Цель учителя: формирование представлений о размерах и строении нашей Галактики
Цель учащегося: научиться применять знания о размерах и строении нашей Галактики
Предметные: иметь представление об основных физических характеристиках нашей Галактики (массы, размеров, формы, светимости, возраста, образующих ее космических объектов и их числа);
Метапредметные: - регулятивные УУД:
составлять план действий по решению проблемы;
обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его;
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
извлекать информацию;
перерабатывать информацию для получения необходимого результата;
выстраивать логическую цепь рассуждений;
относить объекты к известным понятиям;
- коммуникативные УУД:
организовывать учебное взаимодействие;
отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.
Цель этапа урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Этап самоопределения к учебной деятельности (мотивация) (2 мин )
выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности
Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку
Приветствуют учителя
Этап актуализации знаний и фиксирование затруднений в деятельности (создание проблемной ситуации) (8 мин)
Актуализация знаний и создание проблемной ситуации
Организует проблемную ситуацию, предлагая ответить на вопросы: 1) Как называется наша Галактика; 2) Какие границы и размеры она имеет; 3) Что вы знаете о ней
Подводит к формулированию затруднения: на одно задание разные ответы
Отвечают на вопросы, выдвигают различные версии
П.: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; выстраивать логическую цепь рассуждений;
относить объекты к известным понятиям;
К.: отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее
3. Этап целеполагания и постановки учебной задачи (2 мин)
Постановка учебной задачи
Предлагает сформулировать цель и тему урока
Формулируют и записывают тему урока и цель в тетрадь
П.: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; выстраивать логическую цепь рассуждений;
Р: составлять план действий по решению проблемы;
обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем
4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений (2 мин)
Построение целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации
Организует работу по планированию деятельности для устранения проблемы по учебнику, задает задание учащимся
Составляют план действий по открытию новых знаний
П.: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; выстраивать логическую цепь рассуждений;
Р: составлять план действий по решению проблемы;
обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем
5. Этап реализации построенного проекта (10 мин)
Реализация построенного проекта
Организует деятельность учащихся по реализации построенного проекта, предлагая им задание: работать с параграфом учебника, в тетради сделать конспект о физических характеристиках нашей Галактики, о ее размерах и строении
Работают по плану. Выполняют задание
Р.: составлять план действий по решению проблемы;
П.: извлекать информацию;
перерабатывать информацию для получения необходимого результата;
выстраивать логическую цепь рассуждений;
относить объекты к известным понятиям.
К: .: отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее
6. Этап первоначального закрепления с проговариванием во внешней речи (6 мин)
Первоначальное закрепление материала
Организует деятельность по закреплению материала, предлагая ответить на вопросы: 1)К какому виду Галактик относится Галактика Млечный путь; 3) строение Млечного пути.
Отвечают на вопросы
Р.: составлять план действий по решению проблемы;
П.: извлекать информацию;
перерабатывать информацию для получения необходимого результата;
выстраивать логическую цепь рассуждений;
относить объекты к известным понятиям.
К: .: отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (6 мин)
Самостоятельная работа с самопроверкой
Организует самостоятельную работу учащихся в тетради: составьте схему, на которой будут указаны все основные типы, классы и группы космических объектов и их систем, входящих в состав Галактики.
На доске демонстрирует эталон для самопроверки
Выполняют работу и осуществляют самопроверку по эталону
Р.: составлять план действий по решению задачи; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
П.:
перерабатывать информацию для получения необходимого результата;
выстраивать логическую цепь рассуждений;
относить объекты к известным понятиям.
К.: организовывать учебное взаимодействие;
8. Этап включения в систему знаний и повторения (6 мин)
Повторение материала
Делит класс на 2 варианта и предлагает каждому варианту решить задачу и представить решение:
1 вариант - Как выглядел бы Млечный Путь, если бы Земля находилась: а) в центре Галактики; б) на краю галактического диска, в 50000 св. лет от центра Галактики; в) в одном из шаровых скоплений сферической составляющей; г) на расстоянии 10000 св. лет над северным полюсом Галактики; д) для наблюдателя в Большом Магеллановом Облаке?
2 вариант - Оцените массу Галактики, лежащую внутри области орбитального движения Солнечной системы вокруг центра Галактики, если масса Солнечной системы М ~ 1 М¤ , а период ее обращения (галактический год) составляет 213 миллионов лет.
Выполняют задание, обсуждают решения задач
Р.: составлять план действий по решению задачи; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
П.:
перерабатывать информацию для получения необходимого результата;
выстраивать логическую цепь рассуждений;
относить объекты к известным понятиям.
К.: организовывать учебное взаимодействие;
9. Этап рефлексии учебной деятельности (3 мин)
Оценка деятельности учащихся, рефлексия
Предлагает ответить на вопросы: 1) Что нового узнали?; 2) Чему научились?
Оценивает работу класса в целом. Обговаривает домашнее задание
Отвечают на вопросы, выполняют рефлексивную оценку
Записывают домашнее задание в дневник.
Р.: соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его