Предмет: математика
Класс: 1 класс
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Тема: ВЫЧИТАНИЕ вида 10 - …. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Цель: закрепить умения вычитать из числа 10, применяя знания состава этих чисел.
Задачи:
1. Образовательные:
закреплять знание состава чисел;
продолжать формировать умение учащихся находить значения выражений, опираясь на связь сложения и вычитания;
закреплять знание учениками терминов «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность»;
формировать умение считать в пределах 10;
формировать умение анализировать арифметические задачи, решать задачи изученных видов;
формировать умение строить речевые высказывания в устной речи, использовать математические термины.
2. Коррекционно-развивающие:
развивать познавательную активность учащихся;
коррекция логического мышления на основе упражнений в классификации;
развитие слухового восприятия на основе упражнений в восприятии и различении речи.
3. Воспитательные:
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
в результате практических действий и наблюдений выполнять вычитание из чисел 8, 9, 10;
анализировать и решать текстовые задачи,
выполнять задания в рабочей тетради и в учебнике;
читать равенства, используя математическую терминологию.
Личностные:
Ученик получит возможность формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе (принятие и осознание роли ученика);
положительного отношения к математике как предмету изучения;
осознания себя частью (членом) классного коллектива.
способности к самооценке учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя,
планировать деятельность на уроке под руководством учителя,
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве с ним;
организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
осуществлять контроль своих действий под руководством учителя;
фиксировать удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой с помощью символов;
умение оценивать результат своей работы на уроке.
Познавательные УУД:
выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения;
выполнять несложные обобщения;
применять полученные знания в измененных условиях;
«читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков.
умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
отвечать на вопросы учителя;
умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
развитие умения определять общую цель и пути её достижения: прибавлять (вычитать) числа
Коммуникативные УУД:
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных задач;
договариваться и приходить к общему решению:
осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимную помощь;
применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;
активно участвовать в общей дидактической игре; в обсуждениях, возникающих в ходе игры.
Форма урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Используемые технологии:
здоровьесберегающая технология,
нформационно - коммуникационная технология (ИКТ),
игровая технология.
Методы:
словесный;
практический;
наглядный;
частично-поисковый;
метод стимулирования и мотивации учебной деятельности.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.
Межпредметные связи: русский язык, физкультура, окружающий мир.
Методическое обеспечение урока, оборудование, ТСО: компьютер, экран, доска, , карточки – с примерами, карточки с примерами и буквами, индивидуальные наборы цифр. Базовый учебник: М.И. Моро, С.И. Волковой «Математика 1 класс» (часть 2).
Формируемые понятия: сложение, вычитание, прибавить, вычесть, задача, неравенство, уменьшаемое, вычитаемое, разность, слагаемое, сумма.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Организационный этап. Мотивация. | 1. - дети, поздоровайтесь с гостями. – Сядут девочки второго ряда - Сядут мальчики 1 ряда - сядут все остальные ребята Ребята, что сейчас проверили? - внимание к уроку после перемены. - Я желаю вам быть внимательными и активными помощниками друг другу. Вы самые умные, рассудительные и сообразительные. |
| Регулятивные: организация своего рабочего места. Познавательные: умение осознано строить речевое высказывание в устной форме. |
II. Речевая математическая зарядка. | 1 Исследование маршрутного листа урока
Отметьте вверху цветом ваш настрой на урок. Проанализируйте маршрутный лист урока -Скажите, какие этапы урока нам предстоит пройти сегодня? Мы россияне, на каком языке мы общаемся? -на какой язык делаем упор на математике?
2. Чтобы правильно говорить, проведём речевую зарядку. Говорим четко и громко. - Как называются числа при сложении? - Как называются числа при вычитании? Задача- это ( смысл) Отрезок это-….(прямая линия, ограниченная с двух сторон точками). - назовите лишнее слово: сложение, вычитание, прибавить, вычесть, задача, неравенство, десять, вычитаемое, разность, слагаемое, сумма. - расскажите, что знаете о числе 10 Слово десять заменим цифрой….? -оцените свою работу в речевой разминке цветом Если были трудности поставьте вопрос Вы молодцы, показали, как умеете строить математические предложения, умеете отвечать на вопросы, делать выводы. |
слагаемое, слагаемое, сумма уменьшаемое, вычитаемое, разность лишнее слово- десять, потому что обозначает число. | Познавательные: умение осознано строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: взаимодействовать с учителем во время беседы. |
III. Постановка темы и цели урока. | Посмотрите на примеры, записанные на доске. 10-5 10-3 10-2 - что объединяет эти примеры? Оцените в маршрутном листочке- КАК Я ПОМНЮ ПРЕДЫДУЩИЙ МАТЕРИАЛ? Игра «Быстрый ответ» Давайте проверим, все ли могут решать такие примеры быстро и без ошибок: (Работа с веерами) Оценим в маршрутном листочке результат игры «Быстрый ответ» Если были трудности поставьте вопрос Вы молодцы, показали, как знаете состав числа 10, развивали умение работать быстро Какое действие нужно выполнить, чтобы решить эти примеры? Учитель ставит карточку в теме урока - вычитание. - Вычитание из какого числа выполняли? Все ли справились с заданием? (есть ошибки) У нас появилась проблема- ошибки при выполнении вычитания из числа 10. - Сформулируем тему урока. Вычитание вида 10-....Закрепление. Какие учебные задачи поставим? Повторить…. 2. Сообщение цели урока. - ( смотреть начала урока выше) Выполняя задания урока в преддверии одного из важных праздников страны, мы будем развивать и воспитывать в себе качества одной из профессий, важных и значимых нашему обществу. При выполнении заданий вы будете получать деталь пазла. | - вычитание из числа 10 -С действием вычитание Тема: Вычитание вида 10- . Закрепление. Отвечают на вопрос учителя: - Сегодня на уроке мы будем вычитать из числа 10. Будем слушать, говорить, писать, решать примеры решать задачу. | Регулятивные: Формирование и развитие умения определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения (самостоятельно или в совместной деятельности с учителем). Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. |
IV. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
| Устный счёт. Цветной диктант на гусенице Стр. 35 учебника, задание под чертой - решите примеры, записав только ответ по порядку: 2,1, 2, 8,10, 8, 4, 1, 3 Проверка Оцените свою работу в маршрутном листочке Если были трудности поставьте вопрос Вы молодцы, показали, как умеете решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10 с одним и двумя действиями. 2. Эксперимент. Решение задачи стр. 35 №2 - а вы любите эксперименты? Объясним, что такое эксперимент В широком смысле эксперимент - это любой опыт, попытка осуществить что-либо, особый вид практики, предпринимаемой для получения нового знания или проверки старого. Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка. Когда он попробует сам проделать опыт, то запомнит его надолго. Конечно, одному в любом деле всегда трудно, но для этого у нас есть сосед по парте, который поможет. Отметьте в маршрутном листе цветом ваше предположении о том, справитесь ли вы с ним? Работа в паре. Задача на доске. Читает ученик. Что за текст перед нами? Докажите, что это задача. Все ли слова понятны в задаче? Прочитаем задачу самостоятельно в учебнике Проверим, кто читал задачу внимательно. О ком или о чем идет речь в задаче? Что говорится о папе? О сыне? На какой вопрос необходимо ответить? Предлагаю проверить условие задачи на доске. Его составил один первоклассник, который часто отвлекается на уроке. Для чего анализируем задачу? По краткой записи расскажем об условии задачи и назовем вопрос. - зачем вносить изменения в схему задачи? Как записывается ответ задачи? (полным) Чтобы решить задачу правильно, нельзя отвлекаться. А мы знаем, что мозг может выполнять одновременно только одно действие. Но, всегда есть исключение из правил, повернитесь друг к другу и озвучить решение и ответ задачи. Одна пара решает у доски. Ваша задача доказать, что вы решили задачу правильно. Как ответили ребята? Вы оказались хорошими экспертами нашего эксперимента. Оцените свою работу в паре при решении задачи. Если были трудности поставьте вопрос Вы молодцы, показали, как умеете решать задачи на разностное сравнение с числом 10, мы научили ученика решать задачу. | Два ученика выполняет задание на доске ( остальные в карточке.
Ученики оценивают правильность выполнения задания при помощи сигнальных карточек (красные, зелёные). | Познавательные: -ориентируются в своей системе знаний; осуществляют анализ объектов. Регулятивные: Осуществлять контроль своих действий под руководством учителя. Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Взаимодействие при работе в паре, коллективно. |
Физминутка. Пальчиковая гимнастика. | | Дети выполняют упражнения. | Регулятивные: умение соотносить свои действия с образцом, удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую. Личностные: умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения. |
V. Закрепление изученных знаний. | Задания необычные, игровые. -его может выполнить ученик, который умеет молчать, при выполнении задания. Игра «Разведчик» Кто возьмется за такую игру, поднимите руки? Другая игра называется «Саперы», в нее могут играть только внимательные ребята. Поднимите руку, кто будет играть в эту игру? Оцените свою работу при выполнении заданий. Если были трудности поставьте вопрос Вы молодцы, показали, как умеете решать задания логического характера, которые встречаются в олимпиадах и конкурсах. Оцените , как применяли на уроке полученные знания? (вверху) | Проверяют правильность выполнения задания Оценивают свою работу | Регулятивные: -понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи , планировать деятельность на уроке Познавательные: выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения; выполнять несложные обобщения. |
VI . Подведение итогов. Рефлексия. | 1. - Интересно вам было работать на уроке? - Какое задание понравилось? Какое вызвало затруднение А мне понравилась ваша работа на уроке, вы большие молодцы. Оцените, как вы работали на уроке?
Оценка работы учащихся на уроке. | Обучающиеся отвечают на вопросы, определяют своё эмоциональное состояние на уроке, проводят самооценку. - Мы слушали, говорили, думали, решали примеры, решали задачу, | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: фиксировать удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой с помощью символов |