12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Довба Светлана Николаевна52

Предмет

Литературное чтение

Учитель

Довба Светлана Николаевна

Дата

22.10.2021

Класс

3-В

Тема урока:

А.С.Пушкин «Зимний вечер»

Цели:

Расширить знания учащихся о жизни и творчестве А.С Пушкина; познакомить с новым произведением А.С. Пушкина; пробудить интерес к творчеству Пушкина; обучать правильному выразительному чтению; раскрыть красоту поэтического произведения; развивать память, речь, воображение.

Планируемые результаты урока (в соответствии с ФГОС)

Предметные результаты

Ученик научится:
- понимать смысл стихотворения;

- понимать настроение лирического героя.

Ученик получит возможность научиться:
- навыкам выразительного чтения лирического текста;
- сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы.

Личностные результаты

У ученика будут сформированы:
- знания основных моральных норм поведения,

- представления о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа.

Ученик получит возможность для формирования:
- первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- представления о языке как средстве общения, о разнообразии ситуаций общения.

Регулятивные результаты

Ученик научится:
- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи и в уме.

Ученик получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Познавательные результаты

Ученик научится:
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
- осуществлять сравнение, классификацию изученных фактов языка с опорой на выделенные учителем критерии;
- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

Ученик получит возможность научиться:
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- воспринимать смысл небольшого текста;
- соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Коммуникативные УУД.

Ученик научится:
- иметь представление о возможности существования различных точек зрения, о возможности договариваться, приходить к общему решению;

Ученик получит возможность научиться:
- принимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить понятные высказывания;
- задавать вопросы

Тип урока

Усвоение новых знаний

Оборудование

портрет автора, учебники, рабочие листы, аудиозапись, словари, презентация, наглядный материал.

Используемые технологии

технология игровых методик;

технология сотрудничества;

ИКТ;

здоровьесберегающая технология;

технология оценивания (контроль результатов);

объяснительно-иллюстративная технология





Технологическая карта урока

Этапы урока

Планируемая деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

Методический комментарий

1

Организационный момент










Проверка готовности к уроку.

- Покажите смайликом, с каким настроением начинается у Вас урок.

На доске волшебный конверт, который достанется самым активным на уроке!

-Можно получить «6» за работу на уроке

-Можно получить освобождение от домашнего задания

-Можно на любом уроке поработать учителем

Настраиваются на эмоциональное восприятие произведения.




Личностные: доброжелательность, трудолюбие; учебная мотивация;

самоопределение;

Познавательные: готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем .

2.

Речевая разминка

Слайд 1

Зимним утром от мороза

На заре звенят березы.

Зимним утром от мороза

На заре звенят березы?

3имним утр0м 0т м0р03а

На 3аре 3венят 6ере3ы!



Читают повествовательное, невосклицательное предложение

Читают вопросительное предложение



Читают восклицательное предложение с элементами математических знаков

Регулятивные: умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, анализ и синтез

3.

Актуализация знаний.



Дома Вы подготовили рисунки для нашей выставки по изученному произведению

Так же вам нужно было подготовить выразительное чтение стихотворения «Зимнее утро»

Проверку домашнего задания предлагаю выполнить в необычной форме.

Послушайте внимательно строки и вы сразу все поймете.

Как-то раз мой сын Тимошка

Пошутить решил немножко.

Взял он ножницы мои

Ими сделал раз, два, три.

И все строчки от стиха разлетелись

В никуда…

Кто же мне сейчас поможет

И стихи все в ряд положит?


Чтение произведения по очереди



Я учитель!

- Кто из Вас желает временно занять мое место? (ученик называет имена учащихся и оценивает смайликами активности)

-оформление выставки рисунков и книг























- следят за чтением одноклассников, соблюдают порядок строк в стихотворении



Ученик принимает роль учителя и дает возможность ответить своим одноклассникам

Коммуникативные: учатся слушать и понимать других; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

5.

Постановка цели и задач на урок













Слайд



Слайд



Мы сейчас послушали прекрасное стихотворение А.С.Пушкина "Зимнее утро"

Наблюдаем ли мы постоянство природы в стихотворении «Зимнее утро»?

