Технологическая карта урока окружающего мира для 3 класса по теме «Насекомые»
Технологическая карта урока окружающего мира для 3 класса
по теме «Насекомые»
УМК «Окружающий мир. 3 класс» Е. В. Саплиной, В. И. Сивоглазова, А. И. Саплина
Место урока в теме: 11-й урок в теме «Живые соседи человека»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель и ожидаемый результат: выяснить особенности насекомых
Задачи урока:
Актуализировать знания учащихся о животных.
Обеспечить выявление учащимися общих признаков насекомых и их особенностей
Учить детей самостоятельно добывать новую информацию, оперировать ею.
Развивать познавательную активность, интерес к предмету, умение делать выводы.
Помочь вывести правило отношения к животным.
Организовать самооценивание и взаимооценивание учащимися работы на уроке.
Оборудование и материалы: учебник «Окружающий мир», дидактический материал
Использованные источники: «Окружающий мир» Е. В. Саплина, В. И. Сивоглазов, А. И. Саплин «Окружающий мир» 3 кл.: учебник. В 2 ч. Ч.1. – М.: Дрофа, 2011.
Содержание и технология урока:
Этапы; задачи |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.Актуализация знаний обучающихся Вспомнить известные знания о животных. |
- О ком мы говорили на прошлом уроке? (о животных) Проверка д/з Один ученик рассказывает о животных. В презентации выполненной в программе SMART рисунки с изображением разных групп животных. -Можно ли сгруппировать животных и если да, то каким образом? - Что получилось в группе? Кто не согласен? - Что лишнее? Почему? (лишнее – кузнечик, т. к. ни к одной группе не подойдет) |
Работа в группе. Ответ «лидера» группы. Остальные заслушивают и оценивают работу группы, высказывают свои замечания. |
Познавательные (обобщение) Коммуникативные (высказывания детей) Личностные (мотивация к новому учебному материалу) |
2. Целеполагание. Определить тему урока, поставить цель, учебные задачи |
- Определите тему сегодняшнего урока. - Как можно это сделать? - Что бы вы хотели узнать по теме урока? - Какую цель обозначим на сегодняшнем уроке? - Какие задачи, а значит и план действий, определим для достижения данной цели урока (Учитель предлагает деформированный план. Дети выстраивают последовательный план действий) (План на доске в презентации) |
Так как кузнечик – насекомое, то тема урока« Насекомые» - узнать об особенностях насекомых План. -многообразие насекомых; - особенности строения тела, их сходства и различия; -питание насекомых; -размножение насекомых, их сходство и различие; - значение в жизни природы и людей (польза и вред) |
Познавательные (информационные: поиск и извлечение информации) Регулятивные (принятие цели и постановка задач урока) Регулятивные (планирование действий) |
3. Открытие новых знаний Выявить общие признаки и главные различия насекомых Развивать умения обобщать наблюдения, делать простейшие выводы Составить рассказ о животном по плану, работая индивидуально и в группе |
Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Это и красивые бабочки, и неприметные труженики муравьи, и многие другие. Насекомые появились на нашей планете примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле. Ученики читают текст учебника и делят его по плану. 1.Многообразие и строение насекомых 2.Питание насекомых 3.Размножение насекомых и значение в природе и жизни человека. (Опыляют растения, участвуют в почвообразовательных процессах, уничтожают насекомых-вредителей, являются пищей для других животных, да и просто радуют глаз). В) прочитайте «свой» ответ, перескажите Д)Работа с учебником с.53 «Отличие в размножении саранчи и бабочки» Г) Работа с лабораторным оборудованием – микроскопом. (учитель заранее готовит фрагменты крыла бабочки и мухи на предметном стекле) - Мы узнали, что насекомые первые живые существа на Земле, которые научились летать. И у бабочек и у мух есть крылья. А чем крылья бабочек отличаются от крыльев мух? По всей поверхности крыла располагаются пересекающиеся трубчатые утолщения – жилки: в них лежат нервные волокна. Между жилками находятся ячейки. Внешне поверхность крыла выглядит гладкой, однако при осмотре через электронный микроскоп – становится заметно, что она имеет неоднородную структуру. Поверхность может быть покрыта выростами, мучнистым налетом, чешуйками, ребрышками и другими мелкими дополнительными образованиями Д)Насекомые, занесённые в Красную книгу Вологодской области По результатам исследований в Вологодской области 56 видов насекомых нуждаются в специальных мерах охраны. Знакомство с некоторыми насекомыми на презентации |
-читают, -делят на части текст по плану, -обсуждают в группе - … готовит о многообразии насекомых - … готовит о внешнем виде насекомых… и т. д. Читают, пересказывают себе (в случае затруднения обращаются к «лидеру» в группе) -дети рассказывают свой вопрос -ученики рассматривают крыло мухи и бабочки, сравнивают, фотографируют, делают вывод -просмотр презентации |
Регулятивные (удержание цели урока) Познавательные (обобщение) Познавательные (информационные: поиск, фиксация, извлечение информации) Познавательные (сравнение) Познавательные (информационные: применение и представление информации) Коммуникативные (монологические высказывания) |
4. Рефлексия Формировать умения оценивать себя |
- Какую цель и задачи ставили на уроке? - Выполнили ли их полностью? - Какие трудности встретились и почему? - Над чем предстоит работать на последующих уроках? Оцените свою работу на уроке по следующему критерию: Критерий: умение работать со статьей учебника Умею хорошо ….. Затрудняюсь … Могу помочь …. Работа в приложении ДРОФА на компьютерах. Проверка. |
Ответы детей. Самооценка детей. |
Регулятивные (удержание цели) Регулятивные (внесение коррективов) Личностные (компетентности в поступках и деятельности) Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
5. Домашняя работа Развивать познавательную активность. |
По выбору: Пересказ по плану Сообщение о насекомом |
Дети осуществляют выбор задания. |
Познавательные |
Приложение
Критерии |
Умение ставить цель и планировать деятельность |
умение работать со статьей учебника |
Умение работать с микроскопом |
Умею хорошо |
|||
Затрудняюсь |
|||
Могу помочь |