Технологическая карта урока по астрономии
Барчук Алексей Андреевич,
учитель физики МБНОУ «Гимназия №17 им. В.П. Чкалова» г. Новокузнецк
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА АСТРОНОМИИ
Раздел программы |
Основы небесной механики |
Тема |
Определение физических характеристик космических тел |
Класс |
10 |
Тип урока: |
Урок - рефлексия |
Цель урока |
Цель учителя: обобщение и закрепление знаний и умений об астрономических способах определения физических характеристик космических тел Цель учащегося: закрепить знания и умения об астрономических способах определения физических характеристик космических тел
|
Задачи |
- закрепить знания об астрономических способах определения физических характеристик космических тел; -научиться применять формулы для расчета размеров космических тел, масс планет и Солнца, расстояний спутников от центральных тел; - научиться использовать термины «световой год», « парсек», «горизонтальный параллакс» |
Основные термины |
Световой год, парсек, горизонтальный параллакс |
Планируемые результаты
Предметные |
формулировать понятия «световой год», «горизонтальный параллакс», «парсек», уметь применять формулы для расчета размеров космических тел, масс планет и Солнца, расстояний спутников от центральных тел.
|
Метапредметные |
- регулятивные УУД: составлять план действий по решению проблемы; обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; - познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; извлекать информацию; перерабатывать информацию для получения необходимого результата; выстраивать логическую цепь рассуждений; относить объекты к известным понятиям; - коммуникативные УУД: организовывать учебное взаимодействие; отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.
|
Личностные |
- положительное отношение к учению; - осознание трудности и стремление их преодолеть; - способность к самооценки своих действий |
Технологическая карта урока
Цель этапа урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
|||
1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности ( 2 мин) |
||||||
Проверка готовности к уроку |
Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку |
Приветствуют учителя |
|
|||
2. Этап актуализации и пробного учебного действия (5 мин) |
||||||
Актуализация знаний |
Задает вопросы: 1) что такое «горизонтальный параллакс», «парсек», «световой год»; 2) какими способами можно определить размеры космических тел; 3) формулы для вычисления масс Солнца, планет, расстояний спутников от центральных тел |
Дают ответы на вопросы, записывают формулы |
П.: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; выстраивать логическую цепь рассуждений; относить объекты к известным понятиям; К.: отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее |
|||
3. Этап локализации индивидуальных затруднений (8 мин) |
||||||
Осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий |
Предлагает разобрать домашние задачи, выявить затруднения учащихся при решении задачи |
Разбирают домашнее задание, анализируют решение, определяют ошибки |
Р.: составлять план действий по решению проблемы; П.: извлекать информацию; перерабатывать информацию для получения необходимого результата; выстраивать логическую цепь рассуждений; относить объекты к известным понятиям. К: .: отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее |
|||
4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений (2 мин) |
||||||
постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. |
Озвучивает тему и цель урока, записывает на доске тему |
Записывают тему урока и цель в тетрадь |
П.: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; выстраивать логическую цепь рассуждений; Р: составлять план действий по решению проблемы; обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем
|
|||
5. Этап реализации построенного проекта (8 мин) |
||||||
Реализация построенного проекта |
Разбивает класс на 3 группы и каждой группе предлагает решить задачи: 1 группа - Определите расстояние от Земли до Солнца и истинные размеры Солнца, если параллакс Солнца 8,8" , угловые размеры 30', а радиус Земли 6370 км. 2 группа - Определите расстояние от Земли до Луны и истинные размеры Луны, если ее видимые размеры 30', а горизонтальный параллакс 57'. 3 группа - Определите расстояние до звезды Проксима Центавра, если ее годичный параллакс 0,75" |
Учащиеся в группах решают задачи |
Р.: составлять план действий по решению проблемы; П.: извлекать информацию; перерабатывать информацию для получения необходимого результата; выстраивать логическую цепь рассуждений; относить объекты к известным понятиям. К: .: отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее |
|||
6. Этап обобщения затруднений во внешней речи (7мин) |
||||||
Закрепление способов действий, вызвавших затруднения |
Предлагает каждой группе разобрать решения задач с выявлением затрудней и ошибок |
Разбирают решение задач, исправляют ошибки |
Р.: составлять план действий по решению проблемы; П.: извлекать информацию; перерабатывать информацию для получения необходимого результата; выстраивать логическую цепь рассуждений; относить объекты к известным понятиям. К: .: отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее |
|||
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (5 мин) |
||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой |
Разделяет класс на 2 варианта и предлагает решить задачи: 1 вариант - Определите массу и среднюю плотность Марса, если его спутник Фобос вращается вокруг Марса на расстоянии 9300 км с периодом вращения 0,32d. 2 вариант - Определите массу планеты в планетной системе звезды 51 Пегаса, если масса самой звезды равна массе Солнца, большая полуось орбиты планеты 0,051 а.е., а период ее обращения 4,23d. На доске пишет верное решение задач и предлагает учащимся друг у друга сравнить задачи с верным решением |
Решают задачи
Осуществляют самопроверку друг у друга |
Р.: составлять план действий по решению проблемы; П.: извлекать информацию; перерабатывать информацию для получения необходимого результата; выстраивать логическую цепь рассуждений; относить объекты к известным понятиям. К: .: отстаивать свою точку зрения, аргумент |
|||
8. Этап включения в систему знаний и повторения (5 мин) |
||||||
Повторение материала |
Письменно ответить на вопросы: Чему равен световой год в метра, в астрономических единицах; Чему равен 1 парсек в световых годах, метрах, астрономических единицах; Написать формулы для вычисления масс спутников. |
Выполняют задание |
Р.: составлять план действий по решению задачи; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. П.: перерабатывать информацию для получения необходимого результата; выстраивать логическую цепь рассуждений; относить объекты к известным понятиям. К.: организовывать учебное взаимодействие;
|
|||
9. Этап рефлексии учебной деятельности (3 мин) |
||||||
Оценка деятельности учащихся, рефлексия |
Задает вопросы: 1) Что нового узнали?; 2) Чему научились? 3) Что было трудным для вас Оценивает работу класса в целом. Обговаривает домашнее задание |
Отвечают на вопросы, выполняют рефлексивную оценку Записывают домашнее задание в дневник. |
Р.: соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его |