- После того как мы с вами ушли домой, наш класс тоже посетило это непостоянство природы. И разбросало по классу буквы и части какой-то иллюстрации

- Давайте, всё соберем и разберемся, что для нас приготовила Пушкинская природа.

О чем говорят эти слова и картинки?

Какую цель и задачи поставим перед собой сегодня на уроке?

Сравните название произведений.

Если бы мы были на уроке русского, то сказали бы, что они являются – противоположными или антонимами

Чтобы разобраться нам в том, почему Александр Сергеевич решил написать это произведение, нужно еще немного раскрыть его биографию.







Ответы детей.









-Собирают две картины и название произведения у доски.

Цель

Познакомиться с произведением А.С.Пушкина «Зимний вечер»

Задачи

Узнать, какие художественные приёмы использует автор.

Учиться сравнивать стихотворения разные по настроению.

АНТОНИМАМИ





Регулятивные: умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии;

Познавательные: готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;

Коммуникативные: умение отвечать на поставленный вопрос с достаточной полнотой и точностью; умение аргументировать свои высказывания; умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении;

6.

Работа по теме

А для этого давайте представим, какая бы получилась беседа корреспондента очень известной газеты с поэтом Пушкиным.

1. Когда вы написали стихотворение «Зимний вечер»?

Это был один из тяжелых периодов моей жизни. Меня отправили в ссылку в Село Михайловское, в маменькино имение. Там я пробыл два долгих года.

2. За что вас сослали?

Как сказал царь Александр I: «Он наводнил Россию возмутительными стихами. Вся молодежь их читает. Его надобно сослать».

3. Вы там были в одиночестве?

Мне там было очень тяжело без родных, друзей, но благодаря доброте и отзывчивости, любящей меня как родного сына, милой няни, я вынес все тяготы этих двух лет.

4.  Чем же могла помочь гению простая крепостная старушка?

Но я плоды моих мечтаний
И гармонических затей
Читаю только старой няне,
Подруге юности моей...

Все долгие вечера мы вели задушевные разговоры, я очень любил беседовать с ней. Ей первой читал только что написанные стихи, слушал её рассказы, записывал со слов сказки, которые няня рассказывала в детстве. И ещё я посвятил ей свои стихи.

- Как звали няню Александра Сергеевича?

- Кем он ее считает?

- Кому и почему было написано это произведение?





Чтение диалога







































Арина Родионовна

Подругой

Няне, он ее очень сильно любил и считал своей лучшей подругой

Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; работу с информацией, выполнение логических операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация); извлечение необходимой информации из текстов; выявление сущности, особенности объектов.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; умеют высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая

успехи с усилиями, трудолюбием

7.

Физкультминутка

слайд

Проведем, друзья, сейчас

Упражнения для глаз.

Вправо, влево посмотрели

Глазки все повеселели

Снизу вверх и сверху вниз

Ты хрусталик не сердись,

Мы не будем циркуль брать

Будем взглядом круг писать.





8.

Подготовка к первичному знакомству

Работа со словарем

слайд

Работа с текстом

- Как мы будем работать со словарем?
Буря -
перемещению по воздуху огромных масс снега

Веретено - Ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренными концами и утолщением посредине

Мглою, мгла – непрозрачный воздух из-за снега.
Кровле обветшалой –  прогнившей крыше.
Лачуга – бедная хижина, плохой дом.


Работа с таблицей паузы.

- часть учеников ищет определения

- остальные работают с текстом и таблицей пауз

Коммуникативные: учатся слушать и понимать других; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; работу с информацией, выполнение логических операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация); извлечение необходимой информации из текстов; выявление сущности, особенности объектов.



9.

Первичное чтение

Представьте: зимний вечер, на улице вьюга, а вы сидите у печи после долгой прогулки по морозцу, пьёте горячий какао и слушаете одно из замечательных произведений.


Первичное чтение учителем под аудио запись.

- Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

Какие моменты показались вам особенно волнительными? (Или один момент)

- Сейчас я предлагаю вам самостоятельно познакомиться с содержанием стихотворения.


Учащиеся настраиваются на прослушивание стихотворения







Слушание

-ответы детей

(волнение, тревога, грусть, спокойствие, минуты радости)

Жужжащее чтение

физминутка



Не боимся мы пороши –
Ловим снег,
Хлопок в ладоши!
Руки в стороны, по швам –
Снега хватит нам и вам!

Чтение цепочкой каждого отрывка





10.

Работа с текстом

-Вы уже познакомились немного с текстом, теперь почитаем вслух.

Что происходит с погодой в этот зимний вечер?



С кем или с чем автор сопоставляет бурю? 

- Сейчас я предлагаю выполнить задание 1 в рабочих листах. (подчеркните сравнения, которые использует автор)


Поэт прибегает к очень интересному приёму в литературе - олицетворению т. е. он     говорит о буре, как живом существе.

- Прочитайте задание 2 в рабочих листах.

- Что вам нужно выполнить в этом задании?


- На сколько частей мы можем разделить стихотворение?

(описание природы, описание места действия, описание разговора с няней)

– Озаглавьте каждую часть строками из стихотворения и распределите иллюстрации.




Прочитайте каждую часть стихотворения.

Автор рисует бурю и вой ветра с помощью звукописи. В тексте много слов со звуками, изображающими шум ветра, его порыва и завывание, похожие на рёв зверя:

(р) – «буря», «кроет», «вихри», «крутя», «зверь»;

(с), (з), (ч), (ш) – «зверь», «завоет», «обветшалой», «соломой», «зашумит», «запоздалый», «окошко», «застучит»;

(а), (о), (у), передающие вой ветра: «буря», «мглою», «небо», «кроет» и т.д.



Когда поэт описывает лачугу, меняется ли настроение? Почему?  Прочтите вслух.
– Переходит ли это настроение и на следующие строки о няне? Докажите. Какими словами он говорит об этом?
– А ведь к этому чувству уныния добавляется ещё чувства. Какие? 
(Чувства к няне: любовь, доброта, ласка, уважение).
– И теперь я повторяю вопрос, почему Пушкин и начинает с описания бури, и заканчивает описанием бури?  

– О какой буре идёт речь?
– О буре, которая у него внутри!

Чтение стихотворения вместе с звукозаписью.


Чтение по цепочке четверостишьями.

Погода в стихотворении не спокойная

Автор описывает бурю



-Выполняют задание 1 в рабочих листах

(работа с раб лист).



- Дети на место пропущенного олицетворения вставляют нужную цифру

-Дети дают устный ответ

- рабочие листы задание 3

1. Буря.

2. Ветхая лачужка.

3. Спой мне песню.



- Чтение произведения по частям







Чтение классом









Ответы детей













- Чтение под звукозапись

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; умеют высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.



11.

Итог урока


С каким стихотворением мы сегодня познакомились?

- Кто автор стихотворения?

- Кому посвящено данное стихотворение?

- Кому было интересно на уроке? Что особенно понравилось?

- Хотели бы вы продолжить знакомство с произведениями А.С. Пушкина?

«Зимний вечер»



А.С.Пушкин



Няне



Ответы детей

Познавательные: ориентируются в системе знаний.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.

Личностные: проявляют интерес к предмету

12

Домашнее задание

Выучить отрывок стихотворения наизусть



Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

13.

Рефлексия

слайд

Оцените свою работу крылатыми словами из сказок А.С.Пушкина:

Разбитое корыто – ничего не узнали, остались с первоначальными знаниями

Не по дням, а по часам – узнали и все быстро запомнили

Дорогой ценой – на уроке было тяжело работать

- Вспомните каким смайликом вы показали свое настроение в начале урока, оно у вас изменилось? Покажите.

Определим самого активного на уроке. Счет смайликов.
вскрытие конверта

Молодцы! Вы сегодня замечательно поработали. Пусть в вашей жизни будут вьюги и метели, но на смену всегда приходит солнечное утро.

- Учащиеся подводят итоги по своей работе на уроке, определяются самые активные ученики.



14.

Заключительная часть

Спасибо, что посетили наш урок!



-Ученики выходят с цифрами к доске, а учащиеся выстраивают в обратном порядке.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.