Технологическая карта урока музыки.
Тема 3 четверти: «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ».
Тема урока: «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ».
Урок обобщения и систематизации знаний.
Музыкальный материал:
1. Л. Бетховен. Симфония №5. Экспозиция. 2. Л. Бетховен. Вариации на русскую тему «Камаринская» (фрагмент: тема и вариация).
3. Чешская народная песня «Полька».
4. Итальянская народная песня «Санта Лючия».
5. Г. Струве. «Моя Россия».
6. М. Глинка «Камаринская» (фрагмент: тема плясовой).
Изобразительный ряд:
1. Кроссворд «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ».
2. Слайд шоу.
3. Нотная строчка главной интонации. Симфония №5.
План урока:
Организационный момент.
Постановка темы и цели урока. Углубление в тему
Музыкальное путешествие. Вокально-хоровая работа и исполнение песни Г. Струве «Моя Россия».
Вокально-хоровая работа и исполнение чешской народной песни «Полька». Вокально-хоровая работа и исполнение итальянской народной песни «Санта Лючия».
Слушание и пластическое интонирование музыки М. Глинки, музыки Л. Бетховена
Физминутка.
Закрепление. Концертное исполнение песен на выбор учащихся.
Контроль. Домашнее задание. Итог урока. Рефлексия.
Прогнозируемые результаты.
Знание определенных понятий и терминов. Умение раскрывать особенности музыки через словесные характеристики. Умение провести интонационно-образный анализ музыкального произведения. Анализировать содержание музыкального произведения через определение музыкальной формы (вариации). Предъявлять себя в разных видах музыкальной деятельности. Уважение к культуре народов мира.
Учебно-методический комплект.
нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для 4 года обучения, поурочное планирование.
Программа «Музыкальное искусство» (авт. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр), разработанная в рамках модели образования «Начальная школа XXI века», 2012 год
Хрестоматия музыкального материала 4 кл.: - М.: Просвещение, 2004;
Фонохрестоматия музыкального материала «Музыка.4 класс».
Учебный предмет | Музыка |
Класс | 4 |
Тип урока | Урок обобщения и систематизации знаний.
|
Цель, задачи урока | Цель урока: Закрепить и обобщить знания детей о музыке своего народа и музыке народов мира.
Задача познавательная: Углубить знания детей о русской музыке и музыке народов мира, ее интонационных особенностях. Задача развивающая: Развивать творческое нестандартное мышление и воображение учащихся посредством слушания и пения музыкальных произведений. Задача воспитательная: Воспитывать толерантность, уважение к культуре народов мира. |
Технологии, методы | Технологии: личностно-ориентированные, здоровье сберегающие, ИКТ, технологии проблемного обучения. Методы: соучастие, поощрение, наблюдение, проблемная ситуация, интонационно-стилевое постижение музыки, ассоциативный поиск в целях активизации воображения, исполнительская деятельность, беседа, слуховой контроль. |
Основные понятия, термины | Вариации. Симфоническая форма. Главная тема. |
Организация пространства |
Формы работы | Межпредметные связи | Ресурсы |
Индивидуальная, групповая, фронтальная | ИЗО, география | Основные: УМК Программа «Музыкальное искусство» (авт. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр) разработанная в рамках модели образования «Начальная школа XXI века», 2012 год Дополнительные: Интернет – ресурсы, видеоролики, презентация, личные дидактические разработки учителя. Музыкальный материал: 1. Л. Бетховен. Симфония №5. Экспозиция. 2. Л. Бетховен. Вариации на русскую тему «Камаринская» (фрагмент: тема и вариация). 3. Чешская народная песня «Полька». 4. Итальянская народная песня «Санта Лючия». 5. Г. Струве. «Моя Россия». 6. М. Глинка «Камаринская» (фрагмент: тема плясовой).
Изобразительный ряд: 1. Кроссворд «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ». 2. Слайд шоу. 3. Нотная строчка главной интонации. Симфония №5.
|
Технология обучения
Этапы урока | Задачи этапа | Оформление доски, наглядность | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент.
| Психологический настрой на урок. | Звучит русская народная плясовая песня «Камаринская». |
Установочная беседа. | Учащиеся входят в класс под русскую народную плясовую песню «Камаринская». |
2.Актуализация знаний по теме урока: «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ».
| Осознание цели предстоящей деятельности. | Презентация Слайд 1. Тема, цель и задачи урока. | Учитель предоставляет «конфликтный» материал, создает погружение в проблему, готовность к предстоящей деятельности.
