Технологическая карта урока русского языка «Знаки препинания в предложениях с прямой речью» (5 класс)

3
0
Материал опубликован 15 July 2017 в группе

Учитель: Мартынова Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 12»

Тема: Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Класс: 5

Тип урока: урок систематизации знаний

Вид урока: урок-практикум

Технология: традиционная с элементами личностно ориентированного подхода

Цели урока:

деятельностная: научить детей структурировать полученные знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках изучаемой темы;

содержательная: развить умение формулировать определение понятий; формировать умение находить в прямой речи слова автора и прямую речь; ставить знаки препинания в предложениях простейшей конструкции с прямой речью;

воспитательная: воспитание интереса и уважения к родному языку; развитие уважения друг к другу.

Этапы работы

Содержание этапа

1.

Мобилизующий момент

Приветственное слово учителя

Цель этапа: мотивация обучающихся на основе принципа психологической комфортности.

2.

Актуализация знаний и фиксирование затруднений, разработка плана по выходу из затруднений

1. Проверка домашнего задания

-§ 48 правила, запись схем - эталонов

-№ 247 проверка, самооценивание

Цель этапа: повторение изученного о прямой речи; закрепление полученных знаний.

Деятельность учителя: организует беседу, направленную на выявление сформированности навыков определения умения ставить необходимые знаки препинания.

Деятельность обучающихся: вступают в беседу, отвечая на вопросы; демонстрируют навыки работы с прямой речью.

2. Самостоятельная работа.

Запись предложений под диктовку, составление схем.

Старик сажал яблони. Ему сказали зачем тебе яблони? Долго ждать от этих яблонь плода и ты не съешь их яблочка. Старик ответил я не съем,  другие съедят. Мне спасибо скажут.

Цель этапа: закрепление полученных знаний.

Деятельность учителя: формулирует проблемную ситуацию на основе текста, контролирует выполнение задания.

Деятельность обучающихся: самостоятельно работают с заданием.

3.Самопроверка по образцу (только схемы предложений)

-Что мы узнали, проверив по образцу?

-У кого были затруднения в нахождении прямой речи? У кого были затруднения в постановке знаков препинания при прямой речи?

 -В чем было затруднение у каждого из вас?

 -Поднимите руку, у кого все правильно.

Цель этапа: закрепление полученных знаний, развитие умения анализировать, доказывать и аргументировать ход и способ действий.

Деятельность учителя: организует беседу, направленную на выявление затруднений при постановке знаков препинания.

Деятельность обучающихся: осуществляют самоконтроль с использованием элементов самооценки.

3.

Реализация плана по разрешению затруднений (Изучение нового учебного материала)

.

1.Формулирование темы урока.  

Цель этапа: постановка конкретной учебной цели перед обучающимися.

-Какова же тема и  цель нашего урока?

2. Изучение нового материала: знаки препинания в предложениях с прямой речью (перед словами автора).

Цель этапа: закрепление и развитие полученных знаний.

Деятельность учителя: формулирует проблемную ситуацию на основе текста самостоятельной работы.

Деятельность обучающихся: самостоятельно работают с заданием.

Задание: изменить второе предложение с прямой речью таким образом, чтобы слова автора оканчивали предложение.

- Как изменились знаки препинания в предложении?

- Как изменится схема предложения?

4.

Физкультминутка

Цель этапа: снятие физического и эмоционального напряжения, предупреждение усталости.

Деятельность учителя: организует выполнение обучающимися физических упражнений, в игровой форме сочетая их с повторением ранее изученного.

Деятельность обучающихся: выполняют физические упражнения.

5.

Закрепление учебного материала

Цель этапа: закрепить умение анализировать, доказывать и аргументировать ход и способ действий; осуществлять самоконтроль с использованием элементов самооценки.

Деятельность обучающихся: осуществляют самоконтроль с использованием элементов самооценки.

1. Схематический диктант (один ученик у доски).

Запишите в колонки номера предложений с прямой речью, соответствующие данным схемам. 

А: “П”.

А: “П?”

П”, - а.

П?” - а.

П!” - а.

5

1

2

3

4

1. Серая Шейка спрашивала Ведь вы весной вернетесь

2. Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик советовала старая утка.

3. Неужели река замерзнет думала Серая Шейка.

4. Ах, как ты меня напугала, глупая проговорил заяц.

5. Лисичка сказала Я тебя съем.

2. Работа в группах (разноуровневые задания).

Цель этапа: поиск решения проблемы; контроль уровня усвоения материала; развитие речи обучающихся, развитие умения  работы в группах.

Деятельность учителя: формулирует проблемную ситуацию, организует работу в группах, помогает обучающимся преодолеть затруднения.

Деятельность обучающихся: выполняют задания разного уровня сложности, групповая работа с последующей «защитой».

1) Составьте предложения на тему “Зима и птицы” 

2) Из двух предложений составьте одно с прямой речью. Составьте схемы.

1. Пишут птицы и зверушки. Сделай нам кормушки!

2. Под глубоким снегом трудно найти корм маленькой птице. Сказала девочка. 

3) Дополните предложения прямой речью. Составьте схемы. 

1. Мальчик весело крикнул: “ ___________________________________ ”.

2. “ __________________________________________ ,” - сказал учитель.

4) В данных предложениях поставьте недостающие знаки препинания, в местах пропусков впишите глаголы “говорения” и обстоятельства, отвечающие на вопрос как? и выраженные наречиями. На темы какого произведения составлены данные предложения? 

1. Буратино _______________ _____________ Как посадить золотые в землю

2. Где же мой деревянный мальчик ____________ ____________ папа Карло.

3. Идемте скорее, ключик подходит _______________ _____________ всех Буратино.

Для справки: переспросил, повторял, звал; удивленно, растерянно, радостно.

3. Самостоятельная работа.

Цель этапа: закрепить умение анализировать, доказывать и аргументировать ход и способ действий; осуществлять уровня обученности.

Деятельность учителя: контролирует выполнение тестового задания.

Деятельность обучающихся: выполняют задания теста.

Тест 

1) Укажите схему построения предложения с прямой речью, в которой допущена ошибка в постановке знаков препинания.

П”,- а. 3. “П!” - а.

А – “П?” 4. А: “П”.

2) Какое предложение соответствует схеме?

П”, - а.

1. Старший молвил Что за диво!

2. Там, в лесу, стоит одна отвечает ей она.

3. Вы у меня в гостях, ребята сказал дедушка.

4. Ну, трогай громко скомандовал вожак.

3) Указать предложение с пунктуационной ошибкой.

Попугай кивнул головой, засмеялся и сказал: “ Хорошо!”

Спасибо тебе” : сказал доктор.

Звери, собирайтесь!” - крикнул он.

Что там случилось?” - спросил Крокодил.

4) Расставьте знаки препинания при прямой речи. Составьте схемы данных предложений.

Куда же вы спросил Андрей _________________

Держись за лодку успел крикнуть мальчик. ____________

Расскажи, что ты знаешь о звуке мягко обратился ко мне экзаменатор.__________

В известной песне поется С чего начинается Родина _________

6.

Подведение итогов урока. Рефлексия

Цель этапа: оценка своей деятельности на уроке.

Деятельность обучающихся: анализируют, оценивают свою работу на уроке

-Какую тему мы сегодня изучали?

-Чему научились?

-Что вызвало трудности?

7.

Задание на дом

§48, упр. 249.

Цель этапа: определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации