Урок по теме «Основные направления эволюции» (Биология, 9 класс)

7
0
Материал опубликован 10 May 2021


Предмет: биология

Класс : 9

Тема урока: «Основные направления эволюцииа»

Деятельностная цель:

при изучении учебного материала о главных направлениях эволюции органического мира, формировать познавательные универсальные учебные действия.

Предметно - дидактическая цель: расширить и углубить систему знаний об эволюционном процессе, за счет включения информации о главных направлениях эволюции органического мира.

Планируемые образовательные  результаты:

Предметные

Давать определение понятиям «ароморфоз», «идиоадаптация», «общая дегенерация», «биологический прогресс» и «биологический регресс»;

различать главные направления эволюции, приводить примеры ароморфозов , идиоадаптаций и общей дегенерации

Метапредметные

1.Познавательные:

      Умение работать с различными источниками информации (смысловое чтение), умение   анализировать информацию, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и заключения, давать определение биологическим понятиям, строить логическое рассуждение.

2.Коммуникативные:

Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре; формулировать вопросы, выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.

3.Регулятивные:

Умение самостоятельно определять цель учебной деятельности, способность принимать решения в проблемной ситуации, осуществлять самоконтроль и коррекцию;

4. Личностные: Осознание бережного отношения к природе на основании знаний о биологическом регрессе, выстраивание собственного целостного мировоззрения,     формирование познавательного интереса к биологии.

Тип урока: урок комбинированный

Методы обучения: словесные, наглядные

Основные понятия, изучаемые на уроке:

Ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация, биологический прогресс, биологический регресс.




Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Формируемые УУД

Организационный момент. (1-2 мин.)


Проверяет готовность к уроку, проверяет подготовленность рабочего места  учащихся к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся. Прием «Найди 10 отличий»(искать различия и устанавливать их возникновение)

Приветствуют учителя, организуют рабочее место. Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.

  Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения.

Личностные:

Настрой на продуктивную деятельность на уроке

Этап.  Актуализация знаний (5 - 6 мин.)

Актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях. (листочки для ГД)!

Организует графический диктант

1 Хищники питаются разными видами рыб.

2Самцы на 6–10 см крупнее самок.

3 Животные освоили водную среду обитания.

4 Величина тела — 160–260 сантиметров.

5 Беременность самок продолжается 10–11 месяцев.

6 Животные ведут стадный образ жизни.

7подвиды тигров — амурский и бенгальский

8популяции форели в озере Севан, различающиеся сроками нереста

9. популяции обыкновенной белки в Центральной России и на Кавказе

10питается мышевидными грызунами

11 гнездится в смешанных лесах

12в кладке 2-6 белых яиц

13 птенцы насиживаются самкой 30 суток

14 тело покрыто роговыми чешуйками

15 низ живота светлый

16 питается насекомыми

17 обитает в степях, лесах, полупустынях

18 активный образ жизни ведёт с апреля по сентябрь

19накопление муравьиной кислоты в ядовитых волосках крапивы

20накопление алкалоидов в побегах паслёновых

Критерии:морфологический,экологический,физиологический,географический,биохимический








Применяют знания для выполнения заданий.


Познавательные УУД:

-развивают навык

анализа информации,

Устанавливать соответствие, осуществлять сравнение, выделять главное.


Этап. Создание проблемной ситуации.(2-3 мин.)

Организует осознание обучающимися внутренней потребности к построению учебных действий и  фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Создает для учеников проблемную ситуацию. Демонстрирует слайды с изображением прогресса и регресса.

Какие направления эволюции органического мира способствовали возникновению такого многообразия живых организмов? Как эти процессы способствовали возникновению такого многообразия живых организмов?

Проводит подводящий диалог:

- Можете вы сейчас ответить на поставленный вопрос?

Почему? (не знают, какие направления эволюции бывают).

Сформулируйте тему нашего урока.


                    Вступая в диалог с учителем (выполняя задание) выявляют проблему – проговаривают и осознают её, формулируют тему урока.

Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения.




Познавательные УУД: - учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать.

Регулятивные:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему, выдвигать версии решения проблемы.

Этап. Целеполагание. (3-4 мин.)

Организует работу по  формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний.

