Технологическая карта урока освоения новых знаний по биологии «Семейства класса Двудольные» (6 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Учебный предмет: биология
Тема урока: Класс Двудольные
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели урока:
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: открытие учащимися семейства класса Двудольные, формировать умения определять отличия семейств класса Двудольные, развитие исследовательской и творческой деятельности учащихся, а также их коммуникативных способностей, воспитание интереса и положительного отношения к природе.
Методы обучения: технология деятельностного метода.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, в паре.
Основные понятия: класс Двудольные и Однодольные, семейство Розоцветные, Мотыльковые, Крестоцветные, Паслёновые, Сложноцветные
Оборудование:
Учебник Биология. 6 класс И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, ВС Кучменко, 2019 год
Компьютер, проектор, экран.
Презентация Microsoft Power Point, google-диск
Раздаточный материал (гербарии представители семейства класса Двудольные, плоды семейства класса Двудольные)
Этапы урока | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Формируемые УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. ЭТАП МОТИВАЦИИ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Для реализации этой цели необходимо: 2)актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности ("надо") 3)установить тематические рамки учебной деятельности ("могу") | Учитель приветствует обучающихся.
- Здравствуйте! Меня зовут Люция Дмитриевна, и сегодняшний урок биологии мы проведем вместе. Присаживайтесь! Ребята, сегодняшний урок мне хотелось бы начать со слов педагога-новатора В.А. Сухомлинского: «Природа - источник знаний и вместе с тем «мир детства мысли».Сегодня мы будем работать в группах, где нам необходимо соблюдать правила: Не отвлекаться; Слушать друг друга; Помогать друг другу. - Перед входом вы выбрали изображения растений не просто так, давайте проверим правильно ли вы выбрали. - Как вы уже поняли, мы вас разделили на 4 группы (4 семейства). И ваша первая задача была определить растение, вспомнить к какому семейству относится данный представитель. - Сейчас, вам необходимо распределить обязанности в команде. - А также, заполняете первую часть информационного листа команды, где необходимо прописать Ф.И. командира и состав команды (Приложение 1). (5 минут) | Настрой на сотрудничество, приветствуя учителя и создание хорошей среды в классе. Называют растение и определяют его семейство. Выбирают командира своей команды. Заполняют лист команды, где расписывают командира и состав команды. | Личностные: Коммуникативные: Познавательные: Регулятивные: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. АКТУАЛИЗАЦИИ И ПРОБНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися, - определений, алгоритмов | - Итак, сейчас вы будете выполнять задания сначала индивидуально, затем проведем проверку работ. - Индивидуальную работу выполняете 3 минуты (Приложение 2). Карточка №1 Заполнить таблицу
Распределить утверждения в соответствующие графы (вписать в таблицу НОМЕР утверждения): 1. Зародыш семени с двумя семядолями. 2. Семейства Лилейные, Луковые и Злаки 3. Зародыш семени имеет одну семядолю 4. Число частей цветка кратно 4 или 5, околоцветник двойной 5. Листья обычно имеют перистое жилкование. 6. Листья обычно имеют параллельное жилкование. 7. Проводящая система в стебле состоит из многих отдельных пучков. Камбия в пучках нет. 8. Стержневая корневая система. 9. Обычно древесные и травянистые формы 10. Число частей цветка кратно 3, околоцветник простой. 11. Семейства Розоцветные, Мотыльковые, Крестоцветные, Пасленовые и Сложноцветные 12. Обычно травянистая форма жизни. 13. Проводящая система в стебле состоит из пучков, расположенных кольцеобразно. Пучки содержат камбий. 14. Мочковатая корневая система. | Выполняют индивидуально задания, которые представлены на карточке. | Коммуникативные УД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; Личностные УД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | По истечении времени на слайде высвечиваются ответы (2 минуты). | Делают самопроверку по ответам на слайдах, выявляя свои ошибки. | Коммуникативные: Познавательные: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: узнать какие семейства входят в класс Двудольные и по каким признакам они отличаются. | - Ребята, вы очень хорошо справились с данной работой, зафиксировали и отработали свои ошибки. Прием "Тема в виде проблемного вопроса" - Почему эти 5 семейств отнесли к одному классу? - Отличаются ли эти семейства друг от друга? - Как мы данный вопрос будем раскрывать? - Какие признаки мы знаем? - Таким образом, тема нашего урока «Семейства класса Двудольные». Цель: изучение характерных особенностей двудольных растений, их семейств. Задачи: 1. Познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейств Розоцветных, Мотыльковых Паслёновых, Крестоцветных; Сложноцветных. 2. Научить составлять морфологическое описание растений. - Сейчас на слайде вы видите признаки, по которым вы будете описывать каждое семейство класса Двудольные. На слайде показываю признаки, по которым будут сравнивать 4 семейства класса Двудольные. - Семейство Розоцветные как образец. Признаки: Жизненная форма Листья и жилкование листьев Формула и диаграмма цветка Плод Соцветие Представители (по гербарию) Семейство Розоцветные: 1. Травы, кустарники и деревья 2. Листья простые и сложные, жилкование перистое 3. Ч5Л5Т П1 4. Плод: яблоко, костянка, многоорешек, сборная костянка 5. Соцветие: кисть, зонт, щиток 6. Шиповник, земляника | Перечисляют признаки, по которым определили, что эти семейства относятся к классу Двудольные. Перечисляют признаки, по которым отличаются каждое семейство. Формулируют тему, цель и задачи урока. | Личностные: Коммуникативные: Регулятивные: Познавательные: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: постановка личных целей коррекционной деятельности, выбор способа и средств её реализации | - Сейчас у вас на столах находятся ноутбуки для каждой команды. У всех отрыта программа PowerPoint в google-диск. Тема презентации у всех разные в зависимости от семейства. Какой же принцип у этой работы? Принцип заключается в том, чтобы в течение 10 минут выполнить задание своей команды. Для облегчения вашей работы в этой папке есть «КЕЙС-помощник», в котором находятся ссылки сайтов, откуда вы можете взять информацию для выполнения работы по образцу. По истечению времени сохраняете работу и начинается защита ваших работ. (регламент выступления 1 минута) (4 минуты). | Работают в командах, распределяют обязанности. Получают инструкции по созданию презентации. Рассматривают гербарий. Создают презентацию по образцу, используя учебник и «Кейс-помощник» Защищают свои работы. | Личностные: Коммуникативные: Регулятивные: Познавательные: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: провести самопроверку по эталону, фиксировать результаты | - Спасибо всем командам. Следующий этап нашего урока это закрепление полученных знаний. - Итак, у вас на столах имеется самостоятельная работа (Приложение 3). - Самостоятельная работа, которая состоит из 3 вопросов: Вопрос 1. Установить соответствие Вопрос 2. Описать систематику растения (гербарий) Вопрос 3. Распределить растения на две группы. - Работу выполняете самостоятельно. Время на выполнение работы 5 минут. Карточка №2. 1. Установите соответствие между семействами и формулами цветка: 1) Ч4Л4Т4+2П1 А) Крестоцветные 2) Ч(5)Л1+2+2Т10П1 Б) Пасленовые 3) Ч0Л5Т5П1 В) Розоцветные 4) Ч5Л5Т¥П1 Г) Мотыльковые 5) Ч(5)Л(5)Т5П1 Д) Сложноцветные
2. Составьте систематику растения, которое у вас представлено на гербарии.
3. Рассмотрите изображения шести представителей мира растений. Предложите основание, согласно которому эти растения можно разделить на две группы по три представителя в каждой.
- По истечению времени будет проводиться парная взаимопроверка. | Выполняют самостоятельную работу. Меняются работами и начинают проверять работу по эталону и ставят оценки по критериям. | Личностные: Регулятивные: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: оценивание собственной деятельности на уроке | - Итак, сейчас по результатам проверки заданий, вам необходимо оценить работу своей команды. - В ноутбуке надо открыть презентацию с названием «Рефлексия» и заполнить его исходя из работы вашей команды. - 100% у меня все получилось, уверенность, спокойствие; - 75% у меня были ошибки, но я все понял(а) и успешно исправил(а); - 50% у меня были ошибки, самостоятельно дома отработаю; - 25% у меня не получилось, мне нужна помощь. - Просьба по одному представителю из класса представить анализ своей команды (5 минут). - Домашнее задание (на выбор): 1. Написать значение для человека и в природе растений класса Двудольные. 2. Разгадать кроссворд по ссылке: https://biouroki.ru/crossword/botanika/pokritosemennie.html | Оценивание результатов своей работы и работы всей команды, оформление диаграммы. Анализ достижения ранее заявленных мест затруднений. Каждый обучающийся, определяя свои места затруднений выбирает домашнее задание. | Личностные: Регулятивные: Познавательные: |