12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Баишева Люция Дмитриевна10
2

Технологическая карта урока освоения новых знаний по теме "Семейства класса Двудольные"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ


Учебный предмет: биология
Тема урока: Класс Двудольные
Тип урока: урок открытия новых знаний


Цели урока:

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: открытие учащимися семейства класса Двудольные, формировать умения определять отличия семейств класса Двудольные, развитие исследовательской и творческой деятельности учащихся, а также их коммуникативных способностей, воспитание интереса и положительного отношения к природе.

Методы обучения: технология деятельностного метода.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, в паре.

Основные понятия: класс Двудольные и Однодольные, семейство Розоцветные, Мотыльковые, Крестоцветные, Паслёновые, Сложноцветные

Оборудование:

Учебник Биология. 6 класс И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, ВС Кучменко, 2019 год

Компьютер, проектор, экран.

Презентация Microsoft Power Point, google-диск

Раздаточный материал (гербарии представители семейства класса Двудольные, плоды семейства класса Двудольные)


Этапы урока

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Формируемые УУД

1. ЭТАП МОТИВАЦИИ

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:
1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность ("хочу")

2)актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности ("надо")

3)установить тематические рамки учебной деятельности ("могу")

Учитель приветствует обучающихся.

- Здравствуйте! Меня зовут Люция Дмитриевна, и сегодняшний урок биологии мы проведем вместе. Присаживайтесь!

Ребята, сегодняшний урок мне хотелось бы начать со слов педагога-новатора В.А. Сухомлинского: «Природа - источник знаний и вместе с тем «мир детства мысли».

Сегодня мы будем работать в группах, где нам необходимо соблюдать правила:

Не отвлекаться;

Слушать друг друга;

Помогать друг другу.

- Перед входом вы выбрали изображения растений не просто так, давайте проверим правильно ли вы выбрали.

- Как вы уже поняли, мы вас разделили на 4 группы (4 семейства). И ваша первая задача была определить растение, вспомнить к какому семейству относится данный представитель.

- Сейчас, вам необходимо распределить обязанности в команде.

- А также, заполняете первую часть информационного листа команды, где необходимо прописать Ф.И. командира и состав команды (Приложение 1). (5 минут)

Настрой на сотрудничество, приветствуя учителя и создание хорошей среды в классе.



























Называют растение и определяют его семейство.



Выбирают командира своей команды.



Заполняют лист команды, где расписывают командира и состав команды.

Личностные:
- сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:
- умение слушать,
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми (в случае инсценировки),
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (в случае инсценировки).

Познавательные:
- умение  строить речевое высказывание.

Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.


2. АКТУАЛИЗАЦИИ И  ПРОБНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ

Цель: организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися, - определений, алгоритмов

- Итак, сейчас вы будете выполнять задания сначала индивидуально, затем проведем проверку работ.

- Индивидуальную работу выполняете 3 минуты (Приложение 2).

Карточка №1

Заполнить таблицу

Признаки

Класс Двудольные


Класс Однодольные

1

Побег

- стебель (проводящая система);

- листья (жилкование)

13




5

7




6

2

Семя (зародыш и питательные вещества)

1

3

3

Корневая система

8


4

Жизненные формы

9

12

5

Морфология цвета

4

10

6

Семейства

11

2


Распределить утверждения в соответствующие графы (вписать в таблицу НОМЕР утверждения):

1. Зародыш семени с двумя семядолями.

2. Семейства Лилейные, Луковые и Злаки

3. Зародыш семени имеет одну семядолю

4. Число частей цветка кратно 4 или 5, околоцветник двойной

5. Листья обычно имеют перистое жилкование.

6. Листья обычно имеют параллельное жилкование.

7. Проводящая система в стебле состоит из многих отдельных пучков. Камбия в пучках нет.

8. Стержневая корневая система.

9. Обычно древесные и травянистые формы

10. Число частей цветка кратно 3, околоцветник простой.

11. Семейства Розоцветные, Мотыльковые, Крестоцветные, Пасленовые и Сложноцветные

12. Обычно травянистая форма жизни.

13. Проводящая система в стебле состоит из пучков, расположенных кольцеобразно. Пучки содержат камбий.

14. Мочковатая корневая система.

Выполняют индивидуально задания, которые представлены на карточке.


Коммуникативные УД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Личностные УД
формирование потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств


3. ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

По истечении времени на слайде высвечиваются ответы (2 минуты).





Делают самопроверку по ответам на слайдах, выявляя свои ошибки.

Коммуникативные:
- построение понятных для партнёров высказываний,
- использование речи для регуляции своих действий.

Познавательные:
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,
- структурирование знаний,
- установление причинно-следственных связей,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,
- формулирование проблемы,
- создание способов решения проблемы

4. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

Цель: узнать какие семейства входят в класс Двудольные и по каким признакам они отличаются.

- Ребята, вы очень хорошо справились с данной работой, зафиксировали и отработали свои ошибки.



Прием "Тема в виде проблемного вопроса"

- Почему эти 5 семейств отнесли к одному классу?

- Отличаются ли эти семейства друг от друга?



- Как мы данный вопрос будем раскрывать?

- Какие признаки мы знаем?





- Таким образом, тема нашего урока «Семейства класса Двудольные».

Цель: изучение характерных особенностей двудольных растений, их семейств.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейств Розоцветных, Мотыльковых Паслёновых, Крестоцветных; Сложноцветных.

