Технологическая карта урока «Совместная жизнь организмов в природном сообществе» (Биология, 6 класс)
Технологическая карта урока
Предмет: биология
Уровень образования: основное общее образование
Класс: 6
Автор УМК: И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, В. С. Кучменко «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», М. «Вентана-Граф», 2016
Тема: Совместная жизнь организмов в природном сообществе
Тип урока: открытие новых знаний
Время проведения: 4 четверть
Цель урока: сформировать знания о ярусном строение природного сообщества, приспособленности растений для совместного проживания в биогеоценозе .(природном сообществе)
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание научного мировоззрения; формирование биологической картины мира и биоэтических взглядов
Предметные: формирование знаний о ярусном строении природных сообществ, о значении совместного обитания различных видов живых организмов в эволюции, живой природы; формирование умения применять знания о растениях и иных живых организмах для объяснения структуры и свойств природного сообщества.
Метапредметные:
познавательные УУД: умение структуировать знания; анализ, синтез, выбор оснований для сравнения, постановка и формулирование проблемного вопроса; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; выбор эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение структуировать знания, оценка процесса и результатов деятельности
регулятивные УУД: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, прогнозирование; постановка и формулирование цели и темы урока; целепологание как постановка учебной задачи; планирование, оценивание качества и уровня усвоения, коррекция, прогнозирование усвоенных результатов
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли; управление поведением партнера
личностные УУД: действие смыслообразования
Межпредметные связи: экология, география
Ресурсы: 1) учебник И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, В. С. Кучменко «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», М. «Вентана-Граф», 2016
2) мультимедийная презентация
3) раздаточный материал для групп
Логическая основа урока:
1) Новое знание: приспособленность живых организмов к совместной жизни в природном сообществе
2) Задание на пробное действие: В известной русской народной сказке “Теремок” в одном доме поселились:
лягушка, мышка, ежик, лиса и заяц и волк. Могут ли действительно все эти животные находиться в одном “теремке”. Что их может связывать?
3) Фиксация затруднения: - Все ли смогли ответить на этот вопрос ?
4) Фиксация причины затруднения: - Почему не удалось ответить на этот вопрос?
5) Цель деятельности: формировать умения выявлять признаки приспособленности живых организмов к совместному существованию в природном сообществе
6) Фиксация нового знания (эталон): решение тестов на соответствие
Этап урока |
Содержание учебного материала. Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формирование УУД |
||||||
Мотивация к учебной деятельности |
а) Вступление – приветствие. – Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Прошу вас присесть. Нам предстоит очень необычная работа. Для этого мне понадобиться ваша помощь. Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак (открытые ладошки). Ответьте мне, пожалуйста, этим же знаком те, кто хочет начать работу со мной? (ладошки). |
Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. |
Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
||||||
Актуализация и пробное учебное действие |
Чтобы узнать, о чём пойдёт речь на протяжении сегодняшнего урока, какое понятие мы будем расширять и углублять, я предлагаю выполнить задание в конвертах, у каждого ряда свой. (Опишите по фотографиям представленные объекты (Пресноводный водоём, луг, лес). По своим наблюдениям расскажи, какие растения, животные, грибы встречаются на территории этих объектов) Какие живописные уголки природы у вас получились. Как по-другому можно назвать это единство разнообразных организмов и условий абиотической среды? (Природным сообществом или биогеоценозом) Сегодня, мы продолжим разговаривать о природном сообществе. Но сначала давайте вспомним, что вам уже известно о природных сообществах? индивидуальная работа у доски С помощью условных символов составьте схему структуры природного сообщества Р-растения (создают органические в-ва) Ж -животные(поедают органические в-ва) Г-грибы и Б-бактерии (разрушают и перерабатывают органические в-ва) + условия неживой природы (свет , температура , влажность , почва) Фронтальная работа Дайте определение природного сообщества или биогеоценоза. Расшифруйте понятие «биоценоз», «биотоп» Что мы понимаем под средой обитания?(Ответ: часть природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует). Как называются определенные условия среды обитания, которые оказывают специфические воздействия на живые организмы?(Ответ:факторы среды) Дайте определение приспособленности (Ответ: адаптация, система признаков, с помощью которых достигается соответствие между организмом и его образом жизни). Приведите сообществ. На какие две группы можно поделить природные сообщества? (естественные, искусственные) -Спасибо, присаживаемся. Проверка индивидуальной работы Пробное учебное действие В известной русской народной сказке “Теремок” в одном доме поселились: лягушка, мышка, ежик, лиса и заяц и волк. Могут ли действительно все эти животные находиться в одном “теремке”. Что их может связывать? |
готовят рассказ, используя выбранную иллюстрацию. Пытается найти взаимосвязи Выполнение задания у доски Прослушивание ответов, внесение уточнений, своих предложений. . Пытаются ответить на вопрос |
Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ. Познавательные: логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Коммуникативные: управление поведением партнёра; контроль, коррекция, оценка действий партнёра. Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания Коммуникативные: управление поведением партнёра; контроль, коррекция, оценка действий партнёра. Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание Коммуникативные :умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. |
||||||
Выявление места и причины затруднения |
- Все живые организмы могут быть связаны друг с другом, если живут на единой территории и в определённых условиях среды. Эта территория может быть очень маленькой по площади. Например, наш аквариум. Чуть больше - луг, река. - Как бы назвали свойство живых организмов жить сообща на одной территории в определенных условиях? (Ответ: приспособленность, сожительство, совместная жизнь) А что вам известно о приспособленности растений и других организмов к совместной жизни? - |
Осознание необходимости и возможности дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию, обдумывают, способ её получения |
Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные: прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением). |
||||||
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения |
- Об этом и пойдёт речь сегодня на уроке. Откройте тетрадь и запишите тему урока. Тема: Совместная жизнь организмов в природном сообществе. Любое дело будет успешным, если есть цель. Какую цель поставим перед собой? Цель: Познакомиться с жизнью организмов в природном сообществе. Задачи урока: выяснить: Строение природного сообщества. Условия обитания в природном сообществе. И решить проблему: Почему в природном сообществе удается на сравнительно маленькой территории разместиться большому количеству живых организмов и не мешать друг другу Отгадав загадку- вы узнаете на примере какого природного сообщества будем изучать совместную жизнь организмов. Весной веселит , Летом охладит, Грибами, ягодами одаривает, Осенью умирает, Весной опять оживает.(лес) Я приглашаю вас в лес. Закройте глаза и представьте на минутку, что вы находитесь в хорошо знакомом, близком, любимом нашем Малиновском лесе. Постарайтесь услышать его шорохи и звуки, представьте его краски и оттенки, вспомните запахи его. Какие живые организмы определяют строение лесного природного сообщества? (Деревья леса) Какие жизненные формы растений мы можем встретить в нашем лесу? (Деревья, кустарники, травы) Составьте таблицу жизненных форм растений. И постепенно ее заполняйте примерами той или иной жизненной формы.
Дайте определения каждой жизненной форме растений. Я называю жизненную форму, а вы продолжаете. Деревья – это…(Многолетние растения с одним крупным деревянистым стеблем. Дуб, ольха, липа, осина, ива, вяз, тополь) Приведите примеры деревьев, растущих в нашем пойменном лесу и занесите в табл. Кустарники- это… (Многолетние растения с несколькими деревянистыми стеблями. Ежевика, бересклет, терн, крушина, жимолость) Трава – это… (Однолетние или многолетние жизненные формы растений с одним или несколькими неодревесневшими стеблями. Ландыш, купена, орляк, хохлатка, чистяк, пролеска сибирская, крапива) Лес-дом для растений и животных, как для нас наши квартиры. И этот дом, как дома в городах - многоэтажный. Только в лесу эти этажи называются Ярусами. |
Согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства алгоритмы, модели и т.д. Отвечают на вопросы, приводят примеры, заполняют таблицу . . . |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера |
||||||
Реализация построечного проекта. |
Выяснение значения слова «Ярусы» используя имеющиеся информационные источники (учебник, энциклопедический словарь, большой справочник школьника), выяснике значение слова «ярусы» – это горизонтальные слои, имеющие определенную жизненную форму. Вывод: Определения у всех групп почти одинаковые, следовательно, все источники информации дают знания! Изучать новый материал будем работая в группах. Задание для группы №1 Рассмотрите рис. 142 учебника. Поясните, какие растения размещаются в разных надземных ярусах лесного биогеоценоза Маршрутный лист №1 1-Рассмотрите рис.142 на стр.165 учебника 2-Пользуясь статьёй «Строение природного сообщества» и карточкой «Ярусность», разместите - деревья, кустарники, травы по ярусам в лесном биогеоценозе, создайте аппликацию. 3-Представьте свою работу Задание для группы №2 Прочитайте статью учебника «Условия обитания в природном сообществе». Определите какие условия обитания складываются для растений надземного яруса (составьте рассказ). Маршрутный лист №2 1-Условия верхнего яруса 2-Условия в более низких ярусах. 3-Условия у самой поверхности почвы. 4- Назовите способы опыления этих растений и как у них происходит распространение плодов и семян. Задание для группы №3 В лесном биогеоценозе обитает много птиц, зверей, грибов, следовательно, можно предположить, что они связаны с растениями. Используя задания маршрутного листа №3, проверьте эту гипотезу. Маршрутный лист №3 1-охарактеризуйте признаки приспособленности к совместной жизни в лесу у растений, птиц и насекомых. 2-назовите признаки приспособленности к совместной жизни в биогеоценозе у грибов и растений. Приведите примеры (микориза, лишайники, паразитизм). У вас на столах задания и маршруты. Преступайте к выполнению. Время работы 5 минут.
|
Работа с различными источниками информации Оглашение определений. Работа с информационным источникам по маршрутном листам. Работа с информационным источникам по маршрутном листам. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера |
||||||
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи |
Заслушаем отчеты групп. Первая группа –вам слово. Ярусное расположение растений в лесу… Вторая группа- слушаем ваш рассказ об условиях обитания в надземном ярусе Третья группа- подтвердите или опровергните гипотезу Ответьте мне на проблемный вопрос: так почему же в природном сообществе удается на сравнительно малой территории разместиться большому количеству видов растений , животных, грибов, бактерий и не мешать друг другу? Ребята, мы расширили понятие Природного сообщества (комплекс живых организмов и приспособленность к совместному проживанию) |
Представление результатов своей работы Учащиеся отвечают на вопрос |
Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. |
||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Используя эталон, выполните тестирование (см. приложение)
Фронтальный опрос -Назовите приспособленность у растений для совместного проживания в природном сообществе (ярусность, развитие в разные сроки, разные цветения, различные типы взаимоотношения) -Какие признаки приспособленности к совместной жизни в биогеоценозе можно наблюдать у растений и птиц? (У раст: форма цветка, сооцветия привлекающие птиц, аромат, нектар; у птиц: форма и размеры тела, строение клюва, специалные органы и др. -Какие признаки приспособленности к совместной жизни в биогеоценозе можно наблюдать у растений и грибов? (Грибы обычно вступают в роли симбионтов (сожителей), образуя грибокорень, или микоризу -(сожительство мицелия гриба с корнями растения). Это приспособленность к совместной жизни в биогеоценозе гриба и растения) |
Письменно выполняют тестирование Устно отвечают на вопросы |
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка - оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
||||||
Включение в систему знаний и повторение. |
Ребята, где мы можем применить знания приспособленности у растений для совместного проживания ? (в искусственных природных сообществах- поле, сад, парк, пришкольный участок) Я позаимствовала из географии слово ландшафт – природный комплекс в котором все основные компоненты находятся в сложном взаимодействии, образуя однородную по условиям развития единую систему. Составила словосочетание ландшафтный дизайн – - это искусство, комплекс специальных мероприятий и решений по благоустройству территории, направленный на изменение внешнего вида территории путем активного использования природных компонентов. Ландшафтный дизайн способен сделать ваш сад уютным, красивым, а главное - оригинальным и неповторимым. В настоящее время популярной становится новая профессия- ландшафтный дизайнер.Двум учащимся вашего класса было дано дополнительное задание. И сейчас они выступят в роли ландшафтных дизайнеров. Они подготовили мини-проект и по созданию альпийской горки для нашего прикольного участка. |
Выступление учащихся с мини проектом (приложение) |
Регулятивные: прогнозирование Коммуникативные: умение выражать свои мысли |
||||||
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). |
- Достигнуты ли цель и задачи урока? «Одним словом». Закончите одним словом: Сегодняшний урок – это… Сегодня на уроке я … «Релаксация». Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия. Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе. |
Анализируют выполнение цели и задач урока. Отвечают по предложенному образцу, оценивают свою работу на уроке |
Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |
||||||
Информация о домашнем задании |
Домашнее задание- параграф 31,создать альпийскую горку с периодом цветения растений апрель-сентябрь. Оценивание учащихся |
Записывают домашнее задание в дневник Выставляют отметки в дневник |
Приложение
Тест по теме «Природные сообщества»
1. Группа связанных между собой организмов, которые обитают на одной территории, влияют друг на друга и на окружающую среду, называется -
а) природой
б) миром
в) природным сообществом
2. Выдели природные сообщества. Красным карандашом обведи то сообщество, которое является искусственным природным сообществом.
а) поляна б) луг в)опушка
г) водоем д) поле е) лес
ж) сад з) огород
3.Почему луг является природным сообществом? Обведи нужную букву.
а) на лугу растения растут друг с другом;
б) животные распространяют плоды и семена растений;
в) жизнь растений животных луга тесно связана, они живут сообща.
4. Распредели животных по группам.
луг |
лес |
водоем |
поле |
Бабочки, шмели, медведи, мыши, перепела, суслик, дятлы белки, бобры, жуки – навозники, жабы, утка-кряква
5. В лесу растения образуют ярусы… (обведи правильный ответ)
а) верхний – мхи и лишайники, средний – деревья, нижний – деревья;
б) верхний – деревья, средний – травянистые растения, нижний - кустарники;
в) верхний–деревья, средний–кустарники, нижний – травы, мхи и лишайники