Технологическая карта урока «Знакомство с единицами длины миллиметр, дециметр, их соотношение» (Математика, 1 класс)

2
0
Материал опубликован 13 March 2017 в группе


презентация
ZIP / 4.1 Мб

Технологическая карта урока

Предмет (направление внеурочной деятельности)

математика

Класс

1

Тип урока

изучение нового материала

Технология построения урока (занятия)

системно – деятельностный подход, элементы ТРИЗ- технологии

Тема

Знакомство с единицами длины миллиметр, дециметр, их соотношение.

Цель

Познакомить учащихся с единицами длины (миллиметром и дециметром), их соотношением, продолжить формировать навыки пользования линейкой для измерения длин отрезков и для построения отрезков заданной длины.

Основные термины, понятия

Миллиметр, сантиметр, дециметр, мерка.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

Метапредметные: Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

Познавательные УУД:

Предметные:

- Выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

- уметь формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; уметь высказывать своё предположение; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценкой; проводить коррекцию, учитывая характер сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

-оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию;

-уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

-использовать в речи названия единиц длины: дециметр, сантиметр, миллиметр и старинные меры длины, уметь сравнивать разные единицы длины, знать соотношение между единицами измерения длины.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

фронтальная

групповая

индивидуальная

парная

Книгопечатная продукция:

-учебник: Истомина Н.Б. Математика .1класс.  -Смоленск: Ассоциация 21 век;

 - тетрадь на печатной основе №2: Истомина Н.Б. -Смоленск: Ассоциация 21 век .

Технические средства обучения:

-презентация, компьютер, мультимедийный проектор

Оборудование: мерки разного цвета, математические пирамиды для работы в группах, смайлики, рисунок поезда с вагончиками, на которых обозначены этапы урока

Этапы урока (занятия)

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: мотивировать (самоопределить) учащихся к учебной деятельности.

Личностные: формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

Познавательные: целеполагание

Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им;

- умение слушать и понимать речь других.

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Начинается урок. 
Он пойдет ребятам впрок. 
Постарайтесь все понять, 
Учитесь, тайны открывать, 
Ответы полные давайте, 
И на уроке не зевайте.

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: актуализация изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний. Готовность мышления и осознание потребности к восприятию нового.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

строить монологическое высказывание, уметь слушать и слышать, понимание речи других,

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение

Познавательные: формирование умения анализа и синтеза.

 

Организует настрой на урок, актуализирует внимание учащихся.

Каждая пирамида состоит из 9 треугольников. Чтобы собрать все карточки в "пирамиду", нужно решить 9 примеров на сложение

Выражения следующего типа: 98-20; 42+4;35+30;10-8.

Организует игру "Да-нет".

Учитель предлагает обучающимся угадать задуманное число 12

(учитель может отвечать только словами «да» и « нет») ,затем дает задание им рассказать о нем все, что знают.

Включаются во фронтальную работу.

 

Каждый находит значение определенного выражения, которое записано на треугольнике. Выражению прикладывают ответ того же цвета (ответ и выражение должны читаться в одном направлении).

2.Игра "Да-нет". Обучающиеся угадывают задуманное учителем число, рассказывают о нем все, что знают.

3.Выявление места и причины затруднений.

Практическая направленность.

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу и способу решения новой задачи.

Регулятивные: формирование способности принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать свои действия.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы

Коммуникативные: умение учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию.

Задание для пробного действия (практическая работа в парах)

- У вас в конвертиках лежат мерки, которыми будем мерить, измерять длину полосок. Рассмотрите их, сравните. Что заметили? (красная короткая, синяя длинная).

Рассмотрите полоски. Что заметили? (желтая короткая, зеленая длинная)

-Измерьте длины полосок с помощью мерок.

– Теперь я попробую сравнить длины этих отрезков, пользуясь мерками, а вы следите за тем, как я буду это делать (работа у доски с отрезками).

Учитель укладывает в меньший отрезок большую мерку и записывает на доске число, которое показывает, сколько раз эта мерка уложилась в отрезке. Затем берёт меньшую мерку, укладывает её в большем отрезке и записывает на доске соответствующее число.

– Как же так?

– У меня получается совсем другой ответ, чем у вас.

– Вы правы: нужно договориться, какой меркой мы будем пользоваться, сравнивая длины полосок( или отрезков).

Сначала обе полоски измеряются первой меркой. Ориентируясь на число мерок в каждой полоске, дети определяют, какая полоска длиннее. Аналогичные действия они выполняют, пользуясь второй меркой. Полученные числовые результаты служат для сравнения длин полосок.

Обнаруживают причину расхождения результатов и утверждают, что так действовать нельзя, сравнивая длины отрезков нужно договориться, какой меркой мы будем пользоваться.

Мерка должна быть одинаковой

Историческая справка

Цель: знакомство со старинными единицами длины.

Познавательные : осознание учащимися компонентов учебной деятельности и мотивов собственных действий.

- Оказывается, не только мы решаем эту проблему, в старину люди тоже искали различные меры измерения.


Историческая справка.
Единицы измерения длины.
В старину русские меры длины были основаны на размерах разных частей тела человека.

Маховая сажень - расстояние между кончиками пальцев раскинутых рук. Это всё мерки. Вершок - расстояние указательного пальца.

- Какой выход можете предложить?

- Итак, чтобы получить точные результаты измерения, нужна универсальная мерка. А какая?

Можем ли мы измерить длину желтой полоски? Чему она равна?

Обучающиеся вспоминают известную мерку -сантиметр.

Измеряют длину желтой полоски .

 

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

построить проект выхода из затруднения: поставить цель проекта, определить средства, сформулировать шаг достижения поставленной цели.

Физминутка


 

Личностные: смыслообразование – какое значение это имеет для меня.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель и задачи урока с помощью учителя.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других .

Познавательные: использование имеющихся знаний, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний, выдвижение гипотез и их обоснование


 

- Какую цель поставим перед собой на уроке?


 

- Что должны узнать на уроке?

- Чему должны научиться на уроке?

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем

Узнать, существует ли какие-нибудь другие единицы длины.

Анализируют ситуацию, останавливая свой выбор на цели урока – надо найти более мелкую мерку для измерения длины. Познакомиться с новой единицей измерения длины

Формулируют задачи урока:

знать: 1. Как называется новая единица измерения длины. 2. Какая она по длине.

Уметь – измерять, чертить и сравнивать отрезки, используя новую единицу измерения. Научиться пользоваться новой единицей измерения длины.

Выполнение действий с проговариванием

5.Реализация построенного проекта.

Цель:

1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);

3) организовать уточнение общего характера нового знания.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Познавательные: структурирование знаний ; осознанное и произвольное

построение речевого высказывания.

185 с. 70: - У Маши и Миши две игрушки. Признаки сходства, отличие?

- Помогите детям ответить на вопросы:

1) Длина какой ящерицы больше?

2) На сколько длина одной ящерицы больше, чем другой?

- Прочитайте, как рассуждали Миша и Маша.

- Подумайте, на какой вопрос не сможет ответить Маша, если воспользуется циркулем.

- Прочитайте на с. 71, как действовал Миша.

- Рассмотрите рисунок. Можем ли мы записать длины отрезков АК и ЕМ, пользуясь единицей измерения длины – сантиметр? Почему?

- Какой меркой на линейке нужно воспользоваться? Покажите её на своих линейках. Она больше или меньше см? Знаете ли вы, как она называется?

- Самая маленькая мерка на линейке называется МИЛЛИМЕТР. Её обозначают мм.

-Догадайтесь, почему длину одной ящерицы нужно записать 95 мм, а длину другой 87 мм.

- Длина – это величина. Длину можно измерить и записать с помощью чисел.

187 с. 72 – устно

Миллиметр, сантиметр, дециметр – это единицы длины. 1 см = 10 мм, 1 дм = 10 см = 100 мм

Ответы и предположения учащихся

6.Первичное закрепление с проговариванием

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные: выполнение действий по алгоритму

186 с. 72

в рабочих тетрадях

135 ТПО №2

Работа в тетрадях

Работа в ТПО № 2.

7.Включение в систему знаний повторение.


 

Цель: выявить границы применимости нового знания, повторить учебное содержание.

Физминутка

Личностные : формулировать собственное мнение и позицию;

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения.

Познавательные: выполнение действий по алгоритму

188 с. 72 – на отдельных листах и на обратной стороне доски

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

(Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

(Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.

(Дети садятся за парты.)

Работа в парах.

Взаимопроверка задания.

Выполнение действий с проговариванием

Познавательные: владеть рядом общих приёмов решения задач

189 с.73 - в рабочих тетрадях

- Как начертить отрезок АМ, длина которого равна сумме длин отрезков АЕ и КМ?

- Как по-разному можно записать длину каждого отрезка?

- Объясните, как рассуждали Миша и Маша.

Работа в тетрадях

2 способа: 1) Начертить луч, отложить с помощью циркуля сначала длину первого отрезка, потом – длину второго. 2) Узнать сумму длин двух отрезков и начертить отрезок полученной длины.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: проверить умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях; организовать рефлексию усвоения (ситуация успешности).

Регулятивные :

умение соотносить правильность выполнения задания с образцом; контроль.

Личностные : положительная

самооценка.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных задач (вычисление наиболее удобным способом)

190 с. 73 – самостоятельно в рабочих тетрадях. Проверка работы Миши и Маши в учебнике. Проверка работы соседа

Самостоятельная работа

9. Рефлексия учебной деятельности.

Цели: зафиксировать новое содержание; провести анализ учебной деятельности; оценить собственную деятельность; зафиксировать неразрешенные затруднения.

Личностные: самооценка на основе критерия успешности

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и товарищей;

Коммуникативные: соблюдать правила общения, полно и ясно выражать свои мысли.

- Урок подходит к завершению. Какую цель ставили? Удалось ли её достичь?

- Где может вам пригодиться в жизни то, что сегодня вы узнали на уроке?

-Узнали вы для себя сегодня на уроке что-то новое? Оцените свою работу на уроке.

- Чью работу вы ещё можете оценить?

«Поезд».

На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагаю опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным.

Устные ответы учащихся.

Работа со смайликами.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.