Технологическая карта урока «Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы» (8 классы)
Технологическая карта
Ф.И.О. Акимова Е.В. |
|||
Предмет: Химия |
|||
Класс: 8 |
|||
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
|||
Тема: «Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы» 1/5 |
|||
Цели урока: 1) обучения – дать понятие о коэффициентах и индексах, сформировать представление о относительных атомной и молекулярной массах; 2) развития – сформировать навыки частично-поисковой деятельности, умение видеть вещи в их целостности, умение работать в должном темпе, умение пользоваться справочными материалами; 3) воспитания – создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления при выполнении всё более и более сложных заданий. |
|||
Термины и понятия: относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, химическая формула, индекс, коэффициент |
|||
Ресурсы: Учебник «Химия»; О.С. Габриелян, ПСХЭ Д.И.Менделеева, шаростержневые модели молекул воды, инструктивная карта, карточки с заданиями. |
|||
Межпредметные связи: физика, математика (вычислительные навыки), литература |
|||
Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная |
|||
Планируемые результаты |
|||
Предметные: |
УУД |
||
Знать: определения понятий: «химическая формула», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «индекс», «коэффициент». Уметь: записывать химические формулы веществ, вычислять относительную молекулярную массу вещества по формуле, извлекать информацию о веществе из формулы соединения. |
Познавательные – использовать знаковое моделирование, осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию, формулировать ответы на вопросы учителя. Регулятивные – формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; управлять познавательной деятельностью на уроке, планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; работать в соответствии с изученными алгоритмами действий, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Коммуникативные - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить речевые высказывания в устной и письменной форме; вести диалог и участвовать в дискуссии для выявления разных точек зрения на рассматриваемую информацию; выражать и аргументировать свою точку зрения. Личностные - формирование ответственного отношения к учёбе, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, самостоятельности в приобретении новых знаний и умений, навыков самоконтроля и самооценки. |
||
Организация пространства |
|||
Этап урока, цель деятельности |
Совместная деятельность |
||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащихся |
||
1. Организационный момент. Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе. |
Приветствует учащихся, проверяет их готовность к началу урока. |
Приветствуют учителя. Осуществляют самопроверку готовности к уроку. |
|
2. Актуализация опорных знаний урока. Проверка опорных знаний, необходимых обучающимся для изучения нового материала. |
Активизирует знания, необходимые обучающимся для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль. Что такое химический элемент? Формы существования химического элемента. Чем отличаются понятия «химический элемент» и «простое вещество»? Поднимите руку, если в предложении будет говориться о меди как о химическом элементе: а) медь входит в состав оксида меди; б) проволока сделана из меди; в) в состав медного купороса входит медь; г) медь хорошо проводит ток; д) медная монета; е) для изготовления химических ёмкостей применяют листовую медь. Кто ввёл современное обозначение химических элементов? Химический элемент расположен во II группе, главной подгруппе, в 6 периоде. Назовите этот химический элемент. Осуществляет индивидуальный контроль. Проводит терминологический диктант по химическим символам (см. ресурсный материал к уроку). Ответ: цинк, углерод, фосфор, сера. Организует работу в парах, взаимопроверку. |
Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя.
Высказывают своё мнение. Осуществляют анализ ответов одноклассников. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя Работают в парах. Осуществляют взаимоконтроль. |
|
3. Мотивация учебной деятельности. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока. |
Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока: - Мы выучили «буквы» - химические символы. Теперь пришло время составлять «слова». - Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему: - Какие знания необходимы для того, чтобы составлять формулы химических элементов? - Как измерить массу атома, если его размеры очень малы? |
Выдвигают предположения. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Слушают мнения одноклассников. |
|
4.Формирование новых знаний и способов действия Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний. Развитие умения находить ответы на проблемные вопросы. Подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действий с информацией Физкультминутка |
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. - Что должно быть отражено в письменной записи о веществе? Какая характеристика вещества позволяет не путать одно вещество с другим? (состав, строение) - Химические формулы отображают состав вещества. Выразим с помощью символов состав самого распространённого вещества на Земле – воды. Осуществляет работу в группах. Задание группам: рассмотрите модель молекулы воды, посоветуйтесь и изобразите химическую формулу данного вещества. Подводит к формулированию понятия «химическая формула», «индекс». - Какие элементы входят в состав молекулы воды? - Как обозначаются эти элементы? - Сколько атомов кислорода в молекуле воды? - Сколько атомов водорода в молекуле воды? - Как вы думаете, как показать, что в состав молекулы воды входит один атом кислорода и два атома водорода? - Число атомов элемента принято обозначать с помощью индексов – цифр, которые ставятся внизу справа от химического знака. Индекс «1» в химических формулах не пишется. Если возле химического знака нет никаких индексов, это означает, что в состав молекулы входит один такой атом. Н2О – химическая формула воды. Читается: «Аш-два-о». Химическая формула – условная запись состава вещества при помощи химических знаков и индексов. - Индекс – цифра, показывающая число атомов каждого химического элемента в молекуле. - Знаки отражают качественный состав вещества, а индексы – количественный состав. Т.е. химическая формула показывает какие элементы и в каком количестве входят в состав вещества. Предлагает обучающимся записать три молекулы воды и на основании обсуждения различных вариантов записи подводит их к пониманию отличия коэффициента от индекса. - 3Н2О - три молекулы сложного вещества воды, каждая из которых состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Читается: «три-аш-два-о» Коэффициент – число перед формулой, означающее число молекул данного вещества. - Чем отличается индекс от коэффициента? (Индекс показывает число атомов данного элемента в составе молекулы, а коэффициент показывает число молекул) - Аналогично записывают число свободных атомов: 5О – пять атомов кислорода - Как вы думаете, чем отличаются атомы разных химических элементов? (прежде всего по массе) - Предположите, в каких единицах измеряется масса атомов химических элементов? - Масса атомов и молекул очень мала, поэтому ими пользоваться при решении задач очень неудобно. Невозможно взять 10 молекул кислорода и взвесить их на школьных весах. Масса атома кислорода в килограммах равна 26,667 ∙ 10-27 кг, т.е. 25 нулей после запятой. Масса атома водорода – 0,1674 ∙ 10-26 кг. Поэтому для микромира используют особую единицу измерения. - Масса атомов химических элементов, указанная в ПСХЭ Д.И.Менделеева, называется относительной молекулярной массой Ar. “r”- первая буква слова «relative», в переводе с англ. «относительный». Рядом с этим обозначением в скобках записывается знак химического элемента: Ar(О). - Для того чтобы определить массу, нужен эталон, гирька. За такую гирьку принят самый лёгкий атом - атом водорода, его масса условно взята за единицу. Относительные атомные массы показывают во сколько раз атом данного элемента тяжелее атома водорода. Рассмотрим пример: на с.40 учебника. - Скажите, будут ли единицы измерения у относительной атомной массы? (Нет) - В каждой клетке ПСХЭ Д.И.Менделеева под порядковым номером элемента приведены значения относительных атомных масс элементов. Значения относительных атомных масс нужно округлять до целых чисел у всех элементов кроме хлора - Ar(Cl) = 35,5. Организует коллективную проверку по уточнению и конкретизации понятий. Формулирует задание. - Найдите значения относительных атомных масс химических элементов из таблицы 1, с.35 учебника в ПСХЭ Д.И.Менделеева. - Для расчёта массы молекул используется относительная молекулярная м асса вещества Мr. - Относительную молекулярную массу вычисляют путём сложения произведений относительных атомных масс химических элементов, входящих в состав вещества на соответствующие индексы в химической формуле (с учётом числа атомов). Mr (H2O) = 2Ar (H) + Ar(O) = 2∙1 + 16 = 2+16 = 18 Проводит релаксационные упражнения для обучающихся. |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Выдвигают свои мнения. Работают в группах. Различают качественный состав вещества (какие химические элементы входят в состав молекулы) и количественный (сколько атомов химических элементов входит в состав молекулы). Делают вывод, что вещества целесообразно обозначать с помощью знаков химических элементов и цифр, которые отражают и качественный и количественный состав, формулируют определение понятий «химическая формула», «индекс» и записывают в тетрадях. Выдвигают свои предположения. Формулируют определение «коэффициент» и записывают в тетрадях Высказывают свои мнения Слушают вопросы учителя. Участвуют в коллективной беседе Выдвигают свои версии Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Выдвигают предположения Проговаривают по цепочке Выполняют упражнения |
|
5. Первичное закрепление изученного материала Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности. |
Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение. Формулирует задание. Запишите: а) 3 молекулы серной кислоты, если известно, что в состав молекулы входят 2 атома водорода, 1 атом серы и 4 атома кислорода; б) 5 молекул мела, если известно, что в состав молекулы входят 1 атом кальция, 1 атом углерода и 3 атома кислорода; в) 2 молекулы аммиака, если известно, что в состав молекулы входят 1 атом азота и 3 атома водорода. Организует коллективную проверку. Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на творчество одноклассников. |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Записывают формулы Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух Осуществляют контроль по эталону |
|
6. Закрепление и самопроверка знаний. Организовать деятельность по применению новых знаний |
Распределяет задания и организует самостоятельную (индивидуальную) работу учащихся с тренажёром. (см. ресурсный материал к уроку). - На столе инструктивная карта. Выполните задание №1,2. Ответ: №1 Mr(H2SO4) = 2Ar(H) +Ar(S) + 4Ar(O) = 2∙1 + 32 + 4∙16 = 2+32 + 64 = 98 Mr (HNO3) = Ar(H) + Ar(N) + 3Ar(O) = 1 + 14 + 3∙16 = 1 + 14 + 48 = 63 Mr (Fe2O3) = 2Ar( Fe) + 3Ar (O) = 2∙56 + 3∙16 = 112 + 48 = 160 Mr (SO3) = Ar (S) + 3Ar (O) = 32 + 3∙16 = 32 + 48 =80 Mr (NaOH) = Ar (Na) + Ar (O) + Ar (H) = 23 + 16 + 1 = 40 Mr (H3PO4) = 3Ar(H) + Ar(P)+ 4Ar(O) = 3∙1 + 31 + 4∙16 = 3+ 31+64 = 98 Mr (N2) = 2Ar (N) = 2∙14 = 28 Mr (H2O2) = 2Ar (H) + 2Ar (O) = 2∙1 + 2∙16 = 2 + 32 = 34 Ответ:№2 Mr (H2SO4) = Mr (H3PO4) Mr (SO3) ˃ Mr (MgO) 5 Mr (СН4) = 2 Mr (NaOH) Mr (NH3) ˂ Mr (PH3) Контролирует выполнение работы. |
Выполняют задания и по просьбе учителя выражают свои ответы. |
|
7. Подведение итогов. Рефлексия. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции |
Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке. -Что нового узнали вы на уроке? - Узнали ли вы сегодня на уроке то, что вызывало у вас затруднения при работе с таблицей? - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки. Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на уроке. Учитель благодарит за урок. |
Осуществляют самоанализ деятельности Слушают учителя |
|
8.Домашнее задание Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з |
Проводится подробный инструктаж о выполнении домашнего задания: §6, с.39-42 (до п.5), упр.1-4, с.48 Доделать те задания в инструктивной карте, которые не успели на уроке. |
Слушают учителя, задают уточняющие вопросы, фиксируют информацию в дневник. |