12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Акимова Елена Владимировна1409
Россия, Мордовия респ., Саранск
Материал размещён в группе «Учителя химии»
3

Технологическая карта урока «Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы»

Технологическая карта

Ф.И.О. Акимова Е.В.

Предмет: Химия

Класс: 8

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Тема: «Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы» 1/5

Цели урока: 1) обучения – дать понятие о коэффициентах и индексах, сформировать представление о относительных атомной и молекулярной массах; 2) развития – сформировать навыки частично-поисковой деятельности, умение видеть вещи в их целостности, умение работать в должном темпе, умение пользоваться справочными материалами; 3) воспитания – создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления при выполнении всё более и более сложных заданий.

Термины и понятия: относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, химическая формула, индекс, коэффициент

Ресурсы: Учебник «Химия»; О.С. Габриелян, ПСХЭ Д.И.Менделеева, шаростержневые модели молекул воды, инструктивная карта, карточки с заданиями.

Межпредметные связи: физика, математика (вычислительные навыки), литература

Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Планируемые результаты

Предметные:

УУД

Знать: определения понятий: «химическая формула», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «индекс», «коэффициент».

Уметь: записывать химические формулы веществ, вычислять относительную молекулярную массу вещества по формуле, извлекать информацию о веществе из формулы соединения.

Познавательные – использовать знаковое моделирование, осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию, формулировать ответы на вопросы учителя.

Регулятивные – формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; управлять познавательной деятельностью на уроке, планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; работать в соответствии с изученными алгоритмами действий, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Коммуникативные - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить речевые высказывания в устной и письменной форме; вести диалог и участвовать в дискуссии для выявления разных точек зрения на рассматриваемую информацию; выражать и аргументировать свою точку зрения.

Личностные - формирование ответственного отношения к учёбе, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, самостоятельности в приобретении новых знаний и умений, навыков самоконтроля и самооценки.

Организация пространства

Этап урока,

цель деятельности

Совместная деятельность

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

1. Организационный момент.

Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе.

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к началу урока.

Приветствуют учителя. Осуществляют самопроверку готовности к уроку.

2. Актуализация опорных знаний урока.

Проверка опорных знаний, необходимых обучающимся для изучения нового материала.

Активизирует знания, необходимые обучающимся для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль.

Что такое химический элемент?

Формы существования химического элемента.

Чем отличаются понятия «химический элемент» и «простое вещество»?

Поднимите руку, если в предложении будет говориться о меди как о химическом элементе:

а) медь входит в состав оксида меди;

б) проволока сделана из меди;

в) в состав медного купороса входит медь;

г) медь хорошо проводит ток;

д) медная монета;

е) для изготовления химических ёмкостей применяют листовую медь.

Кто ввёл современное обозначение химических элементов?

Химический элемент расположен во II группе, главной подгруппе, в 6 периоде. Назовите этот химический элемент.

Осуществляет индивидуальный контроль. Проводит терминологический диктант по химическим символам (см. ресурсный материал к уроку).

Ответ: цинк, углерод, фосфор, сера.

Организует работу в парах, взаимопроверку.

Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя.

 

Высказывают своё мнение.

Осуществляют анализ ответов одноклассников. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя

Работают в парах.

Осуществляют взаимоконтроль.

3. Мотивация учебной деятельности. Формулирование темы и целей урока.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока.

Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока:

- Мы выучили «буквы» - химические символы. Теперь пришло время составлять «слова».

- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему:

- Какие знания необходимы для того, чтобы составлять формулы химических элементов?

- Как измерить массу атома, если его размеры очень малы?

Выдвигают предположения.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Слушают мнения одноклассников.

4.Формирование новых знаний и способов действия

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний. Развитие умения находить ответы на проблемные вопросы. Подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действий с информацией

Физкультминутка

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник.

- Что должно быть отражено в письменной записи о веществе? Какая характеристика вещества позволяет не путать одно вещество с другим? (состав, строение)

- Химические формулы отображают состав вещества. Выразим с помощью символов состав самого распространённого вещества на Земле – воды.

Осуществляет работу в группах.

Задание группам: рассмотрите модель молекулы воды, посоветуйтесь и изобразите химическую формулу данного вещества.

Подводит к формулированию понятия «химическая формула», «индекс».

- Какие элементы входят в состав молекулы воды?

- Как обозначаются эти элементы?

- Сколько атомов кислорода в молекуле воды?

- Сколько атомов водорода в молекуле воды?

- Как вы думаете, как показать, что в состав молекулы воды входит один атом кислорода и два атома водорода?

- Число атомов элемента принято обозначать с помощью индексов – цифр, которые ставятся внизу справа от химического знака. Индекс «1» в химических формулах не пишется. Если возле химического знака нет никаких индексов, это означает, что в состав молекулы входит один такой атом.

Н2О – химическая формула воды.

Читается: «Аш-два-о».

Химическая формула – условная запись состава вещества при помощи химических знаков и индексов.

- Индекс – цифра, показывающая число атомов каждого химического элемента в молекуле.

- Знаки отражают качественный состав вещества, а индексы – количественный состав. Т.е. химическая формула показывает какие элементы и в каком количестве входят в состав вещества.

Предлагает обучающимся записать три молекулы воды и на основании обсуждения различных вариантов записи подводит их к пониманию отличия коэффициента от индекса.

- 3Н2О - три молекулы сложного вещества воды, каждая из которых состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода.

Читается: «три-аш-два-о»

Коэффициент – число перед формулой, означающее число молекул данного вещества.

- Чем отличается индекс от коэффициента? (Индекс показывает число атомов данного элемента в составе молекулы, а коэффициент показывает число молекул)

- Аналогично записывают число свободных атомов:

– пять атомов кислорода

- Как вы думаете, чем отличаются атомы разных химических элементов? (прежде всего по массе)

- Предположите, в каких единицах измеряется масса атомов химических элементов?

