Использование современных образовательных технологий и ЭОР, созданных
самостоятельно Литвинова В.А., учитель информатики
Технологическая карта урока информатики по теме
«Знакомство с языком PascalABC.Net. Ввод, трансляция и исполнение программы на языке Паскале. »
Учитель: Литвинова Вера Александровна
Класс: 9
Авторы УМК: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.
Тип урока: Комбинированный - сочетает в себе и повторение пройденного материала, и получение новых знаний и умений.
Место урока в разделе: 4 урок в разделе “Программное управление работой компьютера” |
|
Оборудование/ресурсное обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Знакомство с языком PascalABC.Net», раздаточный материал.
Методы обучения: наглядные, словесные, познавательные игры
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах
Лицензионные ЭОР: Комплект цифровых образовательных ресурсов, помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/).
Команда присваивания http://school-collection.edu.ru/catalog/res/dec21a7c-cec4-4b7a-96d7-d761c14a8582/view/
Команды ввода – вывода http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d1a6e9b7-5eda-4be9-bff2-3197b9f145e7/view/
Понятие величины, типы величин http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f38ea1b0-69c8-485b-aac2-e5bc1bced661/view/
Собственный ЭОР:
Презентация «Знакомство с языком PascalABC.Net. Программирование линейного алгоритма»
Образовательная технология: технология обучения в сотрудничестве, информационно – коммуникационная технология, технология критического мышления, личностно-ориентированное обучение. Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная
Цель урока:
Обучающие:
познакомиться со средой программирования Pascal ABC, со структурой программы на языке Паскаль;
сформировать у учащихся первичные знания по применению изученного материала.
научиться составлять простые линейные программы, модернизировать их
Развивающие:
развивать алгоритмическое мышление;
учить анализировать, обобщать и систематизировать;
обогащать словарный запас учащихся.
Воспитательные:
развивать информационную культуру учащихся, способность к самостоятельной и коллективной деятельности, рефлексию.
Задачи урока:
актуализация знаний учащихся по теме «Алгоритмы, формы представления алгоритмов»;
знакомство с основными операторами линейных алгоритмов на языке программирования;
обучение составлять и применять программы, используя операторы ввода, вывода и присваивания;
развитие критического логического мышления учащихся – умения выделять главное, существенное, обобщать имеющуюся информацию;
повышение мотивации к самостоятельной работе;
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД
|
1. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
| Создать благоприятный психологический настрой на работу. | Приветствует учеников, создает эмоциональный настрой. Отмечает отсутствующих. Проверяет готовность к уроку.
| Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организуют свое рабочее место.
| Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками Личностные: психологическая готовность учеников к уроку, самоопределение. |
2. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) | Актуализация опорных знаний и способов действий | (слайд 1) -До этого мы с вами изучили тему “Алгоритмы” и теперь вы уже знаете, что есть алгоритмические конструкции 3-х основных видов. - С проверкой условия - с повторением некоторых операций - а какой же алгоритм должен стоять в начале списка? (слайд 2) -Правильно, линейный. - Разрабатывать блок-схемы алгоритмов мы уже научились, и сейчас переходим к следующему этапу: записи алгоритма на языке программирования. - Вы уже догадались, какая тема нашего урока? - Какова цель урока? | Высказывают свое мнение. С помощью учителя ставят проблему урока, цель и способы ее достижения.
-Ветвление -Цикл -Линейный.
-Программирование линейного алгоритма. -Научится делать линейные программы в среде PascalABC.Net | Познавательные: структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка Коммуникативные: Ориентация на партнера по общению, умение аргументировать свое мнение. Личностные: развитие логического мышления, знание |
|
|
4.Усвоение новых знаний (10 мин) | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми темы | (слайд 3-10) Просмотр презентации + запись с экрана в тетрадь. Показывает логическую схему понятий по теме "Программное управление работой компьютера". | - Смотрят, слушают, записывают определения, словарь языка, синтаксис языка. Изучают схему. | Познавательные: Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата Личностные: развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения Коммуникативные: умение работать в группах, развитие диалогической речи умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения |
5.Первичное закрепление материала (10 мин) | Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Выводит на экран интерактивные задачники, которые расположены в Единой коллекции ЦОР
| Выполняют задания. Работают в группах и обсуждают полученные результаты . | Познавательные: выбор наиболее эффективных способов выполнения задания Личностные: формирование умений систематизации объектов; |
Работа с Интерактивными задачниками, (Единая коллекция ЦОР) |
6. Физкультпауза. (2 мин) | Эмоциональная разрядка. | Включает физкультминутку для глаз. | Выполняют физкультминутку для снятия утомления | Здоровье сберегающая методика для снятия утомления. |
7. Применение изученного материала для решения коммуникативной задачи (10 минут) | Формирование умения применять теоретические положения, формирование умений работать по образцу. | (слайд 11+ карточка). Показывает каждую строку с помощью блок-схемы, чтобы связь шагов программы стала более наглядной и каждую поясниет на естественном языке, чтобы научить читать и писать программы. Организует работу на компьютерах в среде в группах и по одному над разработкой программ в среде программирования PascalABC.Net
| Работа с заданиями Сравнивают задание со слайда с заданием в своей карточке, анализируют их, отвечают на вопросы: -Сколько переменных в программе? -Что выполняет программа? -Что пишется в апострофах? Работают над созданием своих двух программ в среде программирования PascalABC.Net. | Регулятивные: Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Познавательные Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач |
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Даны длины ребер a, b, c прямоугольного параллелепипеда. Найти его объем V = a*b*c и площадь поверхности S = 2(ab + bc + ac) | Дана длина ребра куба. Найти площадь грани S1=a2, площадь полной Поверхности S2=6а2 и объем куба V=a3 | Разработать программу для ввода значения величины X, присваивания величине Y значения 5.5, вычисления значения величины Z = (X - Y )*4 2 |
|
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (3 мин) | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Д/З: Разработать программу для ввода четырёх целых чисел и вычисления их среднего арифметического | Записывают домашнее задание. | Личностные: формирование навыков самоорганизации формирование навыков письма |
9. Рефлексия. (2 мин) | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. | Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке. | Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия | Познавательные: Построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности в рамках урока Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения Личностные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Литература:
Информатика: методическое пособие для 7–9 классов / И. Г. Семакин, М. С. Цветкова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. — 160 с.
Методическое пособие для учителя. Авторы: Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Учебник «Информатика» для 9 класса. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
Слайд 1 Слайд 2
Слайд 3 Слайд 4
Слайд 5 Слайд 6
Слайд 7 Слайд 8
Слайд 9 Слайд 10
Слайд 11
Кияйкина Наталья Федоровна