12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Файзуллина Л.В.743
Россия, Удмуртская респ., Ижевск


Педагогическое сообщество УРОК.РФ

Учебный центр «Урок»



Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов музыки, ИЗО и МХК на лучшую методическую разработку

«Технологическая карта урока по ФГОС»





Технологическая карта урока МХК в 8 классе

«Символика голландского натюрморта 17 века»







Выполнила: Файзуллина Л.В.,

учитель ИЗО и МХК,

МАОУ «Гимназия № 56»,









г. Ижевск

2020 год

Учебный предмет: МХК

Класс: восьмой

Школа: МАОУ «Гимназия № 56»

Город: Ижевск

Тема: «Символика голландского натюрморта 17 века».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, работа в группах с кейсами

Продолжительность занятия: 1 урок (40 минут).

Цели урока

цели урока как формирование элементов блока  личностных  УДД   

формирование осознанного уважительного и доброжелательного отношения к человеку, его мнению, мировоззрению;

цели урока как формирование элементов блока регулятивных УУД:

умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

цели урока как формирование элементов блока УУД познавательной направленности

общеучебные

умение выбрать нужную информацию;

умение оценивать свою работу и работы других групп;

развитие эстетического вкуса, художественного мышления и анализа;

знакомство с символикой натюрморта Голландии 17 века;

логические

выбор оснований, критериев для отбора информации, создание логически построенного сообщения;

цели урока как формирование элементов блока коммуникативных УУД

умение организовывать сотрудничество с учащимися и педагогом.

 Задачи урока:

на основе знакомства с символикой голландских натюрмортов 17 века создание сообщения по представленной репродукции картины;

анализ представленной информации и отбор информации для создания сообщения;

формирование интереса к мировой культуре 17 века;

развитие умения учащихся работать в группе;

развитие художественного вкуса, аналитических способностей в процессе сочинения сообщения;

закрепление знаний учащихся о символике натюрмортов 17 века;

Планируемые результаты:

Личностные результаты

формирование эмоционально-ценностного восприятия живописи как явления культуры;

формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное многообразие мира;

формирование коммуникативной компетентности;

Метапредметные результаты

регулятивные

умение определять цели и задачи в познавательной деятельности;

умение планировать пути достижения цели, выполнять задание согласно условиям;

коммуникативные

умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

формирование умений участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое

предметные результаты:

развитие эстетического видения мира;

формирование умений воспроизводить знания в устной и письменной речи;

осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности.

Приобретаемые навыки обучающихся:

Аналитические навыки

формируются навыки классификации информации, умения выбирать нужную информацию

Творческие навыки

применение знаний об искусстве натюрморта на практике;

Коммуникативные навыки

умение отстаивать свое мнение в группе;

Социальные навыки

умение оценивать свою деятельность в группе, деятельность группы и деятельность других групп;

Оборудование:

для учителя – компьютер, плазменная панель, мультимедийная презентация;

для учащихся – кейсы для работы в группе (содержание кейса: таблица «Знаю-Хочу знать-Узнал», «Оценочный лист», репродукция голландского натюрморта, информация о символике голландского натюрморта»).


Технологическая карта урока


Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Организационный

1 минута

Формирование групп

Беседа

фронтальная

Отмечает отсутствующих, проверяет готовность групп к работе

Проверяют готовность к уроку, наличие необходимых материалов в группе

Регулятивные УУД:

умение определять цели и задачи в познавательной деятельности

Мотивационно-целевой этап

2 минуты

Замотивировать учащихся, организация процесса формулировки цели деятельности на уроке

Беседа


Фронтальная

Беседует с учащимися

Слушают учителя,


Личностные УУД:

формирование эмоционально-ценностного восприятия живописи как явления культуры;

формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное многообразие мира;

Регулятивные УУД:

научаться определять и осознавать цели учебной деятельности.

Актуализация знаний учащихся

6 минут

Актуализация знаний



Групповая деятельность

групповая








Организует обучающихся для заполнения таблицы «Знаю-Хочу знать-Узнал на уроке»






Заполняют таблицу «Знаю-Хочу знать-Узнал на уроке»



Предметные УУД:

формирование умений воспроизводить знания в устной и письменной речи Коммуникативные УУД:

формирование умений участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое

Практическая работа

10 минут

Выполнение практического задания – создание сообщения о натюрморте



Практическая деятельность в группе

групповая

Следит за работой в группах

Выполняют практическое задание

Регулятивные УУД

умение определять цели и задачи в познавательной деятельности;

умение планировать пути достижения цели, выполнять задание согласно условиям;

Предметные УУД

формирование умений воспроизводить знания в устной и письменной речи;

осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности

Логические УУД

научаться осуществлять анализ и отбор информации

Коммуникативные УУД

научаться согласовывать свои действия с партнером

Оценочный этап

14 минут

оценить выступление учащихся

Практическая деятельность в группе

Работа в группах

Оценивает выступление групп, собирает оценочные листы

оценивают выступления

Коммуникативные УУД

научаться обмениваться мнениями, понимать позицию партнера;

согласовывать свои действия с партнером;

умение оценивать свою работу и работы других групп

Предметные УУД

изучат информацию о живописи 17 века

Регулятивные УУД

научатся основам контроля и самоконтроля познавательной деятельности

Контрольный этап

2 минуты

Повторение материала

ТЭЙК ОФ ТАЧ ДАУН –«встать»-«сесть» - обучающая структура для получения информации об усвоении материала

Работа в группах

Учитель включает с помощью гиперссылок слайды с различными типами голландских натюрмортов

вся группа встает, если увидит нужный тип натюрморта

Коммуникативные УУД

научаться обмениваться мнениями в паре,

согласовывать свои действия с партнером;

Предметные УУД

повторят информацию о натюрморте

Рефлексия

6 минут

Выполнить рефлексию урока

Заполняют таблицу «Знаю-Хочу знать-Узнал на уроке»

Фронтально-индивидуальный

Наблюдает

Заполняют третий столбик «Узнал на уроке»

Регулятивные УУД

Научатся проводить рефлексию


Ход урока

Организационный этап

Обучающиеся входят в класс, получая при входе листочек с номером группы. Школьники рассаживаются по группам (4-5 человек в группе). На столах у каждой группы кейс для работы (Таблица «Знаю-.

Учитель обращает внимание учащихся на плакат «Парковка», на который можно приклеивать вопросы, возникающие по ходу урока или написать свои предложения педагогу (для записок использовать цветные стикеры). К следующему уроку педагог подготовит ответы на вопросы учащихся.

Мотивационно-целевой этап урока

Учитель приветствует обучающихся и начинает урок.

К теме нашего занятия замечательно подходят слова великого русского графика В. Фаворского: «Если перед художником оказалось случайно на его столе забытая группа вещей, то и тут он может открыть таинственную вещь –пространство…Если он начинает эту группу рисовать, то увидит, как вещи будут «разговаривать» друг с другом, сложно относится друг к другу, влиять друг на друга. Он как бы услышит их тихий разговор».


t1609570906aa.jpg

«Натюрморт с цветами» Йоханнес Гударт, 1650


Вопрос к учащимся: о чем говорят вещи в этом натюрморте?

Обучающиеся выдвигают предположения. После диалога с обучающимися учитель сообщает им, что это не просто красивые цветы в вазе. Этот букет рассказывает зрителю о патриотизме, о любви к богу, о грехах человека. Главное – заинтересовать обучающихся, показать им, что каждый предмет в натюрморте несет свой смысл. Чтобы понять произведение, надо знать символику вещей.


Учитель предлагает сформулировать цель деятельности на уроке. Обучающиеся выдвигают варианты.

Сегодня мы поговорим о творчестве голландских художников 17 века, так называемых «малых голландцах». Свое название они получили не столько за малые размеры картин, сколько за выбранные «невысокие» жанры: натюрморт, пейзаж, бытовой жанр. Их дар видеть красоту и поэзию в обыденном, умение в изображении незатейливой бытовой сценки, набора предметов, уголка природы показать величие Бытия до сих пор восхищают зрителей. 

Восхищает зрителя и тайный смысл изображенных предметов на натюрморте. Запишите в тетради число и тему урока.

Обучающиеся записывают в тетрадях тему урока: «Голландский натюрморт 17 века».

Актуализация знаний учащихся

У каждой группы на столе находится таблица «Знаю-Хочу знать-Узнал на уроке».


Таблица "Знаю-Хочу знать-Узнал на уроке"

«Голландский натюрморт 17 века»


Знаю

Хочу знать

Узнал на уроке







Заполните первые два столбика.

Обучающиеся заполняют два столбика «Знаю» и «Хочу знать», обсуждая информацию в группе. Учитель наблюдает за деятельностью групп.

Так, что мы знаем? Что такое натюрморт?

Ученики дают определение натюрморта. Учитель дополняет сообщения учащихся.

Натюрморт - это изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве. Название жанра на разных языках звучит по-разному. На французском - nature morte — «мёртвая природа».  На немецком языке - Stilleben, на английском - still life, что в переводе означает буквально - тихая или неподвижная жизнь.

Когда начал формироваться жанр натюрморта?

Натюрморт, как жанр, начал формироваться в 16 веке, а расцвел в Голландии и в Испании. Это были не просто картины, это были изображения предметов, имеющих скрытый смысл. Каждый предмет что-то символизировал, что-то рассказывал о владельце.

Особенностью голландской живописи была специализация художников по жанрам. В рамках натюрмортного жанра существовало даже разделение по отдельным темам, причем в разных городах были свои излюбленные виды натюрморта, и, если живописцу случалось переехать в другой город, он часто резко менял свое искусство и начинал писать те разновидности жанра, что были популярны в этом месте. 

Запишите в тетради разнообразие тем в городах Голландии (типов натюрморта):

Город Утрехт. Цветочный натюрморт и натюрморт типа «Охотничьи трофеи и птичий двор»

Город Харлем. Натюрморты типа «Завтраки»

Город Антверпен. Роскошный натюрморт

Город Лейден. Натюрморт серии Vanitas

Город Гаага. Рыбный натюрморт

Город Роттердам. Кухонный натюрморт

Практическая работа

Натюрморт XVII века превратился в одно из самых загадочных явлений в искусстве. Задачей художника становилось умение найти схему, в которой органично сочетались бы искусно составленная композиция и смысловое содержание. «Чтение» натюрморта было чем-то вроде интеллектуальной игры. Какой-либо предмет или явление могли переосмысливаться в разных аспектах. Мы сегодня постараемся услышать тайный разговор вещей на картинах малых голландцев.

Каждая группа получает репродукцию картины и анализирует изображение. Вы должны «прочитать» натюрморт и познакомить нас с вашей версией понимания зашифрованной информации в картине.

Ваша задача: определить тематику натюрморта, предположить город, в котором создано это полотно, составить краткий рассказ об изображенных предметах, применяя информацию о символике предметов в натюрморте.

Ученики получают репродукции, на карточках с репродукциями написаны авторы и названия полотен.

Учитель на экране показывает слайд с планом составления сообщения. Ученики изучают информацию кейсов, начинают обсуждение в группах, составляют рассказ по предложенному плану.

План сообщения групп:

Название. Автор.
Разновидность жанра. Город, в котором был распространен такой тип натюрморта.
Композиционное и колористическое решение
Символика изображения предметов в натюрморте.

Учитель обязательно наблюдает за работой групп, советует, направляет работу учащихся.

Оценочный этап урока.

Все команды подготовили сообщения. Время для выступления – 2 минуты. Сейчас выслушаем каждую команду и оценим ее выступление от 1 до 3 баллов в бланках «Оценивание».

Таблица «Оценка выступления групп»


1 гр

2 гр

3 гр

4 гр

5 гр

6 гр

7 гр

Включение искусствоведческой терминологии в текст сообщения








Наличие всех пунктов плана в сообщении








Умение делать выводы в мини-исследовании.








Соблюдение регламента выступления.








Итого









Ученики оценивают выступление групп, заполняя бланк «Оценивание».

Примерные выступления учащихся.

1 группа

t1609570906ab.jpg

Балтазар ван дер Аст Цветы в вазе с раковинами и насекомыми, 1630-е гг., дерево, масло, Национальная Галерея, Лондон. (Натюрморт цветочный, Утрехт)

Картина вертикального формата, она симметрична. Центром композиции является глиняная ваза с цветами. На темном фоне ярко выделяются пятна цветов. Не смотря на простоту предметов, изображенных на картине, изображение несет глубокий смысл. В букете ирисы - знак Богородицы, белые розы –символ чистоты, красные цветы – символ искупительной жертвы Христа; осыпавшиеся лепестки возле вазы – знаки бренности, голубые и синие цветы – напоминание о небесной лазури; гвоздика - символ пролитой крови Христа; тюльпаны - символ быстро уходящей красоты, разведение этих цветов считалось одним из самых суетных и тщетных занятий. На цветах – бабочка как символ души человека. В целом, букет - это символ любви к богу. Поэтому букет – самое яркое пятно на картине. Они привлекают внимание зрителя. Более графично изображены симметрично расположенные на столе ракушки. Раковина моллюска обозначает смерть и бренность. Заморские экзотические раковины - предмет коллекционирования, намекали на неразумную трату денег. В целом, натюрморт – это предупреждение о неминуем наказании за грехи.


2 группа

t1609570906ac.png

Питер Класс Завтрак, 1644 Эрмитаж, Санкт-Петербург. (Натюрморт типа «Завтраки» Харлем).

Картина «Завтрак с ветчиной» - произведение горизонтального формата. Кажущийся беспорядок наводит на ощущение недавнего присутствия человека. С удивительным мастерством художник передает цвет каждого предмета. Сдержанная серовато-золотистая оливковая тональная гамма объединяет предметы. При взгляде на картину возникает ощущение неустойчивого равновесия. Тарелка с хлебом должна вот-вот упасть. Композиционным центром, несомненно, является блюдо с ветчиной. Это самое яркое пятно на картине. Многочисленные стеклянные, хрустальные, да и глиняные сосуды, с цветами и без них, воспринимались как нечто хрупкое, неверное, готовое вот-вот разбиться. Дорогие сосуды лишь подчеркивали это ощущение, неся дополнительный смысл тщетности богатства. Содержимое же сосудов трактовалось по-разному. Вода - тема крещения, очищения, вино - тема причастия. Однако вино, особенно недопитое, могло символизировать и не до конца прожитую жизнь, и остаток бесполезной роскоши. В христианской символике персики означают плод грехопадения, в руке Христа преобразующийся в плод спасения, хлеб и вино напоминают о евхаристии, грецкие орехи - о распятии. Луч света, преломленный в бокале с вином, напоминает о таинстве причастия. Мясо – это бренная плоть, чувственная радость. Нож - символ жертвы. Несколько орехов в скорлупе - душа, скованная грехом. Вино - символ Крови. Хлеб - символ Плоти Христовой. Оливковая ветвь – символ мира. Виноград – искупительная жертва Христа. Свет – символ духовного прозрения. Этот натюрморт напоминает о том, что человек грешен, но душа может спастись, если раскается.

3 группа

t1609570906ad.png

Виллем Кальф Натюрморт с омаром, рогом для вина и бокалами, 1660, Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид. (Роскошный натюрморт. Антверпен)

Композиция горизонтальна. Диагональное расположение предметов придает динамику композиции. Центром картины является огромный омар красного цвета. Омар, рог для вина со сверкающей оправой из серебра филигранной работы, прозрачные бокалы, лимон и турецкий ковер переданы с такой изумительной тщательностью, что возникает иллюзия, будто они настоящие и их можно коснуться рукой. Место для размещения каждого предмета выбрано с таким тщанием, что группа в целом образует гармонию цвета, формы и фактуры. Колорит сочный, красочно насыщенный, золотисто-теплый. Теплый свет, обволакивающий предметы, придает им достоинство драгоценных ювелирных изделий. Золоченые кубки, китайский фарфор, ковровая скатерть, южные фрукты подчеркивают вкус к изяществу и богатству, утвердившийся в голландском обществе в середине столетия. Каждый предмет несет в себе смысловую нагрузку. Лимон – предательство, чувственные наслаждения; стекло – символ хрупкости, фарфор – символ чистоты. Красный омар – символ роскоши,

 перевернутый или пустой бокал   обозначает пустоту. Вино в бокале или кувшине олицетворяло жертвенную кровь Христа. Натюрморт говорит, что богатство, роскошь, неумеренность в еде – это грех.

4 группа

t1609570906ae.jpg

Питер Клас, Натюрморт с черепом, 1630, Маурицхейс, Гаага (Натюрморт серии Vanitas. Лейден). Композиция горизонтальна. Динамичность придает диагональное расположение предметов. Человеческий череп главенствует в этом странном наборе вещей. Написанные в бледно-коричневых тонах предметы купаются в скользящих лучах теплого солнечного света. Тема этого произведения - скоротечность земной жизни: череп представляет смерть, перевернутая рюмка символизирует протекшую жизнь, часы напоминают зрителю, что время неостановимо. Писчее перо — символ наук, механические часы — быстротечность времени. Огарок является символом человеческой души, её затухание символизирует уход. Череп — напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как «отражение», он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни.

5 группа

t1609570906af.png

Абрахам ван Бейерен. Рыбная лавка, около 1650, Дрезден. Картинная галерея. (Гаага. Рыбный натюрморт). Композиция горизонтальна. Композиция открыта – на дальнем плане окно, из которого видно море, рыбацкую лодку, рыбаков. Около стены, на дальнем плане медная посуда. Колорит строится на контрастах. Основной теплый красновато- коричневый фон оживляется серебристо-серым цветом блестящей влажной чешуи и раковин, почти белым брюшком крупной рыбы на первом плане, бледно-розовым тоном краба и ската. На столе – разные сорта рыб. Вся рыба разделана – некоторые тушки выпотрошены, некоторые порезаны на куски. В центре – морской рак. Рыба – раннехристианский символ, символ Христа. Композиция, не смотря на бытовой набор предметов, очень религиозна.

6 группа

t1609570906ag.png

Мелхиор де Хондекутер. Петух, куры и цыплята. 1668-70 (Утрехт. Охотничьи трофеи и птичий двор). Этот художник любил писать сцены охоты, охотничьи трофеи и птиц. Работы пользовались большим успехом. Художник рисовал среди простых птиц и птиц экзотических, привозимых из дальних краев.  Композиция картины горизонтальна. На первом плане изображена курица с цыплятами. Художник отображает материнство курицы с такой же нежностью и чувством, как Рафаэль материнство мадонны. На фоне неба изображен петух. Этот франт выделяется и цветом, и размером, и своей позой. Клетка как символ опасности, которая может подстерегать человека в жизни.

7 группа

t1609570906ah.png

Сафтлевен, Херман Младший - Внутренний вид крестьянской хижины. (Роттердам Кухонный натюрморт). Художник поместил в композицию фигуру человека — хозяйки, одетой в скромное крестьянское платье. Но все внимание направил не на нее, а на вещи. Посуду (тазы, миски, бочки, деревянные кадки, горшки) мастер выписывает очень тщательно и с величайшим мастерством. Сафтлевен, Херман Младший выделяет многочисленные предметы крестьянской утвари. В том, как Сафтлевен передает освещение, чувствуется влияние Рембрандта. Все предметы – это символ скоротечности жизни. Очаг – символ домашнего уюта. Только вместе, в родном доме можно спасти душу свою и своих близких.

Контрольный этап.

Вы внимательно прослушали все сообщения, оценили их. Сдайте оценочные листы. Чтобы проверить, как вы усвоили материал, проведем моментальный опрос. Сейчас на экране будут показаны репродукции голландских натюрмортов. Вы должны будете узнать тип натюрморта. Если вы узнаете свой тип натюрморта, вы должны будете встать всей командой. Внимание: типы натюрмортов могут повторятся.


Команды должны узнать типы натюрмортов:

1 группа - кухонный натюрморт

2 группа – птичий двор

3 группа - завтраки

4 группа - десерты

5 группа - ванитас

6 группа рыбный натюрморт

7 группа – цветочный натюрморт


Учитель на слайде нажимает цифру и по гиперссылке переходит на слайд с изображением натюрморта.

Рефлексия.

В голландском натюрморте в основном главенствует горизонтальная композиция. Это наилучшая возможность показать состояние покоя и тишины. Некоторое внутреннее напряжение придает композиции диагональное расположение предметов внутри горизонтального формата холста. Композиция натюрморта на квадратной плоскости стремится к зрительному равновесию и четко выраженному центру. Воплощение идеи порядка и симметрии. «Малые голландцы» продолжили традиции нидерландских мастеров эпохи Возрождения, полагавших, что живопись должна не только доставлять удовольствие, но и учить, напоминать о вечных духовных ценностях. Согласно нормам протестантизма, победившего в Северных Нидерландах в ходе Реформации, храмы в этих землях не украшались живописью и скульптурой. Зато в общественных зданиях, домах горожан и даже крестьян живописных полотен было много. Сюжеты их были в основном светскими, но вместе с тем картины были наполнены скрытыми религиозными и философскими символами. Мы приоткрыли книгу символов сегодня на уроке.

Подводим итоги урока. Заполняем третий столбик нашей таблицы «Знаю-Хочу знать-Узнал». Сравните информацию в двух столбиках «Хочу знать» и «Узнал».

Обучающиеся заполняют таблицу полностью.


Литература:


Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. – М.: ВЛАДОС, 2008.

Васильева-Шляпина Г.Л. изобразительное искусство. История зарубежной, русской и советской живописи. – М.:Академический проект; Фонд «Мир», 2007. С.117-129.
Виппер Б. Проблема и развитие натюрморта (жизнь вещей). Казань, 1982.

Герчук Ю. живые вещи.-М.:Советский художник,1977.

Звездина Ю. Н. Эмблематика в мире старинного натюрморта. К проблеме прочтения символа. – М.: Наука, 1997.

Голландские мастера натюрморта. Художники Клас, Хеда, Кальф и Бейерен - http://smallbay.ru/article/holland_still-life.html

Ссылки

«Натюрморт» Йоханнес Гударт, 1650 - https://onaturmorte.ru/wp-content/uploads/2020/08/1001643720.jpg

«Натюрморт с черепом» Питер Клас – https://clck.ru/ShCpm

Сафтлевен, Херман Младший - Внутренний вид крестьянской хижины - https://cdn.gallerix.asia/sr/_EX/1484856499/250540161.jpg

Мелхиор де Хондекутер. Петух, куры и цыплята - https://cutt.ly/WjuIB27

Абрахам ван Бейерен. Рыбная лавка - https://cutt.ly/mjuI2SS

Виллем Кальф Натюрморт с омаром, рогом для вина и бокалами - https://cutt.ly/DjuI3i3

Балтазар ван дер Аст Цветы в вазе с раковинами и насекомыми - https://cutt.ly/JjuI7W3

Питер Класс Завтрак - https://cutt.ly/DjuI66r


Опубликовано


Комментарии (2)

Ватолина Светлана Анатольевна, 09.02.21 в 17:29 1Ответить Пожаловаться
Поздравляю с Победой в конкурсе!!!
Файзуллина Л.В., 09.02.21 в 18:03 1Ответить Пожаловаться
Спасибо! Очень неожиданно, но, приятно!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.