Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 9 классе (подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему)

4
1
Материал опубликован 26 May

Технологическая карта учебного занятия по русскому языку в 9 классе

(подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему)


ФИО учителя/преподавателя: Кирсанова Марина Ивановна

Класс: 9

Дата: …

Предмет: русский язык
Сочинение-рассуждение «Что такое милосердие?».

Тип урока: урок рефлексии, вид – комбинированный

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные).

Предметные: закрепить представление о строении и назначении текста-рассуждения посредством моделирования собственного текста, умение составлять план сочинения-рассуждения, приводить литературные аргументы в работе

Метапредметные:

познавательные: умение извлекать информацию из разных источников, отбирать нужный материал для аргументации, подтверждающий заявленный тезис, строить рассуждение, делать выводы;

коммуникативные: умение строить связное монологическое высказывание в соответствии с типом речи (рассуждение), умение записать составленный текст в соответствии с нормами русского литературного языка; умение проверять и совершенствовать написанное;

регулятивные: целеполагание, анализ проблемной ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Личностные: умение создавать внутреннюю мотивацию к учению, умение использовать приобретенные знания и умения в учебной деятельности и повседневной жизни, умение выражать свое отношение к поставленной проблеме, умение понимать нравственные идеи текста, умение понимать значимость приобретенных знаний и умений.

Средства обучения: компьютер, проектор, фрагменты «Адажио из концерта для гобоя с оркестром» Алессандро Марчелло, фрагмент «Your Eyes» Владимира Косма, мини-презентация, школьный словарь антонимов и словарь синонимов, толковый словарь, карточки с заданиями.

Формы работы на уроке: групповая, парная, фронтальная, индивидуальная

Характеристика этапов урока: 


Название, содержание и цель этапа урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1.Организаци-онный момент

Цель: Проверка готовности учащихся, создание определенной психологичес-кой атмосферы (1мин.)

Организует внимание учащихся, включая фрагмент «Адажио из концерта для гобоя с оркестром» Алессандро Марчелло, жестом приветствует учащихся и приглашает их сесть. Устанавливается тишина, в классе – особая атмосфера.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

2.Мотивацион-ный этап (с проверкой индивидуального домашнего задания)




Цель: включить обучающихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. (2 мин.)

Учитель использует приём ассоциации. Он даёт слово уч-ся, подготовившим чтение наизусть стихотворения

Натальи Шолоховой «Как часто мы делаем больно другим» и предлагает учащимся рассказать об ассоциациях, вызванных стихотворением.

- Какие чувства, мысли вызвало у вас это стихотворение?





- Как вы думаете, ребята, о чём будет наш сегодняшний урок?

- Чем мы будем заниматься на нём?



- Для чего нужен этот разговор?

Слушают одноклассников, отвечают на вопросы учителя.







- Мне было грустно.

- Мне было немного не по себе…

- Это стихи о том, как не хватает милосердия в мире

- А я вспомнил девочку из рассказа Е.Габовой.

- О том, как страшно, что мы не замечаем своей жестокости, редко бываем милосердны.

- На уроке мы будем говорить о жестокости и милосердии, верно?


- Нужен потому, что мы бы не хотели к себе жестокого обращения. Мы бы хотели изменить это, остановить это.

3.Актуализация субъективного опыта учеников, фиксация затруднений в индивидуаль-ной деятельности

(5 мин.)

Цель: организовать

повторение теоретического материала по теме «сочинение», проверку домашнего задания, поиск оптимальной формы творческой работы самими учащимися через обнаружение проблемы.


- Как же нам попытаться это сделать в рамках одного урока?

- Как мы можем выразить своё отношение к проблеме?

- Обсудите способы выразить своё отношение к проблеме жестокости в группах (по рядам), через 1 минуту я жду ваши идеи в «Корзину идей».


- Вспомните правила работы в группах.







- Спасибо за прекрасные идеи, ребята. Все ли мы их сможем воплотить и почему?

- Почему могут возникнуть затруднения?

- На какой форме работы остановимся?

- Что нужно нам, как авторам, чтобы создать творческую работу?