    Организует подводящий диалог :

- Каков главный вопрос нашего урока?

- Какова цель?

Выслушивает предположения детей. (узнать, что такое направление эволюции, какие бывают направления эволюции, как они способствовали возникновению многообразия живых организмов»)  

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.               Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться.

Познавательные УУД:

- учатся строить высказывания; - учатся анализировать. Коммуникативные УУД:

- учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся формулировать вопросы, выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

- учатся самостоятельно определять цель учебной деятельности , устанавливать пути решения проблемы.

Этап Планирование.(5-6 мин.)

Организует выбор способа и средств реализации  учебной цели. Побуждает к высказыванию предложений о том, с помощью чего можно достичь поставленной цели.

- Каким образом мы можем изучить главные направления эволюции? (изучить материал учебника)

- Что нам в этом поможет? (учебник: текст, рисунки; презентация, задания)


Работа с параграфом учебника 40,стр169

Предлагает составить схему(выделите признаки по которым можно охарактеризовать прогресс и регресс


Приспособленность

Численность

Распространение(ареал)

Смертность

Рождаемость

Результат


Высказывают свои предположения.   Выбирают способ  (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?).

. Коммуникативные УУД:- учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие ,

- учатся выражать свои мысли.

Регулятивные :

Выдвигают версиии решения проблемы, осознавая конечный результат, составляют план решения проблемы.

Этап. «Открытие» нового знания (7-8  мин.)

Предлагает учащимся задание, организует работу в парах.

Распределите изменения, которые происходили у живых организмов в ходе эволюции на группы.

возникновение теплокровности у млекопитающих

появление четырехкамерного сердца у птиц

появление колючек у кактуса

уплощенная форма тела у скатов

5. появление яркой окраски венчика у насекомоопыляемых растений 6.появление внутреннего оплодотворения у пресмыкающихся


Организует беседу по результатам выполнения задания.

Сколько групп изменений вы выделили?

Какой признак вы положили в основу классификации?

Охарактеризуйте первую группу изменений:

теплокровность, четырехкамерное сердце, внутреннее оплодотворение.

Подводящая беседа

Это крупные изменения или мелкие?

Влияют ли они на уровень организации организма?

Какое значение для организмов имеют данные изменения?

Сообщает, что такие изменения называются ароморфозами.

Предлагает сформулировать определение ароморфоза.

Дайте определение, что такое ароморфоз?

Ароморфоз.

главный путь достижения биологического прогресса (от греч. airo – поднимаю и morfozis – образец, форма) – эволюционное преобразование строения и функций организмов, имеющее общее значение для организма в целом и повышающее уровень его организации, т.е. ведущее к биологическому прогрессу

Примеры:

Эволюция кровеносной системы от трубчатого сердца у ланцетника к двух -, трёх-, четырёх- камерному сердцу у позвоночных;

Обособление кругов кровообращения и разделение артериального и венозного кровотоков;

Появление челюстей у позвоночных; появление скелета; возникновение жабр и лёгких;

Переход растений от размножения спорами к размножению семенами; образование цветков и плодов у цветковых растений; появление проводящей системы у наземных растений.


Сравните с определением, которое дается в учебнике.


Проанализируйте вторую группу изменений:

яркий венчик, колючки кактуса, уплощенная форма тела.

Что вы можете сказать о данной группе изменений?

Какое они имеют значение для организма?

Влияют ли они на уровень организации организма?

Такие изменения называются идиоадаптации.

Сформулируйте определение идиоадаптации. Идиоадаптация

(от греч. idios – особый и лат. adapto – прилаживаю) – приспособление к специальным условиям среды, полезное в борьбе за существование, но не изменяющее уровня организации данной группы организмов.

Пример:

- покровительственная окраска насекомых; строение ног, клюва у птиц; форма тела скатов и камбалы и др.


Организует работу с текстом

Прочтите текст.

Все ленточные черви – паразиты, обитающие в кишечнике человека и животных. К ленточным червям относится свиной цепень. Свиные цепни бывают длиной до 3 метров. На переднем конце тела имеется маленькая головка. На ней расположены четыре присоски и хоботок с двумя рядами крючьев. Крючьями и присосками паразит закрепляется в организме хозяина. У свиного цепня, лентеца широкого нет кишечника, слабо развита нервная система и органы чувств. Однако они отличаются огромной плодовитостью за счет сильно развитых органов размножения.

Организует подводящую беседу.

О чем данный текст?

Отразился ли паразитический образ жизни на строении организмов?

Все ли системы органов у них развиты так, как у свободноживущих?

(у паразитов отсутствуют или слабо развиты некоторые системы органов)

Упрощение в строении организмов в связи с сидячим или паразитическим образом жизни называется дегенерацией.

Общая дегенерация

– (лат. degenero - вырождаюсь) – упрощение организации в ходе эволюции данной группы организмов, сопровождающееся утратой ряда функций и выполняющих их органов.

Согласно учению Дарвина, выживают наиболее приспособленные, а не более высокоорганизованные существа.

Поэтому упрощение организации тоже может привести к биологическому прогрессу.

Дегенерация связана с переходом к пещерному, сидячему или паразитическому образу жизни.

Пример:

У пещерных обитателей часто наблюдается редукция органов зрения, снижение активности, отсутствие пигментации;

У паразитов – редукция кишечника, ротового и анального отверстий, упрощение строения нервной системы и т.д.






Выполняют задание, распределяют по группам изменения организмов.


Группы выступают по результатам работы, сравнивают свои результаты с результатами одноклассников.






Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свой ответ.




Формулируют определение.

Находят определение в учебнике и сравнивают с тем, которое они дали.



Отвечают на вопросы.

Формулируют определение






Читают текст



Отвечают на вопросы по тексту.



Анализируют таблицу, высказывают мнение о соотношениях путей эволюции.







Работают с текстом учебника. Находят информацию о биологическом прогрессе и биологическом регрессе.

Выписывают в тетрадь признаки прогресса и регресса.


Познавательные УУД:

- учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение).

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, преобразуют информацию,строят логические рассуждения.


Коммуникативные УУД:

- учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

- формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные УУД:


Работают по плану, осознанное управление своим поведением и деятельностью, направленных на достижение поставленных целей, спосбность преодолевать трудности в обучении.

Этап.

Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. (6-8 мин.)

Организует выполнение задания

Организует выполнение индивидуального задания и последующую взаимопроверку по ключу

Найдите соответствие между изменением организмов и направлением эволюции.

1.Возникновение многоклеточности. А)ароморфоз

2. Возникновение хорды. Б) идиоадаптация

3. Образование ласт. В) дегенерация

4. Образование у обезьяны цепкого хвоста.

5. Утрата органов кровообращения и пи

щеварения у цепня.

6. Возникновение хлорофилла.

7. Появление цветка у покрытосеменных.

8. Появление зацепок на плодах лопуха и

череды.

9. Утрата листьев, развитой корневой и со

судистой систем и околоцветника у ряски.








Выполняют задание , осуществляют взаимопроверку по ключу.

Познавательные УУД

- учатся ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию.

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.   Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.  

Регулятивные УУД:

- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. 


Этап. Рефлексия.(2-3 мин).

Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке.

Прием «Продолжи фразу»

Эволюция идет по двум направлениям: биологический регресс (ведет к вымиранию вида) и биологический прогресс.

Биологический прогресс это…..биологический регресс….

Биологический прогресс протекает тремя путями:

Ароморфоз - возникновение в ходе эволюции признаков, которые существенно повышают уровень организации живых организмов.

Пример: Выход организмов из воды на сушу, живорождение, поддержание постоянства температуры тела у млекопитающих.

Идиоадаптация - это приспособления живого мира к окружающей среде.

Пример: Покровительственная окраска у животных .

Дегенерация – это резкое упрощение организации, связанное с исчезновением целых систем органов и функций.

Пример: глубоководные организмы



Что интересного и нового узнали на данном уроке? Получили ли вы ответы на ваши вопросы?


Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения.      

Решают проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

Познавательные УУД:

- учатся находить и использовать нужную информацию.

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся  выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Этап. Домашнее задание. (2 мин).

Комментирует домашнее задание:

Прочитать п.40 стр. 168-171(задание обязательное для всех).

Составить кластер по теме главные направления эволюции

(по желанию)



.  Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания

Регулятивные УУД:

- ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

- мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий.                                            











































































.















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.