Технологическая карта урока по физике в 9 классе по теме «Перегрузки и невесомость»

9
2
Материал опубликован 23 November 2016 в группе

Тема

«Перегрузки и невесомость».

Тип урока:

Урок первичного предъявления новых знаний

Цели урока

расширить представление учащихся о гравитационных явлениях и о

практическом значении данной темы.

Задачи:

Образовательные:

1) добиться осознанного усвоения учащихся таких понятий, как перегрузка и невесомость;

2) в ходе урока выяснить особенности и условия возникновения перегрузки и невесомости;

3) ввести понятие коэффициента перегрузки;

4) совместно с учащимися выяснить влияние невесомости и перегрузки на здоровье человека.

Развивающие:

1) способствовать развитию познавательной активности учащихся.

2) продолжить развитие умений работать с учебником, дополнительной литературой, лабораторным оборудованием.

Воспитательные:

1) способствовать формированию у учащихся таких качеств как трудолюбие, самостоятельность, терпение.

2) на основе исторического материала о первых полетах в космос воспитывать у учеников чувство патриотизма и гордости за свою страну.

Планируемый результат

Предметные:

В результате обучающийся

знает, как вычислять вес и коэффициент перегрузки

умеет объяснять данные явления

 имеет представление о невесомости и перегрузки

В результате обучающийся получает возможность

научиться самостоятельно работать с информацией, анализировать и делать выводы.

УУД

Личностные: коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Познавательные:  умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Коммуникативные:  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью.

 

Основные понятия

Вес, невесомость, перегрузка.

Организация пространства

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Основные технологии

Основные методы

Формы работы

Ресурсы

1. Проведение исследовательского эксперимента.

2. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

3. Самостоятельная работа с учебником.

4. Работа с научно-популярной литературой;

5. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

Технология сотрудничества.

Деловая игра.

Словесные, наглядные, практические

Групповая и общеклассная

1) доска, мел; 2) прибор для демонстрации невесомости; 3) оборудование для ФЭЗ: динамометр; 4) задачи- рисунки; карточки- указатели, алгоритмы.

Структура и ход урока.

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

УУД

Время

Мотивационно – ориентировочный компонент

1.

Организационный этап

Психологическая подготовка к общению

Обеспечивает благоприятный настрой.

Настраиваются на работу.

Личностные

1 мин.

2.

Этап мотивации (определение темы урока и совместной цели деятельности).

Обеспечить деятельность по определению целей урока.

Предлагает отгадать загадку и назвать тему урока, определить цель.

Пытаются отгадать загадку, Определяют тему урока и цель.

Личностные, познавательные, регулятивные

5 мин.

Операционно – исполнительный компонент

3.

Изучение нового материала.

Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному изучению материала.

Предлагает организовать деятельность согласно этапам технологии сотрудничества.

Выполняют предложенные учителем задания. Работают индивидуально, в парах, в группах. Учебник, дополн. лит-рой алгоритм; худож. литература

ДЭ №1; ФЭЗ №1. составление опорного конспекта

«Паспорт явления»

Личностные, познавательные, регулятивные

30 мин.

Рефлексивно – оценочный компонент

4.

Контроль и самопроверка знаний.

Выявить качество усвоения материала.

Предлагает решить задачи.

Решают. Отвечают. Обсуждают.

Личностные, познавательные, регулятивные

5 мин.

5.

Подведение итогов, рефлексия.

Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.

Предлагает ответить на вопросы анкеты «Пора делать выводы».

Отвечают.

Личностные, познавательные, регулятивные

3 мин.

6.

Подача домашнего задания.

Закрепление изученного материала.

Запись на доске. Параграф 46 №177, №172, (см. образец 171)

Записывают в дневник.

Личностные

1 мин.

Запись на доске: «Жизнь не имеет постоянного веса: она то легка, то тяжела». (Из афоризмов М. Арсаниса)

Отгадайте загадку: «Какое шило небесный потолок прошило?» (Ракета)

Что же должен чувствовать человек, находящийся на борту космического корабля? Сегодня нам предстоит это выяснить. Представьте, что вы находитесь в лабораториях научно - исследовательского института.

Каждая лаборатория работает по своему профилю. Все вы получили срочное задание: подготовить отчет по теме «Перегрузка и невесомость». Через 10 минут отчеты необходимо доложить директору института, т.е. мне.

Чтобы правильно разобраться в данных явлениях, надо вспомнить некоторые понятия.

Под действием какой силы яблоко падает на землю?

Назовите силы, изображенные на рисунке? Точка приложения данных сил?

Сформулируйте II закон Ньютона.

Задание группам:

Теоретик № 1 – «Перегрузка». Что такое перегрузка? Объяснить.

Теоретик № 2 – «Невесомость». Объяснить явление невесомости.

Экспериментатор – Показать и объяснить демонстрационный эксперимент.

Медик – Влияние невесомости и перегрузки на человека.

Историк – Первый полет человека в космос.

Библиотекарь – Подобрать примеры невесомости и перегрузки из художественной литературы.

Пример: «Паспорт» явления.

Подведем итог нашей работе на уроке.

Учитель предлагает ответить на вопросы анкеты «Пора делать выводы».

Пора делать выводы.

Я сам_____________________________________________________________

? Самым трудным было___________________________________________

! Есть предложение__________________________

Комментарии

Маргарита Владимировна, я так понимаю, что вы занимаетесь по учебнику Громова? Я сама занималась по нему, но два года назад этот учебник, к моему большому сожалению, исключили из федерального списка, пришлось от него отказаться. А учебник действительно более понятен детям, содержит много интересных фактов, задачи подобраны так, что дополняют материал параграфов. Технологическая карта, представленная вами, как раз подтверждает более глубокое изучение данной темы, нежели в учебнике Перышкина. Спасибо!

23 November 2016

Галина Николаевна, сейчас мы тоже занимаемся по Перышкину, но все учебники Громова я оставила в кабинете. Выдаю их детям для выполнения творческих заданий. В учебнике Громова много дополнительного интересного материала. Я сама при подготовке к уроку часто его использую. Спасибо за отзыв!

24 November 2016