Технологическая карта урока по биологии в 7 классе «Рыболовство. Промысловые рыбы»
Технологическая карта урока
Тема: «Рыболовство. Промысловые рыбы»
По учебнику: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса – М.: Вентана – Граф, 2011
Учителя биологии Головиной Анастасии Афанасьевны МКОУ ООШ д. Ванино Афанасьевского района Кировской области
Тема |
Рыболовство. Промысловые рыбы. |
Цель |
Определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, выделить основные меры по охране и воспроизводству рыбных запасов. |
Задачи |
Образовательная: познакомиться с промысловыми отрядами: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Трескообразные; дать понятие о значении рыбного промысла. Развивающая: продолжить формирование умений находить причинно-следственные связи, обобщать и анализировать полученные знания. Воспитательная: формирование коммуникативных взаимодействий, бережное отношение к окружающей среде. |
УУД |
Личностные: 1. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях; Регулятивные: 1. Умение планировать и регулировать свою деятельность; 2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; 3. Умение адекватно воспринимать предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей; 4. Владение основами самоконтроля и самооценки. Коммуникативные: 1. Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении; 2. Взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы; 3. Формирование своего мнения и позиции; 4.Использовать информационные ресурсы для поиска информации; Познавательные: 1. Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; 2. Умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы; 2. Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников. |
Основные понятия |
Отряд осетрообразные, отряд сельдеобразные, отряд трескообразные, отряд лососеобразные, отряд карпообразные. |
Межпредметные связи |
География |
Ресурсы |
Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса – М.: Вентана – Граф, 2011; Картинки с изображением рыб и т.д.; Мультимедийная презентация; Интерактивная доска. |
Формы работы |
Групповая Фронтальная Индивидуальная |
Технология |
Системно – деятельностный подход |
Этапы урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||||||||||||||||
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
||||||||||||||
Организационный этап урока |
|||||||||||||||||||
Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество. Отмечает отсутствующих |
Настраиваются на работу |
||||||||||||||||||
Мотивация к учебной деятельности и актуализация знаний. Целеполагание |
|||||||||||||||||||
Организует фронтальную работу с классом для актуализации имеющихся знаний и умений. Направляет учащихся на самостоятельное определение цели урока. Предлагает обсудить такие понятия как: « А что означает слово промысел?( Добывание чего - нибудь, добыча, охота.) - В нашем случае лов рыбы. -Ребята, а что означает слово промысловые? (Те, которые являются предметом промысла.)» |
Дают устные ответы. Индивидуальноопределяют и выдвигают цель урока. Формулируют общую цель. |
Работа с ресурсами. Выдвигают цель, делают умозаключения Актуализация жизненного опыта |
Взаимодействуют с учителем во время опроса во фронтальном режиме. Аргументируют свою точку зрения. |
Слушают собеседника. Выражают собственное мнение. |
Контролируют правильность ответов учащихся. Формулируют тему урока. Постановка цели |
Дополняют, уточняют высказанные мнения. Целеполагание. |
|||||||||||||
Актуализация знаний |
|||||||||||||||||||
Создаёт проблемную ситуацию, организует индивидуальную работу, прослушивая текст заполнить кластер, данный в рабочем листе. |
Размышляют, высказывают свои предположения. |
Выделяют информацию. |
Взаимодействуют с учителем во время опроса. Рассуждают, делают предположения. |
Слушают собеседника |
Работа по плану |
||||||||||||||
Исследование, оформление работы |
|||||||||||||||||||
Организует деление учащихся на группы Предлагает карточки для самостоятельной работы в группах. Поясняет, как необходимо выполнять работу. Помогает в работе группам |
Учащиеся в группе читают текст раздаточного материала (приложение 3) |
Выделяют существенную информацию из текста. Заносят ответы в рабочие листы (приложение 2) |
Устанавливают рабочие отношения в группе, распределяют функции в группе. Обращаются к учителю за помощью. Сотрудничают в группах |
Вырабатывают общее решение, оказывают взаимопомощь Взаимодействуют с учителем и одноклассниками |
Распределение времени |
Саморегуляция, контроль учебной деятельности |
|||||||||||||
Представление результата работы |
|||||||||||||||||||
Организует работу в группе, создаёт условия для формулирования выводов, корректирует ответы учащихся |
Озвучивают результаты своей работы Сравнивают полученные результаты Делают вывод |
Заполняют таблицу. |
Выслушивают ответы одноклассников |
Умение брать ответственность за результат работы группы |
Контролируют правильность ответов |
Контролируют и оценивают свою деятельность |
|||||||||||||
6. Изучение нового материала |
|||||||||||||||||||
Создаёт проблемную ситуацию «Предложите меры по охране рыб». В процессе прослушивание рассказа учителя и просмотра презентации дети записываю меры по охране промысловых рыб. |
Размышляют, высказывают свои предположения. |
Выделяют информацию. |
Взаимодействуют с учителем во время опроса. Рассуждают, делают предположения. |
Слушают собеседника |
Работа по плану |
||||||||||||||
7. Этап первичного закрепления знаний |
|||||||||||||||||||
Учитель предлагает поиграть в игру «Вопрос– ответ» Назовите основные отряды костных рыб. Какие из них имеют промысловое значение? СЕЛЬДЕОБРАЗНАЯ: разные виды сельдей, сардина, шпроты, хамса, килька, ЛОСОСЕОБРАЗНЫЕ: (проходные):кета, горбуша, семга, форель. Омуль, КАРПООБРАЗНЫЕ: сазан, лещ, карась, толстолобик, белый амур- ТРЕСКОВЫЕ: треска, хайда, хек, минтай, налим. 1. Торес. (Осетр.) 2. Тапвол. (Плотва.) 3. Знаас. (Сазан.) 4. Парк. (Карп.) 5. Секрат. (Треска.) 6. Бовал. (Вобла.) 7. Млина. (Налим.) 8. Сухари. (Хариус.) 9. Лубега. (Белуга.) |
Играют в игру, отвечают на вопросы |
Анализируют, обсуждают ответы |
Выслушивают ответы одноклассников |
Умение слушать и слышать, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников |
Контролируют правильность ответов учащихся |
Контролируют ответы одноклассников |
|||||||||||||
8. Домашнее задание |
|||||||||||||||||||
Прочитать параграф 35 Просмотреть записи, сделанные на уроке.
|
Воспринимают информацию |
Осознанно фиксируют информацию в своих дневниках |
|||||||||||||||||
7. Рефлексивно – оценочный этап |
|||||||||||||||||||
На столах у вас лежат зелёные карточки, на них даны 4 вопроса. Я прошу вас ответить на эти вопросы. - Сегодня на уроке я узнал …. - Было интересно… - Было трудно… - Меня удивило… |
Отвечают на предложенные учителем вопросы |
Оценивают уровень своего эмоциональное состояние |
Адекватно воспринимают оценку учителя. |