Технологическая карта урока математики в 4 классе «Соотношения единиц длины»
Технологическая карта урока математики
4 класс
Тема: Соотношения между единицами длины
Учебный предмет | Математика | ||||
Учитель | Мацуева Марина Владиславовна | ||||
Школа, класс | МАОУ «Гимназия № 93 г. Челябинск», 4 класс | ||||
Тема урока | Соотношения между единицами длины. | ||||
Тип урока | Урок открытия (освоения) новых знаний и видов учебных действий. | ||||
Цель изучения (целевые установки урока): | Детальное знакомство со старинными единицами измерения длины, освоить новые преобразования, на основе имеющихся, применять новые знания для решения задач. | ||||
Планируемые результаты: | Личностные | Метапредметные (УУД) | Предметные | ||
Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута. Собирание и изучение краеведческого материала. Регулирование своего поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями. Ориентирование в понимании причин успешности/неуспешности в учебе. | Регулятивные: ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику, и того, что еще неизвестно; контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирать необходимые для решения учебной задачи, ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику, и того, что еще неизвестно; контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца. перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и ее результат, слушать мнения других. | Выполнять действия с величинами. Составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации. Решать арифметическим способом (в 1–2 действия) задачи, текстовое содержание которых связано с повседневной жизнью региона, его особенностями. Устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий. Находить разные способы решения задачи. | |||
Материально-техническое обеспечение урока | |||||
Учебно-методическая литература Оборудование презентация, учебник, М.И. Башмаков, М.Г. Нефёдова «Математика», 4 класс Башмаков М.И ., Нефёдова М. Математика: рабочая тетрадь № 1, № 2 к учебнику Башмаковой М.И ., Нефёдовой М. «Математика»: 4 й класс. М.: Астрель, 2014 карточка с задачей, Толковый словарь, справочник | ЦОР Компьютер, проектор, планшеты. | ||||
Ход урока | |||||
Мотивация учебной деятельности путём создания у обучающихся внутреннего стремления к освоению новых знаний и/или видов учебных действий | |||||
Содержание 1. Организационный момент Задача: от Челябинска до города Миасс 83 версты. От Челябинска до Южноуральска 40000саженей. Какой город к Челябинску ближе? | Деятельность учителя 1. Приветствует детей и предлагает приступить к работе. 2. Предлагает детям задачу для прочтения с пометами. (карточка у каждого ребёнка) | Деятельность ученика 1. Организует рабочее место. 2. Читает текст задачи и отмечает знаком «?» незнакомые термины.
| Планируемые результаты (формируемые УУД) Умение под руководством учителя выделять и формулировать познавательную цель. | ||
Актуализация учебной деятельности | |||||
Содержание Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Работа с терминами «верста», «сажень». Определение темы и цели урока. Продуктом данного этапа урока является: тема «Единицы измерения длины. Старинные единицы измерения длины» Цель – освоить новые преобразования. | Деятельность учителя 1. Узнаёт, смогут ли решить задачу. 2. Выписывает на доску слова, которые дети пометили в задаче. 3.Предлагает отнести эти слова к определённой группе: единицы измерения массы (объема, длины, времени) и сформулировать тему и цель урока. 4.Выясняет, как ученики предлагают уточнить числовое значение слов. 5. Предлагает сформулировать учебную задачу на данном уроке. | Деятельность ученика 1.Предполагают, что задачу можно решить, если уточнят числовое значение терминов. 2.Относят слова к группе единиц измерения длины, т.к. на уроке литер. чтения знакомились со старинными единицами измерения длины. Формулируют тему урока. 3.Предлагают воспользоваться словарём, Интернетом, справочником. 4. Формулируют учебную задачу: найти информацию о версте, сажени. Проиллюстрировать её. | Планируемые результаты (формируемые УУД) Умение в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале. Умение преобразовывать практическую задачу в познавательную. Умение принимать и сохранять учебную задачу. | ||
| | | | ||
Формирование вариативных алгоритмов освоения новых знаний и / или видов учебных действий | |||||
Содержание Открытие новых знаний | Деятельность учителя 1.Организует работу в группах. Напоминает правила медиа безопасности. Информация – это новые знания или факты. Озвучивают высказывания и делают вывод, что информация бывает правдивой или ложной, полезной или вредной. Доверять будем информации, сравнивая разные её источники. | Деятельность ученика 1. Работают в 6 группах по 4 человека. (Роли распределяются жребием: ищу в словаре, ищу в справочнике, ищу в Интернете, собираю информацию - выступаю) по поиску информации. Готовят устное высказывание и иллюстрацию к нему. | Планируемые результаты (формируемые УУД) Умение принимать и сохранять учебную задачу. Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, решение практических и познавательных задач с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, словарей (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет. Умение с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия. Умение сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных текстах информацию. Умение в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию. | ||
Физминутка. | Предлагает учащимся проведение физ. минутки. | Выполняет упражнения. Переключение внимания с урока на отдых. Настрой на работу. | Формирование устойчивого интереса к процессу учения. | ||
Освоение новых знаний и / или видов учебных действий на основе алгоритма деятельности при выполнении учебных действий (закрепление) | |||||
Содержание Выступление групп Продуктом данного этапа урока является: сажень – примерно 2м, верста – примерно 1 км. Решение задачи. | Деятельность учителя 1.Просит напомнить, какова была учебная задача для каждой группы. 2. Предлагает вернуться к задаче и решить её. 3.Предлагает проверить решение, опираясь на слайд, где появляется каждое отдельное действие. 4. Узнает, есть ли другие варианты решения и предлагает оценить работу по двум критериям: решил сам, решил после объяснения. | Деятельность ученика 1.Кратко информируют класс о выполненной работе. 2. Решают задачу. 3. Дают пояснение каждому действию, проверяют свое решение, предлагают (если есть) другие варианты решения. 4.Оценивают работу с помощью специальных обозначений. | Планируемые результаты (формируемые УУД) Умение принимать и сохранять учебную задачу. Способность структурировать полученные знания. Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Умение в сотрудничестве с учителем осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату действия самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. | ||
| | | | ||
Выполнение пробного учебного действия | |||||
Содержание Первичное закрепление во внешней речи. Продуктом данного этапа урока является: км м дм см мм 100 10 10 10 100 100 | Деятельность учителя Организует фронтальную работу. 1.Предлагает ответить на вопрос, часто ли приходится в жизни для измерения длины пользоваться старинными единицами, и где новые знания будут применяться. 2. Предлагает вспомнить современные единицы измерения длины и установить между ними соотношения. | Деятельность ученика 1.Дети понимают, что пользуются современными единицами измерения длины, со старинными - встречаются на уроках литературного чтения при работе с текстами. На уроках логики при работе с занимательными задачами. 2. Выполняют работу. | Планируемые результаты (формируемые УУД) Умение принимать и сохранять учебную задачу. Умение определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий. Умение использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач. | ||
| | | | ||
Самопроверка (взаимопроверка) уровня усвоения новых знаний и/или сформированности видов учебных действий | |||||
Содержание Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Деятельность учителя 1.Предлагает пользоваться полученной моделью для работы с заданиями учебника по преобразованию единиц измерения длины и решению задач. 2.Оказывает помощь детям, которые испытывают затруднения. 3.Организует проверку выполнения работы. 4. Предлагает оценить уровень усвоения нового материала, оценивает некоторых учащихся. | Деятельность ученика 1.Перед выполнением каждого задания определяют учебную задачу, выполняют задание. 2. Оказывают помощь одноклассникам. 3.Проверяют работу. Преобразования – взаимопроверка, опираясь на эталон, предложенный учителем на слайде. Задачу – самопроверка по решению ученика, работающего у доски. 4. Оценивает выполнение работы. (выполняю преобразования сам, воспользовался помощью, пока не понимаю, как преобразовывать единицы измерения длины) (решил задачу сам, с помощью ) | Планируемые результаты (формируемые УУД) Принятие задания и удержание его. Контроль внимания. Анализ, самостоятельное применение установленного правила. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Умение обобщать. Определение правильности выполненного задания на основе сравнения с образцом. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. | ||
| | | | ||
Рефлексия учебной деятельности по освоению новых знаний и/или формированию видов учебных действий | |||||
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) | ||
Рефлексия учебной деятельности Итог урока | 1.Предлагает вспомнить тему и цель урока, пути и способы достижения цели. 2. Предлагает подумать, ограничивается ли список старинных единиц измерения длины двумя терминами. 3. Предлагает д/з: найти другие термины, объяснить (показать) их или найти задачи со старинными единицами измерения длины. | 1.Озвучивают тему и цель урока, пути и способы достижения цели. 2. Вспоминают, что читали (слышали) и о других единицах измерения длины. 3. Записывают д/з и предполагают, какая работа будет на следующем уроке. | Умение принимать и сохранять учебную задачу. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Формирование устойчивого интереса к процессу учения. |