Технологическая карта урока по физике в 9 классе «Дефект массы. Энергия связи ядер»
СЦЕНАРИЙ УРОКА
Учитель физики – Маркелова Лидия Викторовна
Место работы: ОГКОУ «Школа-интернат №88 «Улыбка»
г. Ульяновска, Ульяновской области
Предмет: физика
Класс: 9
- Тема и номер урока в теме: №30 «Дефект массы. Энергия связи ядер».
Базовый учебник: «Физика», 9 класс, Пёрышкин А.В., Гутник Е.М., Дрофа, 2010 год
Задачи урока:
Обучающие:
-знать понятие дефекта масс; закон взаимосвязи энергии покоя и дефекта масс
-выработать самостоятельное мышление по применению знаний на практике.
Развивающие: продолжить развитие интеллектуальных, практических умений и навыков у учащихся в ходе:
- работы с тренажёром «Сборка атома»;
- выполнения и анализа результатов интерактивного физического эксперимента;
- решение задач .
Развитие познавательной деятельности учащихся, развитие речи.
Воспитательные: продолжить формирование культуры общения и культуры ответа на вопросы, развитие культуры умственного труда.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательский), наглядно-словесный, репродуктивный.
Формы организации познавательной деятельности на уроке: самостоятельная и индивидуальная работа.
Оборудование,оформление и техническое оснащение урока:
-материалы i-школы Физика - 9 класс (урок№29 и 30)
-материалы ЦОР
-компьютер, видиокамера и наушники.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
До начала урока, учащийся должен открыть сайт и произвести «Вход» в i-школу под своим логином. Перейти в курс Физика-9 класс i-школы и выйти в Skype для участия в уроке.
Этап учебного занятия |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
Ожидаемый результат |
1.Организационный |
Организовать внимание ребёнка, раскрытие общей цели урока и плана его проведения. |
Приветствие ребёнка, пожелание совмест- ной плодотворной работы. |
Психолого-эмоциональный настрой ребёнка на урок. |
Создание доброжелательной атмосферы и делового настроя. |
2.Проверка знаний 2.1Повторение строения атома |
Установить знание строения атома, умение находить число нуклонов в ядре |
Задаю заданиe: пересылаю ссылки Материалов ЦОРов через скайп. Прошу ребёнка предоставить мне свой экран. Прослеживаю выполнение задания по сборке атома учеником |
Работает с тренажёром по сбору атомов |
Знать строение атома, уметь находить число нуклонов в ядре. |
2.2 Самостоятельная работа «Выполни тест». |
Организовать деятельность ребёнка по применению знаний в измененной и новой ситуации. |
Прошу ребёнка выйти на Тест №1. "Строение атомных ядер" урока №29 курса Физика - 9 класс i-школы. Прослеживаю выполнение теста ребёнком. |
Ребёнок предоставляет мне свой экран. Работает с тестом. |
Результат теста «Строение атома» -выдаётся автоматически. |
3.Новая тема 3.1 Постановка проб- лемы: «Как велики ядерные силы? Как трудно разделить атом?» |
Подготовить ребёнка к понятию дефект массы; энергия связи |
Прошу перейти ребёнка по ссылке и выполнить опыт: сравнить масcу атома гелия и массу нуклонов, из которых состоит атом. |
Cравнивает масcу атома гелия и массу нуклонов, из которых состоит атом, используя интерак- тивную модель. Массы не равны. Ставит вопрос: «Почему?» |
Приходит к выводу, что масса нуклонов, из которых состоит ядро гелия больше массы самого ядра гелия. |
3.2.Ввод нового поня- тия и формулы для рассчёта энергии связи и дефекта массы |
Формировать умения делать выводы на основе анализа резуль- татов интерактивного физического экспери- мента . |
Прошу перейти на урок №30, лекцию Дефект массы полученные формулы для рассчёта энергии связи и дефекта массы записать в тетрадь. . |
Анализирует резуль- таты интерактивного опыта изучает мате-риалы лекции, записывает выводы в тетрадь. Просмотр видеофрагмента лекции Урока №30 |
знать понятие дефекта масс; получить ответы на поставленные вопросы; закон взаимосвязи энергии покоя и дефекта масс. |
4.Физкультминутка для глаз |
Профилактики утомления глаз. |
Предлагаю ученику комплекс упражнений для профилактики утомления глаз. |
Выполняет предложенные упражнения под руководством учителя. |
Снятие утомления глаз |
5.Закрепление полученных знаний, умение применять для решения задач 5.1Работа с интерактив- ной задачей |
Обеспечить понимание ребёнком цели, содер- жания и способов выполнения практичес- ких задач. |
Организую выполне- ние интерактивной задачи,прошу перейти по ссылке Интерактивная задача "Сколько энергии в ядре" на данную задачу. |
Находит энергию, необходимую для разрушения ядра кислорода О816 и сравнивает свои предположения с правильными ответами. |
Уметь примененять знания на практике: |
5.2Решение задачи №2 (Урок№30 |
Выработать умения и навыки решения задач на рассчёт энергии покоя и дефекта масс |
Прошу перейти ребёнка урок №30 Задание №3. "Решите задачи" на задачу №2. Разбор совместо с ребёнком более сложной задачи. |
Решает задачу.Запи-си делает в тетради, открывает готовое решение даной задачи, сравнивает и делает выводы. |
Уметь искать самосто- ятельно решение задачи, анализировать своё решение, уметь сравнивать и делать выводы. |
6. Информация о домашнем задании. |
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения ДЗ. |
Поясняю домашнее задание: 1)Изучить: Энергия связи Дефект массы 2)Выполнить: Задание №2. "Дефект массы" Тест №1. "Дефект массы и энергия связи ядра" Задание №3. "Решите задачи"(№1) |
Задаёт вопросы, делает выбор ДЗ. |
Мотивация на выполнения ДЗ. |
7. Физкультминутка для для снятия утом- ления с плечевого пояса и рук |
Cнять утом- ление с плечевого пояса и рук. |
Предлагаю ученику комплекс физических упражнений для снятия утомления с плечевого пояса и рук. |
Выполняет предложенные упражнения. |
Снятие утом- ления с плечевого пояса и рук. |
8. Подведение итогов. Рефлексия. |
Выявить уровень достижения цели урока. Оценка состояния после урока. |
Оценка работы ребёнка на уроке: 4 (хорошо) Прошу оценить ребёнка своё состояние после урока.(прислать смайлик через скайп) Оцениваю своё состояние после урока (шлю смайлик ребёнку через скайп) |
Самооценка своей деятельности. Оценивает своё состояние после урока.(отправляет мне смайлик через скайп) |
Объективность качественной оценки. |
Приложение к плану-конспекту урока
«Дефект массы. Энергия связи ядер».
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ материалов i-школы и ЦОРов
Этап учебного занятия |
Используемый материал i-школы и ЦОРов |
Фрагменты |
1.Организационный. |
||
2. Проверка знаний. 2.1Повторение строения атома |
Материал ЦОРов http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/803f6352-56c5-4b12-8781-34805596cbe9/9_258.swf |
|
2.2Самостоятельная работа «Выполни тест». |
Материал i-школы Урок№29 |
|
3.Новая тема 3.1Постановка проблемы «Как велики ядерные силы?Как рудно разделить атом?» |
Материал ЦОРов
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bee8e-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_6.swf |
|
3.2.Ввод нового понятия и формулы для рассчёта энергии связи и дефекта массы |
Материал i-школы Урок№30 |
|
4.Физкультминутка для глаз |
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. |
|
5.Закрепление полученных знаний, умение применять для решения задач 5.1Работа с интерактив- ной задачей |
Материал ЦОРов http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/442c541f-97a6-4308-86ff-989399ae19bb/9_264.swf |
|
5.2Решение задачи №2 (Урок№30 |
Материал i-школы Урок№30 _http://iclass.home-edu.ru/mod/assignment/view.php?id=202659 |
Задание №3. "Решите задачи" |
6.Информация о домашнем задании. |
Материал i-школы Урок№30 edu.ru/mod/quiz/attempt.php?attempt=1202549&scrollpos=174#q2 Дефект массы и энергия связи |
Тест №1. "Дефект массы и энергия связи ядра" _ |
7 Физкультминутка для для снятия утомления с плечевого пояса и рук |
И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. И.п. - сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 - 4 - локти назад, прогнуться. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти. |
|
8.Подведение итогов. Рефлексия. |
Пожелание, смайлик в скайпе |