Технологическая карта урока биологии в 7 классе «Биология и здоровье»
Технологическая карта урока
(Урок «открытия» нового знания)
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | |||
Предмет – биолгия | Класс - 7 | | |
Тема урока - Биология и здоровье | |||
Учитель: Балашова Н.Е. МБОУ КР ОО «Короськовская средняя общеобразовательная школа» | |||
Цели урока: Образовательная - формирование представлений о здоровом образе жизни как главном факторе сохранения здоровья. Развивающая - формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, развитие логического мышления. Воспитательная- формировать у учащихся бережное отношение к своему здоровью. | |||
Планируемые образовательные результаты | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
приведение доказательств зависимости здоровья человека от его образа жизни и окружающей среды; | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих группах. | принятие правил ЗОЖ, понимание в необходимости экстренной помощи пострадавшим при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях. | |
Ресурсы урока: компьютер, мультимедийная презентация |
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | Организационный этап | Создаёт рабочую обстановку, оценивает готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности. Добрый день. Присаживайся на свое место. А сейчас давай посмотрим друг на друга и улыбнемся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Я рада, что у тебя хорошее настроение, это значит, что мы с тобой сегодня очень дружно и активно поработаем. Ведь улыбка и смех продлевают жизнь и являются полезным для нашего здоровья. | Готовится к учебной деятельности. | 1 мин |
2 | Актуализация учебно-познавательной деятельности учащихся | Сегодня нам предстоит серьёзный разговор, я бы даже сказала самый серьёзный разговор из всего курса биологии. А его тему нам подскажет маленький фрагмент мультфильма. Слайд 1 (фрагмент мультфильма «Ёжик и здоровье»). Итак, о чём же сегодня мы будем говорить на уроке? Слайд 2 «Тема урока» О здоровье придумано много пословиц. Давайте вспомним некоторые из них. У вас на столах есть листок на котором представлены начало поговорок, а вы должны их закончить. Слайд 3 на слайде представлены правильные ответы. Проверьте ответы друг друга, ставя плюс или минус. Какую же цель мы поставим себе на урок? Слайд 4 Цель: организовать деятельность обучающихся направленную на формирование понятия «здоровье» и установление взаимосвязи между понятиями «биология» и «здоровье» Слайд 5 «Береги здоровье с молоду!» это очень правильные слова, потому что 75% болезней человек приобретает до 16 лет! Рождается здоровым, а потом появляются болезни. Да, здоровье это важно! Давайте же подумаем, какие вопросы вы бы хотели обсудить сегодня на уроке? Слайд 6 план урока. | Смотрят фрагмент мультфильма. В процессе обсуждения определяют тему урока. Записывают тему урока в тетрадь. Заканчивают пословицы. Взаимопроверка. Участвует в процессе целеполагания. Сформировать понятие –здоровье и установить взаимосвязь понятий биология-здоровье. Формулирует вопросы для обсуждения на уроке: Что такое здоровье? От чего зависит здоровье? Какие факторы ухудшают здоровье? Какие факторы способствуют укреплению здоровья? | 7 мин |
3 | Изучение нового материала | Ребята, а что такое здоровье? Используя слова – подсказки, попытайтесь дать определение понятию «здоровье» (Приложение №2). Слайд 7 «Здоровье – это состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга.» Такое определение понятия здоровье дано в электронной энциклопедии – википедии. Сравните результаты вашей работы с этим определением, исправьте и запишите в тетрадь. Итак, мы познакомились с определением «здоровье», а теперь давайте попробуем составить синквейн к этому слову. Алгоритм составления синквейна у вас на столах. (Приложение 3) Здоровье Два прилагательных Три глагола Предложение Существительное Посмотрите, что у меня получилось. Слайд 8 «Синквейн» | Высказывают свою точку зрения по данному вопросу. Сравнивают, выявляют неточности, записывают в тетрадь. Составляют синквейн к слову «здоровье» Зачитывают. | 15 мин |
4 | Физкультминута | Поработали немного, а теперь давайте немного отдохнем и подвигаемся. Слайд 9 | Выполняют движения за учителем. | 1 мин |
5 | Первичное усвоение новых знаний | Знать строение и жизнедеятельность организма – ключ к здоровому образу жизни. Ребята, а что такое образ жизни? Ответ найдем и зачитаем в учебнике, параграф 18 на стр.66 и запишем определение в тетрадь. Слайд 10 Данные статистики утверждают, что 53% состояния здоровья человека зависят от образа жизни, который он ведет. Давайте выясним, что должен делать человек, чтобы оставаться здоровым. На слайде 11, представлены секретные элементы ЗОЖ, давайте выберем те, которые необходимы для укрепления и сохранения здоровья. И из правильных ответов составим цветок «ЗОЖ» Слайд 12 Отрицательно на здоровье влияют вредные привычки, которые подстерегают любого человека на жизненном пути. Что это за вредные привычки? Итак, какой вывод о влиянии образа жизни на здоровье человека мы сделаем. Чтобы быть здоровым нужно? | Зачитывают ответ в учебнике и записывают в тетрадь Находят элементы и прикрепляет лепестки к сердцевине цветка. Перечисляют– алкоголь, курение и наркотики. Зачитывает надписи лепестков. Чтобы быть здоровым нужно: -правильно питаться - больше двигаться - соблюдать режим дня - соблюдать чистоту -не заводить вредных привычек | 7 мин |
5 | Рефлексия. | О здоровье есть не только пословицы, поговорки, стихи, но и песни. Куплет одной из них я хочу вам спеть. Закаляйся, если хочешь быть здоров! Постарайся позабыть про докторов. Водой холодной обтирайся, Если хочешь быть здоров. О каком из средств укрепления здоровья в нем говориться? Правильно, закаливание. А что это значит? Слайд 13 Ребята, сегодня на уроке мы открыли много секретов о здоровье и здоровом образе жизни. Давайте подведем итог: Что нужно делать чтобы быть здоровым…. От каких вредных привычек нужно отказаться человеку, чтобы сохранить здоровье? | Слушают Отвечают. Обливание или обтирание холодной водой. | 3 мин |
6 | Итог урока | Завершить наш урок я хочу притчей о мудреце и бабочке (приложение №5). Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «О мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая?». И мудрец сказал: «Всё в твоих руках…» Как вы понимаете слова мудреца? Если успею. Есть такие слова «Всё в твоих руках…» Как вы их понимаете? Слайд 14 правильно молодцы. Будьте здоровы. Выставление оценок. | Высказываются. Наше здоровье в наших руках. Если мы будем соблюдать правила здорового образа жизни, болезни обойдут нас стороной. | 5 мин |
7 | Домашнее задание | П. 18 Слайд 15-16 | Записывают домашнее задание. | 1 мин |
Приложение №1. Фрагмент мультфильма «Ёжик и здоровье».
Приложение №2.
«Здоровье – это состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга».
Текст определения увеличить, разрезать на отдельные слова. Учащиеся должны собрать из слов определение понятия «здоровье».
Приложение №3. Алгоритм синквейна
Существительное «Здоровье»
Два прилагательных (какое?)
Три глагола (что делает?)
Предложение, отражающее суть слова.
Существительное (синоним)
Приложение 4 Составляющие здорового образа жизни. На слайде.
Приложение №5 Притча о мудреце и бабочке.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».
Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «О мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая?». И мудрец сказал: «Всё в твоих руках…»