Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» в 5 классе «Уравнения»
Учитель математики МБОСОШ № 1 г. Южи Ивановской области Чурина Елена Вениаминовна
Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» в 5-ом классе на тему «УРАВНЕНИЕ»
Раздел |
Сложение и вычитание натуральных чисел (21 ч) |
|
Тема изучения |
Уравнения (3 ч) |
|
Цели |
Формирование представления об уравнении и его решениях; навыков решения уравнений; умений составлять уравнения для решения задач |
|
Основное содержание темы |
Применение правил нахождения неизвестного компонента к решению уравнений. Решение задач на сотавление уравнения. |
|
Термины и понятия |
Уравнение, корень уравнения, решить уравнение. |
|
Образовательные результаты |
||
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
формировать креативность мышления, инициативность, активность при решении уравнений; понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры. |
Познавательные УУД: формировать навыки выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; соотносить условие задач с имеющимися моделями выбирать необходимую модель. Регулятивные УУД: Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, в том числе при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи. Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности. Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами). Коммуникативные УУД: Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками Устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы. Строить понятные для собеседника речевые высказывания, уметь слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью |
Уметь решать простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами арифметических действий; решать задачи с помощью уравнений. |
Организация образовательной среды |
||
Ресурсы |
Межпредметные связи |
Формы работы |
Математика. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях. Часть 1: Натуральные числа. Часть 2: Дробные числа CD. Математика. 5 класс. Учебное интерактивное пособие к учебнику. Тренажер по математике Дидактические материалы по математике для 5 класса. (К чебникам Н.Я. Виленкина и Э.Р. Нурка) |
Физика, химия, экономика, технология решение задач на составление уравнений |
Фронтальная; индивидуальная; парная; групповая |
Урок 1. Уравнение
Тип урока Изучение нового материала
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
|||
познавательные |
регулятивные |
коммуникативные |
личностные |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I. Этап «Актуализация знаний и постановка цели урока» |
|||||
1. Организует деятельность по актуализации понятий На доске сделаны записи: 123 + х, у – 14, 45 + а = 60, в – 34. Учитель дает задание выбрать из записей лишнее и объяснить почему. Вспоминаем как называется это равенство. Какая сегодня будет тема урока? |
Слушают вопросы учителя, сравнивают записи и делают вывод. Вспоминают как называется «лишнее» равенство. Во фронтальном режиме отвечают на вопросы учителя, |
Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания |
Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников по существу поставленного задания |
Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся, строить понятные для собеседника речевые высказывания |
Понимать смысл поставленной задачи |
II. Этап «Изучение нового материала» |
|||||
. Вводит новые понятия: Всякое ли равенство можно назвать уравнением? Давайте попытаемся дать определение. Работаем с учебником п.10 стр.58 - 60 и отвечаем на вопросы: Что называется уравнением? Корнем уравнения? Что значить решить уравнение? Как найти неизвестное слагаемое? Вычитаемое? |
Осмысливают сущность новых понятий. Пытаются сформулировать определение уравнения. Работают с учебником и отвечают на вопросы учителя. Записывают в тетрадях |
Умение осуществлять идентификацию объектов с выделением необходимых признаков |
Принимать и сохранять учебную задачу |
Адекватно использовать письменную речь. |
|
Организует контроль усвоения новых понятий. Прочитайте уравнение 638 + х = 806. Какой компонент неизвестен? Назовите первое слагаемое. Назовите сумму. Найдите корень уравнений: А теперь поработаем в парах. Решаем № 372. При решении задач в математике бывает удобнее использовать алгебраический способ решения задачи, т.е. с помощью уравнения. В этом случае, как правило, буквой обозначается то, что надо найти в задаче. Работаем с задачей № 373 (а). Теперь самостоятельно решите № 373 (б). |
Учащиеся отвечают на вопрос учителя и решают данные уравнения. Один учащийся решает с комментариями № 372 (а, в, г), затем его сосед решает № 372 (б, д, е) Обсуждают, делают выводы, записывают условие и решение в тетради. |
Создавать обобщения, устанавливать аналогии. |
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, осуществлять взаимоконтроль, Принимать и сохранять учебную задачу. Обнаруживать отклонения и отличия от эталона |
Адекватно использовать речевые средства, строить монологическое высказывание, уметь слушать собеседника |
Формировать креативность мышления, инициативность, активность при решении уравнений. |
III. Этап «Домашнее задание» |
|||||
Подводит итог урока, отмечает наиболее активных учащихся, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Организует объяснение выполнения домашнего задания: п.10, № 395, № 397 (б) |
Слушают учителя. Записывают домашнее задание |
Адекватно воспринимать оценку учителя |
|||
Рефлексия Обращается к учащимся в стихотворной форме: «Завершается урок. Он пошел ребятам впрок? Постарались все понять? Учились тайны открывать? Ответы полные давали? На уроке не зевали?» Задает вопросы: На уроке - Было трудно … - Было интересно … - Я научился … - Меня удивило |
Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Выражают свои мысли |
|
планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений |
проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха) Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий |
7