам попытаться это сделать в рамках одного урока? - Как мы можем выразить своё отношение к проблеме? - Обсудите способы выразить своё отношение к проблеме жестокости в группах (по рядам), через 1 минуту я жду ваши идеи в «Корзину идей». - Вспомните правила работы в группах. - Спасибо за прекрасные идеи, ребята. Все ли мы их сможем воплотить и почему? - Почему могут возникнуть затруднения? - На какой форме работы остановимся? - Что нужно нам, как авторам, чтобы создать творческую работу? Учитель проводит «терминологический» диктант с использованием ИКТ. На слайдах – определения, уч-ся должны одним словом обозначить термин, записав его на карточку. (Определений 6, карточек 8). 1. Ряд предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств… 2. То, о чём говорится в тексте, часто отражается в заглавии… 3. Отношение автора к предмету и содержанию речи, то, что он доказывает, в чем желает убедить читателя… 4. Главное утверждение текста, которое необходимо доказать… 5. Доказательства, приводимые в поддержку текста… 6. 2-3 предложения, содержащие ваши личные размышления об актуальности определяемого понятия На последнем слайде – все термины: текст, тема, идея, тезис, аргументы, комментарий Уч-ся осуществляют самопроверку. -Почему у вас остались лишние карточки? Что можно написать на них? | Учащиеся предлагают написать рассказ о жестокости и милосердии, снять буктрейлер книги о детской жестокости, написать письмо от имени литературного героя, испытавшего на себе жестокость близких, сделать иллюстрированный медиапродукт, например, видеообращение «Нужно ли милосердие современному человеку?» - Будем работать в командах. - Не отвергаем ничье мнение. - Придерживаемся правил речевого этикета: выслушиваем друг друга, не перебивая. - Нет, на уроке мы не сможем их воплотить. - Нам не хватит времени. - У нас мало в создании проектов. - Мы успеем только написать миниатюру или начать сочинение. - Главное – четко обозначить свою позицию, убедить читателей в своей правоте. - Вспомнить структуру сочинения-рассуждения. Учащиеся записывают пять слов-ответов, затем проверяют свои записи. - Слово «вывод». Слово «комментарий». |
4.Локализация индивидуаль-ных затруднений в пробном действии (5 мин.)
Цель: понять причину затруднений, чтобы выбрать необходимые средства для решения проблемы. | - Используя карточки, выберите только четыре из них и расположите так, как, по-вашему, выглядит структура сочинения-рассуждения. - Кто начнет рассуждение о жестокости и сможет привести пример её проявления? Учитель организует работу по цепочке (сочетание парной, индивидуальной и фронтальной формы). Упражнение «Complete me» предварительно выполняют в парах все ученики, затем проверка - выполняют устно 4 ученика (две пары) по желанию. - Что мы делали сейчас? - Ребята, получилось ли у нас сформулировать тезис и аргумент? - Каким способом мы решали задачу? - У всех ли это получилось? - Где вы испытывали затруднение? - Чего не хватает нам, чтобы сделать тезис более убедительным и ярким? - Что не получилось, когда вы приводили примеры? | Учащиеся выстраивают цепочку: тезис – комментарий - аргументы – вывод. Учащиеся сначала по очереди в парах дают определение слову «милосердие», приводя примеры из прочитанных ранее книг. Задача каждого последующего отвечающего – дополнить определение яркой деталью, более точно сформулировать аргумент. Упражнение «Complete me» выполняют устно перед всем классом 3 ученика по желанию. - В основном – да. - Проговаривали вступление сочинения и одно доказательство. - Да, получилось, но не всё. - Давали своё определение слову милосердие, повторяя, проговаривая, добавляя яркие детали. - Не у всех получилось добавить что-то своё. Не хватало слов. - Не хватает словарного запаса. |
