Конспект урока географии на тему «Калининградская область» (9 класс)

1
0
Материал опубликован 5 April

Е. А. Стромилова, учитель географии МБОУ СОШ №26

Конспект урока географии в 9 классе

Тема: «Калининградская область».

Калининград – самый западный в России,
Исторический янтарный уголок,
Самый главный прибалтийский город в мире,
Знаменитый город-парк и город-порт.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: формирование географического образа Калининградской области.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

Знать: понятие «полуэксклав», «особая экономическая зона».

Уметь: определять экономико-географическое положение, природно-ресурсный потенциал, особенности населения и хозяйства изучаемой территории.

Метапредметные:

Регулятивные: самостоятельно ставить и формулировать задачи, осуществлять контроль своей деятельности, оценивать правильность выполнения учебных задач, развивать мотивы познавательной деятельности.

Познавательные: работать с текстом и внетекстовыми компонентами, находить ответы на вопросы, выделять главную мысль, составлять логически-опорную схему, выступление.

Коммуникативные: участие в групповом обсуждении проблемы, обмен мнениями, подготовка плана ответа.

Личностные:

сохранять мотивацию к учебной деятельности, проявлять интерес к новому материалу, выражать положительное отношение к процессу познания, осознавать потребность в географических знаниях.

Формы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: административная карта РФ, видеосюжет, презентация, учебник, тетрадь, атлас, маршрутный лист с заданиями и дополнительным материалом (а также домашняя поисковая работа), инструкции для работы в группах, по составлению логически-опорной схемы (ЛОС), синквейна, листы формата А-4, фломастеры, стихотворение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока

Компоненты урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Организационный момент.

Приветствие, создание доброжелательной обстановки, проверка готовности к уроку.

Приветствие, настрой на урок.

Регулятивные: самостоятельно организовывать рабочее место, настрой на продуктивную работу.

Актуализация знаний, выход на тему.

Чтение стихотворения.

Административным центром какого субъекта РФ является город Калининград?

Работа с эпиграфом к уроку. Определение и запись темы урока.

Познавательные: осознано и произвольно строить речевые высказывания.

Регулятивные: управлять волевой саморегуляцией в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументировать свое мнение и позицию, учитывать разные мнения.

Постановка учебной задачи через демонстрацию видео. Постановка проблемного вопроса.

Что Вы знаете о Калининградской области на данный момент?

Демонстрация видеосюжета о Калининградской области.

Постановка проблемного вопроса:

Почему Калининградскую область выделяют как отдельный экономический район?

Какие вопросы мы разбираем, изучая экономические районы России?

Сформулируйте цель и задачи урока.

Ответы на вопросы, используя имеющиеся знания, видеосюжет, карту.

Постановка цели урока: изучить Калининградскую область.

Постановка задач через вопросы плана характеристики района России (особенности, экономико-географическое положение, природно-ресурсный потенциал, население и хозяйство).

Личностные: действие смыслообразования – установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Коммуникативные: слушать собеседника, использование речи для регуляции своего действия, контролировать действия партнёра, эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

Решение учебной задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для групповой работы предлагаются: инструкция для работы в группах, маршрутный лист с вопросами и дополнительным материалом (а также домашняя поисковая работа), инструкция по составлению (ЛОС).

Работа в группах по маршрутному листу (7 минут). Составление ЛОС.

Составление плана выступления одного участника группы – рассказ по теме (опираясь на ответы в маршрутном листе, ЛОС, дополнительный материал), работа с картой.

Выступление участника группы. Оформление единой ЛОС на доске.

Личностные: организация себя на выполнение поставленной задачи,

осознание ответственности за общее дело, следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Познавательные: анализ объекта с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение использовать знаково-символические средства, структурировать знания, преобразовывать информацию в схему, строить рассказ в форме связи простых суждений об объекте при использовании карты.

Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли, умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию.

Регулятивные: составление плана и последовательности действий, контроль и оценка своих действий, коррекция.

Физминутка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Закройте глаза, представьте себя в Калининградской области.

Откройте глаза и укажите руками на объект или район на карте.

Покажите руками путь движения:

Из Читы в Калининград.

Из Калининграда в Читу.

Выполнение упражнений.

Регулятивные: провести физическую разгрузку в ходе работы.

Проведение практикума.

Для индивидуальной работы предлагается инструкция по составлению синквейна – правила составления синквейна.

Возвращение к проблемному вопросу, поставленному в начале урока: Почему Калининградскую область выделяют как отдельный экономический район?

Попробуйте переформулировать, дополнить тему урока.

Индивидуальная работа по составлению синквейна. Проверка.

Формулировка вывода: Калининградскую область выделяют как отдельный экономический район потому что: она имеет особую историю, особенное положение, особый статус, поэтому мы изучаем ее отдельно, как экономический район в составе одной области.

Новое звучание темы урока: Калининградская область –

субъект и экономический район России.

Познавательные: выполнять действия по алгоритму.

Регулятивные: выполнять самоконтроль, коррекцию и оценивание своей работы.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Рефлексия по итогам урока.

Кто бывал в Калининградской области? Кто впечатлился или заинтересовался ею сегодня на уроке?

Чтение стихотворения «Калининград – красивый, величавый!».

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Личностные: выполнять самооценку на основе критерия успешности, следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям, адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации.

 

Домашнее задание: прочитать п.30; составить рекламный тур в Калининградскую область или создать буклет по теме.

ИНСТРУКЦИЯ для работы в группах.

Прочитать дополнительный материал по теме.

Использовать домашний материал – поисковая работа «Интересные сведения и факты о Калининградской области», п.30 учебника.

Письменно ответить на вопросы из маршрутного листа.

Составить логически-опорную схему по теме (Инструкция по составлению ЛОС прилагается).

Составить план выступления одного участника от группы, рассказ по теме (опираясь на ответы в маршрутном листе, ЛОС, дополнительный материал), работа с картой.

Дополнить единую ЛОС на доске.

 

ГЕОГРАФИЯ, 9 класс.

ТЕМА: Калининградская область.

Группа №1

История и географическое положение.

Калининградская область образована в результате победы Советского Союза над Германией. По решению Потсдамской конференции в 1945 году 1/3 территории бывшей Восточной Пруссии с городом Кенигсбергом вошла в состав СССР. 7 апреля 1946 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Об образовании Кёнигсбергской области в составе РСФСР», а 4 июля ее административный центр был переименован в Калининград, а область – в Калининградскую.

Площадь территории области – 15,1 тыс. км2 (самая маленькая область России).

Область расположена в Центральной Европе и является самой западной частью Российской Федерации.

После распада СССР является полуэксклавом России, так как не имеет с основной территорией страны общей сухопутной границы, но соединена с ней морем. На юге граничит с Польшей, на севере и востоке – с Литвой. На западе омывается Балтийским морем и его заливами – Куршским, Калининградским (Вислинским), которые отделены от моря песчаными косами Куршской и Балтийской; участок песчаной Балтийской Косы – западная точка РФ).

Большую роль в Калининградской области играет морской транспорт. Вблизи Калининграда, в городе Балтийске, находится главная база российского флота на Балтийском море. Калининградский порт – один из важнейших морских портов России в Балтийском море (единственный незамерзающий), крупный центр морского рыболовства и внешней торговли.

Входит в состав Северо-Западного федерального округа и Калининградского экономического района.

 

Вопрос

Ответ

 

Частью какого государства в прошлом являлась Калининградская область?

Германия

 

В каком году образована область в границах России?

1946

 

Довоенное название главного города Калининградской области.

Кёнигсберг

 

В чем выражается особое географическое положение области?

ПОЛУЭКСКЛАВ – не имеет границ с другими регионами России, омывается Балтийским морем (Куршским, Калининградским (Вислинским) заливами), граничит с Польшей и Литвой.

Участок песчаной Балтийской Косы – западная точка РФ.

Самый маленький регион РФ.

 

Достоинства и недостатки положения области.

Достоинства – приморское положение, наличие незамерзающего порта.

Недостатки – удаленность от основной территории страны, границы со странами НАТО.

 

ГЕОГРАФИЯ, 9 класс.

ТЕМА: Калининградская область.

Группа №2

Природно-ресурсный потенциал.

Климат Калининградской области обусловлен её географическим положением и является переходным от морского к умеренно континентальному.

Область богата реками. Крупнейшие – Неман и Преголя, к бассейну этих двух рек относится бо́льшая часть территории области. Не относящиеся к бассейнам Немана и Преголи реки впадают либо в пресноводный Куршский, либо в слабосоленый Калининградский залив. Лишь небольшое количество малых рек впадает непосредственно в Балтийское море.

Виштыне́цкое озеро, иногда называется «Европейским Байкалом» расположено на границе РФ и Литвы – это самое крупное, а также глубокое и чистое озеро Калининградской области.

Рельеф области – всхолмлённая равнина (Восточно-Европейская), отдельные участки которой находятся ниже уровня моря (это Нижненеманская низменность и низменность в низовьях рек Неман и Дейма).

Самые низменные территории области расположены на севере; это так называемые польдеры – земли постоянно находящиеся под угрозой затопления и огороженные дамбами. Рельеф области окончательно сформировался под влиянием Валдайского ледника, который сползал к морю в период от 70 до 11 тысяч лет назад.

В области разведаны многочисленные залежи торфа (на побережье Куршского и Калининградского заливов, в долине реки Преголя), бурого угля, добывается нефть (добывается на суше и на шельфе Балтийского моря; крупнейшее в Калининградской области Кравцовское месторождение).

На суше, а также на дне Балтийского моря известны проявления железных руд, цветных и редких металлов; обнаружена каменная соль, фосфориты.

К важным полезным ископаемым в регионе относится янтарь. Здесь находится единственный в мире карьер по добыче янтаря, запасы которого составляют более 90% мировых. Янтарные месторождения находятся в основном в северо-западной части Самбийского полуострова. Самым крупным является Пальмикенское месторождение.

Лесные ресурсы незначительны. Смешанные и широколиственные леса занимают всего 18% территории, при этом 40% лесов – искусственного происхождения. Леса имеют в основном природоохранное и рекреационное значение.

 

Вопрос

Ответ

 

У местного населения есть поговорка: «Если вам не нравится калининградская погода, подождите 15 минут, она переменится». Каков климат области?

Климатический пояс переходный от умеренно континентального к морскому с мягкой зимой и прохладным летом.

 

Внутренние воды.

Куршский и Калининградский заливы; реки Неман и Преголя; Виштыне́цкое озеро.

 

Особенности рельефа.

Всхолмленная равнина – Восточно-Европейская (работа древнего ледника). На севере области – польдеры – земли постоянно находящиеся под угрозой затопления и огороженные дамбами.

 

Важнейшие полезные ископаемые.

На побережье Куршского и Калининградского заливов, в долине реки Преголя – торф.

На суше и на шельфе Балтийского моря – нефть.

Единственный в мире карьер по добыче янтаря, запасы которого составляют более 90% мировых.

 

ГЕОГРАФИЯ, 9 класс.

ТЕМА: Калининградская область.

Группа №3

Население. Рекреационные ресурсы.

На 1 февраля 2024 численность населения (постоянных жителей) Калининградской области составляет 1 012 512 человек, в основном русские (более 80%).

Плотность – 68,25 чел./км². Доля городского населения – 76,66 %. Главные города области: Калининград, Советск, Черняховск, Балтийск.

Калининградская область богата историко-культурными достопримечательностями (крепости, замки). В основном они сосредоточены в Калининграде, одном из старейших европейских городов.

К важнейшим составляющим природного потенциала Калининградской области относятся: выгодное географическое положение, наличие незамерзающего морского побережья, мягкий умеренный климат, равнинный рельеф и живописные ландшафты, наличие природных лечебных ресурсов.

Города-курорты Светлогорск–Отрадное и Зеленоградск признаны курортами федерального значения и, в соответствии с законодательством Российской Федерации, являются особо охраняемыми природными территориями.

Всемирно известный национальный парк «Куршская коса» находится в Зеленоградском районе Калининградской области.

Куршская коса расположена на территориях двух стран – Литовской Республики и Российской Федерации. Цель учреждения обоих национальных парков одна и та же – сохранить Куршскую косу, интегрированное образование природы и культуры и её индивидуальные элементы, уделяя особое внимание охране культурного ландшафта, имеющего выдающуюся универсальную ценность.

В 2000 году Куршская коса признана объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО (это самая крупная песчаная пересыпь в мире).

Другая диковинка здешних мест – «Танцующий лес» – участок хвойного леса, расположенный на 37-м километре Куршской косы, рядом с поселком Рыбачий. Его название связано с соснами, стволы которых причудливо изогнулись, как будто в танце. Деревья такой аномальной формы встречаются не во всем парке, а лишь в одной его части. Почему этот лес начал «танцевать» – учёные до сих пор не знают.

Небольшой городок Янтарный знаменит карьером по добыче солнечного камня.

Балтийск – это основа военно-морского флота России на западе. В городе все напоминает об этом

 

Вопрос

Ответ

 

Особенности населения.

Более 1 млн. человек (2024 г.).

Плотность населения – 68 чел./км2.

В рейтинге густонаселенности область занимает третье место.

Доля городского населения – 77 %.

Главные города области: Калининград, Советск, Черняховск, Балтийск.

Национальный состав: русские (более 80%), а также

белорусы и др.

 

Рекреационные ресурсы.

Историко-культурные (крепости и замки), природные (янтарь, море, заливы, пляжи с косами).

Национальный парк «Куршская коса», объект Всемирного наследия ЮНЕСКО (это самая крупная песчаная пересыпь в мире) с 2000 года.

«Танцующий лес» – участок хвойного леса, расположенный на 37-м километре Куршской косы, рядом с поселком Рыбачий.

 

ГЕОГРАФИЯ, 9 класс.

ТЕМА: Калининградская область.

Группа №4

Промышленность. Особая экономическая зона.

Промышленность Калининградской области, одна из важнейших отраслей хозяйства субъекта РФ, представленная добычей полезных ископаемых и разнообразными обрабатывающими производствами.

В структуре добычи полезных ископаемых (по стоимости, 2022) на долю нефти и природного газа приходится 71,5 %, других полезных ископаемых (торфа, строительных материалов и янтаря) – 28,5 %.

АО «Калининградский янтарный комбинат» – крупнейшее в мире и единственное в России предприятие, которое ведёт промышленную добычу янтаря, вблизи поселка Янтарный, где сосредоточено около 90 % мировых запасов янтаря возрастом около 50 миллионов лет.

Структура обрабатывающих производств по отраслям и видам продукции (по стоимости; 2022): пищевая промышленность 52,3 %, выпуск машин, оборудования и транспортных средств 24,0 %, производство химических продуктов и фармацевтических препаратов 5,7 %, деревообрабатывающая, мебельная, целлюлозно-бумажная и полиграфическая промышленность 3,7 %, производство электротехнического и электронного оборудования 3,8 %, металлоизделий 4,2 %, неметаллической минеральной продукции 2,5 %, нефтепродуктов, резиновых и пластмассовых изделий 1,6 %, ремонт и монтаж оборудования 1,7 %, лёгкая промышленность 0,5 %.

Машиностроение (АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» – единственное российское судостроительное предприятие, которое расположено в юго-восточной незамерзающей части Балтики. Образован в 1945 году после окончания Второй мировой войны на базе немецкой верфи «Шихау». Основу его деятельности составляют постройка, обслуживание и ремонт военных кораблей.).

В развитии обрабатывающей промышленности первостепенную роль сыграла особая экономическая зона (ОЭЗ), которая учреждена в 1991 как свободная экономическая зона (СЭЗ) «Янтарь» на всей территории области.

Статус ОЭЗ 1996 стимулировал развитие отраслей и производств, обеспечивающих частичное импортозамещение; налоговые льготы закона об ОЭЗ 2006 способствовали преимущественному развитию экспортно ориентированных производств; в 2018 срок действия режима ОЭЗ был увеличен с 2031 до 2045 на всей территории региона, включая примыкающие к территории Калининградской области внутренние морские воды и территориальное море РФ.

ОЭЗ – важный механизм привлечения инвестиций, способ улучшения социально-экономического положения. Для инвесторов деятельность в рамках ОЭЗ – это возможность вести бизнес в условиях сниженных административных барьеров и поддержки со стороны государства.

 

Вопрос

Ответ

 

Важнейшие отрасли специализации хозяйства, крупнейшие заводы.

Добывающая промышленность (нефть, газ, торф, янтарь и др.).

АО «Калининградский янтарный комбинат» – крупнейшее в мире и единственное в России предприятие, которое ведёт промышленную добычу янтаря, вблизи поселка Янтарный, где сосредоточено около 90 % мировых запасов янтаря возрастом около 50 миллионов лет.

Обрабатывающая промышленность – машиностроение

(АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» – единственное российское судостроительное предприятие, которое расположено в юго-восточной незамерзающей части Балтики; основу его деятельности составляют постройка, обслуживание и ремонт военных кораблей).

Рекреационное хозяйство и туризм.

 

Статус области. Что это значит?

ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА (ОЭЗ) ; особые налоговые и таможенные условия.

 

ИНСТРУКЦИЯ по составлению логически-опорной схемы (ЛОС).

При построении ЛОК и ЛОС целесообразно соблюдать ряд условий:

разделить учебный материал на смысловые блоки и продумать способы изображения содержания каждого блока, т. е. подобрать определенные знаки, символы, рисунки; продумать схематический способ кодирования информации;

все смысловые блоки должны быть тесно связаны между собой по содержанию и создавать условия для выявления причинно-следственных связей между изучаемыми объектами и явлениями;

общая схема содержания материала изображается в форме единого опорного логического конспекта.

Логические опорные конспекты или схемы должны удовлетворять следующим основным требованиям:

Лаконичность (коротко, сжато).

Структурность.

Взаимосвязь.

Акцентирование.

Унификация (использование аббревиатуры и условных знаков).

Оригинальность.

 

ПРАВИЛА составления СИНКВЕЙНА:

1 строка – 1 существительное (слово/словосочетание), выражающее тему;

2 строка – 2 прилагательных, выражающих главную мысль;

3 строка – 3 глагола/причастия, описывающих действия в рамках темы;

4 строка – фраза/предложение, несущая/ее определенный смысл (личное отношение к первому);

5 строка – слово/словосочетание, заключение, резюме (синоним, который повторяет суть темы).

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.