Технологическая карта урока русского языка «Знаки препинания в предложениях с прямой речью» (5 класс)
Учитель: Мартынова Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 12»
Тема: Знаки препинания в предложениях с прямой речью
Класс: 5
Тип урока: урок систематизации знаний
Вид урока: урок-практикум
Технология: традиционная с элементами личностно ориентированного подхода
Цели урока:
деятельностная: научить детей структурировать полученные знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках изучаемой темы;
содержательная: развить умение формулировать определение понятий; формировать умение находить в прямой речи слова автора и прямую речь; ставить знаки препинания в предложениях простейшей конструкции с прямой речью;
воспитательная: воспитание интереса и уважения к родному языку; развитие уважения друг к другу.
№ |
Этапы работы |
Содержание этапа |
||||||||||
1. |
Мобилизующий момент |
Приветственное слово учителя Цель этапа: мотивация обучающихся на основе принципа психологической комфортности. |
||||||||||
2. |
Актуализация знаний и фиксирование затруднений, разработка плана по выходу из затруднений |
1. Проверка домашнего задания -§ 48 правила, запись схем - эталонов -№ 247 проверка, самооценивание Цель этапа: повторение изученного о прямой речи; закрепление полученных знаний. Деятельность учителя: организует беседу, направленную на выявление сформированности навыков определения умения ставить необходимые знаки препинания. Деятельность обучающихся: вступают в беседу, отвечая на вопросы; демонстрируют навыки работы с прямой речью. 2. Самостоятельная работа. Запись предложений под диктовку, составление схем. Старик сажал яблони. Ему сказали зачем тебе яблони? Долго ждать от этих яблонь плода и ты не съешь их яблочка. Старик ответил я не съем, другие съедят. Мне спасибо скажут. Цель этапа: закрепление полученных знаний. Деятельность учителя: формулирует проблемную ситуацию на основе текста, контролирует выполнение задания. Деятельность обучающихся: самостоятельно работают с заданием. 3.Самопроверка по образцу (только схемы предложений) -Что мы узнали, проверив по образцу? -У кого были затруднения в нахождении прямой речи? У кого были затруднения в постановке знаков препинания при прямой речи? -В чем было затруднение у каждого из вас? -Поднимите руку, у кого все правильно. Цель этапа: закрепление полученных знаний, развитие умения анализировать, доказывать и аргументировать ход и способ действий. Деятельность учителя: организует беседу, направленную на выявление затруднений при постановке знаков препинания. Деятельность обучающихся: осуществляют самоконтроль с использованием элементов самооценки. |
||||||||||
3. |
Реализация плана по разрешению затруднений (Изучение нового учебного материала) . |
1.Формулирование темы урока. Цель этапа: постановка конкретной учебной цели перед обучающимися. -Какова же тема и цель нашего урока? 2. Изучение нового материала: знаки препинания в предложениях с прямой речью (перед словами автора). Цель этапа: закрепление и развитие полученных знаний. Деятельность учителя: формулирует проблемную ситуацию на основе текста самостоятельной работы. Деятельность обучающихся: самостоятельно работают с заданием. Задание: изменить второе предложение с прямой речью таким образом, чтобы слова автора оканчивали предложение. - Как изменились знаки препинания в предложении? - Как изменится схема предложения? |
||||||||||
4. |
Физкультминутка |
Цель этапа: снятие физического и эмоционального напряжения, предупреждение усталости. Деятельность учителя: организует выполнение обучающимися физических упражнений, в игровой форме сочетая их с повторением ранее изученного. Деятельность обучающихся: выполняют физические упражнения. |
||||||||||
5. |
Закрепление учебного материала |
Цель этапа: закрепить умение анализировать, доказывать и аргументировать ход и способ действий; осуществлять самоконтроль с использованием элементов самооценки. Деятельность обучающихся: осуществляют самоконтроль с использованием элементов самооценки. 1. Схематический диктант (один ученик у доски). Запишите в колонки номера предложений с прямой речью, соответствующие данным схемам.
1. Серая Шейка спрашивала Ведь вы весной вернетесь 2. Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик советовала старая утка. 3. Неужели река замерзнет думала Серая Шейка. 4. Ах, как ты меня напугала, глупая проговорил заяц. 5. Лисичка сказала Я тебя съем. 2. Работа в группах (разноуровневые задания). Цель этапа: поиск решения проблемы; контроль уровня усвоения материала; развитие речи обучающихся, развитие умения работы в группах. Деятельность учителя: формулирует проблемную ситуацию, организует работу в группах, помогает обучающимся преодолеть затруднения. Деятельность обучающихся: выполняют задания разного уровня сложности, групповая работа с последующей «защитой». 1) Составьте предложения на тему “Зима и птицы” 2) Из двух предложений составьте одно с прямой речью. Составьте схемы. 1. Пишут птицы и зверушки. Сделай нам кормушки! 2. Под глубоким снегом трудно найти корм маленькой птице. Сказала девочка. 3) Дополните предложения прямой речью. Составьте схемы. 1. Мальчик весело крикнул: “ ___________________________________ ”. 2. “ __________________________________________ ,” - сказал учитель. 4) В данных предложениях поставьте недостающие знаки препинания, в местах пропусков впишите глаголы “говорения” и обстоятельства, отвечающие на вопрос как? и выраженные наречиями. На темы какого произведения составлены данные предложения? 1. Буратино _______________ _____________ Как посадить золотые в землю 2. Где же мой деревянный мальчик ____________ ____________ папа Карло. 3. Идемте скорее, ключик подходит _______________ _____________ всех Буратино. Для справки: переспросил, повторял, звал; удивленно, растерянно, радостно. 3. Самостоятельная работа. Цель этапа: закрепить умение анализировать, доказывать и аргументировать ход и способ действий; осуществлять уровня обученности. Деятельность учителя: контролирует выполнение тестового задания. Деятельность обучающихся: выполняют задания теста. Тест 1) Укажите схему построения предложения с прямой речью, в которой допущена ошибка в постановке знаков препинания. “П”,- а. 3. “П!” - а. А – “П?” 4. А: “П”. 2) Какое предложение соответствует схеме? “П”, - а. 1. Старший молвил Что за диво! 2. Там, в лесу, стоит одна отвечает ей она. 3. Вы у меня в гостях, ребята сказал дедушка. 4. Ну, трогай громко скомандовал вожак. 3) Указать предложение с пунктуационной ошибкой. Попугай кивнул головой, засмеялся и сказал: “ Хорошо!” “Спасибо тебе” : сказал доктор. “Звери, собирайтесь!” - крикнул он. “Что там случилось?” - спросил Крокодил. 4) Расставьте знаки препинания при прямой речи. Составьте схемы данных предложений. Куда же вы спросил Андрей _________________ Держись за лодку успел крикнуть мальчик. ____________ Расскажи, что ты знаешь о звуке мягко обратился ко мне экзаменатор.__________ В известной песне поется С чего начинается Родина _________ |
||||||||||
6. |
Подведение итогов урока. Рефлексия |
Цель этапа: оценка своей деятельности на уроке. Деятельность обучающихся: анализируют, оценивают свою работу на уроке -Какую тему мы сегодня изучали? -Чему научились? -Что вызвало трудности? |
||||||||||
7. |
Задание на дом |
§48, упр. 249. Цель этапа: определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания |