Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе «Весна. Весенние месяцы. Первоначальные представления о разных состояниях воды на основе наблюдений»

0
0
Материал опубликован 30 October 2017

Окружающий мир

1 класс

Окружающий мир. 1 класс: учебник. В 2 ч - авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А.Трафимов. –

М.: Академкнига/ Учебник. 2014

Тема урока «Весна. Весенние месяцы.

Первоначальные представления о разных состояниях воды на основе наблюдений»

Подготовила

учитель начальных классов

МБОУ «Лицей №10»

г. Белгорода

Хрипункова Светлана Владимировна

Белгород 2016 г

Целевое назначение урока:

применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач и упражнений.

Тип урока:

урок овладения новыми умениями или формирования первоначальных навыков.

Планируемые результаты:

правильное воспроизведение образцов выполнения учебных действий; безошибочное применение усвоенных алгоритмов и правил при решении учебных задач.

Предметные

Наблюдение над сезонными изменениями в живой и неживой природе весной, о связях и отношениях этих признаков.

Метапредметные результаты

(Универсальные учебные действия)

Личностные

Мотивация учения, нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей).

Познавательные

Формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, классификации объектов, установление причинно-следственных связей.

Проведение несложных наблюдений и постановка опытов, с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следование инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов.

Регулятивные

Формулировать и удерживать учебную задачу.

Целеполагание, планирование, контроль собственной деятельности по результатам выполнения задания, коррекция, оценка; воспитание интереса и любви к природе, бережного отношения к ней.

Коммуникативные

Определять общую цель и пути её достижения.

Взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.

Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера

Урок № 36

Тридцать второй урок в разделе программы «Человек и природа»

Тема урока «Весна. Весенние месяцы.

Первоначальные представления о разных состояниях воды на основе наблюдений»

Учебные задачи:

1. Создать ситуацию, при которой возникает необходимость формулировать проблему, предлагать пути ее решения для получения новых знаний.

2. Обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты своей деятельности как части целого.

3. Создать условия для развития у обучающихся умения структурировать информацию.

4. Способствовать обобщению жизненных наблюдений обучающихся за изменениями, происходящими в природе с приходом весны.

5. Создать условия для первоначального представления о разных состояниях воды на основе наблюдений.

Учебно - методическое обеспечение

О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А.Трафимов. Окружающий мир. 1 класс: учебник. 2 ч - М.: Академкнига/ Учебник. 2014;

О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А.Трафимов. Окружающий мир. 1 класс: Тетрадь для самостоятельных работ № 2. - М.: Академкнига/ Учебник. 2014.

О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А.Трафимов. Окружающий мир; Методическое пособие для учителя - М.: Академкнига/ Учебник. 2014.

Дополнительная литература

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.1 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.

Оборудование:

компьютерная презентация, проектор, экран, картинки на тему «Объекты природы», руководство по выполнению исследования для каждой группы, схематические рисунки методов исследования, учебник, хрестоматия, тетрадь на печатной основе, два микроскопа, пластиковые стаканчики, тарелочки.

Этап урока

Плани

руемое время

Цель

этапа

Формы, приёмы, методы, содержание организации процесса обучения.

Действия педагога

Действия ученика

Результат

1.Организационный

этап

2 мин.

Организация направленного внимания на начало урока

Коллективная форма организации обучения.

Приём – частичная передача организации учебного занятия учащимся класса. Создание условий, при которых обучающиеся самостоятельно организуют и проводят этап урока.

Методы наглядной передачи и зрительного восприятия (показ образца выполнения и демонстрация).

На парте у каждого ученика: учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь, простой карандаш.

На предметном столике разложены для работы в группах: ножницы, клей, файлы с заданиями для каждой группы, таблички с номерами групп.

1. Прошу дежурного ученика показать организацию рабочего места для всех обучающихся класса.

2. Предлагаю найти страницы учебника и тетради к данному уроку самостоятельно, прикрепить закладки-стикеры.

1.Ученики читают знак-помощник «Начало урока».

Дежурный ученик показывает, как организовать своё рабочее место.

Остальные -

проверяют.

2. Ученики находят нужные страницы и отмечают их закладками-стикерами.

У- 2 (с.46-47),

Т- 2 (с.32),

Хр – 2 (с.44)

Дежурный ученик демонстрирует классу нужный разворот учебника и тетради.

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания

2.Определение темы и цели урока

4 мин

Сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Групповая форма обучения.

Приём - организация работы с помощью учебника. Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу).

Методы проблемно – поисковые.

Знак-помощник «Работаем в группе» прикрепляю к доске.

 

Ученики встают, подходят к парте, на которой стоит табличка с номером их группы. Рассматривают страницы учебника. Обсуждают, договариваются, определяя тему и цель урока. Приняв решение, выбирают того, кто будет отвечать.

Осознание учениками основной цели урока в общей системе учебных занятий по изучаемой теме. Сформулированная и зафиксированная цель.

3.Актуализа-ция знаний в начале урока или в процессе его по мере необходимости

5 мин

Создание ситуации, при которой возникает необходимость получения новых знаний

1. Фронтальная форма обучения).

Приём обучения – словесная и наглядная передача учебной (проектно-корректирующей) информации одновременно всем обучающимся, обмен информацией между учителем и детьми.

На доске записан план урока в произвольном порядке, учащиеся выбирают и составляют план урока.

1. Что вы видите на правом развороте страницы 47?

(Папа Маши и Миши сбивает палкой сосульки с крыш.)

Какой вопрос возник у Маши и Миши, глядя на действия папы?

(У Маши и Миши возник вопрос: для чего их отец сбивает сосульки?)

2. Какие шаги следует сделать, для того чтобы помочь Маши и Мише ответить на данные вопросы?

Давайте спланируем наш урок.

3.Что будем делать на уроке, для того чтобы реализовать намеченный план? (Можно провести исследование)

Какие действия нам надо совершить, чтобы изучить новый материал? (Наблюдение, опыт)

На предметном столике стоят тарелочки, в которых на салфетке лежат кусочки сосульки. В течение урока мы пронаблюдаем, что произойдёт с ней.

Ответим на вопрос – чист ли лёд?

Почему нельзя облизывать сосульку?

Чем опасна сосулька?

Сделаем выводы.

1.Работают со страницами учебника, рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы.

2. Составляют план урока.

План урока.

1.Проведение опыта.

2.Изменения в неживой природе.

3.Изменения в живой природе.

4.Правила поведения на улице и около водоёмов весной.

5. Итог урока.

3. Отвечают на вопросы учителя.

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового материала.

4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов)

5 мин

Сформировать понятие, представление об общепринятой мере измерения длины – сантиметре.

Групповая форма обучения.

Приёмы обучения – организация и выполнение дифференцированных заданий группой школьников (с помощью учебника, карточек, классной доски).

Использую метод словесной передачи и слухового восприятия.

На доске картинки с объектами природы.

- Рассмотрите картинки с изображением объектов природы.

- На какие группы можно распределить эти картинки?

Что же такое живая природа?

Какую природу называем неживой?

Рассматривают картинки с изображением объектов природы. Распределяют их на группы. (Живая, неживая природа)

Осознанное, усвоенное понятие, правило, закономерность, алгоритм…

Динамическая пауза

2 мин

 

Коллективная форма организации обучения.

Приём обучения – полная передача организации динамической паузы обучающимся класса. Создание условий, при которых обучающиеся самостоятельно организуют и проводят этап урока.

Гимнастика для глаз.

- Чтобы наша работа была плодотворной, немного отдохнём.

Дети делают гимнастику для глаз.

 

5.Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков

15 мин

Создание условий для применения новых знаний, способов действий в нестандартных ситуациях.

1.Групповая форма обучения.

Приём обучения - организация работы группы школьников. Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности).

Характер учебно-познавательной деятельности школьников по усвоению содержания образования –проблемно-поисковый метод.

Организуем наше исследование по группам:

1 группа: изменения в неживой природе;

2 группа: изменения в жизни зверей и птиц

3 группа: изменения в жизни растений;

4 группа: снег весной;

5 группа: водоёмы весной.

Предлагаю обучающимся подойти к предметному столику, взять табличку с номером группы и файл с заданием.

1 – 3 группы.

- Рассмотрите внимательно два центральных рисунка и ответьте на вопросы в учебнике.

- Составьте свои ответы в виде таблицы.

Как изменилась природа с приходом весны? Чем похожи эти рисунки?

(Художник Валерий Перов изобразил одну и ту же местность, но в разное время года: зимой и весной.)

Как изменилась неживая природа с приходом весны?

(Солнце светит ярче, выше поднимается над горизонтом. Увеличился световой день. Стало теплее. Тает снег и лед. Появились проталинки на земле.)

Какие изменения произошли с деревьями?

(На ветвях нет снега, изменился цвет коры.)

Почему белка не узнала зайца?

(Заяц поменял окраску шерсти.)

Какие изменения происходят в жизни птиц?

(Птицы возвращаются с юга.)

В помощь учащимся учитель даёт план работы и опорные слова.

План работы

1. Положение солнца.

2. Продолжительность дня.

3. Состояние неба.

4. Осадки.

5. Водоёмы.

6. Почва.

4 группа. Найдите ответ на вопрос, что происходит со снегом с приходом весны?

Что же происходит со снегом с приходом весны?

В этом вам поможет разобраться текстом в хрестоматии «О чём может рассказать снежный сугроб» (стр. 44), дополнительный материал, наблюдения, которые вы делали во время экскурсии.

Прочитаете тексты и сделаете самостоятельно выводы. Свои ответы занесите в таблицу.

(Учащимся даются опорные слова.)

5 группа. Составить небольшой рассказ о том, что происходит на водоёмах с наступлением весны.

Чем отличается лёд на реке зимой и весной?

Какие опасности подстерегают весной на водоёмах?

