Технологическая карта урока физики и информатики «Генерирование электрического тока. Трансформатор» (11 класс)

1
0
Материал опубликован 13 February 2019

Технологическая карта урока

ФИО (полностью)

Баженова Ольга Александровна

Место работы

Смирновская СОШ филиал МАОУ Новоселезневская СОШ

Должность

Учитель физики, информатики

Предмет

Физика, информатика

Класс

11

Тема и номер урока в теме

Генерирование электрического тока. Трансформатор Урок №17

Базовый учебник

Учебник по физике «11 класс» Г.Я.Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский . Просвещение: Москва, 2006 г

 

Тема: Генерация электрического тока. Трансформатор. Передача электроэнергии на расстояние.

Часов на изучение темы: 2

Тип урока :изучение нового материала

В теме: первый урок

Цель урока:

изучение использования электроэнергии, начиная с процесса её генерирования

Задачи урока:

Образовательные

продолжение развития УУД через изучение темы; создать условия для формирования знаний учащихся о физических основах производства, передачи и использования электрической энергии; учащиеся должны знать основной способ производства электроэнергии, виды электростанций, принципы трансформации тока на пути от производителя к потребителю; учащиеся должны уметь объяснять схему передачи электроэнергии

Развивающие

создать условия для развития: коммуникативных, толерантных качеств учащихся, операции логического мышления (анализ, синтез, сравнение) при изучении данной темы. Показать связь науки с техникой. Развитие аналитических навыков, при составлении презентации и выступления, развивать зрительное и слуховое внимание учащихся;

Воспитательные

совершенствовать коммуникативные умения учащихся;

способствовать осознанию учащимися необходимости осваивать и понимать методы научного познания мира и практического применения полученных знаний.

Новые термины и понятия:

Генератор, трансформатор, ТЭЦ, ГЭС, АЭС, ГРЭС

Планируемый результат:

УУД

Личностные: знают что такое генерация электрического тока, устройство генератора, устройство и принцип действия трансформатора, виды электростанций, оценивают воздействие электростанций на экологию, знают альтернативные источники энергии, знают энергетические предприятия региона.

Познавательные: выбирают и формулируют познавательную цель, осуществляют поиск информации в сети интернет, составляют план выступления.

Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия в соответствии с ней

Коммуникативные: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Информатика, экология

Индивидуальная,

Фронтальная,

Парная

- Учебник,

- компьютер;

мультимедиа-проектор, экран;

мультимедиа-презентация;

карточки с заданием для каждой группы;

- оборудование демонстрационное: модель трансформатора

карточки для рефлексии (оранжевая, синяя, зелёная)

,

 

Этап урока

Время

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Оценка результата деятельности ученика

прим

Организационный

3 мин

Включение учащихся в учебную деятельность

Практически вся жизнь человека в быту связана с электричеством. А что будет, если его не станет?

Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей?

А. Мицкевич

А, действительно, как бы жила планета? Ведь было время, когда люди жили без света. Трудно жили.

За время существования нашей цивилизации много раз происходила смена традиционных источников энергии на новые, более совершенные. И не потому, что старый источник был исчерпан. Солнце светило и обогревало человека всегда: и тем не менее однажды люди приручили огонь, начали жечь древесину. Затем древесина уступила место каменному углю. Затем уголь уступил лидерство на энергетическом рынке нефти. Благодаря открытию явления электромагнитной индукции, стало возможным получение электроэнергии с помощью генераторов.

Как вы думаете, какой теме будет посвящен сегодняшний урок?

Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание

Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок

Познавательные: ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока»

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Готовы к сотрудничеству, внимательны, собраны

Слайд 1

Целепалогание

6 мин

Самостоятельная постановка целей урока

Электрическая энергия обладает неоспоримыми преимуществами перед всеми другими видами энергии. Ее можно передавать по проводам на огромные расстояния со сравнительно малыми потерями и удобно распределять между потребителями. Главное же в том, что эту энергию с помощью достаточно простых устройств легко превратить в любые другие формы: механическую, внутреннюю (нагревание тел), энергию света и т. д.

Переменный ток в отличие от постоянного имеет то преимущество, что напряжение и силу тока можно в очень широких пределах преобразовывать (трансформировать) почти без потерь энергии. Такие преобразования необходимы во многих электро- и радиотехнических устройствах. Но особенно необходима трансформация напряжения и тока при передаче электроэнергии на большие расстояния. Какие цели на уроке для себя мы поставим?

Изучить физические основы производства, передачи и использования электрической энергии.

Выяснить, какие существуют виды электростанций, принципы трансформации тока на пути от производителя к потребителю.

Изучить и объяснить схему передачи электроэнергии, её влияние на экологию, узнать об альтернативных источниках энергии.

Узнать историю становления и развития электроэнергетической отрасли в Тюменской области.


 

 

Личностные: понимают необходимость изучения нового материала

Познавательные: самостоятельно формулируют цели урока

Коммуникативные: внимательно слушают учителя и одноклассников

Проявляют активность при формулировании цели урока

 
 

 

Изучение нового материала

30 мин

 

Организую работу в группах:

Учащиеся разбиваются на группы и выполняют поиск информации, результаты которых готовятся представить в виде презентаций и кластеров (Приложение №1)

Организую этап взаимного обучения полученными знаниями.

- потребители электроэнергии имеются повсюду. Производится она в сравнительно немногих местах, близких к источникам топливо- и гидроресурсов. Электроэнергию не удается консервировать в больших масштабах, она должна быть потреблена сразу же после получения. Поэтому возникает необходимость в передаче электроэнергии на расстояния .осуществить передачу эл. энергии на расстояние без потерь и затрат удается лишь уменьшая силу тока в сети и увеличивая напряжение (до 500 кВ), но в домах у напряжение 220 В. Каким же образом происходит регулирование напряжения в сети, от эл. Станции до потребителя? (Трансформатор)и

Сообщение «Энергосбережение» и альтернативные источники энергии», «Энергетика Тюменской области»

Самостоятельно осуществляют поиск информации в интернете, готовят презентации и кластеры

Познавательные: анализируя и сравнивая задания, извлекают необходимую информацию для подготовки сообщения

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение

1.

Понимают задание, обсуждают его в группе, лидер группы готовит сообщение по теме, помощники оформляют кластер.

2.

Выступают с защитой проектов

 

рефлексия

3 мин

Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке

в начале урока мы с вами поставили для себя цели. Давайте, еще раз посмотрим на них, и подумаем, на все ли поставленные вопросы мы смогли найти ответы.

Карточки для рефлексии:

оранжевый - удовлетворен уроком, урок был полезен для меня , я много , с пользой работал на уроке , я понимал все , о чем говорилось и что делалось на уроке .

синий - урок был интересен, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.

зеленый - пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, к ответу на уроке я не был готов.

Закончить свой урок я хочу опять словами А.Мицкевича:

Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей?

Чтоб больше не было проблем,

Чтоб экономить максимально,

Чтоб больше не было дилемм,

Можно же решить проблему гениально!


 

Выставим оценки.

Личностные: проводят взаимоконтроль, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха)

Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий

Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений

каждый ученик сдает учителю карточку того цвета, который соответствует его оценке урока.

 

Д\з

3 мин

Обсуждение домашнего задания

Гл. 5 задачи на карточках


 

       

 

Приложение 1

Группа №1

Тема работы «Генерирование электрической энергии»

Цель работы:

изучить физические основы производства электрической энергии;

разобрать основное устройство генерирующих устройств.

Работу выполнить в форме презентации используя офисное приложение Microsoft PowerPoint. Для выполнения работы использовать ресурсы Интернета.

Минимальное содержание работы:

Титульный слайд

Название работы

Кто выполнял

История открытия явления электромагнитной индукции (кратко)

Генератор

Определение

Основное устройство генератора

Типы генераторов (переменный, постоянный ток)

Группа №4

Тема работы «Роль электрической энергии в жизни современного общества»

Работу выполнить в форме презентации используя офисное приложение MicrosoftPowerPoint. Для выполнения работы использовать ресурсы Интернета.

Цель работы:

выяснить какую роль играет использование электрической энергии в жизни современного общества.

Минимальное содержание работы:

Титульный слайд

Название работы

Кто выполнял

«Роль электрической энергии в жизни современного общества»

Электрическая энергия в промышленности

Электрическая энергия в быту

Группа №2

Тема работы «Виды электростанций»

Работу выполнить в форме презентации используя офисное приложение MicrosoftPowerPoint.Для выполнения работы использовать ресурсы Интернета.

Цель работы:

выяснить, какие существуют виды электростанций, и технологические схемы их работы.

Минимальное содержание работы:

Титульный слайд

Название работы

Кто выполнял

Виды электростанций

2.1 Гидроэлектро станции (ГЭС)

Основное устройство

Рабочий цикл

  1. Тепловые электро станции

Основное устройство

Рабочий цикл (технологические схемы)

2.2 Атомные электростанции

Основное устройство

Рабочий цикл

Группа №3

Тема работы «Трансформаторы»

Работу выполнить в форме презентации используя офисное приложение MicrosoftPowerPoint. Подкрепить выступление демонстрацией с расчётом искомой величины. Для выполнения работы использовать ресурсы Интернета.

Цель работы: Изучить принцип трансформации электрического тока.

Минимальное содержание работы:

Титульный слайд

Название работы

Кто выполнял

Определение трансформатора

Внешний вид трансформатора

Графическое изображение трансформатора на электрической схеме

Коэффициент трансформации

Формула трансформатора

Сообщение на тему

Тема работы «Экологический аспект производства тока»

Работу выполнить в форме презентации используя офисное приложение Microsoft PowerPoint. Для выполнения работы использовать ресурсы Интернета

Цель работы: Установить влияние промышленного производства электрической энергии на окружающую среду. Каким способом возможно уменьшение данного влияния на окружающую природу. Альтернативные источники энергии

Минимальное содержание работы:

Титульный слайд

Название работы

Кто выполнял

Экологический аспект производства тока

Экологические угрозы от использования ГЭС

Экологические угрозы отиспользование ТЭС

Экологические угрозы от использования АЭС

Альтернативные источники энергии

Солнечные

Ветровые

Способы сбережения (экономии) электрической энергии.

Сообщение на тему

Тема работы:

«История становления и развития электроэнергетической отрасли в Тюменской области»

   
   

Приложение 2

Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня , я много , с пользой работал на уроке , я понимал все , о чем говорилось и что делалось на уроке

Для меня урок был интересен, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.


 

Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, к ответу на уроке я не был готов.

ФИО______________________________________

Оценка_____________

Дата урока __________

ФИО______________________________________

Оценка_____________

Дата урока __________

ФИО______________________________________

Оценка_____________

Дата урока __________

ФИО______________________________________

Оценка_____________

Дата урока __________

ФИО______________________________________

Оценка_____________

Дата урока __________

ФИО______________________________________

Оценка_____________

Дата урока __________

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.