2. Научить составлять морфологическое описание растений.



- Сейчас на слайде вы видите признаки, по которым вы будете описывать каждое семейство класса Двудольные.

На слайде показываю признаки, по которым будут сравнивать 4 семейства класса Двудольные.

- Семейство Розоцветные как образец.

Признаки:

Жизненная форма

Листья и жилкование листьев

Формула и диаграмма цветка

Плод

Соцветие

Представители (по гербарию)


Семейство Розоцветные:

1. Травы, кустарники и деревья

2. Листья простые и сложные, жилкование перистое

3. Ч5Л5Т П1

4. Плод: яблоко, костянка, многоорешек, сборная костянка

5. Соцветие: кисть, зонт, щиток

6. Шиповник, земляника







Перечисляют признаки, по которым определили, что эти семейства относятся к классу Двудольные.









Перечисляют признаки, по которым отличаются каждое семейство.



Формулируют тему, цель и задачи урока.























































Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".

Коммуникативные:
-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

Познавательные:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,
- поиск разнообразных способов решения задачи,
- структурирование знания.

5. РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА

Цель: постановка личных целей коррекционной деятельности, выбор способа и средств её реализации

- Сейчас у вас на столах находятся ноутбуки для каждой команды. У всех отрыта программа PowerPoint в google-диск. Тема презентации у всех разные в зависимости от семейства. Какой же принцип у этой работы? Принцип заключается в том, чтобы в течение 10 минут выполнить задание своей команды.

Для облегчения вашей работы в этой папке есть «КЕЙС-помощник», в котором находятся ссылки сайтов, откуда вы можете взять информацию для выполнения работы по образцу.

По истечению времени сохраняете работу и начинается защита ваших работ.


(регламент выступления 1 минута) (4 минуты).



Работают в командах, распределяют обязанности.



Получают инструкции по созданию презентации.

Рассматривают гербарий.

Создают презентацию по образцу, используя учебник и «Кейс-помощник»

Защищают свои работы.





Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания».

Коммуникативные:
- формулирование собственного мнения (позиции),
- использование речи для регуляции своего действия,
- построение монологического высказывания.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия.

Познавательные:
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,
- поиск разнообразных способов решения задач,
Установление причинно-следственных связей.

6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ

Цель: провести самопроверку по  эталону, фиксировать результаты

- Спасибо всем командам. Следующий этап нашего урока это закрепление полученных знаний.

- Итак, у вас на столах имеется самостоятельная работа (Приложение 3).

- Самостоятельная работа, которая состоит из 3 вопросов:

Вопрос 1. Установить соответствие

Вопрос 2. Описать систематику растения (гербарий)

Вопрос 3. Распределить растения на две группы.


- Работу выполняете самостоятельно. Время на выполнение работы 5 минут.

Карточка №2.

1. Установите соответствие между семействами и формулами цветка:

1) Ч4Л4Т4+2П1 А) Крестоцветные

2) Ч(5)Л1+2+2Т10П1 Б) Пасленовые

3) Ч0Л5Т5П1 В) Розоцветные

4) Ч5Л5Т¥П1 Г) Мотыльковые

5) Ч(5)Л(5)Т5П1 Д) Сложноцветные

А

Б

В

Г

Д







2. Составьте систематику растения, которое у вас представлено на гербарии.


Царство

Отдел

Класс

Семейство

Род

Вид







3. Рассмотрите изображения шести представителей мира растений. Предложите основание, согласно которому эти растения можно разделить на две группы по три представителя в каждой.

t1682751235aa.png


Номер группы

Какое основание позволило разделить растения?

Как называется данная группа растений?

Какие растения относятся к данной группе?

1






2







- По истечению времени будет проводиться парная взаимопроверка.



Выполняют самостоятельную работу.




















Меняются работами и начинают проверять работу по эталону и ставят оценки по критериям.

Личностные:
- развитие самооценки личности,
- формирование адекватной позитивной самооценки,
- формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Регулятивные:
- планирование своих действий в соответствии с задачей,
- учёт правил в контроле способа решения,
- осуществление итогового и пошагового контроля по результату.
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок.

7. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель: оценивание собственной деятельности на уроке

- Итак, сейчас по результатам проверки заданий, вам необходимо оценить работу своей команды.

- В ноутбуке надо открыть презентацию с названием «Рефлексия» и заполнить его исходя из работы вашей команды.

t1682751235ab.gif- 100% у меня все получилось, уверенность, спокойствие;

t1682751235ac.gift1682751235ad.gif- 75% у меня были ошибки, но я все понял(а) и успешно исправил(а);

- 50% у меня были ошибки, самостоятельно дома отработаю;

t1682751235ae.gif- 25% у меня не получилось, мне нужна помощь.





- Просьба по одному представителю из класса представить анализ своей команды (5 минут).



- Домашнее задание (на выбор):

1. Написать значение для человека и в природе растений класса Двудольные.

2. Разгадать кроссворд по ссылке: https://biouroki.ru/crossword/botanika/pokritosemennie.html





Оценивание результатов своей работы и работы всей команды, оформление диаграммы. Анализ достижения ранее заявленных мест затруднений.



Каждый обучающийся, определяя свои места затруднений выбирает домашнее задание.

Личностные:
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,
- формирование границ собственного «знания « и «незнания».

Регулятивные:
- восприятие оценки учителя,
- адекватная самооценка.

Познавательные:
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
- анализ,
- синтез,
- установление причинно-следственных связей.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.