Технологическая карта урока биологии в 8 классе «Терморегуляция организма. Закаливание»
ФИО учителя (полностью) | Пахтыбаева Лилия Федоровна | |
Место работы | ГАОУ БКШ им. В.И. Шкурного | |
Должность | учитель | |
Предмет | биология | |
Класс | 8 | |
Тема и номер урока в теме | Терморегуляция организма .Закаливание . 3 урок в теме | |
Тип урока | Комбинированный | |
Базовый учебник | Колесов Д.В. Биология. Человек 8.-М.: Дрофа 2017 |
Цели урока:
планируемые образовательные результаты:
личностные : формирование познавательньного интереса ,релизация теоретических знаний на практике и понимание ценности здорового образа жизни ,формирование ответственного отношения к учению ,формирование коммуникативной компетенции в общении а одноклассниками ,понимание значения обучения для повседневной жизни .
метапредметные : учащиеся должны уметь самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, участвовать в совместной деятельности , работать в соответствии с поставленной задачей ,осуществлять поиск и подбор информации в дополнительных источниках ,делать выводы ,оценивать свою работу и работу одноклассников .
Предметные : обучающиеся должны уметь объяснять механизм терморегуляции .
Методы обучения:
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: самостоятельная работа с учебником, работа в парах, индивидуальная и фронтальная работа, работа в группах , дифференцированная работа , игровой момент ,проблемные вопросы , решение биологических задач ,выступление с сообщениями ,подготовка и проведение уч-ся викторины ,предварительное проведение блиц-опроса .
Средства обучения: учебник, иллюстрации , ТСО ,таблицы ,речь учителя .
,
Этапы Уроков | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Организация начала занятия. | Отмечает отсутствующих, приветствует учащихся. | Выбирают эффективные способы организации рабочего места. | Учащиеся получают возможность научиться правильно организовать свое рабочее место. |
2. Проверка выполнения домашнего задания. Организация самопроверки учащимися вы полненного домашнего задания . | Учитель проводит биологический диктант – читает предложения, которые нужно закончить. Проводит фронтальный опрос класса. Предлагает 4 учащимся выполнить индивидуальные задания по карточкам. Индивидуальный устный опрос-3 уч-ся . | Учащиеся обмениваются листками с биологическим диктантом, проводят взаимопроверку и сдают работы учителю. Отвечают на поставленные вопросы, обсуждая ответы в парах. 4 учащихся работают с карточками в рабочих листах. | Осуществление взаимного контроля, умение слушать и вступать в диалог, умение точно выражать свои мысли, строить речевые высказывания. |
3. Подготовка к основному этапу занятия. | Среди хаоса букв найти названия 5 животных и исключить одно лишнее .Ответить на вопрос : “ На основании какого признака исключено данное животное ?” | Учащиеся обсуждают в парах ответ на вопрос и совместно с учителем формулируют цели урока. | Создание учебно - познавательной мотивации, умение сотрудничать с учителем и сверстниками, способность отвечать на вопросы и аргументировать свою позицию . |
4. Усвоение новых знаний и способов действий | 1 Рассказ учителя об источниках тепла , о температуре кожи на разных участках. 2 Учитель предлагает ответить на вопрос : “ При тяжелой физической работе в организме образуется тепла в несколько раз больше .Почему температура тела не меняется ?” Предлагает работу в группах : рассмотреть рис.85 и ответить на вопросы : 1ряд –последствия раздражения тепловых рецепторов кожи. 2 ряд –последствия раздражения холодовых рецепторов кожи. Нарушение терморегуляции . Определяет проблему –Почему одному человеку ,чтобы простудиться, достаточно ступить ногой на холодный пол , а другой может купаться зимой в проруби и прекрасно себя чувствовать ? На экране : П- П- П- Задание :назвать 3 принципа закаливания . Подводятся итоги предварительно проведенного блиц-опроса о состоянии здоровья учащихся. Обращает внимание на эпиграфы на экране :”.Если хочешь быть здоров-закаляйся ! и “Солнце ,воздух и вода –наши лучшие друзья . | Формулируют определение тепла и записывают его в тетрадь . Включаются в беседу в ходе рассказа учителя . Сообщение о “ золотом мальчике “ и об образовании тепла в организме человека . Предлагают варианты ответов и обобщают их . Вступают в беседу о терморегуляции и формулируют ее определение , которое записывают в тетрадь . Работают с рисунком ,отвечают на вопрос и заполняют таблицу “Регуляция теплоотдачи кровеносными сосудами “ Выполняют групповую работу : 1 вариант-подготовить ответ на вопрос о первой помощи при тепловом ударе. 2 ряд –подготовить ответ на вопрос о первой помощи при солнечном ударе . Вступают в дискуссию , в ходе которой формулируют определение закаливания , которое записывают в тетрадь . Обсуждают ответ на вопрос в парах и называют принципы закаливания. 2учащихся проводят викторину о способах закаливания . Сообщение о закаливании великих людей . Предлагают виды мероприятий по улучшению здоровья тем , кто находится в группе риска и у кого организм ослаблен . Делают выводы по теме урока . | Поиск и выделение необходимой информации, пользование учебником, поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, способность к мобилизации сил и энергии . Работа со всеми компонентами текста , формулирование выводов ,писк и отбор информации в дополнительных источниках . Работа в соответствии с поставленной задачей ,выделение главного , формирование целостного мировоззрения . Участие в совместной деятельности. Понимание ценности здорового образа жизни . Формирование значение обучения для повседневной жизни . |
