Технологическая карта урока русского языка в 7 классе «Правописание окончаний глаголов 2 лица ед.ч.»
Учитель: Токарева Е.Н.
Учебный предмет: русский язык 7 класс
Тема урока: Правописание окончаний глаголов 2 лица ед.ч.
Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений и навыков
Цели урока:
Образовательная цель: Закреплять навык правописания личных окончаний глаголов во 2л.ед.ч. настоящего и будущего времени.
Развивающая цель: развивать умение анализировать, обобщать через упражнения на сравнение и сопоставление; обогащать активный словарь; создавать условия для воспитания навыка самоконтроля, чувства взаимопомощи.
Воспитывающая цель: воспитывать интерес к предмету.
Ресурсы: презентация, индивидуальные карточки с заданиями, словари, листочки для словарной работы, карточки самооценки трех цветов.
Формируемые БУД:
Личностные:
- испытывать чувство гордости за свою страну;
- гордиться школьными успехами и достижениями, как собственными, так и своих товарищей;
- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы
Коммуникативные:
- вступать и поддерживать коммуникацию в учебной ситуации; - слушать собеседника;
- вступать в диалог и поддерживать его;
- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач;
Познавательные:
- использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно- следственных связей) на доступном вербальном материале в соответствии с индивидуальными возможностями;
Регулятивные:
- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач;
- осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность
Структура урока закрепления и развития знаний, умений и навыков:
сообщение уч-ся цели предстоящей работы;
воспроизведение уч-ся знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
выполнение уч-ся различных заданий, задач, упражнений;
проверка выполненных работ;
обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
задание на дом (если это необходимо)
Ход урока.
Этапы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность обучающихся. |
1 Оргмомент. | - Здравствуйте. Посмотрите на рабочий стол, все ли готово к уроку? | Проверяют порядок на рабочем столе. |
2 Повторение. Словарная работа. | - Прочитайте на слайде стихотворение , найдите однокоренные слова: Мельники мелют зерно жерновами, Перец в горошинах мелем мы сами. Но одного мы никак не поймём: Что это мелет болтун языком? (О.Дриз) -Что делают мельники с зерном? ( Они дробят эти драгоценные зёрна, чтобы получить из них муку.) -Что делает болтун? - Запишите однокоренные слова в строчку - Мы не будем болтунами. Мы все вспомним и расскажем о глаголе. - Что такое глагол? - Что мы знаем о глаголе? Как изменяется? ( по временам по числам по лицам по родам в прошедшем временипрезентация к уроку) - В каком времени глагол изменяется по лицам? Вывод: Глаголы изменяются по временам, по числам, а в настоящем и будущем времени по лицам. - Оцените свою работу на оценочном листе. | Читают, находят однокоренные слова, отвечают на вопросы. - объясняют значения слов, если затрудняются – обращаются к словарю. Записывают на лист. - подписывают время, число, лицо. Ставят себе оценку по критериям. |
3 Постановка цели и задач урока. | - Посмотрите ещё раз на стихотворение, какого лица глагола молоть нет в нем? - Сегодня на уроке мы будем учиться правильно писать окончания глаголов 2 лица единственного числа. - Запишите число и тему урока в тетрадь. - Как определить лицо глагола? - Для глаголов 2 лица ед.ч. какое местоимение выберем? - Какие вопросы зададим к глаголам 2 л. ед.ч.? - Вспомним правило – стр.221. | Проверяют лицо глаголов, ищут недостающие. Записывают. |
4 Выполнение уч-ся различных заданий, задач, упражнений | - Сейчас мы разделимся на группы: ребята, у кого карточки розового цвета, пройдут к этому столу, желтого- ко второму, голубого – к третьему. Задание группам – Прочитать пословицы, вставить недостающий глагол 2 л . ед.ч., объяснить пословицы. (Приложение 1) - Оцените свою работу с пословицами. Работа с учебником. с.222 упр.290 – 1 учащийся у доски – остальные в тетради (выполнившим самостоятельно вперёд – карточки со словарными словами – «Вставь пропущенную букву») - Оцените свою работу на оценочном листе. | Образуют группы, выполняют задание. выбирают, кто будет отвечать, готовятся к ответу. Ставят себе оценку по критериям. Работа у доски и в тетрадях. Ставят себе оценку по критериям. |
5 Физминутка. | Встаньте, немного отдохнём вместе (слайд презентации) | Повторяют |
6 Самостоятельная работа. | Самостоятельно выберите себе 1 задание (приложение 2): - на розовых карточках – лёгкие; - на желтых – средней трудности; - на голубых – высокой сложности. - Проверьте свою работу. . - Оцените свою работу на оценочном листе. Самостоятельно выберите себе 2 задание (приложение 3): - на розовых карточках – лёгкие; - на желтых – средней трудности; - на голубых – высокой сложности. - Проверьте свою работу. . - Оцените свою работу на оценочном листе. | Подходят к столам, выбирают карточку, выполняют. Самопроверка по слайду Ставят себе оценку по критериям. Подходят к столам, выбирают карточку, выполняют в тетрадях. Самопроверка по слайду Ставят себе оценку по критериям. |
7 Домашнее задание. | На выбор С.222 Упр.291 или с. 223 упр. 293. | Записывают задание в дневник. |
8 Рефлексия. | - Давайте подведём итог. - Чему учились на уроке? - Что вы узнали нового? - Что запомнили? - С какими трудностями столкнулись? - Что нужно будет повторить на следующем уроке? - Посчитайте, сколько баллов у вас получилось за урок, и поставьте оценку. | Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу за урок. |
Приложение 1 .( Если будут затрудняться, то дать слова, разбитые на слоги – пусть составят)
1 группе: (легкий уровень)
Из песни слова не ………………..
Шила в мешке не ……………….
Выше головы не ……………….
2 группе: (средний уровень)
С кем поведёшься, от того и …………………..
Что посеешь, то и …………........
Слово – не воробей, вылетит – не …………….
3 группе: (сложный уровень)
За большим погонишься – и малое ………………..
Подальше положишь – поближе ………………….
Не попробовав горького – не ………………. и сладкого.
Приложение 2.
Средний уровень.
Вставь пропущенные буквы.
Девочка Доронюшка.
- По дождику вдоль полюшка
Зачем б..жиш.. , Доронюшка?
Куда, родная, мчиш..ся,
Пр..мокнуть не б..иш..ся?
- Я за радугой спешу!
Я у радуги пр..шу
Сбросить на доро…ку
Серебряную ло…ку,
А в тр..ву густую
Чашку з..лотую!
Чашку с ло…кой пить ч..ёк
Маме в праз..ничный денёк!
Подчеркни орфограмму.
Легкий уровень.
Вставь пропущенные буквы.
Я иду, и ты идёш…,
Я н..су, и ты несёш…,
Я в..зу, и ты везёш…,
Я в..ду, и ты ведёш….
Мы с..дим, и ты сидиш…,
Мы м..лчим, и ты молчиш…,
Ты поёш.., и мы п..ём –
Очень весело живём!
Подчеркни орфограмму.
Запиши рядом с глаголами противоположные слова в той же форме. Подчеркни орфограмму.
Образец: медлишь – спешишь.
Опускаешь - …………………..,
Высохнешь - …………………..
Радуешься – …………………...
Вспомнишь - ………………….
Сядешь - ………………………
Потеряешь - …………………..
Хвалишь - …………………….
Простишься - ………………….
Рыдаешь - ……………………...
Разрушишь - …………………..
Приложение 3.
Спиши, измени глагол в скобках по вопросу,
подчеркни окончание.
Ванечка- мальчик (уральский фольклор). Легкий уровень.
Ванечка-мальчик
На мостик, на крайчик
Утром (что делаешь? выходит),
Карасиков (что делаешь? ловит),
Матушку (что делаешь? кормит),
Отца (что делаешь? угощает),
(Что делаешь? потчует)
Дедушку с бабушкой.
Прочитай, замени личные местоимения 1-го л. на 2 л., спиши, ставь глаголы в форму 2-го л., ед.ч., выдели окончания. Сложный уровень.
Лесное путешествие.
Что там за дерево манит меня резными листьями? Дуб растет на границе леса и степи, он отважно борется с суховеями. В чаще леса я увижу ель. В голодную зиму её семенами кормятся белка, дятел и клёст. Я взбираюсь на опушку леса и слышу, как разговаривают с лесом осинки. У реки ветви ивы склоняются низко к воде и смотрят в прозрачную гладь.
«Хорош наш лес и могуч!» - думаю я о родных краях.
(По В.Пескову)
Спиши, измени глагол в скобках , задавай вопрос от местоимения 2 л. ед.ч., подчеркни окончание. Средний уровень.
Надо и хочется.
Так хочется утром полежать подольше, но надо в школу. Ты (встать) и (бежать) умываться. Хочется на катке побывать, но надо помочь товарищу. Ты (снимать) коньки.
Строгое слово «надо» часто ссорится с капризным «хочется». А часто ли оно побеждает?
«Надо» - взрослое слово. Если ты с ним (дружить), то быстрее (расти), делаешься надёжным человеком. На такого человека можно положиться. Он не подведёт, сделает всё как надо и когда надо.
(По А.Митяеву)