Технологическая карта урока информатики «Арифметические операции в позиционных системах счисления» (10 класс)

2
0
Материал опубликован 12 January 2021

Технологическая карта урока по информатике

на тему «Арифметические операции в позиционных системах счисления»


Класс: 10, инженерно-технический.

Цель деятельности учителя: углубить знания учащихся по теме «Системы счисления», сформировать умения и навыки производить арифметические операции в позиционных системах счисления.

Задачи урока:

Образовательная –вспомнить основные понятия по теме «Системы счисления», познакомить учащихся с основными арифметическими операциями в позиционных системах счисления; выработать практические умения по использованию полученных знаний на практике для решения заданий ЕГЭ;

Развивающая – способствовать развитию познавательной активности и логического мышления посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала, умения работать в группе;

Воспитательная – активизация познавательной и творческой активности учащихся, воспитание навыков самостоятельной работы; воспитывать умение высказывать личное мнение и прислушиваться к мнению другого (коммуникативности).

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать понятие «позиционные системы счисления»;

- уметь вычислять арифметические действия в позиционных системах;

Личностные:

-развивать навыки сотрудничества со сверстниками;

-формировать коммуникативные способности



Формирование Универсальных Учебных Действий (УУД):

Личностные (Л): установление связи между целью и мотивом деятельности;

Регулятивные (Р): целеполагание, составление плана и последовательности действий, оценка результата;

Познавательные (П): самостоятельное формулирование цели, поиск необходимой информации, умение структурировать знания;

Коммуникативные (К): умение слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли.



Оборудование: проектор, рабочие карты, задания для работы в группах, презентация (на платформе Prezi), интернет.

Технологическая карта:

п/п, этап урока

Содержание

деятельности учителя

Деятельность

учащихся

УУД

Организационный момент

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

Демонстрация готовности к уроку,

психологически настраиваются на работу.

Л: развитие навыков самоорганизации

Актуализаций знаний и мотивация.


















Практическое: упражнение



Назовите что вы видите перед собой?

Назовите правила записи чисел

Какие системы счисления вы знаете с курса 9-го класса?



Назовите основные позиционные системы счисления?



Назовите правила перевода чисел между позиционными системами






Выполнить любым способом следующие переводы чисел:

3648 – Х2, 5168 – Х16,

11101012 – Х8 – Х16

13410 – Х2

Отвечают на вопросы учителя:

-числа

истемы счисления

-позиционные и непозиционные




Десятичная, двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная


- Развернутая форма записи числа

(из 2, 8, 16 систем в 10ую)

- Путем деления на основание системы счисления в которую переводим код (из 10-в любую другую с\с)



Выполняют перевод чисел и осуществляют взаимопроверку.

Р: формирование осознанного подхода к оценке деятельности,



Л: мотивация к учебной деятельности



К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью







П: извлечение необходимой информации из презентации.


Постановка учебной задачи.







Формулирование темы урока и постановка целей.

В школе обучаются 1101102 учеников. 110102 из них учатся на «хорошо» и «отлично». Сколько учеников не учатся на хорошо и отлично?

С какой проблемой вы столкнулись? Почему не можете ответить на вопрос?



Выслушать предложенные способы решения, прокомментировать.


О чем мы сегодня будем говорить, сформулируйте тему урока?


Сформулируйте цель урока?



Чему бы вы хотели научится? Задачи урока:




Можно ли сказать, что из этих задач получится план?




Мы не умеем выполнять сложение и вычитание в двоичной системе счисления.






Арифметические операции в позиционных системах счисления


Вывести правила действий с числами в позиционных системах.


Вывести правила сложения, вычитания и умножения кодов, научиться применять на практике


да


К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;


Л: формирование математического мышления




Р: целепологание

«Открытие» нового материала














































Практические упражнения

Выполнение арифметических вычислений в позиционных системах счисления производится по общим правилам. В их основе лежат таблицы сложения и умножения однозначных чисел. Правила выполнения этих операций в десятичной системе вам хорошо известны с 1-го класса.

t1610474726aa.png

В десятичной системе счисления основание системы равно 10, поэтому полученную сумму (5+9 =14) мы раскладываем на сумму 10 + остаток (4).

4 записываем в этот же разряд в виде ответа, а 10 переносится дополнительной 1 на старший разряд. В старшем разряде складываем 3+4+1(доп. единица с младшего разряда = 8)


Аt1610474726ab.png как вы думаете, что будет в (8) и (16) системах?








Используя только что полученные знания, выполните задания в группах на карточках (прил. 2)


Выполняют записи в тетрадях













Работают в рабочих картах, выполняют задания.

Приложение (1)

















Предполагаемый ответ: В восьмеричной системе счисления основание системы равно 8, поэтому полученную сумму (6+7 =13) мы раскладываем на сумму 8 + остаток (5). 5 записываем в этот же разряд в виде ответа, а 8 переносится дополнительной 1 на старший разряд. В старшем разряде складываем 4+5+1(доп. единица с младшего разряда)=10. Сумму опять раскладываем как 8 + 2. Двойку записываем в этот же разряд, а 8 переносится доп. единицей на старший разряд.



Работают в группах.

П: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами,

развитие познавательной активности

Л:

формирование навыков решения задач


К: выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой

Групповая работа



1группа

В среде электронной таблицы создать автоматически заполняемую таблицу умножения для восьмеричной системы счисления.


2 группа

Составить программу, выводящую на экран таблицу умножения в системе счисления с основанием p (2<p<=10)

Учащиеся создают таблицу в табличном процессоре Excel.






Учащиеся пишут программу на языке Pascal.

П: развитие познавательной активности



Р.: контроль, коррекция,

оценка


Закрепление изученного

(резервное задание)


learningApps упражнение, 5 заданий на взаимопроверку в парах.


https://learningapps.org/8720759


Выполняют задания.

Р: умение использовать полученные знания на практике

Подведение итогов. Рефлексия.

Демонстрация полученных таблиц и программ.

Посмотрим на экран и подведем итоги урока:

Какая была тема урока?

Какую цель мы ставили пред собой на данном уроке?

Вам удалось достичь цели?

Кто из вас сегодня приобрел знания? Докажите.


-Перед вами лесенка успеха.

Первая ступенька, если у вас ничего не получилось и было сложно,

вторая ступенька поняли материал, но допускали ошибки в заданиях, третья ступенька, если вы все поняли и у вас все получилось.

-Поставьте себя на ступеньку, которая подходит вам.

-Хорошо ребята

-Спасибо за урок.

-До новых встреч!


Демонстрируют результаты работы, выполняю взаимопроверку и оценивание.


Арифметические операции в позиционных системах


Да

Высказывают свое мнение.





Рефлексия деятельности








Прощаются с учителем

Р:

формирование осознанного подхода к оценке деятельности.




П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия

Домашнее задание

Теоретическое: Выучить правила выполнения арифметических операций в системах счисления.

Практическое:

- выполнить работу в системе Якласс.

- составить таблицу умножения для производной любой системы счисления.

Записывают домашнее задание.





Приложение 1



1

в (10) системе счисления в (8) системе счисления в (16) системе счисления

t1610474726ac.gift1610474726ad.gift1610474726ae.gif

















Приложение 2

t1610474726af.gift1610474726ag.gif в (8) системе счисления в (16) системе счисления

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации