12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Забелина Маргарита Владимировна31790 Россия, Забайкальский край, п. Карымское Материал размещён в группе «Учителя физики» |
Технологическая карта урока по физике в 9 классе по теме «Перегрузки и невесомость»
Тема | «Перегрузки и невесомость». | ||||
Тип урока: | Урок первичного предъявления новых знаний | ||||
Цели урока | расширить представление учащихся о гравитационных явлениях и о практическом значении данной темы. | ||||
Задачи: | Образовательные: 1) добиться осознанного усвоения учащихся таких понятий, как перегрузка и невесомость; 2) в ходе урока выяснить особенности и условия возникновения перегрузки и невесомости; 3) ввести понятие коэффициента перегрузки; 4) совместно с учащимися выяснить влияние невесомости и перегрузки на здоровье человека. Развивающие: 1) способствовать развитию познавательной активности учащихся. 2) продолжить развитие умений работать с учебником, дополнительной литературой, лабораторным оборудованием. Воспитательные: 1) способствовать формированию у учащихся таких качеств как трудолюбие, самостоятельность, терпение. 2) на основе исторического материала о первых полетах в космос воспитывать у учеников чувство патриотизма и гордости за свою страну. | ||||
Планируемый результат Предметные: В результате обучающийся знает, как вычислять вес и коэффициент перегрузки умеет объяснять данные явления имеет представление о невесомости и перегрузки В результате обучающийся получает возможность научиться самостоятельно работать с информацией, анализировать и делать выводы. | УУД | ||||
Личностные: коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками. Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью.
| |||||
Основные понятия | Вес, невесомость, перегрузка. | ||||
Организация пространства | |||||
Основные виды учебной деятельности обучающихся | Основные технологии | Основные методы | Формы работы | Ресурсы | |
1. Проведение исследовательского эксперимента. 2. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 3. Самостоятельная работа с учебником. 4. Работа с научно-популярной литературой; 5. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. | Технология сотрудничества. Деловая игра. | Словесные, наглядные, практические | Групповая и общеклассная | 1) доска, мел; 2) прибор для демонстрации невесомости; 3) оборудование для ФЭЗ: динамометр; 4) задачи- рисунки; карточки- указатели, алгоритмы. |
Структура и ход урока.
№ | Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Время |
Мотивационно – ориентировочный компонент | ||||||
1. | Организационный этап | Психологическая подготовка к общению | Обеспечивает благоприятный настрой. | Настраиваются на работу. | Личностные | 1 мин. |
2. | Этап мотивации (определение темы урока и совместной цели деятельности). | Обеспечить деятельность по определению целей урока. | Предлагает отгадать загадку и назвать тему урока, определить цель. | Пытаются отгадать загадку, Определяют тему урока и цель. | Личностные, познавательные, регулятивные | 5 мин. |
Операционно – исполнительный компонент | ||||||
3. | Изучение нового материала. | Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному изучению материала. | Предлагает организовать деятельность согласно этапам технологии сотрудничества. | Выполняют предложенные учителем задания. Работают индивидуально, в парах, в группах. Учебник, дополн. лит-рой алгоритм; худож. литература ДЭ №1; ФЭЗ №1. составление опорного конспекта «Паспорт явления» | Личностные, познавательные, регулятивные | 30 мин. |
Рефлексивно – оценочный компонент | ||||||
4. | Контроль и самопроверка знаний. | Выявить качество усвоения материала. | Предлагает решить задачи. | Решают. Отвечают. Обсуждают. | Личностные, познавательные, регулятивные | 5 мин. |
5. | Подведение итогов, рефлексия. | Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. | Предлагает ответить на вопросы анкеты «Пора делать выводы». | Отвечают. | Личностные, познавательные, регулятивные | 3 мин. |
6. | Подача домашнего задания. | Закрепление изученного материала. | Запись на доске. Параграф 46 №177, №172, (см. образец 171) | Записывают в дневник. | Личностные | 1 мин. |
Запись на доске: «Жизнь не имеет постоянного веса: она то легка, то тяжела». (Из афоризмов М. Арсаниса)
Отгадайте загадку: «Какое шило небесный потолок прошило?» (Ракета)
Что же должен чувствовать человек, находящийся на борту космического корабля? Сегодня нам предстоит это выяснить. Представьте, что вы находитесь в лабораториях научно - исследовательского института.
Каждая лаборатория работает по своему профилю. Все вы получили срочное задание: подготовить отчет по теме «Перегрузка и невесомость». Через 10 минут отчеты необходимо доложить директору института, т.е. мне.
Чтобы правильно разобраться в данных явлениях, надо вспомнить некоторые понятия.
Под действием какой силы яблоко падает на землю?
Назовите силы, изображенные на рисунке? Точка приложения данных сил?
Сформулируйте II закон Ньютона.
Задание группам:
Теоретик № 1 – «Перегрузка». Что такое перегрузка? Объяснить.
Теоретик № 2 – «Невесомость». Объяснить явление невесомости.
Экспериментатор – Показать и объяснить демонстрационный эксперимент.
Медик – Влияние невесомости и перегрузки на человека.
Историк – Первый полет человека в космос.
Библиотекарь – Подобрать примеры невесомости и перегрузки из художественной литературы.
Пример: «Паспорт» явления.
Подведем итог нашей работе на уроке.
Учитель предлагает ответить на вопросы анкеты «Пора делать выводы».
Пора делать выводы.
Я сам_____________________________________________________________
? Самым трудным было___________________________________________
! Есть предложение__________________________
Комментарии (2)
Я сама занималась по нему, но два года назад этот учебник, к моему большому сожалению, исключили из федерального списка, пришлось от него отказаться. А учебник действительно более понятен детям, содержит много интересных фактов, задачи подобраны так, что дополняют материал параграфов.
Технологическая карта, представленная вами, как раз подтверждает более глубокое изучение данной темы, нежели в учебнике Перышкина. Спасибо!