Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе «Рукописные книги Древней Руси»
Урок 1.
Рукописные книги Древней Руси
Тип урока: постановка учебной задачи |
||
Педагогические задачи: создать оптимальные педагогические условия для проведения эвристической беседы на тему «Летом я открыл для себя новую книгу, нового автора, новое произведение…», раскрепощенного откровенного высказывания учащимися своих впечатлений о летнем читательском опыте; ознакомления с новой учебной книгой, высказываниями Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха о книге; раскрытия значения книги как мудрого наставника и друга; обучения работе с книгой (давать название выставке книг, классифицировать книги по разным основаниям, узнавать произведение по обложке книги, находить нужное произведение в книге); способствовать формированию умения определять тему, главную (основную) мысль текста; помочь учащимся в понимании глубины и содержания произведения |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: познакомятся с историей создания книг, размышлениями одноклассников, почему книгу называют великим чудом; научатся пользоваться выходными данными, тематическим каталогом, оглавлением, аннотацией, словарём в конце учебника; различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация), применять систему условных обозначений при выполнении заданий; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного чтения книг |
Метапредметные: познавательные: прогнозируют содержание раздела; имеют представление о структуре учебной книги по литературному чтению и умеют в ней ориентироваться, находят необходимую информацию (нужную главу и произведение в содержании учебника); предполагают на основе названия содержание главы; планируют работу по теме, используя условные обозначения; ориентируются в художественной книге; самостоятельно и целенаправленно осуществляют выбор книги; придумывают рассказы, используя различные источники информации; регулятивные: выполняют учебные задания, используя алгоритм или план; оценивают выполненное задание в рамках учебного диалога; действуют согласно условным обозначениям, предложенным авторами учебника; коммуникативные: составляют связное высказывание по иллюстрациям |
Личностные: проявляют уважительное отношение к книге как культурной ценности, интерес к ней, желание рассказывать о прочитанной книге |
Образовательные ресурсы: свеча, гусиное перо |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащегося |
Формируемые способы |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
I. Организация начала урока |
Долгожданный дан звонок – Начинаем наш урок! Все за парты тихо сели И учиться захотели. |
Слушаем внимательно, Работаем старательно. Ответить хочешь – не шуми, Просто руку подними. |
Проговаривают стихотворение, психологически настраиваясь на урок. Показывают готовность Выбирают из предложенных учителем карточки – Не можем, потому что не знаем тему урока |
Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения |
– Чего вы ждете от сегодняшнего урока? Вам бы хотелось… |
||||
Предлагает для составления табло желаний карточки. – На уроке я хочу: • слушать; • читать; • рассуждать; • играть; • узнавать новое; • рассказывать. |
||||
– Это наши желания. Можем ли мы сразу выполнить свои желания? Почему? |
||||
II. Изучение нового материала. 1. Разгадывание ребуса. 2. Рассказ учи- теля. |
– Отгадайте ребус – и вы узнаете, о чём мы будем говорить на уроке (см. ресурсный материал). – Правильно, о книгах, о рукописных книгах. Рассказывает об истории возникновения письменности (см. ресурсный материал). – Как люди передавали сведения в другую деревню, город, когда не знали, что такое письменность? – Как вы думаете, удобно было пользоваться иероглифами и почему? – Рассмотрите плакат с буквами славянской азбуки. Каких букв нет сейчас в нашем алфавите? – В России очень почитают Кирилла и Мефодия, на Славянской площади в Москве |
Разгадывают ребус. Внимательно слушают. Высказывают предположения. – Нет, неудобно – сложно выучить. Отвечают на вопрос. Внимательно слушают. |
Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
Физкультминутка Знанья получать – не шутка, Разгоняем мы дремоту – Отдых нам – физкультминутка. Выполняем повороты: Раз – присели, два – привстали, Влево-вправо, влево-вправо – Сели-встали, сели-встали. Получается на славу. |
Сопровождают слова учителя соответствующими действиями. |
Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя. |
|
3. Работа с учебником. |
– Откройте учебники и прочитайте, как называется первый раздел учебника. |
– «Самое великое чудо |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Осуще-ствляют логические дей-ствия. Владеют навыками осознанного |
– Что мы называем самым великим чудом на свете? Ответить на этот вопрос поможет статья из учебника на с. 4. – А теперь закройте глаза. Представьте себе, что мы перенеслись в прошлое, в XII век, в Киево-Печерский монастырь, где в тихой келье, при мерцающем пламени свечи неустанно пишет свой труд монах Нестор. |
Читают по цепочке. |
||
Читает стихотворение А. С. Пушкина (см. ресурсный материал). – Таким представлял себе монаха-летописца поэт. |
Внимательно слушают. |
||
4. Словарная |
– Скажите, что значит келья? – В русских монастырях келья, как правило, представляет собой комнатку на одного-двух монахов с минимальным внутренним убранством: столом, стулом, кроватью или жестким топчаном. – Кто такой летописец, чем он занимается? – Нестор описывал события по годам, в хронологическом порядке. |
Определяют совместно |
|
5. Работа с учебником. |
– Труд его назывался летопись. Нестор был одним из создателей первых книг. Какими были первые рукописные книги, мы узнаем, прочитав статью в учебнике на с. 6. |
Читают учебную статью. |
|
6. Беседа по содержанию прочитанного. |
– Как выглядели рукописные книги? – Кто их создавал? – Что такое летопись? – О чём писали в древних летописях? |
Отвечают на вопросы. |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
7. Ознакомление со строением книги. 8. Отгадывание загадок |
Демонстрирует иллюстрацию со строением книги (см. ресурсный материал). По ходу ознакомления учащихся со строением книги вывешиваются карточки со словами: обложка, переплет, страница, книжный блок, корешок, форзац, титульный лист, послесловие, оглавление, содержание. – На первый взгляд все книги похожи: у них есть обложка, листы, корешок... Как вы думаете, чем тогда они отличаются друг от друга? Рассказывает о строении книги (см. ресурсный материал). Загадывает загадки (см. ресурсный материал). |
– У них разные авторы, названия. Есть книжки с рисунками, а есть – без... А еще книги отличаются своим внешним видом. Внимательно слушают. |
|
– Отгадайте загадки и проверьте, что вы знаете о книге |
Отгадывают загадки |
||
III. Закрепление изученного материала |
– Отгадайте кроссворд (см. ресурсный материал) |
Разгадывают кроссворд |
Осуществляют логические действия |
IV. Подведе- |
– Какие имена вы услышали и запомнили сегодня на уроке? – Хорошо ли поработали на уроке? Обоснуйте. – У кого были трудности, в чём? – Что нового и интересного узнали? – Закончите фразы: • Мне понравилось… • Новыми знаниями я смогу поделиться… |
Делают выводы и обобщения |
Формулируют ответы на вопросы |
Домашнее задание: Выполнить задания в рабочей тетради (с. 9–13) |
Внимательно слушают, задают уточняющие |
Принимают |