Технологическая карта урока по физике в 9 классе по теме «Перегрузки и невесомость»
Тема |
«Перегрузки и невесомость». |
||||
Тип урока: |
Урок первичного предъявления новых знаний |
||||
Цели урока |
расширить представление учащихся о гравитационных явлениях и о практическом значении данной темы. |
||||
Задачи: |
Образовательные: 1) добиться осознанного усвоения учащихся таких понятий, как перегрузка и невесомость; 2) в ходе урока выяснить особенности и условия возникновения перегрузки и невесомости; 3) ввести понятие коэффициента перегрузки; 4) совместно с учащимися выяснить влияние невесомости и перегрузки на здоровье человека. Развивающие: 1) способствовать развитию познавательной активности учащихся. 2) продолжить развитие умений работать с учебником, дополнительной литературой, лабораторным оборудованием. Воспитательные: 1) способствовать формированию у учащихся таких качеств как трудолюбие, самостоятельность, терпение. 2) на основе исторического материала о первых полетах в космос воспитывать у учеников чувство патриотизма и гордости за свою страну. |
||||
Планируемый результат Предметные: В результате обучающийся знает, как вычислять вес и коэффициент перегрузки умеет объяснять данные явления имеет представление о невесомости и перегрузки В результате обучающийся получает возможность научиться самостоятельно работать с информацией, анализировать и делать выводы. |
УУД |
||||
Личностные: коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками. Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью.
|
|||||
Основные понятия |
Вес, невесомость, перегрузка. |
||||
Организация пространства |
|||||
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Основные технологии |
Основные методы |
Формы работы |
Ресурсы |
|
1. Проведение исследовательского эксперимента. 2. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 3. Самостоятельная работа с учебником. 4. Работа с научно-популярной литературой; 5. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. |
Технология сотрудничества. Деловая игра. |
Словесные, наглядные, практические |
Групповая и общеклассная |
1) доска, мел; 2) прибор для демонстрации невесомости; 3) оборудование для ФЭЗ: динамометр; 4) задачи- рисунки; карточки- указатели, алгоритмы. |
Структура и ход урока.
№ |
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Время |
Мотивационно – ориентировочный компонент |
||||||
1. |
Организационный этап |
Психологическая подготовка к общению |
Обеспечивает благоприятный настрой. |
Настраиваются на работу. |
Личностные |
1 мин. |
2. |
Этап мотивации (определение темы урока и совместной цели деятельности). |
Обеспечить деятельность по определению целей урока. |
Предлагает отгадать загадку и назвать тему урока, определить цель. |
Пытаются отгадать загадку, Определяют тему урока и цель. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
5 мин. |
Операционно – исполнительный компонент |
||||||
3. |
Изучение нового материала. |
Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному изучению материала. |
Предлагает организовать деятельность согласно этапам технологии сотрудничества. |
Выполняют предложенные учителем задания. Работают индивидуально, в парах, в группах. Учебник, дополн. лит-рой алгоритм; худож. литература ДЭ №1; ФЭЗ №1. составление опорного конспекта «Паспорт явления» |
Личностные, познавательные, регулятивные |
30 мин. |
Рефлексивно – оценочный компонент |
||||||
4. |
Контроль и самопроверка знаний. |
Выявить качество усвоения материала. |
Предлагает решить задачи. |
Решают. Отвечают. Обсуждают. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
5 мин. |
5. |
Подведение итогов, рефлексия. |
Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. |
Предлагает ответить на вопросы анкеты «Пора делать выводы». |
Отвечают. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
3 мин. |
6. |
Подача домашнего задания. |
Закрепление изученного материала. |
Запись на доске. Параграф 46 №177, №172, (см. образец 171) |
Записывают в дневник. |
Личностные |
1 мин. |
Запись на доске: «Жизнь не имеет постоянного веса: она то легка, то тяжела». (Из афоризмов М. Арсаниса)
Отгадайте загадку: «Какое шило небесный потолок прошило?» (Ракета)
Что же должен чувствовать человек, находящийся на борту космического корабля? Сегодня нам предстоит это выяснить. Представьте, что вы находитесь в лабораториях научно - исследовательского института.
Каждая лаборатория работает по своему профилю. Все вы получили срочное задание: подготовить отчет по теме «Перегрузка и невесомость». Через 10 минут отчеты необходимо доложить директору института, т.е. мне.
Чтобы правильно разобраться в данных явлениях, надо вспомнить некоторые понятия.
Под действием какой силы яблоко падает на землю?
Назовите силы, изображенные на рисунке? Точка приложения данных сил?
Сформулируйте II закон Ньютона.
Задание группам:
Теоретик № 1 – «Перегрузка». Что такое перегрузка? Объяснить.
Теоретик № 2 – «Невесомость». Объяснить явление невесомости.
Экспериментатор – Показать и объяснить демонстрационный эксперимент.
Медик – Влияние невесомости и перегрузки на человека.
Историк – Первый полет человека в космос.
Библиотекарь – Подобрать примеры невесомости и перегрузки из художественной литературы.
Пример: «Паспорт» явления.
Подведем итог нашей работе на уроке.
Учитель предлагает ответить на вопросы анкеты «Пора делать выводы».
Пора делать выводы.
Я сам_____________________________________________________________
? Самым трудным было___________________________________________
! Есть предложение__________________________
Матросова Галина Николаевна
Забелина Маргарита Владимировна