Технологическая карта урока русского языка по теме «Приставки» (5 класс)
Презентация к уроку "Приставки"
PPT / 8.98 Мб
Пояснительная записка к уроку русского языка по теме «Приставки» в 5 классе
Работа представлена в гуманитарном направлении – урок русского языка в 5 классе по теме «Приставки». Урок разработан для общеобразовательного класса с детьми с разным уровнем подготовки. В классе 9 человек, качество знаний по предмету 44%. Обучение ведётся по учебнику «Русский язык 5 класс». Авторы Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов и др. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2014 год. Используется программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в V классе – 175 часов (5ч в неделю).
Цель деятельности учителя |
Создать условия для достижения образовательных результатов. |
||
Тип урока
|
Урок открытия новых знаний.
Элементы проблемного обучения, технологии встречных усилий, деятельностного метода для организации “открытия” нового знания с применением ИКТ.
|
||
Планируемые образовательные результаты |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать определение приставки, смысловое значение приставки; уметь правильно выделять приставку в слове; подбирать слова с указанными приставками; объяснять значения, выражаемые приставками; группировать слова по значению приставок; понимать механизм образования слов с помощью приставок; определять состав слова. Метапредметные: Познавательные: способность извлекать информацию из различных источников. Коммуникативные: строить монологическую речь, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, использовать речь для регуляции своего действия, контролировать действия партнера, задавать вопросы по существу, осуществлять контроль и оценку. Личностные: сформировать положительную мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
||
Методы и формы обучения |
Создание проблемных ситуаций, анализ и синтез языковых явлений; индивидуальная, парная, фронтальная |
||
Образовательные ресурсы |
Литература: 1. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 классе: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Г. А. Богданова. - М. : Просвещение, 2012 2.Громова В.И., Сторожева Т.Ю. ФГОС. Настольная книга учителя: Учебно-методическое пособие/ В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева.– Саратов, 2013 3. Логвинова, И. М. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС / И. М. Логинова, Г. Л. Копотева // Управление начальной школой. - 2011 4.Цветкова Г. В. Русский язык. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой [и др.]. I часть / авт.-сост. Г. В. Цветкова. - Волгоград: Учитель, 2014 |
||
Оборудование |
Экран, компьютер, мультимедийный проектор |
||
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем |
||
Основные понятия |
Приставка как значимая часть слова |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Используемые ЦОР |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность учащихся |
Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Цель: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. |
Просмотр мультимедийной презентации Слайд №1
Слайд №2
Слайд №3 |
Вступительное слово. Очень рада видеть всех Ждет сегодня вас успех. А еще скажу я вам: Улыбнитесь всем гостям, Соберитесь, подтянитесь И тихонечко садитесь. - Ребята, а вы любите путешествовать? - Где вы бывали? - Ребята, я предлагаю вам путешествие в необычную страну, которая называется…. предположите, как она называется……. МОРФЕМИКА - Что изучает морфемика? - Эта страна очень интересная, в ней всего 4 города. Предположите, как называются эти города? Обсудите в парах (Города Корень, Суффикс, Приставка, Окончание.) - Какие из них входят в округ под названием Основа слова? (Все, кроме Окончания). - Сегодня я предлагаю вам побыть не просто учениками, а исследователями. - А вы знаете, кто такие исследователи? - Какими близкими по значению словами можно заменить это слово? (путешественник, первопроходец и др. |
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку Строят понятные для партнера высказывания. |
Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей) |
2. Актуализация и пробное учебное действие Цель: фиксация индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании |
Слайд №3 |
- Вы уже начали изучать страну Морфемику и исследовали несколько городов. А какие вы исследовали города. (Окончание, суффикс, корень) Перед вами карточки, на которых нарисован круг, сейчас мы будем рисовать лицо «грамматического человека». Вы проверите сами себя, как обозначаются части слова и как они называются, и лицо человека «примет» определённое выражение. - Что такое окончание? (Изменяемая часть слова) Обозначьте значком, которым мы обозначаем окончание левый глаз. - Часть слова без окончания, называется….? (Основа) Нарисуйте над глазом чёлочку, тем значком, которым мы обозначаем основу. - Какая часть в слове самая главная? (Корень) Обозначьте рот в виде корня. - Что такое суффикс? (Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов) Обозначьте значком суффикса правый глаз. - Обозначьте значком приставки нос. А теперь проверьте, у всех ли получился такой «человек», как у меня. У меня человечек немного грустный, но я думаю, что в конце урока он улыбнётся, потому что мы обязательно справимся со всеми заданиями. |
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Учащиеся рисуют лицо «грамматического человека». |
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. |
3. Выявление места и причины затруднения Цель: Выявление и фиксация места и причины затруднения |
Слайд №3
Слайд №4 |
- Самый главный город в стране…..Что это за город? Прием «Яркое пятно». Слайд (анимация- слово выделяется размером). Расскажите об этом городе. (Корень - это...) С целью выявления места и причины затруднения проводится игра, где учащиеся решают проблемный вопрос “Почему корень - главный город?” Игра «Третий лишний» Назовите лишнее слово: Дерево, сосна, деревянный Дождь, дождливый, подождать Белый, белить, бельчонок - Назовите слово, которое отличается от других. Чем оно отличается? |
Обдумывают ответы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Корень - главный город, потому что в корне заключено общее лексическое значение всех родственных слов. Слово – подождать, есть приставка. |
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения Цель: Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. |
Слайд №5
Слайд №6 |
- Сегодня мы с вами начнём исследовать ещё один город. А что это за город? Как думаете? Прием «Яркое пятно». Слайд (анимация- слово выделяется цветом). - Сформулируйте тему урока? (Приставка) СЛАЙД Запишите в тетради число и тему урока. - Что вы знаете по теме урока? Что хотели бы узнать? На основе ключевых слов темы (на слайде) попробуйте сформулировать каждый для себя цель урока важную для вас лично. Приставка, смысловое значение приставки; выделение приставки в слове; подбор слов с указанными приставками; объяснение значения, выражаемые приставками; определение состава слова Запишите свою цель в тетрадь. (Учитель дополняет ответы. Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.) - Как вы можете достичь цели? В соответствии с поставленными целями, какие действия вы готовы совершить прямо сейчас? Что конкретно будете делать? |
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; высказывают собственные мысли; обосновывают свою точку зрения. Предлагают свои варианты планирования. Например, воспроизвести старые знания с помощью вопросов в учебнике, изучить теорию. |
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. |
5. Реализация построенного проекта. Цель: Уточнить общий характер нового знания и зафиксировать преодоление возникшего затруднения. |
Слайд №7 |
Прием «Знаю - не знаю». - Что вы знаете по теме? С целью проверки знаний о приставке (что я знаю) самостоятельная работа. - Возьмите карточки желтого цвета, обведите кружком те номера, с высказываниями которых вы согласны. (Приложение №1) - Проверьте работу друг у друга, оцените по критериям. - Итак, что такое приставка? Гуляя по городу, один из исследователей заметил мальчиков, которые что-то делали. Рассмотрите рисунки на стр.20 Работа в паре Обсудите вопросы в учебнике. соробак 1. Что меняет добавление приставки к целому слову? (лексическое значение слова). А что в слове остаётся неизменным? (Часть речи) 2. Какой можно сделать вывод? 3. Сравните слова по составу и значению. (Это пары антонимов. Различаются слова в парах только приставками. Антонимичные приставки). |
Отвечают на вопросы, выполняют задания, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. СЛАЙД Взаимопроверка по критериям, предложенным учителем. Отвечают на вопросы. Делают вывод: при помощи приставки образуются новые слова, меняется лексическое значение слова, а часть речи остается неизменной). |
Личностные: совершенствуют имеющиеся знания, умения. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, самостоятельно находят её в материалах учебников. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Цель: решить типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. . Физкультминутка |
Слайд №8 |
- С целью закрепления умения образовывать слова при помощи приставки выполним 1. упр. 415 у доски Работа в паре - Чтобы исследовать до конца приставку вспомним, как отличить приставку от предлога. Возьмите карточку белого цвета одну на двоих. (Приложение №2) - Прочитайте задание. Кто понял задание? Как будем выполнять? - Но прежде разработаем критерии оценивания. Предлагайте. - Какие трудности возникли? (отличие приставок от предлогов). - Могут ли приставки существовать сами по себе отдельно от корня? Сделайте вывод, как пишутся приставки? - Какие слова не понятны? Где можно узнать лексическое значение слов? (Если есть непонятные слова – работа со словарем). «Да - нет». Хлопните всего разок. Если в слове есть предлог, А приставку услыхали – Хором все её назвали. Поехачи, Поехали, до школы, перешел, за ворота, добежал, нарисовать, по траве, про кота. |
Принимают участие в работе, выполняют упражнение. Учащиеся совместно с учителем разрабатывают критерии оценивания СЛАЙД Взаимопроверка Пары обмениваются работам. Выставляют отметку друг другу, затем происходит контрольная сверка с образцом Делают вывод: приставки с корнем пишутся слитно. Подвода - это повозка, телега для перевозки грузов, двигающаяся конной тягой. |
Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, сравнения, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: выполнить задания нового типа и осуществить самопроверку, сравнивая с эталоном. |
Слайд №9 |
Чтобы наше исследование было полным, нам надо обсудить еще один вопрос. Как определить приставку в слове? Составление алгоритма действия 1.Подобрать однокоренные слова. 2.Выделить корень. 3.Выделить приставку. Возьмите карточку зеленого цвета. Прочитайте задание. Кто понял задание? Как будете выполнять здание? (по алгоритму).(Приложение №3) - Проверьте по эталону. - О чем этот текст? Предположите, почему именно текст такого содержания я вам предложила. Что вы знаете об этом празднике? |
Совместно с учителем составляют алгоритм действия. Слайд Слайд Самопроверка самооценка Сегодня Крещение. |
Личностные: нравственно-этическое оценивание. Регулятивные: контроль, коррекция. Познавательные: структурирование знаний, рассуждение, доказательство. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
8. Включение в систему знаний и повторение Цель: Выявление границы применимости нового знания и использования его в системе изученных ранее знаний. |
Слайд №10
Слайд №11 |
С целью обобщения знаний по теме - игра «Верите ли вы…». Возьмите карточку синего цвета. Выберите правильные утверждения. (Приложение №4) Проверка по ключу. - Посчитайте совпадения. Если у вас совпали все ответы, и вы с легкостью научились находить приставку и справились с учебной задачей на уроке, нарисуйте круг в тетради, если вы встретили трудности при определении приставки и решении учебной задачи (1-2 ошибки) - нарисуйте квадрат, если вам не понятна эта тема и вы не научились решать эту учебную задачу (более 2-х ошибок) - нарисуйте треугольник. Поднимите руки, кто нарисовал круг, квадрат, треугольник. Мы с вами выполнили успешно все пункты нашего плана. Возвращаемся домой. Я не могу пока на город Приставка поставить флажок- ведь мы его до конца не изучили, а будем продолжать изучать дальше. |
Самопроверка слайд |
Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) Самооценка учащихся результатов своей учебной деятельности |
Заключительная беседа по вопросам
Слайд №12 |
- Что с нашим человечком, повеселел? Что надо с ним сделать, что нарисовать? - А теперь возьмите карточку розового цвета, (Приложение №5) прочитайте стихотворение, отметьте ту строчку, которая соответствует вашим впечатлениям о проведенном уроке. - Покажите карточки мне и гостям. Прием «РЮКЗАЧОК». (Учащиеся, передавая рюкзачок, заканчивают предложения на слайде). -Кого из одноклассников тебе хотелось бы сегодня похвалить, почему, за что. Какие советы вы могли бы себе дать? одноклассникам - Нарисуйте шкалу и отметьте уровень знаний по теме. - Чтобы наше знание было полным, что мы должны сделать? |
Оценивают свою деятельность на уроке. Строят небольшие монологические высказывания. Желающие отмечают свой уровень знаний по теме. Повторить, выполнить домашнее задание. |
Личностные: нравственно-этическое оценивание, осуществление личностного морального выбора. Регулятивные: оценка. Познавательные: рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: контролировать свои действия и эмоции, выражать свои мысли. |
10. Домашнее задание |
Слайд №13 Слайд №14 |
Запишите Д.З. стр.21 (выучить правило) На выбор 1. упр. 416 2. составить игру «Третий лишний» 3. придумать сказку о стране Морфемика |
Учащиеся выбирают задания/ |
Приложение №1
КАРТОЧКА
Из перечисленных признаков выберите те, которые характеризуют приставку, обведите кружком эти номера
служит для связи слов
стоит перед корнем
неизменяемая часть речи
значимая часть слова
служит для образования форм слов
Приложение №2
КАРТОЧКА
Прочитайте стихотворение; определите, где в словах приставка, а где предлог. Заполните таблицу: под номером строчки, на которой содержится приставка, ставьте знак "+ "; под номером строчки, на которой содержится предлог, ставьте знак "—".
Разберём пример. Зависело б (от) мыла — Веснушки я б (от) мыла.
Решили лисы кролика (за) печь. – 2. А кролик из духовки прыг (за) печь.
3. Вилка однажды споткнулась (о) крошку,
4. Падая, стукнулась вилка (об) ложку.
5. Ложка, взлетев, угодила в (о) крошку,
6. Брызги на книжную сели (об) ложку.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Приложение №3
КАРТОЧКА
Работа в паре
Выписать слова с приставками, приставки выделить. Как будете выполнять здание?
Считается правильным искупаться в крещенской воде в полночь, но не грех сделать это и при дневном свете 19 января. Для безопасности спасатели советуют купаться в ледяной проруби только днем и в специально отведенных местах. Следует прислушаться к советам врачей. Возрастной границы для крещенского «моржевания» не существует: впервые нырнуть в прорубь можно и в 90 лет. А вот детей младше 6 лет без специальной подготовки лучше не допускать до купания.
Приложение №4
«Верите ли вы…». Выберите правильные утверждения. Если вы верите, то ставьте знак “+”, если нет, то “-”.
1. Верите ли вы, что бывают слова без приставок?
2.Верите ли вы, что приставка – значимая часть слова, т.е. имеет значение?
3. Верите ли вы, что с помощью приставки образуются новые слова?
4. Верите ли вы, что приставка может стоять перед любой морфемой?
5. Верите ли вы, что приставка может изменить лексическое значение слова?
6. Верите ли вы, что приставка может употребляться только с определенной частью речи? (Например, приставка за – употребляется только с глаголами, а с другой частью речи уже нет)
Приложение №5
КАРТОЧКА
Прочитайте стихотворение, отметьте ту строчку, которая соответствует вашим впечатлениям о проведенном уроке: розового
Урок полезен, все понятно,
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Как трудно всё-таки учиться.
6
Презентация к технологической карте урока "Приставки"
PPT / 8.98 Мб
Белкина Надежда Владимировна
Светлана Семеновна Цветенберг