Учитель проводит «терминологический» диктант с использованием ИКТ.

На слайдах – определения, уч-ся должны одним словом обозначить термин, записав его на карточку. (Определений 6, карточек 8).

1. Ряд предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств…

2. То, о чём говорится в тексте, часто отражается в заглавии…

3. Отношение автора к предмету и содержанию речи, то, что он доказывает, в чем желает убедить читателя…

4. Главное утверждение текста, которое необходимо доказать…

5. Доказательства, приводимые в поддержку текста…

6. 2-3 предложения, содержащие ваши личные размышления об актуальности определяемого понятия

На последнем слайде – все термины: текст, тема, идея, тезис, аргументы, комментарий Уч-ся осуществляют самопроверку.

-Почему у вас остались лишние карточки? Что можно написать на них?

Учащиеся предлагают написать рассказ о жестокости и милосердии, снять буктрейлер книги о детской жестокости, написать письмо от имени литературного героя, испытавшего на себе жестокость близких, сделать иллюстрированный медиапродукт, например, видеообращение «Нужно ли милосердие современному человеку?»

- Будем работать в командах.

- Не отвергаем ничье мнение.

- Придерживаемся правил речевого этикета: выслушиваем друг друга, не перебивая.


- Нет, на уроке мы не сможем их воплотить.

- Нам не хватит времени.

- У нас мало в создании проектов.

- Мы успеем только написать миниатюру или начать сочинение.

- Главное – четко обозначить свою позицию, убедить читателей в своей правоте.

- Вспомнить структуру сочинения-рассуждения.



Учащиеся записывают пять слов-ответов, затем проверяют свои записи.
































- Слово «вывод». Слово «комментарий».

4.Локализация индивидуаль-ных затруднений в пробном действии

(5 мин.)


Цель: понять причину затруднений, чтобы выбрать необходимые средства для решения проблемы.

- Используя карточки, выберите только четыре из них и расположите так, как, по-вашему, выглядит структура сочинения-рассуждения.

- Кто начнет рассуждение о жестокости и сможет привести пример её проявления?


Учитель организует работу по цепочке (сочетание парной, индивидуальной и фронтальной формы). Упражнение «Complete me» предварительно выполняют в парах все ученики, затем проверка - выполняют устно 4 ученика (две пары) по желанию.

- Что мы делали сейчас?


- Ребята, получилось ли у нас сформулировать тезис и аргумент?

- Каким способом мы решали задачу?

- У всех ли это получилось?

- Где вы испытывали затруднение?

- Чего не хватает нам, чтобы сделать тезис более убедительным и ярким?

- Что не получилось, когда вы приводили примеры?



Учащиеся выстраивают цепочку: тезис – комментарий - аргументы – вывод.


Учащиеся сначала по очереди в парах дают определение слову «милосердие», приводя примеры из прочитанных ранее книг. Задача каждого последующего отвечающего – дополнить определение яркой деталью, более точно сформулировать аргумент.


Упражнение «Complete me» выполняют устно перед всем классом 3 ученика по желанию.


- В основном – да.


- Проговаривали вступление сочинения и одно доказательство.

- Да, получилось, но не всё.

- Давали своё определение слову милосердие, повторяя, проговаривая, добавляя яркие детали.

- Не у всех получилось добавить что-то своё. Не хватало слов.

- Не хватает словарного запаса.

5.Построение проекта коррекции выявленных затруднений.

Цель: коррекция знаний, устранение пробелов, а именно расширение представлений учащихся о значении слова «милосердие», составление плана дальнейших действий. (3 мин.)

- Как мы можем обогатить наш тезис?

- Что можем использовать?

- Что поможет нам построить тезис грамотно?

- По отрывку из произведения угадайте автора, название произведения и героя.

(Учитель загадывает «Литературные загадки» - мини-фрагменты из повести А.Богословского «Верочка», А.Платонова «Юшка», рассказа Е.Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро»).

Учитель принимает предложение учащихся, организует работу учащихся в малых группах.

Учащиеся предлагают использовать разные словари: словарь синонимов, антонимов, толковый словарь, словарь афоризмов.

- Нам поможет комментарий об актуальности проблемы.

- Нам помогут ключевые слова – имена героев, название книг.

Учащиеся определяют в командах консультантов.

Учащиеся отгадывают «Литературные загадки», и консультанты записывают для всех на доске ключевые слова – имена героев, название произведений, из которых все учащиеся будут брать аргументы.

Три группы уч-ся работают со словарями, две – с афоризмами. Контролируют работу в группах ученики-консультанты.

6. Этап реализации построенного проекта.

Цель: организовать выполнение учащимися творческое задание – написание тезиса в соответствии с планом рабочей группы, самостоятель-но откорректировать свои тексты. (8 мин.)

Учитель организует работу в группах с помощью приёма «неоконченные предложения».

На экране – слайд:

Вступление:

Сегодня мы поговорим о…

Я чувствую, что…

Мне бывает порой нелегко, т.к…

Я всегда думал, что…

Я где-то читал…

Комментарий:

Размышляя над этой проблемой, я…

Каждый из нас не раз сталкивался с проблемой…

Эта проблема волнует многих, потому что…

Аргумент:

Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема...

Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к ...

Обратимся к произведениям художественной литературы

Размышляя о ..., я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором...


Редактирование текста и проверка результата работы проходит в форме парного брейнрайтинга внутри группы. Обмен записями через фиксированные время (3 мин.) и затем корректировка собственных текстов с использованием идей соседа.

Учащиеся выбирают консультантов в группах и составляют тезис-вступление с использованием материалов словарей, приводят аргументы.

Форма работы – групповой ,

Примеры работ:

- «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие», - говорил Конфуций. И я не могу не согласиться с ним. Ведь жестокость – это жестокосердие, бесчеловечность, беспощадность и садизм…

- Я знаю, что жестокость – это умышленное причинение физических и моральных страданий, боли любому живому существу. Это одна из самых важных проблем современного человека…

Один из полных вариантов:

- Сегодня мы поговорим о милосердии. Мне кажется, это очень важная тема. Каждый из нас, так или иначе, сталкивался с причинением физической и моральной боли, встречался с бесчеловечностью и неспособностью к состраданию.

Эта тема поднимается во многих произведениях художественной литературы, одно из них – повесть А.Богословского «Верочка», в котором детская жестокость по отношению к новенькой странной девочке оборачивается трагедией.

Физминутка (2 мин.)

Цель: восстановле-ние работоспособ-ности учащихся, профилактика мышечного и зрительного утомления

«Письмо добра»: взявшись за руки, учитель вместе с учащимися через рукопожатия передают приветы под музыку Владимира Косма.

Учащиеся встают в большой «круг добра» и под музыку передают приветы друг другу

7.Этап обобщения затруднений во внешней речи. (3мин.)

Цель: усвоение основного правила написания сочинения, сопровождаемое рефлексией.

Учитель предлагает консультантам озвучить лучшие, по мнению группы, миниатюры.

Организует обсуждение типовых затруднений и способы их преодоления.

Подводит итог работы: все учащиеся справились с написанием тезиса и аргументов.


- Как теперь вы будете работать над аргументами? О чём необходимо помнить?



Учащиеся озвучивают лучшие миниатюры.

Проговаривают, отвечая на вопросы учителя, способы преодоления затруднений, выделяют главное – недостаточный словарный запас и ещё раз определяют главный способ преодоления возникших трудностей – обращение к словарям.


- О том, что главным условием написания сочинения является опора на литературу.

- О том, что тезис должен быть емким, образным и точным.

8.Самостоятельная работа с самопровер-кой по эталону(8 мин.)

Цель: организовать самопроверку учащимися умения применять знания, создание ситуации успеха для всех учащихся.

- Можно ли считать заслушанные образцы эталонами?


Учитель организует работу учеников.

- Для тех, кто затрудняется в выборе аргумента, предлагаю посмотреть фрагмент из экранизации известной повести. Узнаете ли вы героев? (Демонстрация отрывка художественного фильма «Класс коррекции» - 1 мин.)

- Какими словами можно начать работу со вторым аргументом?


- Да, потому что в этих работах есть развернутый тезис и его доказательство – аргумент. Работы написаны в соответствии с нормами языка.

Учащиеся узнают героев повести Мурашовой «Класс коррекции», оформляют свои аргументы, анализируют написанное в соответствии с эталоном.

- В жизни тоже можно найти пример, подтверждающий мою точку зрения.

- Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который…

- Приведу ещё один литературный аргумент, который показывает…

9. Включение в систему знаний и повторения (5 мин)

Цель: связать новое знание о структуре рассуждения с уже пройденным материалом по темам «Типы речи» и «Структура сочинения», закрепить полученные навыки работы над текстом.

Учитель проводит блиц-опрос по изученной теме.

- С какими особенностями сочинений-рассуждений вы познакомились сегодня?

- Назовите основные этапы работы над текстом-рассуждением.

- Каковы основные компоненты сочинения-рассуждения?

- К какому типу речи принадлежит сочинение-рассуждение?

- Каким может быть ваше домашнее задание?

Учитель предлагает учащимся в группах составить алгоритм работы над сочинением-рассуждением для тех, кого нет в классе, кто болен. В работе можно использовать фломастеры, карандаши, тематические картинки.

Приём «слепой» текст.


- У них определенная структура и своя логика. Нужно уметь полно сформулировать свою мысль и доказать ее.

- Тезис-вступление (определение понятия), затем наш комментарий к проблеме и аргументы-доказательства из литературы.

- Дома мы напишем заключение, вывод

Учащиеся составляют алгоритм в парах на время на отдельных листах. Победившая вывешивают на доску результат своей работы.

Один из восстановленных «слепых» текстов.

1. Вступление. Что такое жестокость? Как я понимаю это слово? Какие синонимы этого слова я могу подобрать?

2. Переход к основной части (комментарий) Говорим о значимости, актуальности проблемы. Почему?

3. Основная часть. Аргументы.

а) аргумент первый из худ. текста с указанием автора, имен героев и – кратко – о проявлении жестокости в произведении

б) аргумент второй из жизни или снова из литературы о бесчеловечности людей по отношению к другим людям, к старому человеку, к человеку, у которого горе, кому плохо.

4. Заключение. Вывод (обобщение) сказанному (возвращаемся к тезису)

Учащиеся приклеивают картинки к каждому плакату, рисуют символы.

10. Подведение итогов урока, рефлексия

(3 мин.)

Цель: выявить успехи и неудачи урока в восприятии учеников,

Учитель подводит итог урока, используя приём «Одним предложением». Звучит музыка Алессандро Марчелло.

- Опишите то, о чем вы думаете сейчас, то, что чувствуете, чему научились, одним предложением.

- Кто хотел бы продолжить работу над сочинением дома?

- Мы говорили сегодня не только о структуре сочинения, мы начали очень важный разговор – как оставаться человеком, как остановить жестокость. Продолжим его на уроке литературы, а сейчас… спасибо всем вам, ребята, за работу, за мудрые мысли. Надеюсь, вы успешно закончите сочинения дома.

Дом.задание: закончить работу, исправить ошибки, консультантам – обсудить в группах формы творческих мини-проектов по теме «Детская жестокость», наметить план, чтобы реализовать ваши идеи.

Учащиеся подытоживают выполненную работу, высказывают свои мысли и чувства.


- Мне понравился сегодняшний урок, потому что мне теперь не страшно писать сочинения.

- Мы поняли, что при написании сочинений важно уметь пользоваться словарями.

- А я научился писать вступление и основную часть сочинения-рассуждения.

- Теперь я умею составлять план сочинения-рассуждения.

- Мне радостно и грустно одновременно. Радостно оттого, что за урок я написал интересную миниатюру. Грустно оттого, что в мире существует жестокость.


- Мы бы хотели продолжить разговор о булинге, как одном из видов жестокости, в домашней творческой работе.

- Проблема, о которой мы говорили на уроке, очень важна для всех.

- Нам бы хотелось продолжить разговор.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо,Марина Ивановна! Структура урока и доступность материала мне понравились.

0
26 May

Похожие публикации