5.Построение проекта коррекции выявленных затруднений. Цель: коррекция знаний, устранение пробелов, а именно расширение представлений учащихся о значении слова «милосердие», составление плана дальнейших действий. (3 мин.) | - Как мы можем обогатить наш тезис? - Что можем использовать? - Что поможет нам построить тезис грамотно? - По отрывку из произведения угадайте автора, название произведения и героя. (Учитель загадывает «Литературные загадки» - мини-фрагменты из повести А.Богословского «Верочка», А.Платонова «Юшка», рассказа Е.Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро»). Учитель принимает предложение учащихся, организует работу учащихся в малых группах. | Учащиеся предлагают использовать разные словари: словарь синонимов, антонимов, толковый словарь, словарь афоризмов. - Нам поможет комментарий об актуальности проблемы. - Нам помогут ключевые слова – имена героев, название книг. Учащиеся определяют в командах консультантов. Учащиеся отгадывают «Литературные загадки», и консультанты записывают для всех на доске ключевые слова – имена героев, название произведений, из которых все учащиеся будут брать аргументы. Три группы уч-ся работают со словарями, две – с афоризмами. Контролируют работу в группах ученики-консультанты. |
6. Этап реализации построенного проекта. Цель: организовать выполнение учащимися творческое задание – написание тезиса в соответствии с планом рабочей группы, самостоятель-но откорректировать свои тексты. (8 мин.) | Учитель организует работу в группах с помощью приёма «неоконченные предложения». На экране – слайд: Вступление: Сегодня мы поговорим о… Я чувствую, что… Мне бывает порой нелегко, т.к… Я всегда думал, что… Я где-то читал… Комментарий: Размышляя над этой проблемой, я… Каждый из нас не раз сталкивался с проблемой… Эта проблема волнует многих, потому что… Аргумент: Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема... Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к ... Обратимся к произведениям художественной литературы Размышляя о ..., я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором... Редактирование текста и проверка результата работы проходит в форме парного брейнрайтинга внутри группы. Обмен записями через фиксированные время (3 мин.) и затем корректировка собственных текстов с использованием идей соседа. | Учащиеся выбирают консультантов в группах и составляют тезис-вступление с использованием материалов словарей, приводят аргументы. Форма работы – групповой , Примеры работ: - «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие», - говорил Конфуций. И я не могу не согласиться с ним. Ведь жестокость – это жестокосердие, бесчеловечность, беспощадность и садизм… - Я знаю, что жестокость – это умышленное причинение физических и моральных страданий, боли любому живому существу. Это одна из самых важных проблем современного человека… Один из полных вариантов: - Сегодня мы поговорим о милосердии. Мне кажется, это очень важная тема. Каждый из нас, так или иначе, сталкивался с причинением физической и моральной боли, встречался с бесчеловечностью и неспособностью к состраданию. Эта тема поднимается во многих произведениях художественной литературы, одно из них – повесть А.Богословского «Верочка», в котором детская жестокость по отношению к новенькой странной девочке оборачивается трагедией. |
Физминутка (2 мин.) Цель: восстановле-ние работоспособ-ности учащихся, профилактика мышечного и зрительного утомления | «Письмо добра»: взявшись за руки, учитель вместе с учащимися через рукопожатия передают приветы под музыку Владимира Косма. | Учащиеся встают в большой «круг добра» и под музыку передают приветы друг другу |
7.Этап обобщения затруднений во внешней речи. (3мин.) Цель: усвоение основного правила написания сочинения, сопровождаемое рефлексией. | Учитель предлагает консультантам озвучить лучшие, по мнению группы, миниатюры. Организует обсуждение типовых затруднений и способы их преодоления. Подводит итог работы: все учащиеся справились с написанием тезиса и аргументов. - Как теперь вы будете работать над аргументами? О чём необходимо помнить? | Учащиеся озвучивают лучшие миниатюры. Проговаривают, отвечая на вопросы учителя, способы преодоления затруднений, выделяют главное – недостаточный словарный запас и ещё раз определяют главный способ преодоления возникших трудностей – обращение к словарям. - О том, что главным условием написания сочинения является опора на литературу. - О том, что тезис должен быть емким, образным и точным. |