Диалог учителя и учащихся: русская музыка и музыка народов мира. Классическая и народная музыка.
| Содержательный анализ в группах, погружение в тему. Главное – осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, формулировка эвристических вопросов. Учащиеся проявляют познавательную инициативу, осознают цель предстоящей деятельности: народные истоки классической музыки; богатство и многообразие музыкальной культуры народов мира, интонационные особенности; музыкальный язык народов мира, понятен всем без перевода.
|
3.Обобщение изученного материала.
| Систематизация знаний.
1.Музыкальное путешествие. Остановка 1. «Музыка России». Отличительные черты русской музыки.
2.Остановка 2. «Музыка Чехии». Сходство и различие русской и чешской музыки, славянской музыки.
3.Остановка 3. «Музыка Италии». Жанры и виды песен. Вокальные приемы пения. Классическое и народное пение 4.Остановка 4. «Музыка Германии». Симфоническая форма. Симфоническое развитие в русской и немецкой музыке.
5. Остановка 5. «Музыка России». Вариативность музыки
|
Слайд 2. Виды (фото) России. Текст песни «Моя Россия».
Слайд 3.Виды Чехии. Текст песни «Полька». Ритм. Синкопа.
Слайд 4. Виды Италии. Баркарола. Текст песни «Санта Лючия».
Слайд 5. Виды Германии. Викторина «Узнай музыкальный инструмент». Нотная строчка главной интонации Симфонии №5.
Слайд 2. Виды России. «Камаринская» М. Глинки. | Учитель стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Предлагает задания, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, помогает комментировать учебные действия «ведущему» (сильному ученику), поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создает условия для сотрудничества – работы в парах, группах, ситуации успеха. Предлагает задания: Мелодия – основное средство выразительности русской музыки? Песня – основной жанр русской музыки?
Организует учебное исследование: Каков исполнительский план песни?
Диалог учителя и учащихся: Что такое баркарола? Какие бывают жанры и виды песен?
Организует проведение интонационно-образного анализа музыкального произведения. Что такое симфоническая форма? Какие инструменты исполняют главную тему? Почему? Как развивается музыка? Что такое тема, вариации? Организует поиск решения проблемы, на основании услышанного и исполненного музыкального материала. | Учащиеся обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий. Отрабатывают действия, соответствующие мыслительным операциям анализа, сравнения, обобщения музыкального материала. Осуществляют работу в малых группах.
Учащиеся исполняют детскую песню «Моя Россия».
Учащиеся исполняют чешскую детскую песню «Полька» хором, стоя, создавая единое интонационное пространство праздника (хлопки, притопы). Учащиеся исполняют итальянскую народную песню «Санта Лючия», воплощая художественный образ моря (рисунки детей).
Дети слушают и пластически интонируют симфонию №5 Л. Бетховена (экспозиция), анализируют симфоническое развитие музыкальных тем. Слушают и узнают Вариации на русскую тему «Камаринская» Л. Бетховена. Слушают симфоническое произведение «Камаринская» М. Глинки (фрагмент), сравнивают с Вариациями Л. Бетховена. Передают свои ощущения в движении. Отвечают на вопросы в группах. Делают вывод о народных истоках классической музыки, о том, что музыкальный язык понятен всем без перевода. |
4.Физминутка. | Музыкальная игра. |
| Организовывает физминутку. | Выполняют движения соответственно словам песни. |
5.Закрепление. | Психологический настрой на концертное исполнение песен (одна или две не более). |
| Обобщающая беседа: певческая установка и т. д.
| Концертное исполнение любимых русских песен и песен народов разных стран мира (на выбор учащихся). Хоровое, ансамблевое исполнение, соло. |
6. Обобщение результатов. | Контроль. | Слайд 6. Кроссворд «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ». | Диалог учителя и учащихся. Диагностическая работа. | Осуществляют пошаговый контроль. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. |
7.Домашнее задание. | Повторение. | Выставка рисунков. | «Мое любимое музыкальное произведение» | Самоанализ домашней деятельности учащихся. |
8.Подведение итогов урока. | Рефлексия. | Слайд 1. Тема, цель и задачи урока. | Учитель предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Выставление оценок. | Личная рефлексия, самооценка. Учащиеся определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цепрощаются и выходят из класса под музыку (на выбор учащихся). |