Технологическая карта урока информатики и ИКТ в 8 классе «Информация и информационные процессы»
Предмет: информатика Дата: 16.11.2018
Класс: 8
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
УМК: Информатика. Учебник для 8 класса. Босова Л.Л., Босова А.
Технологическая карта
Тема № урока | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы». | |||||||||||||||||||
Цель | Систематизировать понятия по теме «Информация» и уметь оперировать ими в конкретных ситуациях. | |||||||||||||||||||
Задачи | 1. Обучающие: обобщить имеющиеся знания по теме «Информация и информационные процессы»; 2. Развивающие: развивать умение нахождения новых знаний на основе уже имеющихся; 3. Воспитательные: вести диалог с окружающими, применять правила поведения и общения. | |||||||||||||||||||
Формируемые УУД | Личностные: оценка своей деятельности и других людей. Регулятивные: предлагать способы решения проблемы, искать и выбирать способы достижения поставленной цели. Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания. Коммуникативные: самостоятельно организовывать свою работу; отстаивать точку зрения; приводить аргументы, подтверждая их фактами. | |||||||||||||||||||
Основные понятия | Система счисления, информационные процессы, информационный объем, мощность алфавита | |||||||||||||||||||
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник по информатике за 8 класс. Ноутбуки с выходом в интернет. | |||||||||||||||||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | ||||||||||||||||
Предметные | УУД | |||||||||||||||||||
I. Организационный момент Цель. Настроить учащихся на плодотворную работу. | Приветствие учащихся. Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания. | Подготовка к работе, настрой на доброжелательное сотрудничество. | Здравствуйте, ребята! Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте себе и соседу по парте хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам плодотворной работы. | | Прогнозирование своей деятельности Умение выделять нравственный аспект поведения. | |||||||||||||||
II. Постановка цели и задачи урока | Задает вопросы, приводящие к формулировке темы урока | Анализируют информацию | Посмотрите на доску и прочитайте высказывание: Нет силы более могучей, чем знание, человек, вооруженный знанием, — непобедим. (М. Горький) Какие информационные термины и определения мы можем применить к этому высказыванию?
| Информация Вид информации Информационный объем сообщения | Анализ материала для выявления общих признаков | |||||||||||||||
III. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «изучения нового знания» | Контролирует выполнение упражнения | Выявляют закономерность, составляют примеры. | Открываем ноутбуки, на панели задач в браузере выполняем упражнение. Каждое задание на уроке оценивается по критериям, которые перед вами. https://learningapps.org/1697533 Вы должны соотнести свойства информации с их описанием.
Молодцы, перечислите какие виды информации мы с вами изучили. - Какие информационные процессы вы использовали при решении данной задачи? (обработка, хранение информации) | Свойства информации | Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата | |||||||||||||||
IV Обобщение и систематизация знаний | Организовывает выполнение заданий по обобщению знаний по теме | Отвечают на вопросы и решают задания | Перед вами лежат листы с заданиями, выполнить их нам помогут знания о системах счисления. Что такое основание системы счисления? Как переводятся числа из одной системы счисления в другую? Выполняете работу в парах. Задание: Перевести все числа в десятичную систему счисления и отгадать слово 1238, 10112, 1А316, 3425, 1012,1816, 4038 | Системы счисления | Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | |||||||||||||||
| | |
Какое получилось слово? (мощность) Какие информационные процессы мы наблюдали в этом задании? (кодирование, обработка) - На каком этапе решения задачи была передача информации? (произнесение ответа). - Где можно применить слово мощность? - Правильно при решении задач на нахождение информационного объема сообщения. - В чем измеряется информационный объем одного символа? |
| Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | |||||||||||||||
V. Физкультминутка | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
| Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. | | | | |||||||||||||||
V. Применение знаний и умений в новой ситуации Цель: Выявление пробелов в знаниях учащихся. | Контролирует работу с заданиями | Самостоятельно решают примеры | В начале урока мы прочитали высказывание М. Горького. Наша задача подсчитать информационный объем этого сообщения, если известно, что мощность алфавита 32 символа. В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 8 битами. Определите объем следующего сообщения Буря мглою небо кроет… | информационный объем сообщения | Умение выбирать, сопоставлять и обосновывать способы решения. | |||||||||||||||
VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | | Применяют знания для решения поставленной задачи | 1) Сейчас откроем учебник на с. 25 и определим информационный объем этой страницы, мощность алфавита 256 символов. Работу выполняем в парах. - Что вы должны для этого сделать? (подсчитать количество символов, найти i) 2) Перевести 16 Кбит в байты 64 Мбайта в биты | информационный объем сообщения, единицы измерения информации. | Умение выполнять совместную работу | |||||||||||||||
VIII. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Задает вопросы | Оценивают свою работу и работу одноклассников. | - Какие понятия мы сегодня повторили на уроке? - Какие информационные процессы происходили при решении задач? - Подсчитайте количество баллов при выполнении заданий и выставите оценку исходя из предложенных критериев. | | Оценка своей деятельности и других людей; Смыслообразование |