Технологическая карта урока «Творчество Иеронима Босха на примере картины «Семь смертных грехов»

2
0
Материал опубликован 7 February 2017 в группе

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Искусство, 9 класс

Учитель

Тарабыкина Евгения Сергеевна

Тема урока

«Творчество Иеронима Босха на примере картины «Семь смертных грехов»»

Актуальность

использования

средств ИКТ

Активизация познавательной деятельности учащихся.

Обеспечение наглядности учебного материала

Поиск и получение современной информации по конкретной тематике

Цель урока

способствовать уяснению учащимися наступления эпохи самоутверждения человеческой личности, освобождение от средневековой корпоративности и морали;

способствовать развитию интереса у учащихся к деятелям эпохи Возрождения.

создать условия для развития навыков школьников оценивать и делать выводы по значимости исторических и культурных событий

привить школьникам умения и навыки анализировать произведения искусства, творчество мастеров

развивать информационно-коммуникативные умения и навыки учащихся

приобщить учащихся к пониманию высокого искусства, идей гуманизма и терпимости

Оборудование

компьютер, проектор, экран

Ход урока

Образ человека в творчестве Иеронима Босха

Идеи Босха и современность

Вступительное

слово учителя

Сегодня мы продолжим разговор о эпохе Возрождения, а именно о Северном возрождении. К Северному Возрождению относится культура и искусства стран, расположенных к северу от Италии.

К ним можно отнести Германию, Францию, Нидерланды. Ярким представителем Нидерландской живописи является Иероним Босх.

Средневековый шизик-живописец, больная психика которого рисовала такое, от чего до сих пор у вполне здоровых людей срывает крышу.

А.А.Яворивов Художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима Босха Антония; Первые уроки живописного ремесла Иероним получил в семейной мастерской; В 1478 г. умер его отец и Босх унаследовал его художественную мастерскую; Около 1480 г. он женился на Алейт Гойартс ван ден Мервене; В 1486 г. он вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе(353ч.)

В 1987 его пригласили украсить резной алтарь Богоматери, и он был награжден за то, что помог выбрать модель креста. В конце жизни он выполнял заказы для бурдгунского двора, что говорит о его признании современниками.

Босх был знаменит и почитаем. После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг.) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. Стилистически его творчество принято разделять на ранний (1475-80), средний (1480-1510) и поздний (с 1510) периоды.

 

Обратимся к его картине «Семь смертных грехов».

Сме́ртный грех в христианстве — тяжёлый грех, влекущий за собою потерю спасения души в случае отсутствия покаяния.

«Семь смертных грехов» — одна из самых ранних известных работ Босха. Она имеет ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры.

 

Предположительно эта картина относится к раннему периоду творчества Босха. Её также называют «столешницей» по её функциональному предназначению, которое она, впрочем, никогда не выполняла.

Сюжет картины настраивает зрителя на религиозные размышления. Уже около трёхсот лет картина висит в Эскориале, где её когда-то в своей спальне повесил испанский король Филипп II.

С тех пор картина покидала Эскориал лишь один раз: во время гражданской войны в Испании — из соображений безопасности она была передана на временное хранение в Прадо.

Центральная часть, состоящая из четырёх концентрических кругов, символизирует Всевидящее Око Божье, в зрачке которого воскресший Христос показывает свои раны. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus videt — «Бойся, бойся, ибо Господь всё видит». Третий круг изображает лучи, похожие на солнечные, а четвёртый, в секторах, — семь смертных грехов. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название.

Эти надписи можно счесть лишними — нет надобности пояснять, что человек, жадно пожирающий всё, что ставит на стол хозяйка, совершает грех чревоугодия, а упитанный господин, дремлющий у камелька, — грех лени; именно в этом его упрекает входящая в комнату женщина с чётками в руках. 

Любострастие воплощают несколько влюблённых пар, гордыню — дама, любующаяся своим отражением в зеркале, которое держит перед ней дьявол, принявший обличье горничной в невероятном чепце. Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (вор стаскивает монету), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной живописной манере старых голландцев. Изображения семи смертных грехов расположены по кругу, что обозначает постоянство их присутствия. Босх включил их в радужную оболочку глаза Бога и таким образом сделал предостережением тем, кто думает, что избежит последующей кары. Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смертьСтрашный судРай и Ад. Начертанные на развевающихся свитках слова: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла» и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их»

 

Заданиев тетрадях запишите в столбик все представленные грехи и попробуйте найти им противоположные качества – добродетели. Прямо перед Вами сцена ревности, драка, изображающая ГНЕВ.

На зелёной лужайке перед гостиницей — драка. Человек в необычном, для того времени, головном уборе, бросив плащ, накинулся на женщину. Совершенно озверелое побоище, во время которого один другому насадил на голову трехногий табурет, чуть не проломив и голову, и сидение этого табурета.

Здесь видим сцену показывающую ГОРДЫНЮ. Интерьер довольно зажиточного дома, женская комната. Модница, стоя к зрителю спиной, вертится перед зеркалом, висящим на створке шкафа, примеряя новый белый чепец и любуясь собой в этом чепце, не замечая, что зеркало ей подсовывает чертенок, высунувшийся из шкафа. Но даже такой, казалось бы, с нашей точки зрения, невинный поступок, даже не поступок, а просто мелочь какая-то, может повлечь за собой далеко идущие последствия. Здесь как бы таится зародыш греха гордыни, который некоторые теологи считали "отцом всех грехов".

В центре — сцена, показывающая СЛАДОСТРАСТИЕ, ПОХОТЬ. В палатке — две влюблённые пары, занятые прелюдией к полному выражению страсти. Их развлекают клоуны, рядом музыкальные инструменты.

Со времен раннего христианства отцы церкви всячески поносили "непристойные пляски и телодвижения", "низкие и бесстыдные песни", праздношатающихся потешников. Они клеймили бродячих актеров и актрис как "детей сатаны" и "вавилонских блудниц" — людей безнравственных, распущенных, возбуждаемых "демоном блуда". В связи с безнравственной музыкой бичевал разврат и Иероним Босх, который возводил в абсолют греховность земного существования. На его картинах музыкальные инструменты — символ похоти.

ЛЕНЬ(уныние)

Женщина, пришедшая к священнику, пытается призвать его выполнять свои обязанности, о которых он забыл(то ли уснув, то ли предавшись мечтам). Подумайте, почему лень отнесена к смертному греху?

ЧРЕВОУГОДИЕ. Очень неопрятное, неуютное помещение, какой-то злачный дом или задняя комната харчевни. У Босха часто будут встречаться такие постройки и интерьеры, в которых смешиваются элементы грязной харчевни, публичного дома и сарая. Монахиня потчует нескольких едоков. Омерзительный толстяк, у которого брюхо свешивается между колен, остервенело грызет куриную или индюшачью ногу; такой же отвратительный младенец тянет к нему руку, требуя своей доли. Но и исхудавший пропойца столь же неприятен. Он, словно трясущимися руками, буквально выдавливает последние капли из кувшина себе в рот. На полу разбросана дешевая мебель, тут же разведен костер. Какой-то омерзительный быт, но при этом чувствуется, что это своего рода нечто вроде уклада жизни, и есть целый слой людей, которые привыкли к подобной обстановке, к таким обстоятельствам, которые всю эту мерзость вокруг себя воспринимают как что-то естественное.

АЛЧНОСТЬ, ЖАДНОСТЬ. Босх показывает в виде помощника шерифа, решение которого зависит от взятки. Насколько этот сюжет актуален сегодня? ЗАВИСТЬ изображается пожилой парой, завистливо глядящей на соседа с редкой и дорогой птичкой, накупившим товаров, которые еле тащит в мешке слуга. А другой прохожий с завистью смотрит на другую "птичку" - их дочь, красавицу и помощницу, о ценности которой родители позабыли.

Собаки выражают фламандскую пословицу: "Две собаки с одной костью редко договариваются ".

Художник напоминает людям, погруженным в каждодневную суету привычных, будничных грехов, повторяющихся снова и снова, что за злом неотступно следует воздаяние.

Четыре угла картины украшены сценами "четырех последних вещей" с которыми каждый встретится в конце жизни:

СМЕРТЬ, СТРАШНЫЙ СУД, АД, НЕБЕСНЫЕ ВРАТА

СМЕРТЬ. Лежит истощенный человек. Последние минуты жизни, смерть уже рядом. Его окружают монахи и врач.

Под внимательным взглядом ангела-хранителя, монах молится о спасении души умирающего. Но, как в большинстве работ Босха, зло всегда рядом - подобный обезьяне, демон примостился рядом с ангелом.

Страшный суд (верх, правый угол)

Четыре трубящих ангела возвещают о начале Страшного суда. Христос сидит на прозрачном шаре, по обе стороны от него - избранные праведники. Внизу умоляющие о прощении проклятые грешники, которые тонут, отправляясь в Ад.

Ад (низ, левый угол - увеличить)

Ад является самым поразительным из четырех сцен. Здесь показаны различные наказания, соответствующие семи смертным грехам.

Cлевa - пара в кровати, покрытая красным (символ прелюбодеяния).

Вокруг - множество демонов, готовящихся к пыткам.

В центре фигура, которую пытает демон в костюме монахини.

Следующая - лежит на каменной плите, готовая к расчленению.

Внизу - пару, (похожую на Адама и Еву), пытает и угрожает демон, несущий сферу.

Домашнее задание

узнать почему смертных грехов именно 7

Тревин Коплстоун. Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. — М: «Лабиринт-К», 1998.

Девитини А. Босх: Пер. с итал./А.Девитини — М: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.

Баттилотти Д. Босх: Пер. с итал./Д.Баттилотти — М: «Белый город», 2000.

Вальтер Бозинг. Босх: Пер. с нем./В.Бозинг — М: Арт-Родник, 2001.

История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под ред. Ц. Г. Нессельштраус. М., 1982

Фомин Г. И. Иероним Босх. М., 1974

Ш. де Тольнай. Босх. М., 1992

Г. Мартин. Босх. М., 1992

К. С. Егорова. Три картины Босха на тему «Мыслитель и природа». Сов. искусствознание, вып. 19. М., 1986

Р. Х. Марейниссен, П.Рейфеларе. Иероним Босх: художественное наследие. М., 1998

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.