12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Рогачева Валентина Васильевна88
Учитель начальных классов МБОУ Верхнедонской гимназии Верхнедонского района Ростовской области.
Россия, Ростовская обл., ст. Казанская

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЕРХНЕДОНСКОГО РАЙОНА ВЕРХНЕДОНСКАЯ ГИМНАЗИЯ














Методическая разработка урока

по Окружающему миру

«Что такое погода?»

для обучающихся 2 класса

УМК « Школа России»








Рогачева Валентина Васильевна, учитель начальных классов













Ст. Казанская


2020г.





АННОТАЦИЯ

Методическая разработка посвящена изучению погодных явлений, а также анализу основных составляющих погоды, как состояния природы в определенный момент времени в данном месте. Разработка помогает правильно организовать деятельность учащихся по исследованию проблемы погоды в повседневной жизни, а также помочь им применять полученные знания в жизни. Материал предназначен для учителей начальных классов, преподающих предмет «Окружающий мир» во 2 классе по программе УМК «Школа России».



ВВЕДЕНИЕ

Просыпаясь утром, каждый из нас задается вопросом: «Какая погода за окном?». Ведь, зная, какая погода на улице, мы можем определить, какую одежду уместно и удобно будет надеть на прогулку, работу или учебу, чтобы чувствовать себя комфортно. Чаще всего многие стараются узнать погоду заранее, чтобы спланировать свой распорядок. Именно этим и обусловлен тот факт, что практически все дети младшего школьного возраста в той или иной мере знакомы с понятием погода. Однако, если задать вопрос «Что такое погода?», большинство не смогут правильно сформулировать свой ответ и будут пытаться в разговорном стиле объяснить данное понятие с использованием синонимов, а также жизненного опыта. При этом, большинство учащихся будут уверены, что знают и понимают, что такое погода, и предложение изучить тему «Что такое погода?» не так заинтересовывает учащихся. Решить данную проблему можно путем использования различных приемов, таких как творческий компонент (театрализованная формулировка темы урока), исследовательский тип урока, многозадачность и разнообразие вопросов, возникающих по ходу исследования темы урока.

Данная тема в УМК «Школа России» в учебном плане располагается после темы «Явления природы» и перед темой «В гостях у осени». Это позволяет плавно переходить от одного вопроса к другому, при этом возвращаясь к уже изученным блокам, тем самым реализуя периодическое повторение и закрепление материала. Так изученные явления природы становятся фундаментом при изучении темы «Что такое погода?», так как при описании погоды описываются явления природы, такие как осадки, облачность и т.д. Затем на уроке-экскурсии при изучении темы «В гостях у осени» учащиеся получают возможность закрепить полученные знания о погоде и проанализировать состояние природы во время экскурсии на практике. Данный аспект говорит о преемственности и последовательности тем учебного предмета «Окружающий мир» как о существенном факторе, способствующем повышению степени усвоения знаний учащимися.

Данная педагогическая разработка предназначена для методической поддержки учителей начальных классов при реализации материала учебной программы УМК «Школа России» по дисциплине «Окружающий мир».

В ходе урока возможно использование элементов литературного творчества (стихотворения, загадки в стихах). Данный элемент позволяет говорить о междисциплинарной взаимосвязи изучаемой темы с формами изучения предмета Литературное чтение. Также в разработке представлен пример использования элементов музыкальной культуры в виде мини-конкурса «Угадай мелодию погоды», где учащимся необходимо отгадать какая погода описывается в предлагаемом фрагменте песни. Это кроме вышеописанных преимуществ позволяет существенно усилить активность учащихся, их вовлеченность в процесс изучения новой темы.

Кроме того вышеописанные элементы и приемы позволяют следовать одному из основных постулатов современного урока «Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины» и соответствовать следующим дидактическим принципам:

- непрерывности;

- преемственности содержания и форм организации образовательного процесса;

- целостности;

- фундаментальности (научности);

- гуманизации;

- культуросообразности.

Таким образом, представленная методическая разработка урока построена с учетом всех требований к современному уроку с точки зрения системно-деятельностного подхода и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Цель занятия:

Организация деятельности по восприятию и осмыслению учащимися базовых знаний о погоде и основных компонентов, ее составляющих.

Задачи:

Предметные:

- познакомить учащихся с понятием погода;

- обеспечить усвоение учащимися следующей информации: из чего складывается погода, как предсказывают погоду, как зависит погода от температуры, осадков, облачности и ветра;

- способствовать закреплению ранее полученных знаний о явлениях природы и о термометре;

- способствовать развитию практических навыков по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях (например, одеваться по погоде, уметь характеризовать погоду на улице, уметь кратко описать погоду)

Метапредметные:

Регулятивные:

- способствовать пониманию учебной задачи и стремлению ее выполнить, планированию действий учащегося;

- формировать:

умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения и результаты.

Познавательные:

- научить описывать изученные явления природы, проводить несложные наблюдения за природой;

- способствовать решению практических задач с помощью наблюдения и анализу представленного материала путем наблюдения

Коммуникативные:

- способствовать развитию навыков коллективной работы, работы в группах, работы в парах;

- создавать условия для оформления учащимися своих мыслей в устной форме, а также;

- формировать у учащихся понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственными и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Личностные:

- развивать мотивационную основу учебной деятельности у учащихся и способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- сформировать у учащихся интерес к наблюдению за погодой;

- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения, помощь в формировании социальной роли учащегося, а также уважительного отношения к иному мнению.

Применяемые педагогические технологии:

Технологии проблемного обучения, элементы театрализации, музыкальная пауза, исследовательская деятельность, использование загадок в стихотворной форме.

Оборудование и материалы:

УМК «Окружающий мир. Школа России» Автор А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова (учебник, поурочные разработки, рабочая тетрадь), компьютер, проектор, музыкальные колонки, дневники наблюдения за погодой, карточки для рефлексии учащихся, набор «Приметы о погоде» в разрезном виде для групповой работы, план рассказа о погоде (для работы в парах), мультфильм «Лунтик. Погода».

Музыкальное сопровождение: фрагменты песен, где присутствуют слова и погоде и/или погодных явлениях (например, «Что мне снег? Что мне зной? Что мне дождик проливной?...» или «Белый снег» и т.д., мелодия «Заставка прогноза погоды», звуки ветра, дождя, града». фрагмент песни «У природы нет плохой погоды».






ХОД ЗАНЯТИЯ


Этапы урока

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный этап

Звенит звонок, зовет звонок

Пора нам начинать урок

Учитель спросит – надо встать

Когда он сесть позволит – сядь

Ответить хочешь – не шуми

А лучше руку подними

- Ребята, проверьте, все ли у вас готово к уроку. Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на экран, прочитайте и отгадайте загадку.


Учащиеся завершают приготовление к уроку, садятся, на столе все готово к уроку. Внимание учащихся устремляется на учителя и на доску.

II. Подготовительный этап

1. На экране загадка:

Есть общее название
Природы состояния.
От времени года
Зависит ...

2. Звучит фрагмент песни «У природы нет плохой погоды» олицетворяя ответ на загадку.

В конце песни выходят 4 девочки в платьях белого, желтого, зеленого и красного цветов, символизируя погоду разных времен года: осеннюю, зимнюю, весеннюю и летнюю.

Дети, к нам в гости пришла Леди Погода. Но не одна, а сразу 4. Кто угадает почему?




Дети отгадывают предложенную загадку и тем саамы понимают, о чем будет идти речь на уроке. (ответ: погода)








Учащиеся поочередно предлагают возможные варианты ответа на вопрос, постепенно приходя к правильному ответу: 4 их потому что каждая из них – это разная погода: зимняя, осенняя, весенняя и летняя.

При этом учащиеся стараются аргументировать свое мнение и слышать одноклассников и их мнение.

III. Основная часть



III(1) Проверка и коррекция опорных знаний

Теперь Леди Погода загадает вам загадки о явлениях природы, которые мы изучали на прошлом уроке. Приложение 1. Девочки загадывают загадки, а на экране после ответов учащихся появляются картинки с отгадками) Фронтальная работа.

Учитель: совершенно верно. Молодцы! Вы отлично справились с повторением.

Дети отгадывают предлагаемые загадки (снег, мороз, ледоход, гроза, град, радуга, дождь, туман).

III(2) Усвоение новых знаний и способов действий

А теперь вам предстоит поработать в парах и рассказать, какая у нас сегодня погода. Приложение 2.

На парте у вас лежит план рассказа о погоде. И не забывайте правила работы в парах.













На прошлом уроке мы с вами также упражнялись в измерении температуры воздуха. А что согревает наш воздух?


Звезда. Правильно. А всегда ли мы с вами видим звезды ночью и солнце днем?

Значит на погоду влияет не только температура воздуха, но и облачность, осадки в виде дождя, снега, града.

А как получаются тучи?




Значит на погоду влияет еще и ветер. Так мы с вами выяснили, что погода – это сочетание…

Учащиеся в парах самостоятельно формируют рассказ о погоде, отвечая на наводящие вопросы плана, а затем представляют результат в виде устного ответа (2-3 пары).

Примерный ответ:

Сегодня на улице светит/не светит солнце. На небе есть/нет облака и тучи. Ветер дует/сильно дует/не дует. На улице тепло/холодно. Погода сегодня приятная/неприятная


Солнце. Это источник тепла, света и жизни на Земле. Это звезда, самая близкая к Земле.


Не всегда. На небе бывают облака и тучи, из туч идет дождь или снег.





Ветер сгоняет облака в кучу, соединяет друг с другом и получается туча.


температуры воздуха, облачности, осадков и ветра. (Работа в рабочей тетради. Задание 1)

III(3) Практическая работа

Какими словами можно охарактеризовать погоду?









Теперь вам предстоит поработать в группах и коллективно собрать из предложенных фрагментов погодные приметы. (Выдается разрезной материал: карточки с приметами о погоде, разрезанные на части, которые необходимо собрать в одну примету.) Приложение 3.

Молодцы! Отличная работа! Приметы – это один из способов предсказывания погоды. А как еще предсказывают погоду – вы знаете?

Дети убирают на экране лишние слова, не относящиеся к погоде и перечисляют оставшиеся и определяют какая погода какому времени года больше подходит. Выполнение задания в рабочей тетради (Задание №2, 3)

Учащиеся в группах (4-5 чел) собирают приметы о погоде из фрагментов. Каждая группа озвучивает получившуюся примету о погоде.



Ответы детей…

Изучение материала учебника «Как предсказывают погоду») стр. 34-35.

IV. Обобщающий этап

Так что же вы сегодня узнали на уроке?

Мы узнали, что погода – это сочетание температуры воздуха, осадков, ветра и облачности. Мы узнали какая бывает погода, от чего она зависит, научились характеризовать погоду, узнали на что влияет погода. (Возможны иные ответы, не искажающие общего смысла)

V. Контрольный этап

Отлично! Леди Погода вами довольна и приготовила интересный конкурс «Угадай мелодию погоды»

Звучит нарезка из фрагментов музыкальных композиций, в которых упоминается погодное явление (дождь, снег, гроза и т.д.). Устная работа

Учащиеся угадывают о какой погоде поется в фрагменте (летняя, зимняя, осенняя, весенняя)

VI. Итоговый этап

Отлично! Вы справились с конкурсом.

Теперь итоговый тест – закрепление знаний. (Приложение 4)

Молодцы! Вы отлично исследовали новый материал и доказали, что у вас талант к исследованиям. И за это Леди Погода говорит вам «Большое спасибо!» и обещает вам и дальше дарить солнечные дни летом, урожайные – осенью, морозные – зимой, цветущие – весной. А в подарок дарит вам дневник наблюдения, с которым мы начнем работу со следующего урока, наблюдая за погодой и записывая в дневник наши наблюдения.

(Раздача дневников наблюдения)

Домашнее задание: Учебник – стр. 32-35 устное закрепление, Рабочая тетрадь №3-5

Оценки за урок …



Устные ответы на вопросы теста.














Запись домашнего задания, выставление оценок, возможность задать дополнительные вопросы по материалу.

VII. Рефлексивный этап

- У каждого из вас на парте лежит набор из трех карточек с изображением солнца, облака и дождевой тучи. Оцените свою работу и результат своих действий во время урока. У кого же сегодня солнечная погода и все получилось? А у кого-то были легкие затруднения и плыли облака. Возможно есть и те, кто по своему мнению не справился с поставленной задачей и возьмет картинку с дождливой тучей. Надеюсь дождя и туч грозовых в нашем прогнозе погоды нет и у вас все получилось. А теперь узнаем прогноз погоды на завтра:

Завтра будет солнечно,

Ясно и безоблачно!

И день ваш будет фантастичным,

А настроение отличным!

Дети поднимают картинки согласно своей самооценке собственных действий и активности на уроке.















Просмотр мультфильма по теме «Лунтик. Погода»




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» А.А. Плешаков 2020г.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) [Электронный ресурс]URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/ea5d7777caea0f829ef088881c72c46bf592482c/ ;

3. Что такое погода [Электронный ресурс]URL: https://obrazovaka.ru/okruzhayushhiy-mir/chto-takoe-pogoda-opredelenie.html ;

4. Современный урок в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс] URL: https://www.1urok.ru/categories/10/articles/12025 ;

5. Структура современного урока в соответствии с требованиями ФГОС [Электронный ресурс] URL: https://pedsovet.su/fgos/6360_struktura_uroka_po_fgos ;

6. Тест по окружающему миру по теме «Погода» 2 класс [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2018/06/18/test-po-okruzhayushchemu-miru-po-teme-pogoda-2 ;

7. Этапы урока по ФГОС [Электронный ресурс] URL: https://www.sites.google.com/site/fgosurok/home/etapy-uroka-po-fgos-spargalka;

8. Выступление на тему «Концепция современного урока» [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/02/06/vystuplenie-na-temu-kontseptsiya-sovremennogo-urokadlya .



ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Планирование урока является неотъемлемой частью работы педагога, особенно актуально это в условиях развития современной системы образования в свете Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Планирование деятельности учителя при реализации системно-деятельностного подхода осуществляется посредством разработки урока и представления материала разработки в виде технологической карты урока, которая является оптимальной формой представления образовательной деятельности и отражения взаимодействия учителя и учащихся.

В приведенной методической разработке отражены необходимые компоненты современного урока открытия нового знания. Кроме того, структура и содержание урока представлено в соответствии с ФГОС НОО и основными требованиями к современному уроку. Уверена, что данная разработка поможет педагогам в проведении уроков не только по данной теме, но и даст возможность почерпнуть какие-либо полезные и интересные педагогические и дидактические приемы для других уроков.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Загадки о явлениях природы

Небо — синяя простынка,
А на ней лежит перинка.
Что за белые пушинки
Полетели из перинки?
СНЕГ


Кто все лужи застеклил,
Озеро стеклом накрыл,
Разрешает на катках
Покататься на коньках?
МОРОЗ


Солнце яркое в апреле,

И грачи к нам прилетели.

По реке, ломая лед

Разгулялся …

ЛЕДОХОД


Небо вдруг заволокло,
Стало днём темным-темно.
В хлев — корова и коза.
Грянул гром, пришла ...
ГРОЗА


Вышла туча на прогулку
И взяла с собой шкатулку.
Туча бегала, резвилась,
И шкатулочка открылась,
И рассыпался вниз — ох! —
Круглый, ледяной горох.
ГРАД


Дождь прошёл и солнце светит.
Что за чудо в небе, дети?
Из земли растёт дуга!
Это диво — ...
РАДУГА


Он давно по окнам лупит

Видно капли из-за штор

Если мама зонтик купит –

Я смогу пойти во двор

ДОЖДЬ


Он спустился утром рано

Белый-белый и густой

Воздух вымазал сметаной

Отгадай, кто он такой

ТУМАН




Приложение 2

План рассказа о погоде


Светит ли сегодня солнце?

Есть ли на небе облака или тучи?

Сильно ли дует ветер на улице или его вообще нет?

Идет ли дождь, снег?

Тепло ли на улице?

Как ты охарактеризуешь сегодняшнюю погоду: приятная, неприятная.



Приложение 3

Приметы о погоде


Воробьи купаются в песке — к дождю.

Ласточки низко летают — к дождю.

Гром в сентябре предвещает теплую осень.

Поздний листопад — к суровой и продолжительной зиме.

Домашняя птица прячет голову под крыло — к холоду.

Птица на крышу садится — к непогоде.

Если солнце садится в облака - жди дождя.

Шишки хвойных деревьев раскрываются – к сухой погоде.

Лягушки квакают в пруду – к дождю.

Облака плывут высоко – к хорошей погоде.

Если кот спит на полу – к теплу.

Если кошка, когда спит, закрывает нос лапой – к холоду.



Приложение 4

Итоговый тест по теме «Что такое погода?»


1. Закончи определение: « Погода – это…»

          то, что сообщают по радио и телевидению.

          то, что мы видим на улице.

          сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.

2. Что мы описываем словами « тепло», «холодно», «жарко»?

           погоду

           облачность

           температуру

3.  Как называют погоду, когда небо частично закрыто облаками?

          ясная

          облачная

          пасмурная

4. Какого явления природы не бывает летом?

        снег

        град

        дождь

5.Какой учёный наблюдает за погодой?

       синоптик

       метеоролог

       наблюдатель

6. Какой учёный предсказывает погоду?

       синоптик

       метеоролог

       наблюдатель

7. Человек какой профессии обязательно должен знать прогноз погоды?

      учитель

      художник

      лётчик

8. Как называется прибор для измерения температуры?

      градусник

      термометр

      барометр

9.Что измеряют медицинским термометром?

      температуру  воздуха на улице

      температуру тела

      температуру воды

10. Что измеряют уличным термометром?

      температуру воздуха на улице

      температуру тела

      температуру воды




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.