8.Самостоятельная работа с самопровер-кой по эталону(8 мин.) Цель: организовать самопроверку учащимися умения применять знания, создание ситуации успеха для всех учащихся. | - Можно ли считать заслушанные образцы эталонами? Учитель организует работу учеников. - Для тех, кто затрудняется в выборе аргумента, предлагаю посмотреть фрагмент из экранизации известной повести. Узнаете ли вы героев? (Демонстрация отрывка художественного фильма «Класс коррекции» - 1 мин.) - Какими словами можно начать работу со вторым аргументом? | - Да, потому что в этих работах есть развернутый тезис и его доказательство – аргумент. Работы написаны в соответствии с нормами языка. Учащиеся узнают героев повести Мурашовой «Класс коррекции», оформляют свои аргументы, анализируют написанное в соответствии с эталоном. - В жизни тоже можно найти пример, подтверждающий мою точку зрения. - Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который… - Приведу ещё один литературный аргумент, который показывает… |
9. Включение в систему знаний и повторения (5 мин) Цель: связать новое знание о структуре рассуждения с уже пройденным материалом по темам «Типы речи» и «Структура сочинения», закрепить полученные навыки работы над текстом. | Учитель проводит блиц-опрос по изученной теме. - С какими особенностями сочинений-рассуждений вы познакомились сегодня? - Назовите основные этапы работы над текстом-рассуждением. - Каковы основные компоненты сочинения-рассуждения? - К какому типу речи принадлежит сочинение-рассуждение? - Каким может быть ваше домашнее задание? Учитель предлагает учащимся в группах составить алгоритм работы над сочинением-рассуждением для тех, кого нет в классе, кто болен. В работе можно использовать фломастеры, карандаши, тематические картинки. Приём «слепой» текст. | - У них определенная структура и своя логика. Нужно уметь полно сформулировать свою мысль и доказать ее. - Тезис-вступление (определение понятия), затем наш комментарий к проблеме и аргументы-доказательства из литературы. - Дома мы напишем заключение, вывод Учащиеся составляют алгоритм в парах на время на отдельных листах. Победившая вывешивают на доску результат своей работы. Один из восстановленных «слепых» текстов. 1. Вступление. Что такое жестокость? Как я понимаю это слово? Какие синонимы этого слова я могу подобрать? 2. Переход к основной части (комментарий) Говорим о значимости, актуальности проблемы. Почему? 3. Основная часть. Аргументы. а) аргумент первый из худ. текста с указанием автора, имен героев и – кратко – о проявлении жестокости в произведении б) аргумент второй из жизни или снова из литературы о бесчеловечности людей по отношению к другим людям, к старому человеку, к человеку, у которого горе, кому плохо. 4. Заключение. Вывод (обобщение) сказанному (возвращаемся к тезису) Учащиеся приклеивают картинки к каждому плакату, рисуют символы. |
10. Подведение итогов урока, рефлексия (3 мин.) Цель: выявить успехи и неудачи урока в восприятии учеников, | Учитель подводит итог урока, используя приём «Одним предложением». Звучит музыка Алессандро Марчелло. - Опишите то, о чем вы думаете сейчас, то, что чувствуете, чему научились, одним предложением. - Кто хотел бы продолжить работу над сочинением дома? - Мы говорили сегодня не только о структуре сочинения, мы начали очень важный разговор – как оставаться человеком, как остановить жестокость. Продолжим его на уроке литературы, а сейчас… спасибо всем вам, ребята, за работу, за мудрые мысли. Надеюсь, вы успешно закончите сочинения дома. Дом.задание: закончить работу, исправить ошибки, консультантам – обсудить в группах формы творческих мини-проектов по теме «Детская жестокость», наметить план, чтобы реализовать ваши идеи. | Учащиеся подытоживают выполненную работу, высказывают свои мысли и чувства. - Мне понравился сегодняшний урок, потому что мне теперь не страшно писать сочинения. - Мы поняли, что при написании сочинений важно уметь пользоваться словарями. - А я научился писать вступление и основную часть сочинения-рассуждения. - Теперь я умею составлять план сочинения-рассуждения. - Мне радостно и грустно одновременно. Радостно оттого, что за урок я написал интересную миниатюру. Грустно оттого, что в мире существует жестокость. - Мы бы хотели продолжить разговор о булинге, как одном из видов жестокости, в домашней творческой работе. - Проблема, о которой мы говорили на уроке, очень важна для всех. - Нам бы хотелось продолжить разговор. |
Селиванова Галина Геннадьевна