Технологическая карта урока информатики «Арифметические операции в позиционных системах счисления» (10 класс)
Технологическая карта урока по информатике
на тему «Арифметические операции в позиционных системах счисления»
Класс: 10, инженерно-технический.
Цель деятельности учителя: углубить знания учащихся по теме «Системы счисления», сформировать умения и навыки производить арифметические операции в позиционных системах счисления.
Задачи урока:
Образовательная –вспомнить основные понятия по теме «Системы счисления», познакомить учащихся с основными арифметическими операциями в позиционных системах счисления; выработать практические умения по использованию полученных знаний на практике для решения заданий ЕГЭ;
Развивающая – способствовать развитию познавательной активности и логического мышления посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала, умения работать в группе;
Воспитательная – активизация познавательной и творческой активности учащихся, воспитание навыков самостоятельной работы; воспитывать умение высказывать личное мнение и прислушиваться к мнению другого (коммуникативности).
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать понятие «позиционные системы счисления»;
- уметь вычислять арифметические действия в позиционных системах;
Личностные:
-развивать навыки сотрудничества со сверстниками;
-формировать коммуникативные способности
Формирование Универсальных Учебных Действий (УУД):
Личностные (Л): установление связи между целью и мотивом деятельности;
Регулятивные (Р): целеполагание, составление плана и последовательности действий, оценка результата;
Познавательные (П): самостоятельное формулирование цели, поиск необходимой информации, умение структурировать знания;
Коммуникативные (К): умение слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли.
Оборудование: проектор, рабочие карты, задания для работы в группах, презентация (на платформе Prezi), интернет.
Технологическая карта:
№ п/п, этап урока | Содержание деятельности учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент | Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. | Демонстрация готовности к уроку, психологически настраиваются на работу. | Л: развитие навыков самоорганизации |
Актуализаций знаний и мотивация. Практическое: упражнение | Назовите что вы видите перед собой? Назовите правила записи чисел Какие системы счисления вы знаете с курса 9-го класса? Назовите основные позиционные системы счисления? Назовите правила перевода чисел между позиционными системами
Выполнить любым способом следующие переводы чисел: 3648 – Х2, 5168 – Х16, 11101012 – Х8 – Х16 13410 – Х2 | Отвечают на вопросы учителя: -числа
-системы счисления -позиционные и непозиционные Десятичная, двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная - Развернутая форма записи числа (из 2, 8, 16 систем в 10ую) - Путем деления на основание системы счисления в которую переводим код (из 10-в любую другую с\с) Выполняют перевод чисел и осуществляют взаимопроверку. | Р: формирование осознанного подхода к оценке деятельности, Л: мотивация к учебной деятельности К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью П: извлечение необходимой информации из презентации. |
Постановка учебной задачи. Формулирование темы урока и постановка целей. | В школе обучаются 1101102 учеников. 110102 из них учатся на «хорошо» и «отлично». Сколько учеников не учатся на хорошо и отлично? С какой проблемой вы столкнулись? Почему не можете ответить на вопрос? Выслушать предложенные способы решения, прокомментировать. О чем мы сегодня будем говорить, сформулируйте тему урока? Сформулируйте цель урока? Чему бы вы хотели научится? Задачи урока: Можно ли сказать, что из этих задач получится план? | Мы не умеем выполнять сложение и вычитание в двоичной системе счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления Вывести правила действий с числами в позиционных системах. Вывести правила сложения, вычитания и умножения кодов, научиться применять на практике да | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Л: формирование математического мышления Р: целепологание |
«Открытие» нового материала Практические упражнения | Выполнение арифметических вычислений в позиционных системах счисления производится по общим правилам. В их основе лежат таблицы сложения и умножения однозначных чисел. Правила выполнения этих операций в десятичной системе вам хорошо известны с 1-го класса. В десятичной системе счисления основание системы равно 10, поэтому полученную сумму (5+9 =14) мы раскладываем на сумму 10 + остаток (4). 4 записываем в этот же разряд в виде ответа, а 10 переносится дополнительной 1 на старший разряд. В старшем разряде складываем 3+4+1(доп. единица с младшего разряда = 8) А как вы думаете, что будет в (8) и (16) системах? Используя только что полученные знания, выполните задания в группах на карточках (прил. 2) | Выполняют записи в тетрадях Работают в рабочих картах, выполняют задания. Приложение (1) Предполагаемый ответ: В восьмеричной системе счисления основание системы равно 8, поэтому полученную сумму (6+7 =13) мы раскладываем на сумму 8 + остаток (5). 5 записываем в этот же разряд в виде ответа, а 8 переносится дополнительной 1 на старший разряд. В старшем разряде складываем 4+5+1(доп. единица с младшего разряда)=10. Сумму опять раскладываем как 8 + 2. Двойку записываем в этот же разряд, а 8 переносится доп. единицей на старший разряд. Работают в группах. | П: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами, развитие познавательной активности Л: формирование навыков решения задач К: выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой
|
Групповая работа | 1группа В среде электронной таблицы создать автоматически заполняемую таблицу умножения для восьмеричной системы счисления. 2 группа Составить программу, выводящую на экран таблицу умножения в системе счисления с основанием p (2<p<=10) | Учащиеся создают таблицу в табличном процессоре Excel. Учащиеся пишут программу на языке Pascal. | П: развитие познавательной активности Р.: контроль, коррекция, оценка |
Закрепление изученного (резервное задание) | learningApps упражнение, 5 заданий на взаимопроверку в парах. https://learningapps.org/8720759 | Выполняют задания. | Р: умение использовать полученные знания на практике |
Подведение итогов. Рефлексия. | Демонстрация полученных таблиц и программ. Посмотрим на экран и подведем итоги урока: Какая была тема урока? Какую цель мы ставили пред собой на данном уроке? Вам удалось достичь цели? Кто из вас сегодня приобрел знания? Докажите. -Перед вами лесенка успеха. Первая ступенька, если у вас ничего не получилось и было сложно, вторая ступенька поняли материал, но допускали ошибки в заданиях, третья ступенька, если вы все поняли и у вас все получилось. -Поставьте себя на ступеньку, которая подходит вам. -Хорошо ребята -Спасибо за урок. -До новых встреч! | Демонстрируют результаты работы, выполняю взаимопроверку и оценивание. Арифметические операции в позиционных системах Да Высказывают свое мнение. Рефлексия деятельности Прощаются с учителем | Р: формирование осознанного подхода к оценке деятельности. П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия |
Домашнее задание | Теоретическое: Выучить правила выполнения арифметических операций в системах счисления. Практическое: - выполнить работу в системе Якласс. - составить таблицу умножения для производной любой системы счисления. | Записывают домашнее задание. |
Приложение 1
1
в (10) системе счисления в (8) системе счисления в (16) системе счисления
Приложение 2
в (8) системе счисления в (16) системе счисления