Технологическая карта урока по родному языку (русскому) на тему «Нормы употребления причастных, деепричастных оборотов и предложений с косвенной речью» (9 класс)

21
3
Материал опубликован 13 November 2020

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ

Предмет: родной язык (русский)

Тема: «Нормы употребления причастных, деепричастных оборотов и предложений с косвенной речью»

Наименование образовательной программы: рабочая программа к учебному пособию Т.М. Воителевой, О.Н. Марченко, Л.Г. Смирновой, И.В. Шамшина «Русский родной язык» 9 класс. Автор – составитель Е.А. Жиляева. Москва «Русское слово» 2019 г.

Тип урока: урок – диалог

Прогнозируемые результаты:

 

Личностные

Метапредметные

Предметные

Воспитывать ценностное отношение к родному языку как хранителю культуры.

Регулятивные:

Выбирать действия и необходимые ресурсы для выполнения задания; составлять алгоритм выполнения задания.

Познавательные:

Использовать приёмы отбора и систематизации материала по заданной теме; преобразовывать полученную информацию для выполнения задания.

Коммуникативные:

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями общения.

Правильно использовать в устной и письменной речи причастные и деепричастные обороты, уметь правильно преобразовывать прямую речь в косвенную и косвенную в прямую.

Время: 45 минут

Методическое обеспечение:

1. Рабочая программа к учебному пособию «Русский родной язык» для 9 класса общеобразовательных организаций (авторы Т. М. Воителева, О. Н. Марченко, Л. Г. Смирнова, И. В. Шамшин) / авт.-сост. Е.А. Жиляева. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. (ФГОС. Инновационная школа).

2. Русский родной язык: учебное пособие для 9 класса общеобразовательных организаций / Т. М. Воителева, О. Н. Марченко, Л. Г. Смирнова, И. В. Шамшин. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. (ФГОС. Инновационная школа).

3. gramota.ru – Справочно-информационный портал по русскому языку.

4. ruscorpora.ru – Национальный корпус русского языка.

 

Оборудование:

Компьютерная техника с доступом к Интернету.

Мультимедийные средства обучения.


 

Этап

Время

Педагогический инструментарий

Содержание педагогического взаимодействия

Прогнозируемый результат

Учебно – методическое обеспечение

деятельность педагога

деятельность детей

1. Цен-ностно – эмоцио-нальный

 

9 мин.

 

Форма организации учебной деятельности: фронтальная.

 

Методы и приёмы работы:

беседа, фронтальный опрос,

наблюдение,

работа с текстом,

самооценка,

взаимооценка.

 

Учитель держит в руках книгу, не показывая детям, что это за книга. Читает предложение:

«Подъезжая к сией станции и глядя на природу, у меня слетела шляпа. И. Ярмонкин».

Задаёт вопросы: - Из какого произведения эта цитата? Кто его автор?

- Что и как полагается писать в жалобной книге?

- Как писали «авторы» в жалобной книге в рассказе Чехова?

- Какие нормы нарушены в этом предложении? Как называется такая ошибка?

Предлагает исправить грамматическую ошибку в этом предложении и перестроить его в предложение с косвенной речью.

Актуализирует знания учащихся о причастных оборотах и об ошибках, встречающихся при употреблении причастных оборотов.

Подводит учеников к формулировке темы урока.

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

 

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

 

Обдумывают ответы на вопросы.

 

Отвечают на вопросы.

 

 

Находят грамматическую ошибку в предложении и исправляют её.

 

 

 

Перестраивают предложения с деепричастным оборотом и причастным оборотом в предложения с косвенной речью.

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему урока.

 

Выбирают действия и необходимые ресурсы для выполнения заданий.

 

 

 

Создают устные монологические высказывания и оценивают их по установленным критериям.

 

 

1. Рабочая программа к учебному пособию «Русский родной язык»

Т. М. Воителевой и др.

 

2. Учебник для 9 класса «Русский родной язык» Т.М. Воителевой и др.

§ 9

 

3. Упражнение 87.

 

4. Критерии оценивания устного монологического высказывания на итоговом собеседовании по русскому языку.

 

2. Цен-ностно – познава-

тельный

24 мин

Формы организации учебной деятельности: фронтальная,

парная,

групповая

 

Методы и приёмы работы:

беседа,

фронтальный опрос,

наблюдение,

работа с текстом,

работа с рубрикой,

работа с электронными ресурсами,

самооценка,

взаимооценка.

 

- Учитель организует работу с упражнениями учебника.

 

- Обратимся к упражнению повышенной сложности 88. Первые два предложения проанализируем все вместе.

 

-Далее продолжайте работу в парах.

 

- Допишите предложения в соответствии с нормами литературного языка в упражнении 91. Объясните свой выбор в каждом случае.

 

Корректирует выполнение заданий.

- Выполните упражнение 93 с учетом сведений, помещенных в рубрике «Теоретические сведения». Выразительно прочитайте теоретический материал рубрики.

Организует работу с образовательными ресурсами gramota.ru и ruscorpora.ru.

- Опираясь на прочитанный материал рубрики, сформулируйте правила построения предложений с косвенной речью.

Выполняют упражнение учебника.

 

Работают в парах.

 

Воспринимают учебный материал.

Отвечают на вопросы.

 

Работают в группах.

 

Объясняют грамматические ошибки, связанные с употреблением причастных и деепричастных оборотов.

 

 

 

 

 

Читают тексты упражнения и рубрики и оценивают выразительность чтения.

 

 

 

Работают с образовательными ресурсами gramota.ru и

school-collection.edu.ru.

 

Формулируют правила построения предложений с косвенной речью.

 

Используют приёмы отбора и систематизации материала по заданной теме.

 

 

Создают устные монологические высказывания и оценивают их по установленным критериям.

 

 

Умеют выразительно читать и оценивать выразительность

чтения по

установленным критериям.

 

 

 

 

 

1. Рабочая программа к учебному пособию «Русский родной язык»

Т. М. Воителевой.

2. Учебник для 9 класса «Русский родной язык» Т.М. Воителевой и др. § 9

3. Упражнения 88, 90, 91, 93.

4. Критерии оценивания устного монологического высказывания и выразительного чтения на итоговом собеседовании по русскому языку.

5. Рубрика «Теоретические сведения».

6. gramota.ru — Справочно-информационный портал по русскому языку.

7. ruscorpora.ru — Национальный корпус русского языка.


 

3. Цен-

ностно – рефлексив-ный

12 мин.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная.

 

Методы и приёмы работы:

беседа,

фронтальный опрос,

наблюдение,

работа с текстом,

приём актуализации субъективного опыта «Телеграмма».

 

Устанавливает осознанность восприятия учениками учебного материала.

 

Организует деятельность по применению полученных знаний.

 

Даёт задание учащимся:

- Кратко (в форме телеграммы) напишите самое важное, что вы поняли на уроке и что хотите пожелать герою рассказа А.П. Чехова И. Ярмонкину.

 

Подводит учащихся к обобщению полученных на уроке знаний.

 

 

Задаёт домашнее задание:

§ 9, упр. 89

Выполняют задания и упражнение учебника.

 

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

 

Выполняют задание «Телеграмма».

 

Подводят итоги.

 

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями общения.

 

Правильно используют в устной и письменной речи причастные и деепричастные обороты, правильно преобразовывают прямую речь в косвенную и косвенную в прямую.

 

 

1. Рабочая программа к учебному пособию «Русский родной язык»

Т. М. Воителевой и др.

 

2. Учебник для 9 класса «Русский родной язык» Т.М. Воителевой и др. § 9

 

3. Упражнение 94.

 

 


 


 


 


 


 


 

Рабочая программа к учебному пособию Т.М. Воителевой, О.Н. Марченко, Л.Г. Смирновой,

И.В. Шамшина «Русский родной язык» 9 класс. Автор – составитель Е.А. Жиляева, Москва «Русское слово» 2019 год


 

Урок 16. Нормы употребления причастных, деепричастных оборотов

и предложений с косвенной речью.

Тип урока: урок – диалог.

Цели. Личностные: воспитывать ценностное отношение к родному языку как хранителю культуры.

Метапредметные: анализировать, сравнивать, классифицировать языковой материал, строить монологическое высказывание в устной форме; аргументировать свою точку зрения; анализировать и оценивать чужую и собственную речь с точки зрения норм современного русского литературного языка, корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам современного русского литературного языка.

Предметные: правильно использовать в устной и письменной речи причастные и деепричастные обороты, уметь правильно преобразовывать прямую речь в косвенную и косвенную в прямую.

Опорные понятия, термины: причастный оборот, деепричастный оборот, прямая речь, косвенная речь, слова автора, грамматическая ошибка, грамматическая норма.

Инструментарий учителя: учебник для 9 класса «Русский родной язык» Т.М. Воителевой, О.Н. Марченко, Л.Г. Смирновой, И.В. Шамшина, § 9 стр. 77 – 81, упр. 87, 88, 90, 91, 93, 94, рубрика

«Теоретические сведения».


 

Критерии оценивания устного монологического высказывания (см. критерии устного монологического высказывания на итоговом собеседовании по русскому языку).


 

https://4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/56974-oficialnye-kriterii-ocenivaniya-itogovogo-sobesedovaniya-2020.html

Домашнее задание: упр. 89

Этап 1. Ценностно – эмоциональный

Учитель держит в руках книгу, не показывая детям, что это за книга. Читает предложение:

«Подъезжая к сией станции и глядя на природу, у меня слетела шляпа. И. Ярмонкин».


 

- Вспомните, из какого произведения эта цитата? Кто его автор?

(Ученики называют рассказ А.П. Чехова «Жалобная книга»).

- Что и как полагается писать в жалобной книге?

(Только то, что имеет отношение к предмету жалобы; официально, аргументированно, корректно, грамотно).

- Как писали «авторы» в жалобной книге в рассказе Чехова?

(Станционная жалобная книга полна нелепых, смешных, безграмотных надписей).

- Какие нормы нарушены в этом предложении? Как называется такая ошибка?

(Ученики отвечают, что нарушены грамматические нормы, ошибка называется грамматической). Термины знают с предыдущего урока.

- Исправьте грамматическую ошибку в этом предложении. (Исправляют).


 

Учитель говорит о том, что этот пример из рассказа А.П. Чехова можно назвать хрестоматийным примером ошибки в употреблении деепричастного оборота.

- Перестройте предложение так, чтобы в нем была косвенная речь.

(И. Ярмонкин написал, что, когда он подъезжал к станции, у него слетела шляпа).

- В употреблении каких ещё оборотов часто встречаются грамматические ошибки?

(Причастных).

- Прочитайте предложения в левой колонке в упр. 87 и охарактеризуйте их правку в правой колонке.

(Ученики объясняют, какая норма нарушена в употреблении причастных оборотов.)

Причастный оборот разорван определяемым словом.

Причастие не согласовано в роде, числе и падеже с определяемым словом.

Причастный оборот употребляется после слова, не являющегося определяемым для него.

 


 

- Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

(Ученики вместе с учителем формулируют тему урока: «Нормы употребления причастных, деепричастных оборотов и предложений с косвенной речью».)


 

Этап 2. Ценностно – познавательный.


 

- Обратимся к упражнению 88. Это задание повышенной сложности. Первые два предложения проанализируем все вместе, заменим придаточные определительные предложения причастными оборотами.

(Записывают получившиеся предложения).


 

- Далее, ребята, выполняя это упражнение, работайте в парах,

(Ученики работают в парах. Первая пара – 3-ое предложение, вторая – 4-ое предложение и т.д.)


 

- Прочитайте задание к упражнению 90. (Выполняется устно). Объясните, какая норма в употреблении деепричастных оборотов нарушена.

(Ученики объясняют, какая норма нарушена в употреблении деепричастных оборотов.)

Деепричастный оборот и сказуемое обозначают действия разных лиц.

Употребление деепричастного оборота в безличном предложении.


 


 

- Допишите предложения в соответствии с нормами литературного языка в упражнении 91. Объясните свой выбор в каждом случае.

(Ученики выполняют задание в группе, объясняют свой выбор, участвуют в обсуждении. Отметки за ответы выставляются по критериям устного монологического высказывания на итоговом собеседовании).


 

- Прочитайте задание к упражнению 93. Выполните его с учетом сведений, помещенных в рубрике «Теоретические сведения». (Выразительно прочитать теоретический материал рубрики).

(Упражнение можно выполнить выборочно).

- Опираясь на прочитанный материал, сформулируйте правила построения предложений с косвенной речью.


 

Этап 3. Ценностно – рефлексивный.


 

(Учитель использует приём актуализации субъективного опыта «Телеграмма»).

- Кратко (в форме телеграммы) напишите самое важное, что вы поняли на уроке и что хотите пожелать герою рассказа А.П. Чехова И. Ярмонкину.


 

- Подведем итоги нашей работы. Выполним упражнение 94.

- Какой вывод мы с вами можем сделать в конце урока?


 

(Нужно быть внимательными к слову, правильно строить предложения, не допускать грамматических ошибок в употреблении причастных и деепричастных оборотов, предложений с косвенной речью).


 

Домашнее задание: упражнение 89.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Важная тема для повторения.

11 December 2020

Согласна с Вами!

11 December 2020

Надежда Павловна, мы всегда много тренируемся по этой теме и в 8классе, и в 11 тоже.

12 December 2020

Похожие публикации