Технологическая карта урока географии в 8 классе «Горные области. Охрана природы»
Пояснительная записка к презентации
КостроваЕС_Презентация к уроку"Горные области.Охрана прир."
PPTX / 6.39 Мб
Предмет: география
Класс: 8
Учебник: «География. Россия: природа, население, хозяйство.», В.П. Дронов, Л.Е. Савельева, УМК «СФЕРЫ»
Учитель: Кострова Евгения Сергеевна, МБОУ СОШ № 30 г. Костромы
Тема урока: «Горные области. Охрана природы»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Технология урока: технология проблемного обучения.
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, парная.
Цель урока: углубить знания о высотной поясности и выявить закономерность смены природных условий в горах.
Задачи:
показать взаимосвязь компонентов в высотных природных комплексах, их смену по мере подъема в горы;
познакомить с проявлениями высотной поясности в различных горах;
познакомить с влиянием гор на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность человека;
выяснить, какое природопользование называют рациональным.
Планируемые результаты:
Личностные: определить границы собственного знания и незнания;
Метапредметные: иметь возможность высказать свою точку зрения, учиться определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, делать выводы; развитие способности к самостоятельному приобретению знаний, практических навыков и умений по анализу текста, рисунка-схемы и карты.
Предметные: знать понятия «высотная поясность», «рациональное природопользование». Формирование универсальных учебных действий (УУД):
Личностные: умение удерживать концентрацию внимания, формирование учебно-познавательного интереса;
Регулятивные: коррекция своих знаний, контроль в форме сличения результата с заданным эталоном; совершенствовать умения работать с картой.
Познавательные: (общеучебные) умение осознанно строить речевое высказывание, поиск и выделение необходимой информации; (логические) соотнесение текста со схемой, обобщение, сравнение, анализ.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, работать в паре.
Ход урока:
Этапы урока |
Содержание |
Реализация |
Время |
1. Мотивация к учебной деятельности |
Ребята задают друг другу вопросы по всему пройденному материалу. При ответе можно пользоваться учебником и записями в тетрадях. |
Проговор в парах. Взаимооценка (выставляется друг другу в лист учёта знаний). |
3 мин. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии |
1) Тест: 1. Полупустыни и пустыни в России находятся: а) на Восточно-Европейской равнине б) на Западно-Сибирской равнине в) в Восточной Сибири г) на Дальнем Востоке 2. Население зоны полупустынь и пустынь НЕ задействовано: а) в добыче газа б) в животноводстве в) в добыче железной руды г) в растениеводстве 3. Почвы полупустынь и пустынь: а) бурые в) серые б) подзолистые г) глеевые 4. Город, который находится в зоне полупустынь и пустынь: а) Архангельск в) Рязань б) Анадырь г) Астрахань 5. Ярким представителем пустынь и полупустынь является: а) лось, полынь в) тушканчик, лиственница б) тушканчик, полынь г) тетерев, эфедра |
Ответы (на слайде): 1-а 2-в 3-а 4-г 5-б Взаимопроверка и взаимооценка (выставляется друг другу в лист учёта знаний). |
10 мин. |
2) – Какие из этих растений не встречаются в тундре? |
Слайд (ответ - земляника): ягель земляника карликовая берёзка полярная ива голубика |
||
3) – Что это? |
Слайд (ответ - эры):
Ar PR PZ MZ KZ
|
||
4) – В честь какого путешественника названа крайняя восточная точка России? |
Слайд пустой (ответ – Семён Дежнёв) |
||
5) – Что лишнее и почему? |
Слайд (ответ – Амур, так как имеет летнее половодье из-за муссонных дождей): Лена, Енисей, Амур |
||
6) – Что может быть карстовым, ледниковым, тектоническим? |
Слайд пустой (ответ – озеро) |
||
7) – Перечислите природные зоны России с севера на юг |
|||
8) – Откройте атлас «Природные зоны России» - Все ли природные зоны вы изучили? Какие не изучили? - Гора же не распространяется на многие километры, как природные зоны. Почему в природных зонах эти области выделили отдельно? |
Атлас (стр. 20) Ответ: нет. Не изучили горные области высотной поясности. Ответ затруднён. |
||
3. Выявление места и причины затруднения |
- Что нужно сделать, чтобы узнать об особенностях этой природной зоны? - Сможем ли мы использовать план прошлых уроков? Что именно сможем? |
Ответ: изучить новый материал. |
1 мин. |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения |
1) – Сформулируйте цель урока. 2) – Работать будете в паре по параграфу 45, отвечая письменно (в тетради) на вопросы на слайде. |
Ответ: изучить особенности природной зоны «Области высотной поясности». |
1 мин. |
5. Реализация проекта выхода из затруднения |
- Изучите материал учебника (с.126). Определите, высотная поясность каких гор представлена на рисунках на слайде: Кавказ, Алтай, Становое нагорье? Объясните свой выбор. |
Работа в парах. На слайде: |
15 мин. |
6. Первичное закрепление с проговариванием |
Проверка и оценивание работы в парах. - Какая особенность в распределении природных поясов наблюдается в горах? - От чего зависит характер высотной поясности? |
Ответ:1-в, 2-а, 3-б. Выставление отметок за работу в паре в листах учёта знаний. Ответ: от высоты гор и удалённости от океана. |
4 мин. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
-Учебники закройте. Выполните аналогичное задание, но уже самостоятельно, используя карты атласа. |
На слайде: Индивидуальная работа. Слайд (ответ: 1- б, 2 – в, 3 - а). Самопроверка со слайда и самооценка своей работы. Фиксация отметки за проверочную работу в листах учёта знаний. |
4 мин. |
8. Включение в систему знаний и повторение |
1) Объясните такое распределение хозяйственной деятельности человека в горах. 2) Почему альпийские луга в горах имеют более сочные травы, чем на лугах равнинных? 3) Приспособление людей вести земледелие террасовым способом. 4) Изучите параграф 46 и сделайте вывод «Что называют рациональным природопользованием?» |
Фронтальная работа. Учебник (с.127), рис.2.6.34 Слайд:
Учебник (с.128-129) |
5 мин. |
9. Рефлексия учебной деятельности |
- Какой была цель урока? - Достигли ли вы этой цели? - В каких горах России вы бы хотели побывать? Почему? -Поставьте себе оценку за урок в лист учёта знаний по 5-бальной шкале. - Д/з: повторить параграфы 37-46; в контурных картах отметить крупные заповедники России |
Фиксация самооценки урока в листах учёта знаний. |
2 мин. |