Обучающиеся 1 – 3 групп работают с иллюстрациями и вопросами учебника.

Обучающиеся 4 группы работают с тексом в хрестоматии «О чём может рассказать снежный сугроб» (стр. 44), дополнительным материалом, наблюдениями, которые делали во время экскурсии.

Обучающиеся 5 группы составляют небольшой рассказ о том, что происходит на водоёмах с наступлением весны

Способность применять новые знания (способы действий в нестандартных ситуациях).

6. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов

5 мин

Сформировать навыки использования алгоритмов правил, закрепить, повторить, продолжить формирование умений и навыков

1.Групповая форма обучения (организация самостоятельной работы).

Приём обучения - организация самоконтроля.

Метод опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся с помощью источников информации.

1. Отчеты по группам.

Каждая группа отчитывается о проделанной работе и заполняет на доске схему.

Материал, выданные группам для работы по теме урока.

1 группа. Изменения в неживой природе

Солнце выше, чем зимой.

Солнце ниже, чем зимой.

Солнце светит, но не греет.

Солнце светит и греет.

Дни стали короче.

Дни стали длиннее.

Небо голубое, высокое.

Небо пасмурное.

Осадки – снег.

Осадки – дождь.

Земля покрыта снегом.

Видны проталины на земле.

2 группа. Изменения в жизни зверей и птиц

Перелётные птицы улетают.

Перелётные птицы возвращаются.

Животные просыпаются.

Животные засыпают.

Исчезают насекомые.

Появляются насекомые.

Животные меняют зимнюю шубку на летнюю.

Животные меняют летнюю шубку на зимнюю.

3 группа. Изменения в жизни растений

Набухают почки, появляются листья на деревьях.

Опадают листья с деревьев.

Растения цветут.

Растения вянут.

Появляются соцветия на деревьях и кустарниках.

4 группа. Снег весной

Продолжи: сугроб зимой (какой?)…

С приходом весны снег …

Слова-помощники: снег весной оседает, становится тяжелым, грязным; сугроб полосатый, слоистый – то серый, то белый.

5 группа. Водоёмы весной

Лёд чистый.

Лёд грязный.

Сосульку можно облизывать.

Сосульку нельзя облизывать.

Лёд на водоёмах тает, становится хрупким.

Лёд на водоёмах замерзает.

2.Наблюдение над результатом опыта

Учитель наблюдает, при необходимости помогает и корректирует работу групп.

- Сделайте вывод, какие же изменения произошли в живой и неживой природе с приходом весны?

- В начале урока мы оставили на предметном столике в пластиковых стаканчиках снег, на тарелочках – сосульки.

- Что вы обнаружили в тарелочке на предметном столике?

- Ответьте на вопрос – чист ли лёд?

Почему нельзя облизывать сосульку?

Чем опасна сосулька?

1.Дети отчитываются о том, что они узнали, работая с иллюстрациями учебника, из дополнительных текстов, проводя опыт.

Каждой группе даются на листах бумаги опорные слова и варианты ответов. Обучающиеся должны выбрать нужный вариант ответа.

На доске появляется схема.

1 группа.

Изменения в неживой природе

Солнце выше, чем зимой.

Солнце светит и греет.

Дни стали длиннее.

Небо голубое, высокое.

Осадки – дождь.

Видны проталины на земле.

2 группа.

Изменения в жизни зверей и птиц

Перелётные птицы возвращаются.

Животные просыпаются.

Появляются насекомые.

Животные меняют зимнюю шубку на летнюю.

3 группа.

Изменения в жизни растений

Набухают почки, появляются листья на деревьях.

Растения цветут.

Появляются соцветия на деревьях и кустарниках.

4 группа.

Снег весной

Сугроб зимой полосатый, слоистый – то серый, то белый.

С приходом весны снег оседает, становится тяжелым, грязным.

5 группа.

Водоёмы весной

Водоёмы весной

Лёд грязный.

Лёд на водоёмах тает.

Консультанты раздают тарелочки по группам.

Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы.

Сформированный навык, способ деятельности

7. Рефлексия деятельности

2 мин

Сформировать личную ответственность за результаты своего труда

1.Фронтальная форма обучения. Словесная передача информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми.

Произвольное внимание учащихся в процессе беседы; корректирующая информация со стороны учителя.

Предлагаю оценить свою работу на уроке, используя сигнальные карточки.

Красный. - У меня всё получилось. Я доволен своей работой.

Жёлтый. - Я хотел бы работать лучше.

У меня не всё получилось, но я понял, какие ошибки допустил.

Синий. - Я не доволен своей работой.

- Какая была поставлена цель?

- Достигли целей поставленных на уроке?

- Что делали для достижения поставленной цели?

- Каковы результаты?

- Оцените свою работу на уроке!

Краткое повторение нового содержания.

Поднимают сигнальные карточки.

Несколько учеников объясняют, почему именно так оценили свою работу.

Самооценка личного вклада в общий результат деятельности. Соотнесение цели и результата деятельности.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации