Технологическая карта урока биологии в 6 классе «Семейства класса Однодольные»
Технологическая карта урока биологии 6 класс
Тема урока:«Семейства класса Однодольные».
Разработала: Кузнецова Наталья Николаевна, учитель биологии
ГОУ ЯО «Центр помощи детям»
Цель урока:изучить характерные особенности основных семейств класса Однодольные, их многообразие.
Задачи урока:
-
образовательные:познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейств луковые, лилейные, злаковые; сформировать представление о многообразии цветковых растений;
-
развивающие:развивать умения логически мыслить, анализировать, делать выводы; развивать познавательный интерес к предмету; развивать способность к рефлексии способов и условий действия, к контролю и оценке процесса и результатов своей деятельности;
-
воспитательные:воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, интегрироваться в пару со сверстником строить продуктивное взаимодействие, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; воспитывать ответственность и аккуратность.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Планируемые результаты:
предметные:
-
формирование представления о многообразии цветковых растений;
-
формирование умения определять семейства класса Однодольные;
-
объяснение роли семейств класса Однодольные в природе и жизни человека.
метапредметные:
-
познавательные: сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
-
коммуникативные: умение работать фронтально, индивидуально и в группе; осуществление самоконтроля и взаимоконтроля; проведение коррекции и оценки собственных действий и действий сверстников;
-
регулятивные: оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив.
личностные:
-
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений; эстетического отношения к живым объектам.
Основные понятия:Семейства класса Однодольные: луковые, лилейные, злаковые.
Методы обучения и методические приемы:словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация слайдов презентации).
Формы работы:фронтальная, индивидуальная
Ресурсы: ЦОР, УМК по биологии для 6 класса под редакцией В.В. Пасечника, компьютер.
Технологии:организации самостоятельной работы учащихся, технология развития критического мышления.
Предмет, класс, УМК |
Биология, 6 класс, Пасечник В.В. |
||||||||
Тема урока |
Семейства класса Однодольные |
||||||||
Тип урока |
Открытия нового знания |
||||||||
Цель урока |
Изучить характерные особенности основных семейств класса Однодольные, их многообразие |
||||||||
Планируемые результаты обучения |
Предметные: формирование представления о многообразии цветковых растений,формирование умения определять семейства класса Однодольные,объяснение роли семейств класса Однодольные в природе и жизни человека. Метапредметные: познавательные:сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; коммуникативные:умение работать индивидуально ; осуществление самоконтроля ; проведение коррекции и оценки собственных действий; регулятивные:оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив. Личностные: сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений; эстетического отношения к живым объектам.
|
||||||||
Вид используемых на уроке средств обучения и оборудования |
ЦОР, УМК по биологии для 6 класса под редакцией В.В. Пасечника, компьютер. |
||||||||
Этап1. Организационный. Самоопределение к деятельности |
|||||||||
Задачи |
1.Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности 2.Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность |
||||||||
Длительность этапа |
1 мин |
||||||||
Деятельность учащихся |
Готовятся к уроку, успокаиваются, настраиваются на работу, приветствуют учителя |
||||||||
Деятельность учителя |
Организует класс, проверяет готовность учащихся к уроку, приветствует их |
||||||||
Формируемые УУД |
Регулятивные: эмоциональный настрой на урок,умение организовать свою работу. Личностные: сохранение мотивации к учебной деятельности Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем |
||||||||
Этап2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности |
|||||||||
Задачи |
Повторение изученного материала. Необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося |
||||||||
Длительность этапа |
10 мин |
||||||||
Деятельность учащихся |
1.Семейства класса Двудольные 2..Самостоятельно отвечают на вопросы на листочках
3.Все органы бобовых богаты содержащими азот веществами, в частности белками. После отмирания растения почва обогащается азотом. К ним относят – клевер, люцерна, эспарцет, люпин и многие другие 4.Класс Однодольные Тему записывают в тетради.
|
||||||||
Деятельность учителя
|
1.Ребята, давайте вспомним, с какой темой вы знакомились на прошлом уроке? 2.С целью проверки усвоения вами материала прошлого урока проведем: биологический диктант на тему «Семейства класса Двудольные».
6.Растения семейства Розоцветные – ветроопыляемые растения. 7.У некоторых видов семейства Розоцветные развиваются ползучие побеги. 8.Растения семейства Пасленовые имеют плод семянка. 9.Картофель и томат – овощные растения из семейства Пасленовые. 10.Цветок семейства Мотыльковые имеет один пестик и десять тычинок 11.Цветки у растений семейства Сложноцветные : трубчатые,воронковидные,язычковые. 12.Растения семейства Сложноцветные имеют стержневую корневую систему. Инструкция:Если вы считаете, что утверждение верное, то поставьте +, а если неверное, то -. На работу вам отводится 5 минут. 3.Учитель предлагает решить биологическую задачу: Некоторые растения этого семейства выращивают на зеленое удобрение и закапывают. Они перегнивают, обогащая почву азотом. Почему это происходит? Назовите их. К какому семейству относятся эти растения? 4.Предлагает ответить на вопрос: Какой еще один класс Покрытосеменных растений вы знаете? Об особенностях этого класса мы уже знаем. Сегодня же мы изучим два из более чем восьмидесяти семейств, входящих в состав класса Однодольные растения.
|
||||||||
Формируемые УУД |
Познавательные: умение структурировать ранее полученные знания о классах покрытосеменных растений, формулирование ответов в устной форме на вопросы учителя Коммуникативные:умение слушать,выражать свое мнение, вести диалог Личностные:проявить интерес к новому содержанию |
||||||||
Этап3. Открытие нового знания. |
|||||||||
Задачи |
Обеспечение восприятий, осмысления и первичного закрепления учащимися. |
||||||||
Длительность этапа |
16 мин |
||||||||
Деятельность учащихся |
Слушает учителя,работает с учебником, просматривает слайды, заполняет таблицу в тетрадь, работает с биологическими терминами в течении урока, находит определения в учебнике и записывает их в тетрадь
Заполняют точно такую же таблицу по семейству Лилейные
Самостоятельно изучают §52 учебника, работают с иллюстрациями и раздаточным материалом, заполняют таблицу |
||||||||
Деятельность учителя |
Объявляет тему урока,предлагает познакомиться со слайдами презентации, показ слайдов сопровождается объяснением материала. В процессе объяснения предлагает заполнить таблицу «Семейство злаки», « Семейство лилейные», а также поработать с новыми биологическими терминами, которые учащиеся могут найти на стр235 параграфа 53. Термины должны быть выписаны в тетрадь. Термины: злаки,соломина, колосковые чешуи, цветковые чешуи, пшеница твердая и мягкая, пшеница озимая и яровая. Учитель оценивает качество работы по заполнению таблицы. |
||||||||
Формируемые УУД |
Познавательные: поиск и извлечение материала из слов учителя, формулирование ответов на вопросы учителя Регулятивные: определять цели и задачи урока Личностные: дополнение, расширение имеющихся знаний
|
||||||||
Физкультминутка |
Упражнение для глаз, чтобы снять утомление — 2 мин. |
||||||||
Этап4.Первичное закрепление. Самоанализ и самоконтроль |
|||||||||
Задачи |
Проговаривание и закрепление нового знания, выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся, провести коррекцию |
||||||||
Длительность этапа |
10 мин |
||||||||
Деятельность учащихся |
Выполняют самостоятельную работу по изученной теме урока Задание№1. Среди перечисленных признаков выберите те, которые относятся к семейству Злаки 1 цветки неправильные 2 цветки мелкие, невзрачные 3 формула цветка *Ок(2)+2 Т3П1 4 цветки крупные,ароматные 5 опыление ветром или самоопыление 6 формула цветка ^ Ок(2)+2 Т3П1 7 опыляются насекомыми 8 плод зерновка 9 стебель соломина 10 характерно не ветвление, а кущение Учащиеся выбирают правильные ответы, записывая к себе в тетрадь. Ответы:1.2.5.6.8.9.10 Задание№2. Среди перечисленных растений выберите те, которые относятся к семейству Лилейные 1 пшеница яровая 2 лилия даурская 3 ковыль волосатик 4 тимофеевка луговая 5 гусиный лук 6 ландыш майский 7 рожь озимая 8 вороний глаз 9 сорго обыкновенное 10 купена лекарственная Учащиеся выбирают правильные ответы, записывая к себе в тетрадь Ответы: 2.5.6.8.10 |
||||||||
Деятельность учителя |
Предлагает учащимся сделать самостоятельную работу на закрепление изученного материала Задание№1. Среди перечисленных признаков выберите те, которые относятся к семейству Злаки 1 цветки неправильные 2 цветки мелкие, невзрачные 3 формула цветка *Ок(2)+2 Т3П1 4 цветки крупные,ароматные 5 опыление ветром или самоопыление 6 формула цветка ^ Ок(2)+2 Т3П1 7 опыляются насекомыми 8 плод зерновка 9 стебель соломина 10 характерно не ветвление, а кущение Ответы:1.2.5.6.8.9.10 Задание№2. Среди перечисленных растений выберите те, которые относятся к семейству Лилейные 1 пшеница яровая 2 лилия даурская 3 ковыль волосатик 4 тимофеевка луговая 5 гусиный лук 6 ландыш майский 7 рожь озимая 8 вороний глаз 9 сорго обыкновенное 10 купена лекарственная Ответы: 2.5.6.8.10
|
||||||||
Формируемые УУД |
Регулятивные: оценивают свою работу,качество выполнения |
||||||||
Этап5. Рефлексия деятельности(итог урока) |
|||||||||
Задачи |
Осознание учащихся своей учебной деятельности,самооценка результатов своей деятельности. Контроль или аттестация учебных достижений. |
||||||||
Длительность этапа |
5 мин |
||||||||
Деятельность учащихся |
Отвечают на вопросы. Самооценка результатов своей деятельности |
||||||||
Деятельность учителя |
Учитель предлагает ученикам ответить на вопросы: Что у меня сегодня лучше всего получилось? Чего я достиг? Что для меня было трудным? |
||||||||
Формируемые УУД |
Регулятивные:определяют уровень, качество усвоения изучаемого материала Личностные: понимают значение знаний для человека, развивают способность к самооценке |
||||||||
Домашнее задание |
Параграфы 52,53 -знать характерные особенности семейства Злаки и семейства Лилейные - знать основные термины |
||||||||
Деятельность учащихся |
Записывают задание в дневник. Оценивают свою работу на уроке |
||||||||
Деятельность учителя |
Подводит итог урока. Предлагает домашнее задание |