Технологическая карта урока французского языка в 10 классе по теме «Стереотипы о Франции и французах»
Технологическая карта урока французского языка в 10 классе
Учитель: Русина Вероника Андреевна
I квалификационная категория
ГБОУ СОШ № 263 с углубленным изучением английского языка
УМК: Objectif. Méthode de français.
Григорьева Е. Я. Французский язык: учеб. фр.яз. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Е. Я. Григорьева, Е. Ю. Горбачева, М. Р. Лисенко. – М.: Просвещение, 2011.
Тема урока: Les clichés sur la vie en France : les croire ou pas ? (раздел «Страноведение Франции»)
Тип урока: урок закрепления и обобщения полученных знаний.
Цель урока |
Совершенствование и закрепление умений в устной речи по теме; Развитие коммуникативной компетенции учащихся. |
Задачи |
Образовательные: 1. Обеспечить усвоение и закрепление страноведческого материала по теме. 2. Актуализировать знания по теме. 3. Проконтролировать навыки работы с незнакомым текстом, выделения необходимой информации. 4. Развивать навыки аудирования, умения понимать на слух запрашиваемую информацию. 5. Совершенствовать навыки устной речи по теме. 6. Создать условия для отработки навыков анализа. Развивающие: 1. Создавать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности. 2. Создавать условия для развития памяти, внимания, воображения, мышления, аналитических способностей (умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы). 3. Содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности. 4. Развивать умение переносить сформированные навыки в новую ситуацию. Воспитательные: 1. Воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения при работе в группах. 2. Формировать толерантное отношение к представителям франкоговорящих стран, к их культуре; формировать понимание культуры страны изучаемого языка через ее познание и сравнение с родной культурой. 3. Формировать потребность пользоваться французским языком как средством общения. 4. Расширять кругозор учащихся. |
Методы и технологии, используемые на уроке |
Технология критического мышления |
Планируемые результаты |
Употреблять в устной речи лексические единицы и речевые структуры по теме урока. Строить самостоятельные устные высказывания с опорой на схему и/ или ключевые слова. Уметь применять полученные навыки в новой ситуации. Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи. Ответственно относиться к обучению, быть готовым к саморазвитию и самообразованию. Развивать устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к обучению. Уметь слушать собеседника, формировать коммуникативную компетенцию в общении и сотрудничестве с учителем и со сверстниками. Адекватно оценивать свои возможности достижения поставленной цели. |
Основные понятия |
Лексические единицы, связанные со стереотипами о Франции и жизни французов. |
Организация пространства |
Виды работы: Фронтальная, индивидуальная, работа в парах. |
Оснащение урока |
УМК, словари, классная доска, экран, проектор, ноутбук, компьютерная презентация, раздаточные материалы. |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся (Познавательная, коммуникативная, регулятивная) |
|
Осуществляемые действия |
Формируемые УУД |
||
Организационный момент Цель: установление эмоционального контакта и создание положительного настроя на предстоящую работу |
Приветствует учащихся: « Bonjour, mes amis ! Je suis heureuse de vous voir ! » Спрашивает учащихся о делах: « Comment ça va aujourd’hui ? » Спрашивает дату: « Quelle date sommes-nous aujourd’hui ? Quel jour de la semaine ? » |
Приветствуют учителя: « Bonjour, Madame ! » Реагируют на вопрос, отвечая: « Ça va/ ça va bien /très bien … merci ». Отвечают на вопрос: « Aujourd’hui nous sommes … (le dix décembre, jeudi) ». |
Коммуникативные: речевое взаимодействие на уровне фраз, с соблюдением норм речевого этикета. Регулятивные: психологическая готовность к переходу от отдыха к учебной деятельности. |
Стадия «Вызов» Речевая зарядка Цель: создание настроя на предстоящую работу, подготовка к целеполаганию |
Brain-storming Задает множество вопросов на ассоциации, связанные с реалиями жизни во Франции (см. Приложение 1). Представляет (в виде таблицы) результаты опроса других учеников школы (по тем же вопросам). |
Высказывают свои идеи (ассоциации), которые возникли при упоминании французских реалий. |
Коммуникативные: умение слушать собеседника и себя, умение выразить вои мысли в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний (выполнение логической цепи рассуждений). Регулятивные: оценка правильности выполнения действий. |
Стадия «Вызов» Мотивационный этап – постановка целей и задач Цель – включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне |
Организует просмотр видео « Cliché »: https://www.youtube.com/watch?v=qpAt-ayf7yE Дает задание - зафиксировать как можно больше стереотипов (ключевых понятий) о Франции и французах, упомянутых в ролике. Просит учащихся прочитать свои заметки (см. Приложение 2). Подводит учащихся к формулированию цели урока: « Qu’en pense-vous : quel est notre sujet de discussion aujourd’hui ? » Цитата к уроку: « En même temps, les stéréotypes ont la vie dure – et surtout, leur part de lucidité. » (D’après Jean-Philippe Blondel, écrivain et professeur français.) |
Просматривают видео (с субтитрами), параллельно фиксируют идеи (слова, выражения). Зачитывают слова (выражения, имена), записанные при просмотре. Делятся своими идеями. Составляют общий перечень стереотипов. Высказывают предположение о теме урока, о цели, вопросах, на которые будут искать ответ. |
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование проблемы, поиск и выделение информации, выбор наиболее эффективного способа решения задач, выдвижение гипотезы. Коммуникативные: речевое взаимодействие с учителем, осуществляемое во фронтальном режиме; участие в коллективном обсуждении проблемы; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей. Регулятивные: умение планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, выделение и осознание того, что предстоит усвоить, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. |
Стадия «Осмысление» Систематизация прежних знаний и сопоставление их с новой информацией. Цель: систематизация прежних ЗУН, готовность к мышлению, осознание потребности к обобщению полученных знаний. |
Предлагает разделить основные пункты выработанного перечня стереотипов пополам, на две команды. (см. Приложение 3) Предлагает каждой команде поработать с несколькими пунктами, пользуясь дополнительными материалами (см. Приложение 4), предварительно распределив обязанности: прочитать небольшое сообщение, содержащее справочную информацию, выделить основные детали, подтвердить или развенчать стереотип, нарисовать иллюстрацию. « Je vous propose de partager la liste des clichés principaux et de les étudier en groupes. Pour cela, vous pouvez lire des articles supplémentaires, apprendre des détails et les souligner, et ensuite, déclarer vos résultats à tout le monde. Ainsi, on peut confirmer ou casser tel ou tel stéréotype sur la France et les Français. En plus, je voudrais que vous dessiniez une image à la manière des panneaux routiers – panneaux de permission (si c’est vrai) ou d’interdiction (si c’est faux). |
Работают в командах. Изучают дополнительные материалы (чтение с извлечением необходимой информации), обсуждают полученные сведения в команде. Составляют ответы на вопросы. Оформляют свои идеи в виде рисунков (схематично). |
Познавательные: актуализация и систематизация знаний, усвоенных ранее; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепи рассуждений, анализ и синтез. Коммуникативные: восприятие информации зрительно и на слух, воспроизведение на уровне небольшого высказывания, владение устными формами речи в соответствии с условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества, поиск и оценка альтернативных способов решения задачи, принятие решения и его реализация. Регулятивные: умение слушать и воспроизводить информацию в соответствии с целевой установкой; внесение необходимых дополнений в план и способ действия при необходимости; умение принимать и сохранять учебную задачу. |
Стадия «размышление» («рефлексия»). Закрепление новых знаний, перестраивание собственных первичных представлений, включение новых понятий. Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. |
После изучения дополнительных материалов, предлагает ученикам объяснить результаты изысканий в команде, затем представить их классу в виде устного заключения и в виде рисунков (наподобие дорожных знаков – разрешающих и запрещающих) – прикрепить рисунок к доске, отнести его к категории «правда» или «вымысел». Задает вопросы, организует коллективное подведение итогов: Et maintenant, dites si tous les clichés (les stéréotypes) sont vrais ? sont faux ? Lesquels des stéréotypes sont vrais ? Révisez-les. Êtes-vous surpris ? Lesquels des stéréotypes sont faux ? En êtes-vous déçus ? |
Представляют классу соответствующие стереотипы: подтверждают их правдивость или развенчивают их. Прикрепляют свои рисунки к доске (в соответствующую категорию): правда / вымысел. Отвечают на вопросы. Обобщают полученные сведения. Повторяют свои идеи и результаты изыскания. Высказывают свое отношение к результатам. |
Познавательные: достижение поставленной цели за счет памяти, мышления; анализ, сопоставление информации; структурирование знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности, доказательство как результат логической цепи рассуждений. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы; умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; умение принять решение; оценка действий партнера; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка. Регулятивные: активизация мыслительных процессов, контроль правильности сопоставления информации, корректировка; оценивание качества и уровня усвоения. |
Постановка домашнего задания, инструктаж по его выполнению, заключительный этап. Цель: дальнейшее самостоятельное применение полученных знаний |
Объясняет домашнее задание. Et voilà votre devoir à domicile (ce sont deux questions auxquelles vous devez répondre par écrit) : Y a-t-il des stéréotypes sur la vie en Russie parmi les étrangers ? Lesquels ? Faites la liste (au moins cinq points). Pourquoi est-ce qu’il existe tant de clichés ? Comment et pourquoi est-ce qu’ils apparaissent ? Называет отметки за урок наиболее активным учащимся. Прощается с учащимися. « C’est fini pour aujourd’hui. Vous avez très bien travaillé, surtout, … (les noms). Ils vont avoir « Très bien » pour la leçon. Je vous remercie de votre attention, de votre travail excellent. Au revoir, mes amis ! » |
Записывают домашнее задание в дневники, выслушивают инструкцию по его выполнению. Задают уточняющие вопросы (при необходимости). Прощаются с учителем. « Au revoir, Madame ! » |
Познавательные: определение области применения полученных знаний; поиск необходимой информации для выполнения учебного задания, анализ результатов собственной деятельности, умение определять пробелы в полученных знаниях, на их основе формулировать дальнейшие цели. Коммуникативные: умение слушать других, самостоятельная постановка и выполнение коммуникативной задачи. Регулятивные: умение сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль и самооценку, планирование реализации задачи. |