Технологическая карта урока на тему «Знакомство с первой буквой алфавита – А»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ПРЕДМЕТ | | Обучение грамоте |
Ф.И.О. УЧИТЕЛЯ | | Дубровина Юлия Олеговна |
КЛАСС, ДАТА |
| 1 класс |
ТЕМА УРОКА | | Знакомство с первой буквой алфавита – «А». |
РЕСУРСЫ | | Учебник УМК «Планета Знаний» букварь, рабочая тетрадь. |
ТИП УРОКА | | Открытия нового знания |
ЦЕЛЬ УРОКА | | Создание условий для формирования умения писать заглавную и строчную буквы А, а; использовать на письме заглавную букву; содействовать развитию моторики, фонематического слуха; |
ЗАДАЧИ УРОКА | Обучающие | Познакомить учащихся со звуком [а]; формировать умение выделять звук [а] из речи; познакомить детей с буквами А, а, а так же формировать навык чтения; |
Развивающие | Развивать фонематический слух, внимание, логическое и ассоциативное мышление, речь детей; развивать мелкие мышцы пальцев. | |
Воспитательные | Воспитывать и прививать интерес к чтению; воспитывать любовь и бережное отношение к цветам. | |
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ | | |
Предметные | Сравнивают строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком [а]; используют заглавную букву в именах собственных. | |
Метапредметные | Регулятивные: Принимают учебную задачу урока и осуществляют ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий. Познавательные: Используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; Осуществляют сравнение букв по заданным критериям, слого-звуковой анализ слов. Коммуникативные: Проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою. Личностные: Прививать интерес к родному языку. | |
Личностные | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; уясняют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
№п/п | Этап урока и его цель. Примерное время проведения | Деятельность учителя (содержание учебного материала) | Деятельность учащихся (виды деятельности) | Формируемые универсальные учебные действия |
1. | Самоопределение к деятельности. Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Время:1-2 мин | Итак, дети! Настроились на работу и приготовились к работе. Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Кулак – ребро – ладонь». Спина прямая, ноги касаются пола, руки прямые, локти на парте. Мы начинаем наш урок. | Дети приветствуют учителя и проверяют готовность к уроку. Выполняют пальчиковую гимнастику. Три положения на плоскости стола: кулачок, | ЛУУД - развития познавательных интересов |
2. | Актуализация опорных знаний. Цель: Выполнение обучающимися пробного действия. Фиксирование обучающимися индивидуального затруднения. Время:5 мин | С буквой А вы не шутите, У нее серьезный вид. Эта буква, вы учтите, Открывает алфавит! Наш чудо-автомобиль доставил нас к букве А. Давайте учиться писать строчную и заглавную букву. Посмотрите на строчную букву а. Из каких элементов она состоит? Сравните ее с печатной буквой. Начинаем писать букву а немного ниже верхней линии рабочей строки, ведем влево округлую линию к верхней линии рабочей строки, округляем вниз до нижней линии, затем ведем наклонную через точку начала письма буквы до верхней линии. Без отрыва ведем вниз второй элемент буквы – это черта с закруглением внизу. Выполним письмо буквы в воздухе. Пропишите обратным концом ручки, точно соблюдая направление движения. Напишем сочетание аа. Дома можете потренироваться в написании строчной буквы а. | Рассматривают строчную букву а. Рассматривают - Она состоит из кружочка и ручки зонтика, крючка. Выполняют письмо в воздухе, в прописи, по пунктирным линиям. Письмо буквы а под счёт. | ПУУД - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
3. | Постановка учебной задачи. Цель: выявление места затруднения. Фиксирование во внешней речи причины затруднения. Формулирование цели урока. Время: 2-3 мин | В словах пропущена буква а. Впишите ее. Рассмотрите схему слова мама. Сколько слогов в слове? Какой слог ударный? Сколько звуков в первом слоге? Из чего состоит первый слог? Аналогично выполняют анализ других слов (папа, бабушка). А сейчас мы с вами проведём физкультминутку под названием АИСТ – Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. – Топай правою ногой, Топай левою ногой. Снова – правою ногой, Снова – левою ногой. После – правою ногой, Затем – левою ногой. Вот тогда придешь домой! | Вписывают букву. – Два. – Первый. – Два. – Из слияния согласного с гласным. Выполняют физкультминутку. | РУУД – формулировать цель урока КУУД - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; |
4. | Открытие нового знания. Цель: составление совместного плана действий. Создание условий для формулирования (открытия) «правила» урока. Время:7 мин | Обведите по контуру веточки с листочками. – Прописная (заглавная) буква А состоит из трех элементов: длинной плавно наклонной линии с закруглением внизу; длинной прямой линии с закруглением внизу; поперечной петельки. Письмо буквы А по элементам. – Начинаем писать букву А снизу, чуть выше нижней рабочей строки, слегка закругляем вправо и ведем наклонно вверх: не доходя до следующей строки, опускаем черту на себя, не отрывая руки, начинаем писать петлю. Ведем немного вверх по написанному. А затем отводим влево, закругляем и пересекаем первую часть буквы, петлю загибаем вправо, пересекая написанное, ведем на соединение со следующей буквой. – Напишем букву А по элементам: в воздухе, на доске, в тетради. Дома можете потренироваться в написании прописной буквы А. В словах пропущена буква а. Впишите ее. Рассмотрите схему слова Анна. Сколько слогов в слове? Какой слог ударный? Сколько звуков в первом слоге? Из чего состоит первый слог? Зачем нужна заглавная буква? С заглавной буквы, без сомненья, Начинаем предложенье, Имя мамы, папы, дочки, Чтобы выделить их в строчке. Буквы пишем аккуратно, Чтобы было всем понятно. Сейчас мы выполним упражнение в нахождении звука [а]. Звук [а] можно услышать в начале слова, в середине слова, в конце слова. Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в начале слова. Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в середине слова. Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в конце слова. | Обводят по контуру веточки с листочками. Рассматривают прописную букву А, прописывают элементы буквы, букву А. Вписывают букву. – Два. – Первый. – Два. – Из гласного и согласного, не слияния. - Имена людей пишутся с большой буквы. - Арбуз, аист, альбинос. - Палка, парта, пальто, папа. - Ученица, азбука, учительница. | ПУУД – строить логическую цепочку рассуждений, при открытии правила урока |
5. | Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. Цель: усвоение обучающимися новых способов действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтальная, в парах, групповая работа). Время:15 мин | А теперь откроем учебник на странице 9 и ответим на вопросы с помощью картинки. Кто изображён? В слове «Мальвина» слышите звук [а]? Где слышите звук [а]? В слове «Буратино» слышите звук [а]? Где слышите звук [а]? - В слове «Артемон» слышите звук [а]? - Где слышите звук [а]? - Из какой сказки эти герои? - Что делают герои? - Какую изучают букву? - Как себя ведёт Буратино? - А вы, ребята, хотите учиться? - Какая птица рядом с Мальвиной? - Какой звук слышите в начале этого слова? - Какие цветы на клумбе? - Какой звук слышится в начале этого слова? - Какими буквами обозначается звук [а]? | - Мальвина, Буратино, Артемон. - Да! - В середине слова, на конце слова. - Да! - В середине слова, на конце слова. - Да! - В начале слова - «Приключения Буратино». - Играют в школу - Букву А. - Он отвлекается, у него в тетради грязь, не хочет учиться. - Да. - Аист. - Звук [а]. - Астры. - Звук [а]. - Буквами А, а. | РУУД - оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; КУУД - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
6. | Включение в систему знаний и повторение. Цель: обучение новому способу действий при выполнении заданий с включением ранее освоенных ЗУНов. Время:5 мин | Буква А довольна вашей работой. А вы? – Что получилось? Над чем надо ещё поработать? Понравилось вам в гостях у буквы А? В гостях хорошо, а дома лучше. | - Да. - Получилось написать строчную и заглавную букву А. | ПУУД – научить выбирать более эффективные способы решения заданий. |
7. | Рефлексия деятельности. Цель: оценивание обучающимися собственной учебной деятельности. Время: 3 мин. | Сегодня вы отлично поработали. | Дети оценивают свою деятельность на уроке. | КУУД – оценка собственных действий |