- Масса атомов и молекул очень мала, поэтому ими пользоваться при решении задач очень неудобно. Невозможно взять 10 молекул кислорода и взвесить их на школьных весах. Масса атома кислорода в килограммах равна 26,667 ∙ 10-27 кг, т.е. 25 нулей после запятой. Масса атома водорода – 0,1674 ∙ 10-26 кг. Поэтому для микромира используют особую единицу измерения.

- Масса атомов химических элементов, указанная в ПСХЭ Д.И.Менделеева, называется относительной молекулярной массой Ar.

“r”- первая буква слова «relative», в переводе с англ. «относительный».

Рядом с этим обозначением в скобках записывается знак химического элемента: Ar(О).

- Для того чтобы определить массу, нужен эталон, гирька. За такую гирьку принят самый лёгкий атом - атом водорода, его масса условно взята за единицу. Относительные атомные массы показывают во сколько раз атом данного элемента тяжелее атома водорода.

Рассмотрим пример: на с.40 учебника.

- Скажите, будут ли единицы измерения у относительной атомной массы? (Нет)

- В каждой клетке ПСХЭ Д.И.Менделеева под порядковым номером элемента приведены значения относительных атомных масс элементов. Значения относительных атомных масс нужно округлять до целых чисел у всех элементов кроме хлора - Ar(Cl) = 35,5.

Организует коллективную проверку по уточнению и конкретизации понятий.

Формулирует задание.

- Найдите значения относительных атомных масс химических элементов из таблицы 1, с.35 учебника в ПСХЭ Д.И.Менделеева.

- Для расчёта массы молекул используется относительная молекулярная м асса вещества Мr.

- Относительную молекулярную массу вычисляют путём сложения произведений относительных атомных масс химических элементов, входящих в состав вещества на соответствующие индексы в химической формуле (с учётом числа атомов).

Mr (H2O) = 2Ar (H) + Ar(O) = 2∙1 + 16 = 2+16 = 18

Проводит релаксационные упражнения для обучающихся.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

Выдвигают свои мнения.

Работают в группах.

Различают качественный состав вещества (какие химические элементы входят в состав молекулы) и количественный (сколько атомов химических элементов входит в состав молекулы). Делают вывод, что вещества целесообразно обозначать с помощью знаков химических элементов и цифр, которые отражают и качественный и количественный состав, формулируют определение понятий «химическая формула», «индекс» и записывают в тетрадях.

Выдвигают свои предположения.

Формулируют определение «коэффициент» и записывают в тетрадях

Высказывают свои мнения

Слушают вопросы учителя.

Участвуют в коллективной беседе

Выдвигают свои версии

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

Выдвигают предположения

Проговаривают по цепочке

Выполняют упражнения

5. Первичное закрепление изученного материала

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение. Формулирует задание.

Запишите: а) 3 молекулы серной кислоты, если известно, что в состав молекулы входят 2 атома водорода, 1 атом серы и 4 атома кислорода; б) 5 молекул мела, если известно, что в состав молекулы входят 1 атом кальция, 1 атом углерода и 3 атома кислорода; в) 2 молекулы аммиака, если известно, что в состав молекулы входят 1 атом азота и 3 атома водорода.

Организует коллективную проверку.

Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на творчество одноклассников.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Записывают формулы

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух

Осуществляют контроль по эталону

6. Закрепление и самопроверка знаний.

Организовать деятельность по применению новых знаний

Распределяет задания и организует самостоятельную (индивидуальную) работу учащихся с тренажёром. (см. ресурсный материал к уроку).

- На столе инструктивная карта. Выполните задание №1,2.

Ответ: №1

Mr(H2SO4) = 2Ar(H) +Ar(S) + 4Ar(O) = 2∙1 + 32 + 4∙16 = 2+32 + 64 = 98

Mr (HNO3) = Ar(H) + Ar(N) + 3Ar(O) = 1 + 14 + 3∙16 = 1 + 14 + 48 = 63

Mr (Fe2O3) = 2Ar( Fe) + 3Ar (O) = 2∙56 + 3∙16 = 112 + 48 = 160

Mr (SO3) = Ar (S) + 3Ar (O) = 32 + 3∙16 = 32 + 48 =80

Mr (NaOH) = Ar (Na) + Ar (O) + Ar (H) = 23 + 16 + 1 = 40

Mr (H3PO4) = 3Ar(H) + Ar(P)+ 4Ar(O) = 3∙1 + 31 + 4∙16 = 3+ 31+64 = 98

Mr (N2) = 2Ar (N) = 2∙14 = 28

Mr (H2O2) = 2Ar (H) + 2Ar (O) = 2∙1 + 2∙16 = 2 + 32 = 34

Ответ:№2

Mr (H2SO4) = Mr (H3PO4)

Mr (SO3) ˃ Mr (MgO)

5 Mr (СН4) = 2 Mr (NaOH)

Mr (NH3) ˂ Mr (PH3)

Контролирует выполнение работы.

Выполняют задания и по просьбе учителя выражают свои ответы.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке.

-Что нового узнали вы на уроке?

- Узнали ли вы сегодня на уроке то, что вызывало у вас затруднения при работе с таблицей?

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки. Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на уроке.

Учитель благодарит за урок.

Осуществляют самоанализ деятельности

Слушают учителя

8.Домашнее задание

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з

Проводится подробный инструктаж о выполнении домашнего задания: §6, с.39-42 (до п.5), упр.1-4, с.48

Доделать те задания в инструктивной карте, которые не успели на уроке.

Слушают учителя, задают уточняющие вопросы, фиксируют информацию в дневник.

Опубликовано в группе «Учителя химии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.