5. Первичная проверка понимания знаний и способов действий. | Учитель предлагает обсудить выполненные задания в печатной тетради. | Учащиеся предлагают варианты ответов на задания, обсуждают и выдвигают свои точки зрения. | Умеют вступать в речевое общение, производят коррекцию ответов, умеют точно выражать свои мысли, обобщать. |
6. Закрепление знаний и способов действий. | Учитель предлагает учащимся 3 биологические задачи (работа в группах ) | Работа в группах . | Умение точно выражать свои мысли. Работать с учебником. Вступать в диалог, сотрудничать, вносить изменения и дополнять ответы. |
7. Обобщение и систематизация знаний. | Учитель проводит обобщающую беседу по теме урока, предлагает учащимся составить свои вопросы по изученной теме. | Учащиеся составляют вопросы и предлагают ответить на них своим соседям по парте. | Умение формулировать и задавать вопросы, обобщать собственные представления, оказывать поддержку друг другу, умение слушать. |
8. Контроль и самопроверка знаний. | Учитель раздает листочки с тестом и предлагает его выполнить. | Учащиеся выполняют тесты и проверяют свои ответы, сверяя их с ответами на экране. | Умение контролировать свои знания , результат с заданным эталоном. |
9. Подведение итогов занятия. | Учитель подводит итог, предлагает учащимся оценить свою работу на уроке, выставляет отметки. | Учащиеся анализируют свою деятельность и ее результаты. | Оценка своих достижений на уроке, адекватное восприятие оценки своей работы со стороны учителя и сверстников. |
10. Рефлексия. | Учитель задает вопросы: 1. Что нового узнали на уроке? 2. Что не понятно? Раздает разноцветные карточки и предлагает выбрать карточку того цвета который соответствует настроению урока. | Отвечают на вопросы и работают с цветными карточками. | Умение правильно давать оценку. |
11 Информация о домашнем задании. | Учитель объясняет домашнее задание: 1. Параграф 41 – прочитать и пересказать 2. Ответить на вопросы 1-8 в конце параграфа 3. Подготовить сообщения на тему: « Предупреждение почечных заболеваний “ 4 Составить кроссворд(по желанию ) | Записывают домашнее задание в дневнике. | Умение работать с дневниками. |
Приложение 1
Л | Я | Г | Ч | Е | Й |
К | Ш | У | Ц | Р | Е |
А | З | А | Я | В | В |
О | Б | А | Б | Ь | А |
Ч | К | А | М | У | Р |
Приложение 2 .
Блиц – опрос .
1. Как часто у вас в этом году была простуда ?
0 б –ни разу
1б -от 1 до 4 раз
3б – более 4 раз
2.Есть ли у вас хронические заболевания органов дыхания ?
0б- нет
1б – одно заболевание
2б –комплекс заболеваний
3. Бывают ли у вас дни общего недомогания ?
0б – крайне редко
1 б –часто
2 б –очень часто
балл –ваше здоровье в порядке
балла –вы в группе риска
баллов – ваш организм ослаблен
Приложение 3.
Викторина .
1 Назовите средства закаливания .
2 Приведите примеры местных закаливающих процедур .
3 Приведите примеры общих закаливающих процедур
4 Как возобновить закаливание ,если по какой –либо причине оно было прервано ?
5 .Какие закаливающие процедуры можно применять ,не выходя из комнаты ?
6 В каком возрасте можно начинать закаливание ?
7 Как умение одеваться может помочь в закаливании ?
8 Можно ли соревноваться в закаливании ?
Приложение 4.
Биологические задачи.
1.Действие алкоголя на организм вызывает расширение сосудов. Какой человек, трезвый или пьяный, быстрее замерзнет на морозе?
2.Развитие лихорадочного состояния часто сопровождается дрожью и ознобом (ощущение холода). Объясните это явление.
3.Человек в умеренном климате носит одежду соответственно погоде. Однако жители Средней Азии в самую большую жару ходят в теплых ватных халатах .Объясните это явление.
Приложение 5.
Фронтальный опрос .
Какие высказывания являются правдой, а какие –ложью и почему?
-Выдавливание прыщей поможет быстрее от них избавиться .
-Шоколад и жирная пища являются причиной появления прыщей .
-Стрессы могут привести к ухудшению состояния кожи.
-Только подростки страдают от прыщей.
-С прыщами невозможно бороться.
Приложение 6.
Тест.
Закаливанием называется:
А) Система мероприятий, приспосабливающих организм к смене температур
Б) Обтирание и обливание холодной водой
В) Прием воздушных ванн
Г) Прием солнечных ванн
2. Постоянная температура тела поддерживается за счет:
А) Теплообразования
Б) Теплоотдачи
В) Сбалансированности выработки и отдачи тепла телом
Г) Внешних температурных условий
3.Возбуждение тепловых рецепторов в жаркие дни приведет к рефлекторному:
А) Сужению сосудов
Б) Теплообразованию
В) Появлению” гусиной кожи”
Г) Расширению сосудов кожи и потоотделению
4. В первые дни длительность приема солнечных ванн не должна превышать:
А) 5-10 минут
Б) 10-15 минут
В) 15-20 минут
Г) 30 минут
5. Какая температура тела человека считается нормальной:
А) 35, 5
Б) 36, 6
В) 37
Г) 37, 6