Технологическая карта урока математики «Соотношения между единицами массы», 4 класс
Технологическая карта
Предмет: математика
Автор: учитель начальных классов Агапова Любовь Евгеньевна
Класс: 4
Тема: Соотношения между единицами массы.
Цель урока |
Основное содержание |
Термины и понятия |
|||||
Сформировать умения выражать массу предметов в разных единицах, выполнять арифметические действия с единицами массы. |
Повторение знаний о разрядном составе многозначных чисел. Действия с именованными числами: -перевод единиц измерения массы из более крупных в более мелкие и наоборот; -арифметические действия с единицами массы (работа с учебником и на детских ноутбуках). |
Величина, единицы измерения, масса, именованные числа, отвлеченные числа. |
|||||
Планируемые результаты |
|||||||
Предметные умения |
Метапредметные результаты |
||||||
1) умение выражать массу предметов в разных единицах; 2) умение выполнять арифметические действия с единицами массы; 3) владение математической терминологией. |
1) определять умения, которые будут сформированы на основе изучаемой темы, определять круг своего незнания; 2) определять цель урока, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты; 3) анализировать, сравнивать, группировать отвлеченные и именованные числа; 4) учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре, договариваться и приходить к общему решению; 5) осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов; 6) самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее и представлять информацию в виде схем; 7)оценивать результаты собственной деятельности, объяснять по каким критериям проводилась оценка. |
||||||
Универсальные учебные действия |
|||||||
Личностные |
Учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; ориентация на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания; осознание своих возможностей в учении, способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; уважать себя и верить в успех. |
||||||
Регулятивные |
Определять умения, которые будут сформированы на основе изучаемой темы, определять круг своего незнания; определять цель урока, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты; осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов; оценивать результаты собственной деятельности, объяснять по каким критериям проводилась оценка. |
||||||
Познавательные |
Анализировать, сравнивать, группировать отвлеченные и именованные числа; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее и представлять информацию в виде схем. |
||||||
Коммуникативные |
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре, договариваться и приходить к общему решению. |
||||||
Организация работы |
|||||||
Межпредметные связи |
Форма работы |
Учебно-методический комплекс |
|||||
Информатика |
фронтальная индивидуальная работа в паре |
«Планета знаний» М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Математика 4 класс. Учебник. В 2 ч. — М.: АСТ, Астрель. 2010. М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Математика 4 класс. Рабочие тетради № 1, 2. — М.: АСТ, Астрель. 2010. УМК «Начальная школа. Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия» |
|||||
I этап. Мотивация к деятельности |
|||||||
- Ребята, мы начинаем урок математики. Проверьте, все ли у вас готово к уроку. - А сейчас настройтесь на работу. Если будем работать быстро, отвечать дружно, то обязательно добьёмся успеха. |
|||||||
II этап. Учебно-познавательная деятельность (обучающие и развивающие задания и упражнения) |
|||||||
Деятельность |
учителя |
ученика |
|||||
II. Актуализация знаний. После каждого задания на доске открывается ответ.
Открывается на доске второй столбик. 30205 м 3000 м+200 м+5 м 57003 см 50000 см + 7000 см + 3 см 18025 дм 32000 мм 90 км
На доске:
III. Постановка цели урока. На доске. 58 кг 560 г 4700000 г
На доске. 58 кг 560 г = … г 4700000 г = … кг = … ц = … т … ц
IV. Работа над новым материалом. Открывается тема на доске.
Учебник с.8 №1 б) 1 ц – это 100 кг, значит: 2 ц 35 кг = 200 + 35 = … кг в) 1т – это 1000 кг, значит: 7т 60 кг = 7000 + 60 = …кг г) 1т – это 10ц, значит: 15т 8 ц = 150 + 8 = … ц Карточка. Образец: 58 кг 560 г = 58000 г + 560 г = 58560 г 6 кг 230 г = = г 30 ц 5 кг = = кг 18 т 50 кг = = кг 16 т 7 ц = = ц Слайд 1. Образец.
После выполнения учащимися задания на экран проецируется образец.
Слайд 2. Физкультминутка для глаз. Закрыть глаза на несколько секунд, сильно напрягая глазные мышцы, затем раскрыть их, расслабив мышцы глаз. Повторить 4-5 раз. Затем посмотреть вдаль. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на несколько секунд, затем посмотреть вдаль прямо. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 4-5 раз. Часто открывать и закрывать глаза (моргать) в течение 5 с.
Учебник № 3 (а, б) у доски с объяснением. а)Вырази в тоннах 30000000 г. б)Вырази в тоннах и килограммах 64040000 г. После выполнения учащимися задания на экран проецируется образец. Слайд 3. Физкультминутка для глаз. Очень медленно вращать глазами. Затем устремить взгляд вдаль. Закрыть глаза на 3-5 с и затем открыть глаза на такое же количество времени. Упражнение повторить 4-5 раз. При неподвижной голове перевести взгляд вверх - прямо - вниз. IV. Итог урока. Рефлексия.
Слайд 4. |
- Откройте тетради, запишите число, классная работа. - Начнем урок с математического диктанта. 1) Запишите число 30205. 2) Запишите это же число в виде суммы разрядных слагаемых. 3) Запишите число 57003. 4) запишите это же число в виде суммы разрядных слагаемых. 5) Найдите сумму чисел 18000 и 25. 6) 32 увеличьте в 1000 раз. 7) 9000 уменьшите в 100 раз.
- Сравните записи в первом и втором столбиках. Чем они похожи и чем отличаются?
- Перечислите единицы измерения, представленные во втором столбике. - Для измерения какой величины они служат? - Какие еще величины вы знаете? - Выпишите единицы измерения массы в порядке уменьшения. Проверяем. По ходу ответов детей учитель вывешивает на доску карточки. 1 т 1 ц 1кг 1г - Вспомним соотношения единиц измерения массы. Сколько центнеров содержится в тонне? 10
1 т 1 ц 1кг 1г - Сколько килограммов в центнере?
10 100
1 т 1 ц 1кг 1г
- Сколько граммов в килограмме?
- Что записано на доске? - Чем отличаются эти именованные числа? - Какие действия можем выполнять с именованными числами? - Какие задания вы можете предложить? - Какое преобразование мы должны выполнить в первом случае? А во втором? - Как вы думаете, какова цель нашего урока? - Тема нашего урока «Соотношения между единицами массы». - Предлагаю вам дополнить первое равенство. Как будем рассуждать? Учитель оформляет запись на доске. 58 кг 560 г = 58000 г + 560 г = 58560 г - Проверим правильность наших рассуждений по учебнику стр.8 № 1. - Сравните наше равенство с записью, которая предлагается в № 1 под буквой а. - А сейчас поработайте в парах на карточках. Выполните преобразование величин по образцу, рассуждая по очереди. Договоритесь, кто будет записывать. - Проверьте свою работу по образцу. - Поднимите зеленую карточку, кто справился с заданием, красную – кто совершил ошибки. Ошибки обсуждаются. - Какое преобразование выполняли? Вывод: - Какое математическое действие мы выполняли при преобразовании именованных чисел из более крупных в более мелкие? Дополняется схема. х 10 х 100 х 1000
1 т 1 ц 1кг 1г
10 100 1000 - А теперь я вам предлагаю выполнить на компьютере аналогичные задания самостоятельно.
Разместите на столе тетрадь, учебное пособие так, чтобы они не мешали работе на компьютере. Положили ноутбук перед собой. Включаем его. Пока он загружается, вспомним правила работы на компьютере. 1. Нельзя класть книги, тетради на монитор и клавиатуру, работать влажными руками. 2. Расстояние от глаз до монитора должно быть не менее 50 см, соблюдайте правильную посадку, не сутультесь, не наклоняйтесь; 3. Плавно нажимайте на клавиши, не допуская резких ударов.
На выполнение задания вам даётся одна попытка.
Если есть ошибки, то разбираем решение. - Прикройте крышки ноутбуков.
Встаньте около своего места. Проведем физкультминутку для глаз. -
В начале урока мы поставили 2 задачи. Какую задачу выполнили? - Дополним второе равенство. Как будем рассуждать? Учитель оформляет запись на доске. 4700/000 г = 47/00 кг = 4/7 ц =4 т 7 ц -Какое действие выполняли при переводе мелких единиц в крупные? Дополняется схема.
- Потренируемся вместе переводить мелкие единицы измерения массы в крупные. - Сова приготовила нам очередное задание. Если есть ошибки, то разбираем решение.
После проверки учитель просит детей выключить ноутбуки.
- Чтобы закрепить знания, необходимо потренироваться дома.Запишите домашнее задание: Р.т. с. 3 № 1. Уч. с. 12 № 1 (а), [б]. 1)Как вы думаете, что необходимо знать, чтобы справиться с домашним заданием?
2) Я узнал… Я сумел… Мне хотелось бы… |
Запись в тетрадях
30205 30000 + 200 + 5 57003 50000 + 7000 + 3 18025 32000 90
- Одни и те же цифры в записи чисел. В первом столбике отвлеченные числа во втором – именованные. - Метр, сантиметр, дециметр, миллиметр, километр. - Служат для измерения длины. - Объем, масса …
1 т, 1 ц, 1 кг, 1г
В одной тонне 10 центнеров. В центнере 100 килограммов.
В килограмме 1000 граммов. Именованные числа. В первом случае более крупные единицы измерения, во втором случае – более мелкие. Переводить одни единицы в другие, складывать, вычитать, умножать, делить. Перевести одни единицы в другие. Научиться переводить единицы измерения массы из более крупных в более мелкие и наоборот.
Один ученик рассуждает.
Записи одинаковые, следовательно, наши рассуждения верны. Учащиеся устно выполняют № 1(б, в, г).
Учащиеся работают в парах.
Учащиеся осуществляют самопроверку в парах.
Крупные единицы измерения массы переводили в мелкие.
Умножение.
УМК «Начальная школа» 4 класс 25 урок № 6. (Выполнение задания занимает 3 мин).
Ученики осуществляют самопроверку каждого равенства и сигнализируют карточками.
Научились переводить единицы массы из крупных в мелкие.
Один ученик рассуждает.
Деление.
Учебник № 3 (а, б) у доски с объяснением. 30000000 г = 30000 кг = 30 т 64040000 г = 64040 кг = 64 т 40 кг
УМК «Начальная школа» 4 класс 25 урок № 10. (Выполнение задания занимает 3 мин). Ученики осуществляют самопроверку каждого равенства и сигнализируют карточками.
Учащиеся повторяют основные выводы урока. - При преобразовании именованных чисел из более крупных в более мелкие выполняем действие умножение. - При преобразовании именованных чисел из более мелких в более крупные выполняем действие деление. Учащиеся дополняют неоконченные предложения. |
|||||
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность (самоорганизация при выполнении учебного задания) |
|||||||
Репродуктивное задание № 1 б) 2 ц 35 кг переводим в килограммы. 1 ц — это 100 кг, значит: 2 ц умножаем на 100 = 200 кг да еще 35 кг получаем 235 кг. в), г). Работа на карточках: 6 кг 230 г = 6000 г + 230 г = 6230 г 30 ц 5 кг = 3000 кг + 5 кг = 3005 кг 18 т 50 кг = 18000 кг + 50 кг = 18050 кг 16 т 7 ц = 16000 ц + 7 ц = 16007 ц УМК «Начальная школа» 4 класс 25 урок № 6. Учебник № 3 (а, б) у доски с объяснением. а)Вырази в тоннах 30000000 г. б)Вырази в тоннах и килограммах 64040000 г. УМК «Начальная школа» 4 класс 25 урок № 10.
|
|||||||
IV этап. Контроль и оценка результатов деятельности |
|||||||
Деятельность |
учителя |
ученика |
|||||
II. Актуализация знаний. Математический диктант. Фронтальная работа IV. Работа над новым материалом. Работа в парах. УМК «Начальная школа» 4 класс 25 урок № 6. Самостоятельное выполнение.
Учебник № 3 (а, б) у доски с объяснением.
УМК «Начальная школа» 4 класс 25 урок № 10. Самостоятельное выполнение. IV. Рефлексия. |
Учитель на доске открывает ответ.
Учитель контролирует правильность ответов учащихся. Учитель контролирует правильность ответов учащихся.
- Поднимите зеленую карточку, кто справился с заданием, красную – кто совершил ошибки. - Поднимите зеленую карточку, кто справился с заданием, красную – кто совершил ошибки. Учитель контролирует правильность ответов учащихся. - Поднимите зеленую карточку, кто справился с заданием, красную – кто совершил ошибки.
|
Учащиеся самостоятельно контролируют правильность выполнения заданий. В ходе фронтальной работы учащиеся контролируют правильность ответов одноклассников. В ходе фронтальной работы учащиеся контролируют правильность ответов одноклассников. Самоконтроль по образцу. Самооценка.
Самоконтроль по образцу. Самооценка. Учащиеся контролируют правильность ответов одноклассников, вносят коррективы. Самоконтроль по образцу. Самооценка. Я узнал… Я сумел… Мне хотелось бы… Самооценка |
Шестакова Айгуль Инсафовна
Спицына Любовь Ивановна
Картунен Светлана Андреевна