Технологическая карта урока по физической культуре для 10 класса (юноши)
Пояснительная записка к презентации
Всероссийский интернет-конкурс для учителей физической культуры и ОБЖ "Технологическая карта урока"
Технологическая карта урока физической культуры для 10 класса (юноши)
учитель МБОУ «Ярцевская средняя школа №1»
Ярцевского района Смоленской области
Степченкова Майя Валерьевна
Тема урока: «Способы самоконтроля физических нагрузок».
Задачи урока:
Личностные (воспитательные):
содействовать воспитанию ценностного отношения к ЗОЖ, трудолюбия, волевых качеств;
повысить культуру движений при выполнении физических упражнений, направленных на развитие физических качеств;
формировать умение использовать полученные знания для достижения личностно-значимых результатов.
Метапредметные (развивающие):
Регулятивные: определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять само- и взаимоконтроль.
Познавательные:
формировать умение осуществлять контроль своей деятельности, определять способы дальнейших действий в рамках предложенных условий.
Коммуникативные:
формировать умение обсуждать содержание и результат совместной деятельности, аргументировать и обосновывать свою точку зрения.
Предметные (образовательные):
дать общее представление о самоконтроле и самонаблюдении;
освоить способ вычисления индивидуального тренировочного пульса по методике Мартти Карвонена, как один из способов самоконтроля;
использовать данный метод для самонаблюдения и самоконтроля при выполнении физических нагрузок (упражнения для совершенствования техники низкого старта и стартового разгона);
содействовать развитию физических качеств: общей выносливости, силы, координационных способностей, быстроты, гибкости.
Тип урока: урок образовательно-тренировочной направленности с элементами исследования.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах.
Технологии: фитнес-технологии (Bassenji Workout – фитнес-тренировка с барабанами, «Протокол Табата»), здоровьесберегающие технологии, приемы технологии проблемного обучения, группового обучения
Метапредметные связи – биология, основы безопасности жизнедеятельности
Место проведения: спортивный зал
Инвентарь: мультимедийная установка, ноутбук, колонки, 4 пары гантелей по 0,5 кг, 4 фитбола, 4 степ-платформы, 13 пар барабанных палочек.
Этап урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы работы |
УУД |
Виды контроля |
Ориентировочно-мотивационный 15 мин |
I.Организационный этап. 1.Построение, приветствие. 2. «Имя – качество» - каждый участник своё имя и то своё качество, которое он готов привнести в предстоящую работу на уроке. |
1.Приветствие. 2.Проверка готовности
3.Создать позитивную, доброжелательную атмосферу, установить эмоциональный контакт между учащимися и учителем, включить мотив на совместную работу. |
1.Явка на место проведения урока. 2.Построение одну шеренгу. 3.Приветствие. 4.Называют свое имя и качество, которое готовы привнести в совместную деятельность на уроке. |
Фронтальная, индивидуальная. |
Личностные: -уметь проявлять внимательность и дисциплинированность; |
Текущий |
II. Этап проблематизации и формулировки темы урока. 1. Постановка проблемы и темы урока. 2. Прием «Незаконченное слово» - обозначить, что включает в себя «самоконтроль» |
1.Организовать просмотр фото и обсуждение. 2.Создать проблемную ситуацию. 3.Обеспечить формулировку проблемы и темы урока.
4.Спросить у обучающихся. Что включает в себя самоконтроль. |
1.Смотрят фото. 2.Характеризуют состояние героев презентации. 3.Участвуют в обсуждении и осознании проблемы, формулируют тему урока. 4.Называют составляющие самоконтроля. |
Фронтальная |
Личностные: понимать значение знаний для человека и принимать его, иметь желание учиться. Познавательные: сформировать представление о самоконтроле, как о средстве регулирования физических нагрузок. Регулятивные: определять и формулировать проблему и тему урока с помощью учителя. |
Устный опрос |
|
III. Изучение нового. Определение границ частоты сердцебиений (индивидуальный тренировочный пульс) по формуле М.Карвонена. |
1. До урока измерить у обучающихся ЧСС в покое, рассчитать ИТП. 2. На уроке рассчитать верхний и нижний пределы (границы) ЧСС при выполнении физической нагрузки, помочь сделать записи в маршрутные листы. |
1.Измеряют ЧСС в покое, рассчитывают ИТП до урока. 2.Рассчитывают верхний и нижний пределы ЧСС, делают записи в маршрутные листы. |
Фронтальная, индивидуальная. |
Предметные: освоить способ вычисления индивидуального тренировочного пульса по методике Мартти Карвонена, как один из способов самоконтроля. |
Устный опрос. Запись в маршрутный лист. |
|
IV. Целеполагание и постановка задач урока. |
1.Помочь наводящими вопросами сформулировать цель урока и с помощью маршрутных листов определить задачи урока. 2.Напомнить о правилах ТБ на уроке физической культуры. |
1.Обучающиеся самостоятельно определяют цель урока и ставят задачи, ориентируясь на полученные маршрутные листы. |
Фронтальная, индивидуальная. |
Регулятивные: определять и формулировать цель и задачи урока с помощью учителя и маршрутного листа. |
Устный опрос |
|
Операционно-исполнительский 25 мин |
Выполнение контрольных упражнений. I.Разминка. 1.Разминка с барабанными палочками (элемент фитнес-технологии Bassenji Workout (фитнес-тренировка с барабанами). 2.Измерение ЧСС после нагрузки. 3.Запись показателей ЧСС в маршрутный лист. 4. Определение интенсивности, тренирующего эффекта, дальнейших действий обучающихся относительно границ частоты сердцебиений.
|
1.Рассказать о направлении Bassenji Workout в фитнесе. Провести разминку с барабанными палочками. 2.Измерить с обучающимися ЧСС после нагрузки. 3.Проконтролировать запись показателей в маршрутные листы. 4.Помочь в определении обучающимися интенсивности, тренировачного эффекта, дальнейших действий при выполнении физической нагрузки |
1.Выполнить разминку. 2.Измерить ЧСС. 3.Сделать запись в маршрутные листы. 4.Определить интенсивность, тренировочный эффект, дальнейшие действия при выполнении физической нагрузки. |
Фронтальная, индивидуальная. |
Личностные: повысить культуру движений при выполнении физических упражнений Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять самоконтроль. Познавательные: формировать умение осуществлять контроль своей деятельности, определять способы дальнейших действий в рамках предложенных условий. Коммуникативные: формировать умение обсуждать содержание и результат совместной деятельности, аргументировать и обосновывать свою точку зрения. Предметные: - использовать метод М.Карвонена для самонаблюдения и самоконтроля при выполнении разминки; - содействовать развитию координационных способностей. |
Практическое выполнение, наблюдение. |
II. «Протокол Табата» 1. Выполнение упражнений по системе «Табата», способствующих совершенствованию техники низкого старта, стартового разгона по круговому методу: - бег с высоким подниманием бедра; - беговые движения рук с отягощением; - бег в упоре лежа; - выпрыгивание с отжиманием. 2.Измерение ЧСС после нагрузки. 3.Запись показателей ЧСС в маршрутный лист. 4. Определение интенсивности, тренировочного эффекта, дальнейших действий обучающихся относительно границ частоты сердцебиений
|
1.Рассказать об интервальном методе тренировки по «Протоколу Табата», о технике выполнения упражнений и об их направленности. 2.Организовать выполнение упражнений, используя компьютерное приложение «Таймер Табата». 3.В процессе выполнения упражнений исправить ошибки у обучающихся. 4.Измерить с обучающимися ЧСС после нагрузки. 5.Проконтролировать запись показателей в маршрутные листы. 6.Помочь в определении обучающимися интенсивности, тренировочного эффекта, дальнейших действий при выполнении физической нагрузки. |
1.Выполнить предложенные упражнения по «Протоколу Табата». 2. В процессе выполнения упражнений исправляют допущенные ошибки. 3.Измерить ЧСС. 4.Сделать запись в маршрутные листы. 5.Определить интенсивность, тренировочный эффект, дальнейшие действия при выполнении физической нагрузки. |
Фронтальная, индивидуальная. |
Личностные: формировать умение использовать полученные знания для достижения личностно-значимых результатов. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять самоконтроль. Познавательные: формировать умение осуществлять контроль своей деятельности, определять способы дальнейших действий в рамках предложенных условий. Коммуникативные: формировать умение обсуждать содержание и результат совместной деятельности, аргументировать и обосновывать свою точку зрения. Предметные: - содействовать развитию физических качеств (общей выносливости, силы и т.д.) используя интервальный метод тренировки «Протокол Табата»; - использовать метод М.Карвонена для самонаблюдения и самоконтроля при выполнении физической нагрузки |
Практическое выполнение, наблюдение. |
|
III. «Оригинальное упражнение» - составить внутри своей группы одно оригинальное упражнение для развития скоростно-силовых способностей и придумать ему название: 1 группа – упр. с фитболами, 2 группа – упр. со степ-платформами, 3 группа- упр. с гантелями. 1. Составление и демонстрация внутри группы одного «оригинального упражнения». 2.Измерение ЧСС после нагрузки в парах. 3.Запись показателей ЧСС в маршрутный лист. 4. Определение интенсивности, тренировочного эффекта, дальнейших действий обучающихся относительно границ частоты сердцебиений. |
1.Предложить обучающимся придумать одно «оригинальное упражнение» для всей группы для развития скоростно-силовых способностей, дать ему название и выполнить одновременно всей группой 6 –8 раз. 2..Измерить с обучающимися ЧСС после нагрузки. 5.Проконтролировать запись показателей в маршрутные листы. 6.Помочь в определении обучающимися интенсивности, тренировочного эффекта, дальнейших действий при выполнении физической нагрузки. |
1.Выполнить предложенные упражнения по «Протоколу Табата». 2.Измерить ЧСС. 3.Сделать запись в маршрутные листы. 4.Определить интенсивность, тренировочный эффект, дальнейшие действия при выполнении физической нагрузки. |
Фронтальная, групповая, в парах. |
Личностные: формировать умение использовать полученные знания для достижения личностно-значимых результатов. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять самоконтроль. Познавательные: формировать умение осуществлять контроль своей деятельности, определять способы дальнейших действий в рамках предложенных условий. Коммуникативные: развивать умение осуществлять взаимоконтроль; обсуждать содержание и результат совместной деятельности. Предметные: - содействовать развитию знаний об индивидуальных особенностях организма, ориентируясь на изменения показателей ЧСС |
||
Рефлексивно-оценочный 5 мин. |
I. Анализ изменений ЧСС в процессе урока. II. Возвращение к проблеме. III. Вывод. «Вставьте пропущенные слова» - вставить пропущенные слова в уже существующий вывод. IV. «Рефлексивная мишень». Интеллектуальная - при помощи мишени и дротиков оценить уровень понимания темы урока по 10-ти бальной шкале. Эмоциональная: выбрать сектор в зависимости от эмоционального состояния на уроке (зеленый – комфортно, желтый – временные эмоциональные трудности, серый – дискомфортно). V. Построение. Подведение итогов. Выставление оценок. Домашнее задание. |
1.Проанализировать, что происходит с показателями ЧСС от состояния покоя до третьего блока занятия. 2.Вернуться к проблеме, обозначенной в начале урока. 3. Обозначить способ решения проблемы. 4. Предложить обучающимся сделать вывод. Построить в одну шеренгу, подвести итоги урока, выставить оценки, дать домашнее задание (рассчитать ИТП и границы ЧСС у одного из родителей). |
1.Анализируют изменения ЧСС от состояния покоя до третьего блока занятия. 2.Обозначают способ решения проблемы. 3. Делают и озвучивают вывод. Строятся, получают оценки, записывают домашнее задание. |
Фронтальная, индивидуальная. |
Личностные: содействовать воспитанию ценностного отношения к ЗОЖ Регулятивные: определять способ решения проблемы, обозначенной в начале урока. Коммуникативные: развивать умение делать выводы. Предметные: развивать способности к самоанализу физического состояния, опираясь на индивидуальные изменения ЧСС. |
Литература:
Григорьев В.И., Давиденко Д.Н., Малинина С.В.,Фитнес-культура студентов: теория и практика: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. – 228 с.;
«Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; издательство «Просвещение», Москва - 2009г.;
Лисицкая Т.С., Материалы курса «Методика организации и проведения занятий фитнесом в школе»: лекции 1-8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 76 с.
Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов. Т 35 Около 9500 терминов / Сост. Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 480 с.
Шихи К. Фитнес-терапия: Исчерпывающее руководство для тех, кт хочет сохранить силу и здоровье своего тела и преодолеть болезни. Пер. С англ. Гришин А. В. – М.: Терра-Спорт, 2001. – 216 с.
SportWiki энциклопедия. Протокол Табата. - http://sportwiki.to/%D0%A2%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D1%82%D0%B0 дата обращения: 07.09.17;
Bassenji Workout. Фитнес-тренировки с барабанами. - https://vk.com/bassenji дата обращения: 07.09.17