Технологическая карта урока биологии в 6 классе «Семейства класса Однодольные»

3
0
Материал опубликован 6 September 2018 в группе

Технологическая карта урока биологии 6 класс

Тема урока:«Семейства класса Однодольные».

Разработала: Кузнецова Наталья Николаевна, учитель биологии

ГОУ ЯО «Центр помощи детям»

Цель урока:изучить характерные особенности основных семейств класса Однодольные, их многообразие.

Задачи урока:

  • образовательные:познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейств луковые, лилейные, злаковые; сформировать представление о многообразии цветковых растений;

  • развивающие:развивать умения логически мыслить, анализировать, делать выводы; развивать познавательный интерес к предмету; развивать способность к рефлексии способов и условий действия, к контролю и оценке процесса и результатов своей деятельности;

  • воспитательные:воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, интегрироваться в пару со сверстником строить продуктивное взаимодействие, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; воспитывать ответственность и аккуратность.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Планируемые результаты:

предметные:

  • формирование представления о многообразии цветковых растений;

  • формирование умения определять семейства класса Однодольные;

  • объяснение роли семейств класса Однодольные в природе и жизни человека.

метапредметные:

  • познавательные: сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • коммуникативные: умение работать фронтально, индивидуально и в группе; осуществление самоконтроля и взаимоконтроля; проведение коррекции и оценки собственных действий и действий сверстников;

  • регулятивные: оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив.

личностные:

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений; эстетического отношения к живым объектам.

Основные понятия:Семейства класса Однодольные: луковые, лилейные, злаковые.

Методы обучения и методические приемы:словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация слайдов презентации).

Формы работы:фронтальная, индивидуальная

Ресурсы: ЦОР, УМК по биологии для 6 класса под редакцией В.В. Пасечника, компьютер.

Технологии:организации самостоятельной работы учащихся, технология развития критического мышления.

Предмет, класс, УМК

Биология, 6 класс, Пасечник В.В.

Тема урока

Семейства класса Однодольные

Тип урока

Открытия нового знания

Цель урока

Изучить характерные особенности основных семейств класса Однодольные, их многообразие

Планируемые результаты обучения

Предметные:

формирование представления о многообразии цветковых растений,формирование умения определять семейства класса Однодольные,объяснение роли семейств класса Однодольные в природе и жизни человека.

Метапредметные:

познавательные:сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

коммуникативные:умение работать индивидуально ; осуществление самоконтроля ; проведение коррекции и оценки собственных действий;

регулятивные:оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив.

Личностные:

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений; эстетического отношения к живым объектам.

 

Вид используемых на уроке средств обучения и оборудования

ЦОР, УМК по биологии для 6 класса под редакцией В.В. Пасечника, компьютер.

Этап1. Организационный. Самоопределение к деятельности

Задачи

1.Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности

2.Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность

Длительность этапа

1 мин

Деятельность учащихся

Готовятся к уроку, успокаиваются, настраиваются на работу, приветствуют учителя

Деятельность учителя

Организует класс, проверяет готовность учащихся к уроку, приветствует их

Формируемые УУД

Регулятивные: эмоциональный настрой на урок,умение организовать свою работу.

Личностные: сохранение мотивации к учебной деятельности

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем

Этап2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Задачи

Повторение изученного материала. Необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Длительность этапа

10 мин

Деятельность учащихся

1.Семейства класса Двудольные

2..Самостоятельно отвечают на вопросы на листочках

  1. +

  2. -

  3. +

  4. +

  5. +

  6. +

  7. -

  8. +

  9. +

  10. +

  11. +

3.Все органы бобовых богаты содержащими азот веществами, в частности белками. После отмирания растения почва обогащается азотом. К ним относят – клевер, люцерна, эспарцет, люпин и многие другие

4.Класс Однодольные

Тему записывают в тетради.

 

Деятельность учителя

 

 

 

 

 

1.Ребята, давайте вспомним, с какой темой вы знакомились на прошлом уроке?

2.С целью проверки усвоения вами материала прошлого урока проведем: биологический диктант на тему «Семейства класса Двудольные».

  1. Цветок семейства Крестоцветных имеет 1 пестик и 6 тычинок, из которых две короткие и четыре длинные.

  2. Все растения семейства Крестоцветные имеют соцветие головка.

  3. Плоды у растений семейства Крестоцветные – стручки и стручочки.

  4. Листья растений семейства Крестоцветные имеют сетчатое жилкование.

  5. Венчик цветка семейства Розоветных раздельнолепестный, состоит из пяти лепестков одинаковой формы.

6.Растения семейства Розоцветные – ветроопыляемые растения.

7.У некоторых видов семейства Розоцветные развиваются ползучие побеги.

8.Растения семейства Пасленовые имеют плод семянка.

9.Картофель и томат – овощные растения из семейства Пасленовые.

10.Цветок семейства Мотыльковые имеет один пестик и десять тычинок

11.Цветки у растений семейства Сложноцветные : трубчатые,воронковидные,язычковые.

12.Растения семейства Сложноцветные имеют стержневую корневую систему.

Инструкция:Если вы считаете, что утверждение верное, то поставьте +, а если неверное, то -.

На работу вам отводится 5 минут.

3.Учитель предлагает решить биологическую задачу:

Некоторые растения этого семейства выращивают на зеленое удобрение и закапывают. Они перегнивают, обогащая почву азотом. Почему это происходит? Назовите их. К какому семейству относятся эти растения?

4.Предлагает ответить на вопрос: Какой еще один класс Покрытосеменных растений вы знаете?

Об особенностях этого класса мы уже знаем. Сегодня же мы изучим два из более чем восьмидесяти семейств, входящих в состав класса Однодольные растения.

 

 

Формируемые УУД

Познавательные: умение структурировать ранее полученные знания о классах покрытосеменных растений, формулирование ответов в устной форме на вопросы учителя

Коммуникативные:умение слушать,выражать свое мнение, вести диалог

Личностные:проявить интерес к новому содержанию

Этап3. Открытие нового знания.

Задачи

Обеспечение восприятий, осмысления и первичного закрепления учащимися.

Длительность этапа

16 мин

Деятельность учащихся

Слушает учителя,работает с учебником, просматривает слайды, заполняет таблицу в тетрадь, работает с биологическими терминами в течении урока, находит определения в учебнике и записывает их в тетрадь

Основные признаки

Характеристика семейства Злаки

Общее количество видов

Жизненные формы

 

Стебель

 

Листья

 

Цветки

 

 

 

Соцветие

Плод

Значение в жизни людей

10000

преобладают травы, но есть кустарники и деревья

полый(соломина) с хорошо выраженными узлами

простые, длинные, с влагалищем, параллельное жилкование

мелкие, невзрачные с двумя цветочными чешуями, имеют три тычинки и один пестик с двумя мохнатыми рыльцами,формула цветка

О(2)+2Т3П1

метелка, початок,сложный колос, султан

сухой, зерновка

используются в пищу (рожь, кукуруза, пшеница, рис, просо, сорго, ячмень); корм для животных (тимофеевка, ежа, мятлик, овёс, ячмень и др.); сорняки (пырей ползучий, овсюг).

Заполняют точно такую же таблицу по семейству Лилейные

Основные признаки

Характеристика семейства Лилейные

Общее количество видов

Жизненные формы

Стебель

Листья

Цветки

Соцветия

Плод

Значение в жизни людей

 

Самостоятельно изучают §52 учебника, работают с иллюстрациями и раздаточным материалом, заполняют таблицу

Деятельность учителя

Объявляет тему урока,предлагает познакомиться со слайдами презентации, показ слайдов сопровождается объяснением материала. В процессе объяснения предлагает заполнить таблицу «Семейство злаки», « Семейство лилейные», а также поработать с новыми биологическими терминами, которые учащиеся могут найти на стр235 параграфа 53. Термины должны быть выписаны в тетрадь. Термины: злаки,соломина, колосковые чешуи, цветковые чешуи, пшеница твердая и мягкая, пшеница озимая и яровая. Учитель оценивает качество работы по заполнению таблицы.

Формируемые УУД

Познавательные: поиск и извлечение материала из слов учителя, формулирование ответов на вопросы учителя

Регулятивные: определять цели и задачи урока

Личностные: дополнение, расширение имеющихся знаний

 

Физкультминутка

Упражнение для глаз, чтобы снять утомление — 2 мин.

Этап4.Первичное закрепление. Самоанализ и самоконтроль

Задачи

Проговаривание и закрепление нового знания, выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся, провести коррекцию

Длительность этапа

10 мин

Деятельность учащихся

Выполняют самостоятельную работу по изученной теме урока

Задание№1. Среди перечисленных признаков выберите те, которые относятся к семейству Злаки

1 цветки неправильные

2 цветки мелкие, невзрачные

3 формула цветка *Ок(2)+2 Т3П1

4 цветки крупные,ароматные

5 опыление ветром или самоопыление

6 формула цветка ^ Ок(2)+2 Т3П1

7 опыляются насекомыми

8 плод зерновка

9 стебель соломина

10 характерно не ветвление, а кущение

Учащиеся выбирают правильные ответы, записывая к себе в тетрадь.

Ответы:1.2.5.6.8.9.10

Задание№2. Среди перечисленных растений выберите те, которые относятся к семейству Лилейные

1 пшеница яровая

2 лилия даурская

3 ковыль волосатик

4 тимофеевка луговая

5 гусиный лук

6 ландыш майский

7 рожь озимая

8 вороний глаз

9 сорго обыкновенное

10 купена лекарственная

Учащиеся выбирают правильные ответы, записывая к себе в тетрадь

Ответы: 2.5.6.8.10

Деятельность учителя

Предлагает учащимся сделать самостоятельную работу на закрепление изученного материала

Задание№1. Среди перечисленных признаков выберите те, которые относятся к семейству Злаки

1 цветки неправильные

2 цветки мелкие, невзрачные

3 формула цветка *Ок(2)+2 Т3П1

4 цветки крупные,ароматные

5 опыление ветром или самоопыление

6 формула цветка ^ Ок(2)+2 Т3П1

7 опыляются насекомыми

8 плод зерновка

9 стебель соломина

10 характерно не ветвление, а кущение

Ответы:1.2.5.6.8.9.10

Задание№2. Среди перечисленных растений выберите те, которые относятся к семейству Лилейные

1 пшеница яровая

2 лилия даурская

3 ковыль волосатик

4 тимофеевка луговая

5 гусиный лук

6 ландыш майский

7 рожь озимая

8 вороний глаз

9 сорго обыкновенное

10 купена лекарственная

Ответы: 2.5.6.8.10

 

Формируемые УУД

Регулятивные: оценивают свою работу,качество выполнения

Этап5. Рефлексия деятельности(итог урока)

Задачи

Осознание учащихся своей учебной деятельности,самооценка результатов своей деятельности. Контроль или аттестация учебных достижений.

Длительность этапа

5 мин

Деятельность учащихся

Отвечают на вопросы. Самооценка результатов своей деятельности

Деятельность учителя

Учитель предлагает ученикам ответить на вопросы:

Что у меня сегодня лучше всего получилось?

Чего я достиг?

Что для меня было трудным?

Формируемые УУД

Регулятивные:определяют уровень, качество усвоения изучаемого материала

Личностные: понимают значение знаний для человека, развивают способность к самооценке

Домашнее задание

Параграфы 52,53

-знать характерные особенности семейства Злаки и семейства Лилейные

- знать основные термины

Деятельность учащихся

Записывают задание в дневник. Оценивают свою работу на уроке

Деятельность учителя

Подводит итог урока. Предлагает домашнее задание

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации