Технологическая карта урока по математике в 5 классе «Сравнение десятичных дробей»
Учитель: Береговая Татьяна Сергеевна
Предмет: Математика
Учебник: Математика. 5 класс И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. Издательство»Мнемозина», Москва, 2013г
Цель: познакомить учащихся с алгоритмом сравнения десятичных дробей; учить выполнять сравнение с опорой на алгоритм.
Задачи:
-формирование познавательных УУД: обеспечить условия для создания учащимися алгоритма сравнения десятичных дробей, закрепить полученное правило в ходе решения упражнений;
- формирование коммуникативных и личностных УУД: помочь воспитывать умение слушать и вступать в диалог, культуру коллективной работы; потребность добиваться успехов в приобретении и реализации знаний, воспитывать ответственность и аккуратность.
- Формирование регулятивных УУД: содействовать у школьников умений выделять главное в познавательном объекте (определении алгоритм); контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Тип урока: урок формирования новых знаний и умений
Формы работы: парная работа, исследовательская работа, самостоятельная работа, фронтальная работа.
Технологии: информационные, здоровьесберегающие технологии, проблемно-поисковые
Методы обучения: наглядные, коммуникационные, частично-поисковые, проблемные.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, экран.
Этапы урока |
Название использу-емых ЭОР |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые УУД |
|||
Познавательные: |
Коммуникативные: |
Регулятивные: |
Личностные: |
||||
1.Органи-зационный этап. Цель этапа: создание комфортной ситуации для начала урока ( мин) |
Презента-ция к уроку |
Приветствует обучающихся, организует рабочее место. |
Приветствуют учителя, организуют своё рабочее место, демонстрируют готовность к уроку. |
Развитие умения организовывать рабочую среду. |
Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости. |
||
2.Актуали-зация знаний и фиксация затруднений. Цель этапа: Создание проблемной ситуации, фиксация на новой учебной задаче. ( мин) |
Презента-ция к уроку |
Вступительное слово. А теперь мы с вами поработаем в группах. Каждая группа получит карточки с заданиями. У вас будет две три минутки на обсуждение, а потом проверим результаты. Пока вы выполняете задание, я вам поставлю музыкально сопровождение. Задание для первой группы. На уроке физической культуры ученики 5класса Соревновались по прыжкам в длину с места, получили следующие результаты: Вася Иванов-169см; Коля Носков-172см; Толя Петров-131см; Сергей Васильков-156см; Петя Москвин-160см. У кого из ребят самый лучший результат, а кто на последнем месте? Расположите результаты соревнований по прыжкам в длину в порядке убывания. Задания для второй группы. Пациентам в больнице измерили температуру и получили следующие результаты. Иван Иваныч-37,7; Татьяна Васильевна- 38,2; Анна Николаевна- 36,6; Семён Семёныч- 37,3; Наталья Петровна-36,5. Определите, у кого из пациентов повышена температура, а кто здоров? Расположите значение температуры пациентов в порядке возрастания. Задания для третьей группы. Учащиеся пятых классов собрали макулатуру, получили следующие результаты: 5 «А» класс-10, 235кг; 5 «Б» класс-10,3 кг; 5 «В» класс-10,11кг; 5 «Г» класс-15, 123кг; 5 «Д» класс-14 кг. Какой класс собрал больше всего макулатуры, а какой - меньше всего? Расположите результаты классов по количеству собранной макулатуры в порядке возрастания. Проверяем вместе, обсуждаем результаты. Особое внимание уделяем трудным моментам. Что больше 10, 3 или 10, 235? Что больше 10, 3 или 10, 11? Что больше 10, 235 или 10,11? Оказывается, что у третьей группы есть ошибки, и они не могут на них дать правильные ответы. -какие числа сравнивала первая группа? - какие числа вторая и третья? - как сравниваются натуральные числа? -можно ли утверждать, что десятичные дроби сравниваются, так же как и натуральные? |
Записывают в тетрадях число классная работа,
Разбиваются на группы и выполняют задание. От каждой группы выходит представитель к доске и записывает результаты, которые потом сравнивают с правильными ответами на слайде. Отвечают на вопросы учителя. Первая группа сравнивала натуральные числа. - Вторая и третья группы сравнивали десятичные дроби. - Из двух чисел меньше то, которое при счете называют раньше и больше то, которое при счете называют позже. -можно сравнить с помощью координатного луча. Точка с меньшей координатой лежит на координатном луче левее точки с большей координатой. -нет. Десятичные дроби сравниваются по другому правилу. |
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. |
Оформлять свои мысли в устной форме. Совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. |
Выделение и осознание того, что уже пройдено. Умение распознавать на слух вопросы и отвечать на них. |
Самооценка, взаимооценка. |
3. Формулиро-вание темы и цели урока. Цель этапа: 1) организовать коммуника-тивное взаимодейст-вие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной де-ятельности: отсутствие правила сравнения десятичных дробей; 2) согласовать цель и тему урока: правило сравнения десятичных дробей. ( мин) |
Презента-ция к уроку |
-С какими заданиями мы не справились? -Назовите тему урока: «Сравнение десятичных дробей». Запишем это в тетрадь. Тема урока известна, поставим цели. Чему мы должны научиться? (научиться сравнивать десятичные дроби) А чтобы осуществить эту цель, какие мы должны решить задачи? Во-первых, чтобы научиться сравнивать десятичные дроби, что мы должны с вами получить? (правило, алгоритм) - Что будем делать с полученным правилом? (применять) |
- Задания, где сравнивают десятичные дроби, выполнили неверно. - Тема урока «Сравнение десятичных дробей». Записывают тему в тетрадь -Цель урока -научиться сравнивать десятичные дроби. Определяют задачи урока Получить правило Применять полученное правило |
Обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания. |
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. |
Определять и формулировать цель на уроке и тему урока |
Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве |
4. Построение проекта выхода из затруднений. Цель этапа: 1) организовать коммуникатив-ное взаимодейст-вие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения; 2)организовать поиск решения через побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог. ( мин) |
Презента-ция к уроку |
- Чтобы достичь цели, мы приступим к выполнению первой задачи. Давайте вместе попробуем разобраться, как же сравниваются десятичные дроби и как же нам помочь выполнить верно, задания третей группе. Работать будем в парах, вспомните правила работы в парах Выполните следующее задание. Разбейте следующие пары чисел на две группы и запишите результат в два столбика. 36,4 и 361,7 21,374 и 21,381 21,3 и 21,03 121,4 и 36, 74 21, 14 и 21,4 13,2 и 132 - Почему разбили пары на такие группы? Верно, получили группу из чисел с одинаковыми целыми и с - разными целыми. -Какую группу вы можете легко сравнить и как? Выполните сравнение. -Вторая группа дробей как их сравнить? Посмотрите вот на эту пару 21, 3 и 21, 03. Правильно, целых одинаковое количество, но десятых у первой дроби больше, чем у второй: 3> 0. Значит, 21,3> 21,03. Рассмотрим следующую пару 21, 374 и 21,381. - Сравните и эту пару 21,14 и 21,4. Верно, вы получили правильный ответ 21,14<21,4 |
Формулируют правила работы в парах выполняют задание. Отвечают на вопросы: - Десятичные дроби с разными целыми сравнить будет легко. Сначала смотрим на количество целых. Больше будет та дробь, у которой больше целых. Выполняют сравнение. - Целых и десятых одинаковое количество, но сотых у второй дроби больше, чем у первой: 7<8. Значит, 21,374<21,381. Проговаривают правило: Для того чтобы сравнить две десятичные дроби, нужно сначала сравнить количество целых, больше будет та дробь, у которой целых больше, если целых у них одинаково, то сравниваем количество десятых и так далее. |
Структурирование знаний, выбор способов решения задач. анализ объектов и синтез. |
Развитие умения слушать и вступать в диалог, задавать вопросы. |
Умение оценивать правильность выполнения действия; планирование пути достижения цели; прогнозирова-ние. |
Осознание ответственности за общее дело, вырабатывать доброжелательное отношение к мнению, не похожему на собственное. |
5. Физ- минутка |
Презента-ция к уроку |
||||||
6. Первичное закрепление Цель этапа: организовать первичное применение нового знания ( мин) |
А теперь выполним номера из учебника №687 на стр192. |
К доске выходят (по приглашению учителя) ученики и выполняют задания. Остальные ребята работают в тетрадях, обсуждают и проверяют результаты, сверяя их с ответами на доске. |
Выполнять действия по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие. |
Взаимодействовать с учителем, друг с другом во время взаимопроверки. Использовать в общении правила вежливости. |
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять самоконтроль и взаимоконт-роль. |
Уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи. Уметь контролиро-вать процесс и результат учебной деятельности. |
|
7. Обучающая самостоятельная работа. Цель этапа: закрепление нового способа действий, рефлексия достижения цели. ( мин) |
Презента-ция к уроку |
Молодцы, все задания выполнили, а теперь проверим, как вы справитесь с самостоятельной работой Время на выполнение работы 2-3 мин. Вам интересно как вы выполнили работу? Проверьте её по ответам на слайде и выставите себе оценку. Если выполнили: 6 заданий-«5»; 5 заданий-«4»; 4 заданий-«3». Какие были затруднения? Что не понятно? У кого какие получились оценки? |
Выполняют задание самостоятельно в тетради. Выполняют самопроверку по эталону. Называют место своего затруднения, причину исправляют ошибки. Выставляют себе оценку |
Формировать умения по использованию знаний для сравнения десятичных дробей и оценки полученных результатов. Делать выводы, обобщения; осуществлять сравнение с заданным критерием. |
Регулировать собственную деятельность посредством письменной речи.
Формировать умения сверять полученные результаты с эталоном.
Формировать умения оценивать полноту и правильность усвоения информации. |
Формировать умение ставить личные цели деятельности. Планировать свою работу, действовать по плану. Оценивать полученные результаты. |
Вырабатывать доброжелательное отношение к мнению, не похожему на собственное; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
8. Рефлексия деятельности на уроке Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность. ( мин) Домашнее задание. |
Презента-ция к уроку |
Наш урок подошёл к концу. О чём мы сегодня говорили? Какую цель поставили? Справились ли мы с поставленной целью? Всё ли было понятно? А где мы в жизни можем встретиться с десятичными дробями? Ребята, а чтобы оценить свою работу, на ваших столах лежат кружочки. Нарисуйте смайлик: -улыбающийся смайлик, если вам всё было понятно. - понял, но нужно еще потренироваться - грустный смайлик, если вы ничего не понял Я тоже рада Запишите домашнее задание № 686; № 689 Спасибо за урок! |
Отвечают на вопросы, оценивают работу на уроке, записывают домашнее задание. |
Построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия. |
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной. |
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Уметь проговаривать последователь-ность действий на уроке |
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |