Конспект урока географии на тему «Калининградская область» (9 класс)
Е. А. Стромилова, учитель географии МБОУ СОШ №26
Конспект урока географии в 9 классе
Тема: «Калининградская область».
Калининград – самый западный в России,
Исторический янтарный уголок,
Самый главный прибалтийский город в мире,
Знаменитый город-парк и город-порт.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: формирование географического образа Калининградской области.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
Знать: понятие «полуэксклав», «особая экономическая зона».
Уметь: определять экономико-географическое положение, природно-ресурсный потенциал, особенности населения и хозяйства изучаемой территории.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно ставить и формулировать задачи, осуществлять контроль своей деятельности, оценивать правильность выполнения учебных задач, развивать мотивы познавательной деятельности.
Познавательные: работать с текстом и внетекстовыми компонентами, находить ответы на вопросы, выделять главную мысль, составлять логически-опорную схему, выступление.
Коммуникативные: участие в групповом обсуждении проблемы, обмен мнениями, подготовка плана ответа.
Личностные:
сохранять мотивацию к учебной деятельности, проявлять интерес к новому материалу, выражать положительное отношение к процессу познания, осознавать потребность в географических знаниях.
Формы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: административная карта РФ, видеосюжет, презентация, учебник, тетрадь, атлас, маршрутный лист с заданиями и дополнительным материалом (а также домашняя поисковая работа), инструкции для работы в группах, по составлению логически-опорной схемы (ЛОС), синквейна, листы формата А-4, фломастеры, стихотворение.
Технологическая карта урока
Компоненты урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
УУД |
Организационный момент. |
Приветствие, создание доброжелательной обстановки, проверка готовности к уроку. |
Приветствие, настрой на урок. |
Регулятивные: самостоятельно организовывать рабочее место, настрой на продуктивную работу. |
Актуализация знаний, выход на тему. |
Чтение стихотворения. Административным центром какого субъекта РФ является город Калининград? |
Работа с эпиграфом к уроку. Определение и запись темы урока. |
Познавательные: осознано и произвольно строить речевые высказывания. Регулятивные: управлять волевой саморегуляцией в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументировать свое мнение и позицию, учитывать разные мнения. |
Постановка учебной задачи через демонстрацию видео. Постановка проблемного вопроса. |
Что Вы знаете о Калининградской области на данный момент? Демонстрация видеосюжета о Калининградской области. Постановка проблемного вопроса: Почему Калининградскую область выделяют как отдельный экономический район? Какие вопросы мы разбираем, изучая экономические районы России? Сформулируйте цель и задачи урока. |
Ответы на вопросы, используя имеющиеся знания, видеосюжет, карту. Постановка цели урока: изучить Калининградскую область. Постановка задач через вопросы плана характеристики района России (особенности, экономико-географическое положение, природно-ресурсный потенциал, население и хозяйство). |
Личностные: действие смыслообразования – установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Коммуникативные: слушать собеседника, использование речи для регуляции своего действия, контролировать действия партнёра, эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. |
Решение учебной задачи.
|
Для групповой работы предлагаются: инструкция для работы в группах, маршрутный лист с вопросами и дополнительным материалом (а также домашняя поисковая работа), инструкция по составлению (ЛОС). |
Работа в группах по маршрутному листу (7 минут). Составление ЛОС. Составление плана выступления одного участника группы – рассказ по теме (опираясь на ответы в маршрутном листе, ЛОС, дополнительный материал), работа с картой. Выступление участника группы. Оформление единой ЛОС на доске. |
Личностные: организация себя на выполнение поставленной задачи, осознание ответственности за общее дело, следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Познавательные: анализ объекта с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение использовать знаково-символические средства, структурировать знания, преобразовывать информацию в схему, строить рассказ в форме связи простых суждений об объекте при использовании карты. Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли, умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию. Регулятивные: составление плана и последовательности действий, контроль и оценка своих действий, коррекция. |
Физминутка.
|
Закройте глаза, представьте себя в Калининградской области. Откройте глаза и укажите руками на объект или район на карте. Покажите руками путь движения: Из Читы в Калининград. Из Калининграда в Читу. |
Выполнение упражнений. |
Регулятивные: провести физическую разгрузку в ходе работы. |
Проведение практикума. |
Для индивидуальной работы предлагается инструкция по составлению синквейна – правила составления синквейна. Возвращение к проблемному вопросу, поставленному в начале урока: Почему Калининградскую область выделяют как отдельный экономический район? Попробуйте переформулировать, дополнить тему урока. |
Индивидуальная работа по составлению синквейна. Проверка. Формулировка вывода: Калининградскую область выделяют как отдельный экономический район потому что: она имеет особую историю, особенное положение, особый статус, поэтому мы изучаем ее отдельно, как экономический район в составе одной области. Новое звучание темы урока: Калининградская область – субъект и экономический район России. |
Познавательные: выполнять действия по алгоритму. Регулятивные: выполнять самоконтроль, коррекцию и оценивание своей работы. Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, использовать критерии для обоснования своего суждения. |
Рефлексия по итогам урока. |
Кто бывал в Калининградской области? Кто впечатлился или заинтересовался ею сегодня на уроке? |
Чтение стихотворения «Калининград – красивый, величавый!». |
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Личностные: выполнять самооценку на основе критерия успешности, следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям, адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности. Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации. |
Домашнее задание: прочитать п.30; составить рекламный тур в Калининградскую область или создать буклет по теме.
ИНСТРУКЦИЯ для работы в группах.
Прочитать дополнительный материал по теме.
Использовать домашний материал – поисковая работа «Интересные сведения и факты о Калининградской области», п.30 учебника.
Письменно ответить на вопросы из маршрутного листа.
Составить логически-опорную схему по теме (Инструкция по составлению ЛОС прилагается).
Составить план выступления одного участника от группы, рассказ по теме (опираясь на ответы в маршрутном листе, ЛОС, дополнительный материал), работа с картой.
Дополнить единую ЛОС на доске.
ГЕОГРАФИЯ, 9 класс.
ТЕМА: Калининградская область.
Группа №1
История и географическое положение.
Калининградская область образована в результате победы Советского Союза над Германией. По решению Потсдамской конференции в 1945 году 1/3 территории бывшей Восточной Пруссии с городом Кенигсбергом вошла в состав СССР. 7 апреля 1946 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Об образовании Кёнигсбергской области в составе РСФСР», а 4 июля ее административный центр был переименован в Калининград, а область – в Калининградскую.
Площадь территории области – 15,1 тыс. км2 (самая маленькая область России).
Область расположена в Центральной Европе и является самой западной частью Российской Федерации.
После распада СССР является полуэксклавом России, так как не имеет с основной территорией страны общей сухопутной границы, но соединена с ней морем. На юге граничит с Польшей, на севере и востоке – с Литвой. На западе омывается Балтийским морем и его заливами – Куршским, Калининградским (Вислинским), которые отделены от моря песчаными косами Куршской и Балтийской; участок песчаной Балтийской Косы – западная точка РФ).
Большую роль в Калининградской области играет морской транспорт. Вблизи Калининграда, в городе Балтийске, находится главная база российского флота на Балтийском море. Калининградский порт – один из важнейших морских портов России в Балтийском море (единственный незамерзающий), крупный центр морского рыболовства и внешней торговли.
Входит в состав Северо-Западного федерального округа и Калининградского экономического района.
№ |
Вопрос |
Ответ |
|
Частью какого государства в прошлом являлась Калининградская область? |
Германия |
|
В каком году образована область в границах России? |
1946 |
|
Довоенное название главного города Калининградской области. |
Кёнигсберг |
|
В чем выражается особое географическое положение области? |
ПОЛУЭКСКЛАВ – не имеет границ с другими регионами России, омывается Балтийским морем (Куршским, Калининградским (Вислинским) заливами), граничит с Польшей и Литвой. Участок песчаной Балтийской Косы – западная точка РФ. Самый маленький регион РФ. |
|
Достоинства и недостатки положения области. |
Достоинства – приморское положение, наличие незамерзающего порта. Недостатки – удаленность от основной территории страны, границы со странами НАТО. |
ГЕОГРАФИЯ, 9 класс.
ТЕМА: Калининградская область.
Группа №2
Природно-ресурсный потенциал.
Климат Калининградской области обусловлен её географическим положением и является переходным от морского к умеренно континентальному.
Область богата реками. Крупнейшие – Неман и Преголя, к бассейну этих двух рек относится бо́льшая часть территории области. Не относящиеся к бассейнам Немана и Преголи реки впадают либо в пресноводный Куршский, либо в слабосоленый Калининградский залив. Лишь небольшое количество малых рек впадает непосредственно в Балтийское море.
Виштыне́цкое озеро, иногда называется «Европейским Байкалом» расположено на границе РФ и Литвы – это самое крупное, а также глубокое и чистое озеро Калининградской области.
Рельеф области – всхолмлённая равнина (Восточно-Европейская), отдельные участки которой находятся ниже уровня моря (это Нижненеманская низменность и низменность в низовьях рек Неман и Дейма).
Самые низменные территории области расположены на севере; это так называемые польдеры – земли постоянно находящиеся под угрозой затопления и огороженные дамбами. Рельеф области окончательно сформировался под влиянием Валдайского ледника, который сползал к морю в период от 70 до 11 тысяч лет назад.
В области разведаны многочисленные залежи торфа (на побережье Куршского и Калининградского заливов, в долине реки Преголя), бурого угля, добывается нефть (добывается на суше и на шельфе Балтийского моря; крупнейшее в Калининградской области Кравцовское месторождение).
На суше, а также на дне Балтийского моря известны проявления железных руд, цветных и редких металлов; обнаружена каменная соль, фосфориты.
К важным полезным ископаемым в регионе относится янтарь. Здесь находится единственный в мире карьер по добыче янтаря, запасы которого составляют более 90% мировых. Янтарные месторождения находятся в основном в северо-западной части Самбийского полуострова. Самым крупным является Пальмикенское месторождение.
Лесные ресурсы незначительны. Смешанные и широколиственные леса занимают всего 18% территории, при этом 40% лесов – искусственного происхождения. Леса имеют в основном природоохранное и рекреационное значение.
№ |
Вопрос |
Ответ |
|
У местного населения есть поговорка: «Если вам не нравится калининградская погода, подождите 15 минут, она переменится». Каков климат области? |
Климатический пояс переходный от умеренно континентального к морскому с мягкой зимой и прохладным летом. |
|
Внутренние воды. |
Куршский и Калининградский заливы; реки Неман и Преголя; Виштыне́цкое озеро. |
|
Особенности рельефа. |
Всхолмленная равнина – Восточно-Европейская (работа древнего ледника). На севере области – польдеры – земли постоянно находящиеся под угрозой затопления и огороженные дамбами. |
|
Важнейшие полезные ископаемые. |
На побережье Куршского и Калининградского заливов, в долине реки Преголя – торф. На суше и на шельфе Балтийского моря – нефть. Единственный в мире карьер по добыче янтаря, запасы которого составляют более 90% мировых. |
ГЕОГРАФИЯ, 9 класс.
ТЕМА: Калининградская область.
Группа №3
Население. Рекреационные ресурсы.
На 1 февраля 2024 численность населения (постоянных жителей) Калининградской области составляет 1 012 512 человек, в основном русские (более 80%).
Плотность – 68,25 чел./км². Доля городского населения – 76,66 %. Главные города области: Калининград, Советск, Черняховск, Балтийск.
Калининградская область богата историко-культурными достопримечательностями (крепости, замки). В основном они сосредоточены в Калининграде, одном из старейших европейских городов.
К важнейшим составляющим природного потенциала Калининградской области относятся: выгодное географическое положение, наличие незамерзающего морского побережья, мягкий умеренный климат, равнинный рельеф и живописные ландшафты, наличие природных лечебных ресурсов.
Города-курорты Светлогорск–Отрадное и Зеленоградск признаны курортами федерального значения и, в соответствии с законодательством Российской Федерации, являются особо охраняемыми природными территориями.
Всемирно известный национальный парк «Куршская коса» находится в Зеленоградском районе Калининградской области.
Куршская коса расположена на территориях двух стран – Литовской Республики и Российской Федерации. Цель учреждения обоих национальных парков одна и та же – сохранить Куршскую косу, интегрированное образование природы и культуры и её индивидуальные элементы, уделяя особое внимание охране культурного ландшафта, имеющего выдающуюся универсальную ценность.
В 2000 году Куршская коса признана объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО (это самая крупная песчаная пересыпь в мире).
Другая диковинка здешних мест – «Танцующий лес» – участок хвойного леса, расположенный на 37-м километре Куршской косы, рядом с поселком Рыбачий. Его название связано с соснами, стволы которых причудливо изогнулись, как будто в танце. Деревья такой аномальной формы встречаются не во всем парке, а лишь в одной его части. Почему этот лес начал «танцевать» – учёные до сих пор не знают.
Небольшой городок Янтарный знаменит карьером по добыче солнечного камня.
Балтийск – это основа военно-морского флота России на западе. В городе все напоминает об этом
№ |
Вопрос |
Ответ |
|
Особенности населения. |
Более 1 млн. человек (2024 г.). Плотность населения – 68 чел./км2. В рейтинге густонаселенности область занимает третье место. Доля городского населения – 77 %. Главные города области: Калининград, Советск, Черняховск, Балтийск. Национальный состав: русские (более 80%), а также белорусы и др. |
|
Рекреационные ресурсы. |
Историко-культурные (крепости и замки), природные (янтарь, море, заливы, пляжи с косами). Национальный парк «Куршская коса», объект Всемирного наследия ЮНЕСКО (это самая крупная песчаная пересыпь в мире) с 2000 года. «Танцующий лес» – участок хвойного леса, расположенный на 37-м километре Куршской косы, рядом с поселком Рыбачий. |
ГЕОГРАФИЯ, 9 класс.
ТЕМА: Калининградская область.
Группа №4
Промышленность. Особая экономическая зона.
Промышленность Калининградской области, одна из важнейших отраслей хозяйства субъекта РФ, представленная добычей полезных ископаемых и разнообразными обрабатывающими производствами.
В структуре добычи полезных ископаемых (по стоимости, 2022) на долю нефти и природного газа приходится 71,5 %, других полезных ископаемых (торфа, строительных материалов и янтаря) – 28,5 %.
АО «Калининградский янтарный комбинат» – крупнейшее в мире и единственное в России предприятие, которое ведёт промышленную добычу янтаря, вблизи поселка Янтарный, где сосредоточено около 90 % мировых запасов янтаря возрастом около 50 миллионов лет.
Структура обрабатывающих производств по отраслям и видам продукции (по стоимости; 2022): пищевая промышленность 52,3 %, выпуск машин, оборудования и транспортных средств 24,0 %, производство химических продуктов и фармацевтических препаратов 5,7 %, деревообрабатывающая, мебельная, целлюлозно-бумажная и полиграфическая промышленность 3,7 %, производство электротехнического и электронного оборудования 3,8 %, металлоизделий 4,2 %, неметаллической минеральной продукции 2,5 %, нефтепродуктов, резиновых и пластмассовых изделий 1,6 %, ремонт и монтаж оборудования 1,7 %, лёгкая промышленность 0,5 %.
Машиностроение (АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» – единственное российское судостроительное предприятие, которое расположено в юго-восточной незамерзающей части Балтики. Образован в 1945 году после окончания Второй мировой войны на базе немецкой верфи «Шихау». Основу его деятельности составляют постройка, обслуживание и ремонт военных кораблей.).
В развитии обрабатывающей промышленности первостепенную роль сыграла особая экономическая зона (ОЭЗ), которая учреждена в 1991 как свободная экономическая зона (СЭЗ) «Янтарь» на всей территории области.
Статус ОЭЗ 1996 стимулировал развитие отраслей и производств, обеспечивающих частичное импортозамещение; налоговые льготы закона об ОЭЗ 2006 способствовали преимущественному развитию экспортно ориентированных производств; в 2018 срок действия режима ОЭЗ был увеличен с 2031 до 2045 на всей территории региона, включая примыкающие к территории Калининградской области внутренние морские воды и территориальное море РФ.
ОЭЗ – важный механизм привлечения инвестиций, способ улучшения социально-экономического положения. Для инвесторов деятельность в рамках ОЭЗ – это возможность вести бизнес в условиях сниженных административных барьеров и поддержки со стороны государства.
№ |
Вопрос |
Ответ |
|
Важнейшие отрасли специализации хозяйства, крупнейшие заводы. |
Добывающая промышленность (нефть, газ, торф, янтарь и др.). АО «Калининградский янтарный комбинат» – крупнейшее в мире и единственное в России предприятие, которое ведёт промышленную добычу янтаря, вблизи поселка Янтарный, где сосредоточено около 90 % мировых запасов янтаря возрастом около 50 миллионов лет. Обрабатывающая промышленность – машиностроение (АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» – единственное российское судостроительное предприятие, которое расположено в юго-восточной незамерзающей части Балтики; основу его деятельности составляют постройка, обслуживание и ремонт военных кораблей). Рекреационное хозяйство и туризм. |
|
Статус области. Что это значит? |
ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА (ОЭЗ) ; особые налоговые и таможенные условия. |
ИНСТРУКЦИЯ по составлению логически-опорной схемы (ЛОС).
При построении ЛОК и ЛОС целесообразно соблюдать ряд условий:
разделить учебный материал на смысловые блоки и продумать способы изображения содержания каждого блока, т. е. подобрать определенные знаки, символы, рисунки; продумать схематический способ кодирования информации;
все смысловые блоки должны быть тесно связаны между собой по содержанию и создавать условия для выявления причинно-следственных связей между изучаемыми объектами и явлениями;
общая схема содержания материала изображается в форме единого опорного логического конспекта.
Логические опорные конспекты или схемы должны удовлетворять следующим основным требованиям:
Лаконичность (коротко, сжато).
Структурность.
Взаимосвязь.
Акцентирование.
Унификация (использование аббревиатуры и условных знаков).
Оригинальность.
ПРАВИЛА составления СИНКВЕЙНА:
1 строка – 1 существительное (слово/словосочетание), выражающее тему;
2 строка – 2 прилагательных, выражающих главную мысль;
3 строка – 3 глагола/причастия, описывающих действия в рамках темы;
4 строка – фраза/предложение, несущая/ее определенный смысл (личное отношение к первому);
5 строка – слово/словосочетание, заключение, резюме (синоним, который повторяет суть темы).