Технологическая карта урока по биологии в 9 классе «Средообразующая деятельность организмов»

11
0
Материал опубликован 11 July 2017 в группе

Ссылка на файл: https://yadi.sk/d/JQ9O1YOj3KxEd4

 (В архиве содержится:Технологическая карта урока, презентация и тест к уроку.)

 

Тема: Средообразующая деятельность организмов

Цель: познакомить учащихся с различными формами воздействия живых организмов на среду обитания, показать значение средообразующей деятельности организмов в природе.

Задачи урока:

Образовательная: 1) углубить знания о формами воздействия живых организмов на среду обитания .

2) сформировать представление о значение средообразующей деятельности организмов в природе.

Воспитательная: Способствовать развитию интереса к многообразию воздействия живых организмов в природе.

Развивающая: 1) Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать образное мышление.

Тип урока: Изучение нового материала.

Формы организации учебной деятельности: синхронным уроком в форме вебинара

Методы обучения: Репродуктивный.

Приемы обучения: рассказ, беседа, работа с онлайн доска для организации групповой работы https://realtimeboard.com/app/board/o9J_k09CroI=/

Средства обучения: онлайн доска, презентация «Средообразующая деятельность организмов», тест «Средообразующая деятельность организмов».

Ход урока:

Организационный момент:  

Здравствуйте ребята, сегодня у нас необычный урок, он будет проведен в онлайн режиме.  

Прошу вас не покидать и не закрывать вебинар, для того, чтобы вы были в курсе того, что будет рассмотрено на уроке. Жду от вас активного участия в обсуждении и выполнении заданий по теме урока.

Цель сегодняшнего нашего занятия познакомиться с различными формами воздействия живых организмов на среду обитания и показать значение средообразующей деятельности организмов в природе. (слайд 2)

С планом работы на уроке вы уже ознакомились в анонсе к онлайн-уроку «Средообразующая деятельность организмов». (слайд 3)

 

Наш план работы:

  • Выполнение индивидуального задания
  • Изучение нового материала
  • Групповая работа
  • Обсуждение
  • Рефлексия

 Актуализация знаний.

 Прочтите внимательно задание и ответьте на него в чате, написав ответ в виде последовательности чисел, без пробелов. (слайд 4)

 Задание: Выберите предложения, которые отражают, какие условия среды, и приспособления организмов относятся к наземно-воздушной среде обитания.

Наземно-воздушная             

1. Органы дыхания жабры

 

2. Хорошо развиты органы чувств обоняние и слух

 

3. Органы передвижения редуцированы

 

4. Есть приспособления к сезонным изменениям

 

5. Обтекаемая форма тела

 

6. В среде мало кислорода и отсутствует свет

 

7. Среда плотная, подвижная, обладает высокой теплоемкостью

 

8. В среде много света, кислорода, давление невысокое

 

9. Среда характеризуется постоянством условий

 

10. У организмов есть много различных форм поведения

Ответ:

4810.

Каждый ученик пишет в чате свой вариант ответа. Учитель анализирует ответы обучающихся.  Объясняет, какие ошибки были допущены, говорит, кто из ребят выполнил верно, и даёт правильный ответ.

 

Изучение нового материала (презентация)

Учитель переходит к объяснению нового материала, транслируя презентацию.

Живые организмы не только используют влияние со стороны окружающей их среды, но и сами активно влияют среду своего обитания.

Средообразующая деятельность организмов:

·         Механическое воздействие почвенные животные перемешивают почву, корни растений ее рыхлят и скрепляют.

·         Фильтрация воды моллюски, ракообразные, рыбы при питании и дыхании фильтруют воду, очищая ее.

·         Формирование состава атмосферы растения благодаря фотосинтезу поддерживают газовый баланс Земли.

·         Создание микроклимата растения, регулируя водный обмен и смягчая колебания температуры, создают более мягкие условия для жизни живых организмов.

·         Участие в круговороте веществ организмы перемещают многие химические элементы в своих телах.

·         Улучшение плодородия почв -  организмы в почве перерабатывают мертвую органику до неорганических веществ.

Гумус легкое пористое вещество бурого или коричневого цвета, содержащее основные элементы питания растения.

Учитель задает вопросы по пройденной теме, выбор ученика определяется учителем.

-        Какое воздействие оказывают почвенные животные?

-        Какое значение оказывают моллюски на  водную среду обитания?

-        Благодаря какому процессу поддерживается газовый баланс Земли?

-        Каким образом растения создают микроклимат?

-        Каким образом микроорганизмы участвуют в круговороте веществ?

-        Что называется гумусом?

Обучающиеся  отвечают, дополняют друг друга в форме  аудио конференции.  У тех учащихся, у которых возникнет проблема с микрофоном, то могут написать ответ в чате.

 

Закрепление материала. Групповая работа.

 

Учитель называет, для каждого учащегося номер его групп (копию списка учащихся с номером группы размещает в чате), объясняет суть задания.

Задание: на примере (биогеоценоза водоема- для 1 группы, биогеоценоза широколиственного леса – для 2 группы, биогеоценоза степи – для 3 группы) привести не менее 10 примеров воздействия организмов на окружающую среду. Перейдя по ссылке, вы попадете на страницу, где для каждой группы представлен своё поле, для выполнения задания. На выполнение задания отводится 5 минут.

Оценивание:

«5» - приведено 10 и более верных примеров.

«4» - приведено 7-9  верных примеров.

«3» - приведено 5-6 верных примеров.

«2» - приведено менее 5 верных примеров. (слайд 18)

Обучающиеся внимательно слушают суть задания и запоминают номер своей группы.

 

Учитель просит перейти по ссылке обучающихся (ссылку размещает в чате https://realtimeboard.com/app/board/o9J_k09CroI=/ , где они должны выполнить задания в группе.

Обучающиеся выполняют задание.

 Учитель анализирует верно ли выполнено задание, объясняет, какие ошибки были допущены какой командой (если наблюдаются ошибки), оценивает работу каждой команды.

Рефлексия

Выскажите свое мнение в чате о нашем уроке. Что было для вас сложно? Что понравилось? Что ещё хотели бы узнать по теме урока? (слайд 19)

 Обучающиеся высказывают своё мнение.

Учитель резюмирует ответы учащихся.

 

Домашнее задание

Учитель задает домашнее задание

-        В курсе выполнить тест «Средообразующая деятельность организмов».

-        Написать эссе на тему «Что могло бы произойти  с биосферой, если бы в один миг исчезли все живые организмы»  (слайд 20)

- Всем спасибо за внимание.

 Обучающиеся покидают страницу вебинара.

 

Источники информации:

 1.    https://infourok.ru/prezentaciya-po-biologii-klasssredoobrazuyuschaya-deyatelnost-organizmov-i-obmen-veschestv-972898.html -  слайды для презентации,
2.   
https://kopilkaurokov.ru/biologiya/uroki/sriedoobrazuiushchaia_dieiatiel_nost_organizmov - задания,
3.   
http://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-po-biologii-sredoobrazujuschaja-dejatelnost-organizmov - вопросы викторины для теста.

4. Каменский А. А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. 9 класс // ДРОФА


Презентация к уроку
PDF / 615.66 Кб

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации