Технологическая карта урока ОБЖ в 11 классе по теме «Семья в современном обществе. Законодательство о семье»
Технологическая карта урока по дисциплине
«Основы безопасности жизнедеятельности».
Разработала: учитель ОБЖ МОУ СШ № 20 Краснооктябрьского района г. Волгоград Черкесова Виктория Дмитриевна.
Класс, предмет: 11. Основы безопасности жизнедеятельности.
Тема урока: Семья в современном обществе. Законодательство о семье.
Тип урока: Открытия новых знаний.
Вид урока: Беседа.
Цели урока:
Ознакомить учащихся с понятием «брак», «семья».
Раскрыть правовые основы заключения и расторжения брака.
Выработать на начальном уровне умение практического применения норм права в различных жизненных ситуациях.
Воспитывать уважение к праву и закону.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор и экран, учебник.
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Этап мотивации к учебной деятельности (1 минута)
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (2 минуты)
Этап выявления места и причины затруднений (5 минут)
Этап построения выхода из создавшейся ситуации (5 минут)
Реализация построенного проекта (10 минут)
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (5 минут)
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону (5 минут)
Этап включения в систему знаний и повторения (5 минут)
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (2 минуты) |
На экране появляются цитаты: «Семья – основная ячейка любого общества и любой цивилизации». Р. Тагор. «Жениться – это значит вполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности». А. Шопенгауэр. Прием цитирования. Учитель зачитывает учащимся цитаты. |
Слушают; настраиваются на урок; |
Учитель задает вопросы: О чем мы будем беседовать на данном уроке? Как вы считаете, что такое семья? С каким высказыванием вы согласны\не согласны и почему? Используем приемы «лото» и «мозговой штурм». Фронтальная работа с классом, словесный метод. |
Учащиеся формулируют тему, отвечают на вопросы, вспоминают, что знают по данной теме, высказывают свои мнения и предположения, выстраивают общую схему определения. |
|
Учитель чертит схему на доске: - Попробуем схематически изобразить основные понятия, относящиеся к нашей теме, а затем посмотрим, что вызывает у нас трудности и на чем необходимо остановиться подробнее. Разместим в центре нашей схемы слово «семья». Что нам известно о составляющих семьи из предыдущих классов? Прием «кластер», фронтальная работа, |
Учащиеся вспоминают термины и определения по теме, высказывают идеи, составляют в тетради схему, вписывают ключевые понятия и смысловые выражения (функции семьи, законы, брак, дети, права, обязанности, ограничения и т.д.), |
|
- Попробуйте определить цель и задачи урока? Для этого нарисуем дерево целей. В центре у нас будет главная цель урока, а ветви вокруг будут задачами!
|
Формулируют цель и задачи урока, определяют вопросы, ответы на которые нужно дать в ходе урока. Изображают в тетради дерево целей. |
|
- Чтобы мы с вами могли ответить на все данные вопросы, мы воспользуемся учебником и семейным кодексом РФ. Разделитесь на 2 команды, мы сыграем с вами в игру, которая и позволит нам больше узнать о семейном законодательстве. У каждой команды есть на столе учебник и семейный кодекс РФ, я буду задавать вам вопросы по теме, кто ответит первый, получит балл. Групповая форма работы, прием «Деловая игра». |
Делятся на 2 команды, ищут ответы в материалах, отвечают на вопросы. |
|
- Сейчас мы с вами разделимся на 3 группы, и каждая группа составит синквейн на тему «Семья». По истечении времени мы поделимся друг с другом тем, что у нас получилось. Групповая форма работы, прием «Синквейн» |
Учащиеся работают в группах, составляют синквейны, представляют их друг другу. |
|
Учащимся раздаются карточки с заданием на соответствие (необходимо соединить термин и определение к нему). По истечении времени верные варианты появляются на экране, учащиеся сверяют ответы, меняясь с соседом по парте. Индивидуальная, парная форма работы, прием «Найди соответствие» |
Выполняют задание, осуществляют взаимопроверку. |
|
Учитель предлагает учащимся написать мини – эссе на тему «Семейное законодательство» (что было интересно? что нового узнали? остались ли вопросы?...) Индивидуальная форма работы, творческое задание |
Самостоятельно пишут эссе, тренируют навык письменной речи, учатся высказывать свое мнение на письме |
|
- Ребята, для того, чтобы оценить свою работу на уроке, предлагаю нарисовать на полях «Пирамиду знаний». Учитель поддерживает тех, чей уровень оказался низким, выражая уверенность в том, что на следующем уроке уровень повысится. |
Учащиеся рисуют в тетради пирамиду и закрашивают тот уровень, который, по их мнению, усвоили на уроке (низкий, средний, высокий) |
Список использованной литературы:
Левитес, Д.Г. Педагогические технологии.: Учебник. – М.: ИНФРА, 2019 г.
Браверман, Э.М. Система современных подходов к обучению учащихся.: Теоретическое и практическое пособие – М.: Илекса, 2019 г.
Миронов, А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. – М. Учитель, 2015 г.
Лукьянова М. И., Абдуллина Т. Н., Разина Н. А. Личностно – ориентированный урок. Конструирование и диагностика. – М.: Педагогический поиск, 2006 г.
Даутова О.Б., Ивашедкина О.А., Иваньшина Е.В. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. – М.: Каро, 2017 г.
Крылова О.Н., Кузнецова Т.С. Рабочая программа педагога. Методические рекомендации для разработки. – М.: Каро, 2015 г.